Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Компоненты психодрамы




Основными компонентами психодрамы, по Мо­рено, являются: ролевая игра, спонтанность, «теле», ка­тарсис и инсайт.

Ролевая игра. Морено не рассматривал игру и свой "спонтанный театр" как нечто заранее приготовленное и отрепетированное. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами и конф­ликтами.

Морено подчеркивал, что между исполнителем роли в психодраме и актером существует большая разница. Ак-

 

 

тер играет то, что написано автором сценария, т. е. в своем поведении и выражении чувств он ограничен авторским текстом. Актер должен обладать способностью перевоп­лощаться по «заказу», а не по «желанию». В психодраме это мастерство создания «фальшивого фасада» может оказаться только помехой.

В отличие от театра психодрама поощряет импровиза­цию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, а поэтому и «сценарий», и «постановка» явля­ются результатом работы не профессионала, а самих участников группы.

Спонтанность. Наблюдая за игрой детей, нетрудно заметить, насколько они внутренне раскованны и лише­ны поведенческих стереотипов. Игры и эмоции их спон­танны. Спонтанность — это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне. Именно поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей.

Спонтанность, по мнению Морено, — это ключ к творчеству. «Творчество, — пишет он, — это спящая красавица, которая, для того чтобы проснуться, нужда­ется в катализаторе. Таким хитрым катализатором твор­чества является спонтанность».

«Спонтанный театр» Морено по своему замыслу явля­ется антиподом профессионального театра. Однако акцент на спонтанность не исключает возможности использовать в психодраме привычные действия. Важно, чтобы эти действия были всегда новыми и адекватными ситуации, а не являлись результатом «домашней заготовки».

Морено считал, что современные люди боятся непо­средственного и эмоционального (спонтанного) общения, но утверждал, что такому общению можно научиться. Одним из методов обучения спонтанности, по его мнению, является психодрама.

Спонтанность сближает психодраму с другими антиав­торитарными психокоррекционными группами, делаю­щими акцент на принципе здесь и теперь (группы встреч, гештальт-группы и т. п.).

В психодраматическом действии нет прошлого и буду­щего, есть только настоящее. Психодрама стирает грани­цы времени. Все переживается в реальном действии. Это дает возможность ее участнику «объективизировать» свое прошлое, проявить его вовне...

Как ребенок от имени игрушки может высказать все, что ему недозволено говорить самому, так и участник психодрамы от имени своего персонажа, перевоплощаясь и импровизируя, может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее Я независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем или настоящем.

«Теле». Если понятие перенос, по Фрейду, обозначает односторонний процесс передачи эмоций от пациента психотерапевту, а контрперенос — от психотерапевта пациенту, то «теле», по Морено, обозначает двусторон­ний процесс передачи эмоций между пациентом и тера­певтом.

Морено определял «теле» как «вчувствование людей друг в друга». Понятие «теле» можно определить как «взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии» (Рудестам, 1990). В то время как эмпатия — это одностороннее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, «теле» представляет собой взаимный обмен эмпатиями.

«Теле» может включать в себя не только положитель­ные эмоции (позитивное «теле»), но и отрицательные (негативное «теле»).

Катарсис. Аристотель определил катарсис как чувст­венное потрясение и внутреннее очищение. Примерно так же понимал катарсис и Фрейд.

Морено несколько расширил это понятие, распростра­нив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров. В связи с этим он писал, что психодрама имеет лечебный эффект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис), сколько по отношению к самому актеру, «который разыгрывает драму и освобождает себя от нее». Более того, если в античных трагедиях катар­сис — явление вторичное по отношению к сюжету, в психоанализе — вторичное по отношению к анализу, то в психодраме процесс катарсиса выступает на передний план и по своему лечебному воздействию становится более важным, чем сценарий или последующий анализ связан­ных с представлением переживаний и действий.

Морено достаточно образно подметил, что различие между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы можно сравнить с различием между челове­ком, который смотрит фильм об извержении вулкана, и

человеком, который непосредственно наблюдает изверже­ние у подножия вулкана.

Инсайт. Это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию про­блемы. Это прозрение, озарение. Целью психодрамы является создание такого группового климата, в ко­тором было бы возможно максимальное проявление катарсиса и инсайта.

Техника психодрамы

Роли. В психодраме наиболее важными явля­ются роли режиссера, протагониста и «вспомогательно­го» Я.

Роль режиссера обычно исполняет руководитель груп­пы. Он же играет роль психотерапевта и аналитика.

Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли, «запускает» представление, дает ему определенное направление, предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как творчество, гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло; в роли аналитика обсуждает действия всех участ­ников психодрамы, интерпретируя их поведение, мысли и чувства.

Исполнитель главной роли в психодраме носит назва­ние протагониста. Участники второстепенных ролей на­зываются «вспомогательные» Я. Остальные участники группы носят название аудитории, которая отличается от обычной театральной тем, что принимает активное уча­стие как в самой психодраме, так и в последующем ее обсуждении.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных