Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника занятий Т-групп




Группа — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и «в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, принятия реше­ний и т. д. Тем не менее от реального мира эта искусст­венно созданная лаборатория отличается тем, что:

• в Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента;

• здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни;

• занятия в группе предполагают «психологическую без­опасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента.

Чем ближе задачи Т-группы к решению вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменяются неавтори­тарными, демократическими, тем больше Т-группа (осо­бенно ее сенситивный тип) приближается к группе встреч. Иногда границы между этими группами и вовсе стирают­ся. И все же разница между Т-группой и группой встреч существует.

Прежде всего Т-группа учит тому, как учиться. По­скольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются друг на

друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, неже­ли разъяснений и рекомендаций руководителя.

Обучение тому, как учиться, включает в себя отдель­ные этапы:

• представление самого себя;

• обратная связь;

• экспериментирование.

Представление самого себя — это процесс самора­скрытия. Наиболее эффективной моделью самораскры­тия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (рис. 11).

Рис. 12. Окно Джогари

В соответствии с моделью «Джогари» можно предста­вить, что каждый человек содержит в себе четыре зоны личности: «арену», «видимое», «слепое пятно» и «неиз­вестное».

«Арена» — это зона нашего Я, о которой знаю я и знают другие. Это «пространство» личности, открытое и для меня, и для других.

«Видимое» — это то, что я о себе знаю, а другие нет (любовный роман, страх перед начальником и т. п.)

«Слепое пятно» —это то, что другие знают обо мне, а я — нет (привычка перебивать говорящего и т. п.).

«Неизвестное» —- это то, что скрыто и от меня и от других. Сюда же включаются и скрытые потенциалы любой личности. Условно эта зона совпадает с зоной бессознательного.

 

 

«Окно Джогари» наглядно показывает, что расширить контакты — это значит прежде всего увеличить «арену». Когда участники любой группы встречаются впервые, «арена» обычно бывает небольшой. По мере того как растет взаимопонимание в группе, увеличивается доверие к партнерам, повышается степень самораскрытия, расши­ряется и «арена» каждого из ее участников.

Если в группе не удается создать атмосферу взаимопо­нимания, а уровень доверия друг к другу достаточно низок, то и эффект воздействия такой группы на ее участников бывает невысоким.

Обратная связь осуществляется в тех случаях, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью откорректировать «курс» их поведения. В свою очередь участники, получившие такой «сигнал» от других, имеют возможность откорректиро­вать свое поведение.

Обратная связь в атмосфере искренности и взаимодо­верия дает отдельным членам группы информацию об их «слепых пятнах», обеспечивает лучшее понимание всеми участниками сути группового процесса.

Лучше, когда обратная связь проявляется эмоциональ­ной реакцией на поведение партнера, а не критикой и оценкой самого партнера и его поведения. Лучше сказать:

«Когда ты прервал меня, я разозлился», чем «Невоспи­танный ты человек», и т. п.

Корректирующее воздействие обратной связи тем бо­лее эффективно* чем более единодушны участники груп­пы в своей оценке поведения одного из партнеров.

Экспериментирование в группе основано на активном поиске различных вариантов поведения в одинаковых (или различных) ситуациях.

Такой поиск может быть успешным лишь в том случае, если экспериментирующие участники могут получить от группы ясную и точную обратную связь без страха за последствия своего поведения в той или иной ситуации.

Важным условием работы группы является сосредото­чение внимания на принципе здесь и теперь. Этот прин­цип актуален для всех типов учебных и лечебных групп. Все реакции должны исходить из конкретной ситуации, а не носить характер повествования или назидания. Глав-

ным итогом группового процесса является внимание к непосредственному опыту и конкретным ощущениям.

Конечная цель Т-группы — научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни (на производстве, в семье и т. п.).

Функции руководителя группы. Джон Богарт доволь­но точно подметил, что «идеальный руководитель Т-груп­пы представляет собой сочетание иудейской праматери, примерного отца, святого пророка и Мефистофеля» (Bogart, 1966).

Хороший руководитель — тот, кто верит в групповую мудрость и способность участников самостоятельно вы­браться из трудных ситуаций, которые они сами себе создают. Роль руководителя состоит в том, чтобы вовлечь участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения, организовать групповой процесс, а потом незаметно устраниться от директивного руководства.

Общая ошибка всех руководителей Т-групп заключа­ется в стремлении активно включиться в групповой про­цесс, «вытянуть» группу из тупиковой ситуации. В дей­ствительности такие действия руководителя только ме­шают группе реализовать свои резервные возможности.

Однако устраниться от руководства — не означает утратить контроль над ситуацией. Опытный руководи­тель, избегая очевидного руководства группой, всегда тем не менее остается центральной фигурой, тонко и ненавяз­чиво направляя процесс в нужное русло.

В тех случаях, когда работа в Т-группе ограничена во времени (наша действительность!), меняется и роль на­ставника. Руководитель такой «краткосрочной» группы должен быть более активен, чаще вступать в конфронта­цию с участниками, обеспечивать обратную связь.

Т-группа с укороченным сроком действия чаще всего бывает «структурированной». В такой группе руководи­тель задает тон занятиям (дает конкретное задание, фор­мирует ситуацию), а группа вырабатывает свой вариант решения. «Заплаиированность действий» хорошо зареко­мендовала себя при решении различного рода конфликт­ных ситуаций.

Противоположностью «структурированной» группе может служить так называемая тэвистокская модель

 

 

группы. Она была предложена Уилфридом Байоном в 1959 г., а название группы происходит от Тэвистокской клиники и Тэвистокского института человеческих отно­шений в Лондоне, где Байон занимался исследованием так называемых «малых учебных групп» (Bion, 1959).

Основное внимание в этих группах сосредоточивается на индивидуальном развитии и уникальности каждой личности. В тэвистокской группе в качестве допущения принимается, что высказывания одного участника и его поведение, отраженное в групповом зеркале, разделяются и другими участниками, а сама группа ведет себя как взаимосвязанная система, в которой целое оказывается чем-то большим, нежели сумма его частей. Руководителю в тэвистокской группе Байона отводится пассивная роль. В то время как члены группы исследуют особенности собственного поведения, руководитель группы остается в тени.

Приобретение коммуникативных умений. Т-группа в психокоррекциоином плане имеет две основные цели:

• самосовершенствование личности;

• обучение умениям межличностного общения (комму­никативным умениям).

Коммуникативные умения в свою очередь включают:

• описание поведения (своего и партнера);

• коммуникацию чувств;

• активное слушание;

• обратную связь;

• конфронтацию.

Описание поведения — умение сказать о поведе­нии другого без анализа его мотивов и без конструктивной критики, а тем более оскорблений самого субъекта. Мож­но сказать: «Татьяна, ты неряха». Это оскорбление. А можно так: «Таня, ты пролила чай и не вытерла». Это описание поведения. Умение высказаться в описательном ключе, а не в форме оценки — первый шаг к умению правильно строить межличностные отношения.

Коммуникация чувств — умение ясно сказать о своих чувствах. Внешний вид и жесты не всегда четко и правильно отражают чувства партнера. Плотно сжатые губы могут быть и выражением гнева, и проявлением страха. Участники группы должны учиться передавать суть своих чувств таким образом, чтобы они были пра-

вильно поняты другими. Лучше всего научиться переда­вать свои чувства адекватными словами, не прибегая к непонятным и сложным метафорам. Проще сказать: «Мне стыдно»; <Я рад»; «Я чувствую смущение»; «Я тебя люблю», нежели идти окольными путями, прежде чем партнер поймет то, что ты чувствуешь. Иногда люди путают мысли и чувства. Утверждение «Я чувствую, что Таня очень одинока» в действительности есть суждение, в котором слова «Я чувствую» правильнее заменить на «Я думаю».

Умение слушать. Случайно собравшиеся собесед­ники редко умеют слушать друг друга. Говорить всегда проще, чем слушать. По мнению Карла Роджерса, на­учиться слушать намного труднее, чем научиться гово­рить.

Существует понятие активное слушание, которое включает в себя ответственность за то, что человек слы­шит. Можно сделать вид, что слушаешь, а можно актив­но, посредством подтверждений и уточнений вникать в суть услышанного. С активным слушанием связано дру­гое понятие — эмпатическое понимание, которое объе­диняет способность слушать и умение передавать услы­шанное другому. Эмпатическое понимание означает уме­ние не просто слушать, а правильно понять значение и смысл услышанного, уловить внутреннее состояние, ис­тинные чувства говорящего.

Без умения активно слушать и понимать услышанное невозможен искренний и продуктивный диалог.

Конфронтация — одна из активных форм комму­никации, при которой действия одного человека направ­лены на то, чтобы заставить другого осознать, проанали­зировать или изменить свои межличностные отношения.

Умелая конфронтация требует чуткости к психическо­му состоянию оппонента и убежденности в своих контр­доводах. Она будет более продуктивной, если ее инициа­тор соблюдает следующие условия диалога:

• устанавливает позитивные взаимоотношения и эмпа­тическое понимание с оппонентом;

• выражает конфронтацию в форме предположения или вопроса, а не в форме категорического требования;

• говорит об особенностях поведения партнера, а не о его личности;

 

 

• приводит контрдоводы, которые содержат конструк­тивные и позитивные начала;

• вступает в конфронтацию прямо, честно, не искажая факты, намерения и чувства оппонента.

В свою очередь оппонент может извлечь пользу из конфронтации только в том случае, если он открыт для обратной связи и рассматривает спор как возможность исследовать себя.

Т-группа, кроме функции научения, выполняет еще и функцию психического оздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают ее участников более воспри­имчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помо­гают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укре­пить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства.

Упражнение 1: «Кто я?»

Особенно подходит для первого занятия. Каждому участнику груп­пы раздаются карандаши и бумага. Руководитель дает инструкцию:

«Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и против каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: «Кто я?» Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрица­тельные качества. После того как закончите составлять перечень отве­тов, приколите лист на грудь и медленно ходите по комнате, читая, что написано на листке каждого, и позволяя читать свой перечень». В качестве варианта один из участников может прочесть свой перечень ответов громко для всей группы. Занятие оканчивается обменом мнениями.

Упражнение 2: «Решение задачи».

Половина группы усаживается в круг в центре комнаты, вторая половина располагается вокруг первой. Участникам, находящимся во внутреннем круге, дается ситуационная задача или тема для дискуссии. Подходят любые задачи и темы, но лучше конкретные, актуальные в повседневной жизни: «Муж пришел домой пьяным»; «В магазине нет нужных продуктов»; «Муж узнал, что жена ему изменяет»; «Вы спе­шите на работу, а автобус переполнен» и т. п. Тему лучше обсуждать по принципу здесь и теперь.

Участникам, находящимся во внешнем круге, предлагают наблю­дать за поведением кого-либо из конкретных участников в центре и подмечать, как тот участвует в дискуссии, в какой степени оказывает поддержку своим партнерам.

Через 15—20 минут участники меняются местами. В заключение вся группа садится в общий круг и обсуждает различные варианты решения проблемы, формы поведения и реагирования отдельных уча­стников дискуссии. Возможно резюме руководителя группы.

 

Упражнение 3: «Дискуссия».

Четыре участника группы добровольно вызываются участвовать в дискуссии, взяв на себя одну из предложенных ролей.

«Начальник». Держится высокомерно, мыслит безалпеляционно. Себя считает правым, остальных — виновными. Говорит властным голосом, не терпит возражений.

«Подчиненный». Во всем противоположен начальнику. Держится подобострастно, во всем соглашается с начальником. Всех успокаивает, очень боится конфликта.

«Человек-компьютер». Ультрарассудительный, спокойный, холод­ный, собранный, бесстрастный, умный. Говорит только правду.

«Чудак». Высказывает неожиданные суждения, приводящие всех в недоумение. Держится независимо. Кажется неуклюжим, «простач­ком», «себе на уме».

Предметом дискуссии может быть любая тема. Добровольно, в соответствии со своими поведенческими ролями участники дискуссии демонстрируют различные варианты межличностных отношений. Дис­куссия длится 15—20 минут.

Занятия заканчиваются общим обсуждением поведения участников дискуссии. Руководитель предоставляет возможность каждому участни­ку дискуссии защищать свою позицию.

ГРУППЫ ВСТРЕЧ

Общие положения

Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными груп­пами.

Существуют два основных направления в понимании психокоррекционных групп. Сторонники первого направ­ления (Бредфорд, Гибб, Бенинс и др.) ориентируют груп­пы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняет­ся от лидерства полностью и нередко выступает в роли наставника.

Сторонники второго направления (Роджерс, Шутц, Перлс и др.) в большей степени ориентированы на гума­нистический, демократический стиль руководства груп­пой. Во главу угла ставится не аутократичность руково­дителя, а чувство общности, аутентичности и открытости в отношениях между членами группы.

Сторонники первого направления более склонны рабо­тать с Т-группами или группами тренинга умений; при­верженцы второго — с группами встреч, гештальт-груп-пами.

 

 

Большой вклад в развитие метода внес Карл Роджерс («терапия, центрированная на клиенте»). Роджеровская концепция «встреч» содержит в себе прежде всего веру в потенциальные возможности личности на пути к самора­скрытию и самосовершенствованию.

Местом рождения групп встреч можно считать Инсти­тут Эсалена в штате Калифорния (1962), а к родоначаль­никам этого оригинального гуманистического направле­ния в психотерапии наряду с Роджерсом следует отнести Ричарда Прайса, Мишеля Мерфи, Ульяма Шутца и др.

Шутц выделяет следующие основные признаки груп­пы встреч:

• открытость и честность в общении ее членов;

• осознание самого себя, своего Я (психического и физи­ческого);

• ответственность за себя и членов группы;

• внимание к чувствам;

• принцип здесь и теперь.

Открытость и честность. Достигается через реализа­цию такой групповой ценности, как самораскрытие. Группа встреч поощряет участников к раскрытию самих себя другими и тем самым дает им возможность устано­вить доверительные отношения друг с другом.

Самораскрытие — сугубо интимный и трудный про­цесс. Люди, готовые без серьезного повода раскрыть дру­гим свой внутренний мир, по меткому выражению Сиднея Джурарда, являются либо чудаками, либо психическими эксгибиционистами. Именно с этой позиции рассматри­вал Поль Моруа «Исповедь» Жана Жака Руссо.

С другой стороны, целенаправленное и осознанное самораскрытие, по утверждению того же Джурарда (Jourard, 1964), является признаком сильной и здоровой личности.

Сам процесс самораскрытия заинтересованному эмпатизирующему слушателю приносит облегчение (эффект исповеди). Существует такое мнение, что сокрытие и вытеснение значимых для личности внутренних пережи­ваний приводит нередко к неврозам и психосоматическим заболеваниям (Mowrer, 1964).

Группа встреч поощряет к самораскрытию (к испове­ди) не перед профессионалом (священник, врач), что намного проще, а перед партнерами по группе. Опыт

 

показывает, что иногда исповедоваться проще совершен­но незнакомому человеку (дорожные встречи и т. п.). Однако спонтанное самораскрытие партнеру по группе по многим причинам не всегда приемлемо.

Лафт (Luft, 1970) считает, что самораскрытие стано­вится возможным только при определенных сформиро­вавшихся условиях:

• когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания;

• когда тема самораскрытия связана с ситуацией, ка­ким-то образом объединяющей людей (лечебная группа);

• когда самораскрытие происходит не сразу, а постепен­но, чтобы не ошеломить партнера.

К групповому понятию открытых и честных отноше­ний очень близко стоит экзистенциальное понятие об аутентичности. Аутентичность следует понимать как умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Аутентичная личность выражает себя спонтан­но, не прибегая к защитным механизмам («не играя роли»), открыто высказывая свои мысли и выражая свои чувства.

Carkhuff, Berenson (1977) называют таких людей «по­длинными», «настоящими».

Конечно, рискнуть стать «подлинным» человек может только тогда, когда чувствует себя в безопасности, в окружении доброжелательности и доверия.

Осознание самого себя. Выражая свои истинные чув­ства и мысли, т. е. открываясь для других и используя обратную связь, участники группы могут посредством самоанализа более глубоко осознать самих себя.

Самоосознание начинается уже с того, что человек узнает о своих сильных и слабых сторонах. Далее можно попробовать проанализировать свои неудачные отноше­ния с лицом противоположного пола, с группой и т. д.

Одним из действенных методов, при помощи которого группа стимулирует своих членов к самоосознанию, яв­ляется конфронтация. Однако конфронтация может стать эффективной только в том случае, если между членами группы существует взаимопонимание, основанное на единстве цели. Группа искренне заинтересована помочь своему участнику, а участник заинтересован в исследова­нии своих чувств и поведения.

 

 

Примером групп встреч, в которых основным методом работы является конфронтация, могут служить так назы­ваемые «сайнанон-группы».

Общие принципы этого варианта групповой психоте­рапии были разработаны в 1958 г. американцем Чарльзом Дедериком, психотерапевтом (в прошлом алкоголиком).

Дедерик организовал общество взаимопомощи для желающих излечиться от алкоголизма и наркомании. Эти люди должны были жить в общине, в Сайнаноне, штат Калифорния (отсюда и название групп), и при­нимать участие в активном самоизлечении. Нормы и правила общины были довольно жесткими. Они вклю­чали в себя:

• тяжелый физический труд;

• самообслуживание;

• полный отказ от алкоголя и наркотиков;

• отсутствие лидера.

Суть лечения в этих группах составляла конфронтация новых членов с теми, кто уже избавился от своего пагуб­ного пристрастия. Такие члены группы имели преимуще­ство перед профессионалами-наркологами, так как уже имели свой собственный опыт, дающий им право «напря­мую» говорить с новичками. Лечебный эффект такого рода групп оказался достаточно высоким.

В дальнейшем опыт сайнанон-групп был распростра­нен и на другие контингенты больных, например для психокоррекции людей, имеющих физические недостат­ки (Casriel, 1963).

Ответственность. Основной закон группы встреч, по Шутцу, заключается в том, что «участники должны от­вечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого отказываются в группе».

Гуманистическая психотерапия основывается на ува­жении к пациенту, но вместе с тем предполагает, что члены группы должны отвечать за свое поведение как в группе, так и в реальной жизни. Шутц настаивал на том, что группа не должна защищать своих членов в сложной ситуации, а, наоборот, поощрять их к реализации собст­венных резервов и принятию самостоятельных решений.

Ответственность пациента за свое поведение не исклю­чает полностью ответственности психотерапевта за лечеб­ный процесс. Хельмут Кайзер (Kaiser, 1955), представи-

 

тель гуманистической психотерапии, считает, что, как только групповой процесс сформировался и пациент ак­тивно вступил в него, ответственность за исход лечения с этого момента должен нести психотерапевт.

Внимание к чувствам. Роль эмоционального фактора в эффективности любого психотерапевтического метода известна давно (Рожнов, 1985 и др.).

Подлинная психотерапия предполагает напряжен­ный труд, требующий от обеих сторон не только высокой эмоциональной включенности в этот процесс, не только активности и искренности, но и большого «эмоционального мужества». Все это предполагает го­товность пациента пережить радость общения с добро­желательными членами группы и осознать собственные, порой сложные чувства, возникающие в трудных си­туациях, при встрече с «неприятными» людьми. А осознать свои эмоции — значит более глубоко осознать самого себя.

Одной из целей психотерапевта является создание в группе оптимального уровня эмоционального напряже­ния. Только нужно всегда помнить, что групповая напря­женность из мощного психотерапевтического потенциала может быстро трансформироваться в деструктивный за­ряд и... развалить группу.

Чаще всего осознание эмоций ведет к сближению людей, к сплоченности группы. Осознанные эмоциональ­ные реакции апробируются в группе, затем переносятся на повседневную жизнь и способствуют лучшей адапта­ции личности в социальной среде.

«Здесь и теперь». Этот принцип актуален для всех психокоррекционных групп и особенно для групп встреч. Он ориентирует участников группы не на те события, которые происходили с ними когда-то в прошлом, а на те, которые происходят сейчас, и не только в группе, но и за ее пределами.

* *

*

При организации группы психотерапевт обычно проводит с участниками предварительную беседу, в которой излагает основные цели и задачи этого метода

 

 

лечения. Следует также рассказать об особенностях группы встреч.

Членов группы просят с самого начала соблюдать несколько универсальных базисных правил:

• открытость и честность в общении друг с другом;

• доминирование чувств над мыслями;

• принцип здесь и теперь.

В предварительной беседе следует подчеркнуть, что все участники группы встреч отвечают за себя и что результат их излечения зависит от них самих.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных