Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Святые Мученицы Домнина Виринея (Вероника) и Проскудия




(около 306 г Память 17/4ст. ст. октября)

 

В самом начале четвёртого века, в Антиохии жила одна благочестивая христианка, её звали Домнина. Домнина была знатная и богатая Антиохиянка, у неё было две дочери, тоже христианки, Виринея (Вероника) и Проскудия. Святая Домнина растила их в чистоте и целомудрии. Но муж её был язычник.

В тоже время, император Деоклитиан издаёт указ о начале гонений на христиан. Это были самые суровые и кровавые гонения, за первые три века христианства. Сжигались книги, рушились храмы, а самих христиан подвергали изощрённым мучениям и предавали лютой смерти.

И вот указ дошёл до Антиохии. Местным властям и судьям повелевалось, дабы они оповещали граждан и принуждали их к тому, чтобы каждый «добропорядочный» гражданин, доносил на христиан. Будь то брат, сестра, жена, муж, отец, дочь, мать и так далее. В городе поднялось страшное волнение и Домнина с дочерьми бежали из Антиохии в Едессу. Потому что оставаться в Антиохии было просто невозможно, если можно так выразится, разразилась страшная война. Братья предавали братьев, отцы детей, мужья жен, все права родства были попираемы, вся вселенная была в смятении, и никто тогда никого не признавал, потому что диавол владычествовал с чрезмерной силой. Итак, среди такого смятения и войны эти жены, если только можно называть их женами, так как в женском теле они показали дух мужей, или лучше не только показали дух мужей, но и превзошли самую природу и состязались с бестелесными силами. Итак эти жены, оставив город и дом и родных, направились в чужой город. И вот вышла из дома жена, имея при себе двух дочерей. Не пропустим этого без внимания, слыша, что вышли женщины, благородно воспитанные и никогда не испытавшие таких бедствий, но представим в уме своем, каково было это несчастье, сколько трудностей заключало в себе это дело. Если люди, предпринимающие умеренное путешествие, запасшиеся лошадьми, имеющие слуг, путешествующие с безопасностью, имеющие возможность возвратиться, когда им угодно, испытывают много трудностей, переносят много неприятностей, то когда отправляется женщина и девы, когда нет слуг, а есть предательство друзей, и смятение, и беспорядок, и невыносимый страх, и разнообразные для них опасности, и бегство ради души, и враги со всех сторон, какое слово может представить подвиги этих жен, мужество, великодушие, веру? Если бы вышла одна мать, то подвиг не был бы столь невыносимым; но теперь она повела и дочерей, и притом двух дев, так что опасность была двойная и забота много увеличивалась, потому что чем больше имения, тем труднее охрана. Итак она вышла, имея при себе дев, и не имея возможности скрывать их во внутренних покоях.

Вы знаете, что для сохранения цвета девства употребляются и внутренние покои, и женские отделения в доме, и двери, и запоры, и стражи, и наблюдатели, и служанки, и воспитательницы, и постоянное присутствие матери, и попечение отца, и множество забот со стороны родителей, и при всем том этот цвет едва сохраняется; а она была лишена всякой подобной охраны: как же она могла сохранить их? Через соблюдение Божественных законов. Она не имела вокруг себя стен жилища, но имела крепкую руку, покрывающую свыше; она не имела ни двери, ни запора, но имела истинную дверь, ограждающую от козней. И как дом Лота, хотя и был осаждаем среди Содома, но не потерпел никакого вреда, потому что внутри его находились ангелы, – так точно и эти мученицы, находясь между содомлянами и всякими врагами и осаждаемые со всех сторон, не потерпели никакого вреда, потому что в их душах обитал Владыка ангелов; и проходя пустынным путем, они нисколько не пострадали, потому что держали истинный путь, ведущий их на небо. Поэтому среди такой войны и смятения, объятые волнами, они шли с безопасностью; и удивительно, что овцы были ведены среди волков, агнцы проходили среди львов, и однако никто не смотрел на них нескромными глазами, но как содомлянам, стоявшим близ двери, Бог не попустил видеть входа и выхода (Быт. 9: 10), так и тогда Он ослепил взоры всех, чтобы не были оскорблены девственные тела.

Муж же святой Домнины был язычник. И ещё до того, как мать с дочерьми покинули город он увещевал их отречься от Христа, но ничего не добившись в своих притязаниях, сообщил властям. Что его жена и дочери христианки, но к счастью Домнина с дочерьми, были уже далеко. Вскорости беглянки добрались до города Едессы и жили там, какое то время. Но и до Едессы вскорости дошёл указ нечестивого императора.

Муж же святой Домнины не успокоился, он взял воинов и отправился по их следу. Скорее всего он знал куда они отправились, дабы он направился следом за ними в Едессу. И прибыв туда он вскорости их схватил. И довольно долго склонял святую Домнину к идолопоклонству, но и здесь не добился успеха. И их повели обратно в Антиохию на суд.

В пути муж святой Домнины раскаялся в своих деяниях и решился искать способ, спасти жену и дочерей, от рук римских воинов. И вот, они двигаются по пустынной дороге, рядом бежит горная река. На дороге они останавливаются на привал. Воины садятся обедать, и мало по малу начинают пьянствовать. Раскаявшийся муж и отец отводит своих присных в сторону, падает в ноги святой Домнины и просит прощение. Она прощает его, и они примиряются.

Святая Домнина боялась, что их предадут в руки нечестивых на поругание. И решила, пусть лучше уж их поглотит бурлящая река, нежели над ними надругаются. Она не боялась физических пыток, а страшилась за чистоту своих дочерей.

Они оделись в лучшие одежды, какие у них были. Приготовившись как невесты на брак и решили, что лучше ради любви ко Господу погибнуть в воде, чем быть отданными живыми в руки мучителей. Чтобы уберечь девственность дочерей от насилия со стороны пьяных воинов, все трое решили войти в реку, как в добровольную могилу. Попрощались с мужем и отцом, разулись, что бы воины найдя обувь обо всём догадались и прекратили поиски. И святая Домнина ввела дочерей в реку, как на брачный пир. Жены смело восстают на смерть: кто не изумился бы? Да посрамятся язычники, да постыдятся иудеи, неверующие воскресению Христову.

Вошла мать с двумя дочерьми, – пусть слушают и матери и девы, и пусть одни так повинуются матерям, а другие так воспитывают дочерей, так любят детей своих. Итак, вошла мать в середине, держа по обе стороны дочерей, замужняя среди незамужних; и было супружество среди девства, а посреди их Христос. Как корень дерева, имеющий по обе стороны две стоящие ветви, так и эта блаженная вошла тогда, имея по обе стороны этих дев, и опустила их в воду; и таким образом они утонули, или лучше не утонули, но крестились новым и необыкновенным крещением. Таким образом мученичество этой жены было двоякое или лучше троякое: через саму себя однажды, и чрез двух дочерей дважды она потерпела мученичество. Нужно не только хвалить мать, повелевшую это, но удивляться и дочерям, которые послушались ее в этом; ни мать не имела нужды в узах для этих жертв и приношений, ни юницы не отскочили, но с одинаковым духом и усердием влекли ярмо мученичества, и таким образом вошли в реку, оставив обувь на берегу; сделали же они это из жалости к стражам, – такова была предусмотрительность этих святых! Они постарались оставить им способ оправдаться в судилище, чтобы жестокий и суровый судья не мог обвинить их в измене и в том, что они, взяв серебро, отпустили этих женщин; поэтому они и оставили обувь, которая подтверждала сознание воинов, что не с ведома их, но без ведома, они сами бросились в реку.

Было это около 306 г.. Память их, церковь празднует 17/4ст. ст. октября

Спустя почти сто лет, святитель Иоанн Златоуст, находясь в Антиохи, произнёс прекрасное похвальное слово в честь святых мучениц.

Святые мученицы Христовы Домнино, Виринее и Проскудие молите Бога о нас.

 

Мчц. Виренея и Проскудия

 

Тропарь Девство и целомудрие сохранили есте. Невесты Христовы Виринее и Проскудие. В пустыню убежавши от зверя рыкающего. Матери оказавши послушание, даже до смерти. Избра могилою дно речное, предпочетше бесчестию. Мученическим венцем увенчавшись. Молите и о нас грешных, Всемилостевейшаго Спаса.

 

Кондак

Угодници Божии Виринее и Проскудие. Подвигом добрым подвизалися еси. Чистоту душевную и телесную соблюдше. Подвиг свой увенчавше венцом мученическим. Радуйтеся агницы Христовы.

Величание






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных