Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Продуцирование материала




Основными способами продуцирования мате­риала являются: свободная ассоциация, реакция перено­са и сопротивление.

Свободная ассоциация. Это основной метод продуци­рования материала. Вот как сам Фрейд описывает метод свободных ассоциаций: «Пе оказывая какого-либо давле­ния, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же как избегает всяких других про­цедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следо­вательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздер­живается от любых мускульных усилий или ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассо­циациями пациента аналитик просит «разрешить ему войти в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, наугад» (Freud, 1904). «В начале сеанса, — пишет дальше Фрейд, — я всегда объясняю пациенту, почему мы просим его ассоциировать свободно и почему предпочитаем пользоваться кушеткой... Я не говорю с пациентом свысока. Я использую обычный язык, избегая технических терминов и интеллектуализированных форм речи. Я обращаюсь с ним, как со взрослым, чье сотруд­ничество мне необходимо и который скоро будет испыты­вать трудности при работе с психоаналитическим матери­алом.

Я рассказываю ему, что, для того чтобы не мешать его продукциям, я буду относительно молчалив. Когда он в первый раз начинает задавать вопросы, я объясняю ему, почему я не буду отвечать на них; в следующий раз я буду молчать. Если я не понимаю смысла слова, я говорю ему это; я не отпускаю пациента, не сказав ему ни слова. Если он испытывает сильное чувство смущения, рассказывая о какой-то определенной теме, первое время я признаю, что это для него болезненно, но необходимо для лечения. Я прошу его попытаться быть настолько открытым, на­сколько это возможно....Я не прекращаю сеанса, если пациент находится в середине рассказа или интенсивной эмоциональной реакции; я позволяю сеансу превысить обычные 40 минут».

В этом плане метод свободных ассоциаций чем-то напоминает ассоциативный эксперимент Юнга, но в дан­ном случае больной сам берет из собственной памяти ближайшее слово-«раздражитель» и в ответ на него вы­сказывает любую мысль, пришедшую ему в этот момент в голову. Используя метод свободных ассоциаций, Фрейд предъявлял к пациенту требование: «Он должен говорить нам не только то, что он может сказать намеренно и по своему желанию, что может дать ему облегчение, но и все, что приходит ему в голову, даже если это не прием­лемо для него и кажется ему несущественным или вообще бессмысленным».

Перенос. Эффективность метода свободных ассоциа­ций в значительной степени зависит от особых отноше­ний, устанавливающихся обычно между пациентом и врачом. В основе этих отношений лежит феномен перене­сения (трансфер). Механизм этого феномена заключает­ся в том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечений. Другими словами, больной «переносит» на врача свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

«Перенос состоит в переживании эмоций, побужде­ний, отношений, фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, не адекватных по от­ношению к ней, так как они являются повторением, перемещением реакций, образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте. Восприимчивость

 

пациента к реакциям переноса исходит от его состояния инстинктивной неудовлетворенности и проистекающей из этого необходимости поиска возможных разрядок» (Freud, 1912).

Различают позитивный и негативный перенос. Пози­тивный перенос проявляется чувством симпатии, уваже­ния, любви к аналитику, негативный — в форме антипа­тии, гнева, ненависти, презрения и т. п.

Фрейд использовал также термин невроз переноса — «совокупность реакций переноса, в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни па­циента, и невротический конфликт пациента вновь ожи­вает в аналитической ситуации» (Freud, 1905).

Невроз переноса, с одной стороны, является при­знаком успеха аналитической терапии, а с другой — может быть причиной ее неудачи. Невроз переноса служит как бы переходом от болезни к выздоровлению. Психоаналитическая техника направлена на то, чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, а затем использовать его в лечебных целях. Здесь применяются такие технические приемы психоанализа, как относительная анонимность аналитика, его нена­вязчивость, «правило абстиненции» и «аналитик-зер­кало».

Невроз переноса может быть купирован только анали­тическим путем; другие методы лечения могут лишь изменить его форму.

Сопротивление. Это внутренние силы пациента, нахо­дящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и, хотя некоторые аспекты сопротив­ления могут быть осознаны, значительная их часть оста­ется бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том, чтобы рас­крыть, как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления являются не­сознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир

пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, ко­торые и вызывают болезненный эффект.

Различают Эго-синтоничные сопротивления и сопро­тивления, чуждые Эго. В первом случае пациент обычно отрицает сам факт существования сопротивления и сопро­тивляется его анализу; во втором пациент чувствует, что сопротивление чуждо ему, и готов работать над ним аналитически.

Одним из важных этапов психоанализа является пере­вод сопротивления из Эго-синтонного в сопротивление, чуждое Эго, Как только это достигается, пациент форми­рует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готовность работать над своим сопротивлением.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных