Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идеомоторные методы гипносуггестии




Эти методы отличаются от методов, основан­ных на представлении о движении, поскольку последние не обязательно включают реальные движения, хотя они и могут наблюдаться.

Идеомоторные методы требуют от ребенка мысленно­го сосредоточения на представлении о движении какой-либо части тела; далее это движение совершается не­произвольно.

Применение этих методов особенно полезно в тех случаях,, когда психотерапевт стремится внедрить в соз­нание ребенка мысль о том, что он способен преодолеть боль и другие состояния, казавшиеся ему прежде непре­одолимыми.

Идеомоторные методы применяются начиная с младшего школьного возраста, хотя в отдельных случа­ях оправданно их использование и у детей более раннего возраста.

1. «Схождение рук». «Вытяни свои руки прямо впе­ред, ладони обращены друг к другу, расстояние между ними около 30 см. Хорошо... Теперь представь, что в каждой твоей ладони заключен сильный магнит. Ты знаешь, как магниты притягивают друг друга. Просто представь себе эти два сильных магнита, и ты сможешь заметить, что твои руки начали приближаться друг к другу сами по себе, без каких-либо усилий с твоей сто­роны. Хорошо... Заметь, что чем больше приближаются магниты, тем сильнее они притягивают друг друга. И чем сильнее они притягивают друг друга, тем ближе, теснее сходятся твои руки. Скоро они соприкоснутся. Когда это произойдет, просто освободись от этих вооб­ражаемых магнитов, придай своим рукам удобное по­ложение, сделай глубокий вдох и полностью расслабься на выдохе.»

2. «Левитация руки» (детский вариант). «Положи свои руки на подлокотник кресла, придай им удобное положение. Теперь представь веревочку, обернутую во­круг твоего запястья, и большой, яркий воздушный шар, привязанный к другому концу веревки. Шар на­столько легок, легче воздуха, что может взлетать сам по

 

себе. Когда ты сосредоточишься на легкости этого шара, ты сможешь заметить, что эта рука тоже начинает ста­новиться легкой. (Смена выражения «твоя рука» на «эта рука» облегчает диссоциацию.) Скоро один из пальцев может начать становиться очень легким. Один из паль­цев может начать подниматься.»

Внимательно наблюдайте за движениями каждого пальца и комментируйте их соответствующим образом:

«Хорошо, я вижу, что этот палец приподнялся. Инте­ресно, какой палец поднимется следующим? Еще один палец приподнялся (целесообразно назвать, какой). Те­перь — вся ладонь. Сосредоточься на воздушном шаре и чувстве легкости в руке. Чем выше рука поднимается, тем легче становится. Чем легче становится, тем выше поднимается. Просто плавает сама по себе. Теперь пред­ставь легкий ветерок. Эта рука плывет вверх либо вниз или просто останавливается там, где она находится сей­час. Очень приятное чувство расслабления, отдыха во всем теле. Ты можешь дать этой руке еще поплавать в воздухе или представить, что веревочка отвязалась и воздушный шар взлетает вверх, и рука медленно опус­кается, и спокойно отдыхает в удобной позе. Очень лег­ко. Никакого усилия». Если ребенок чувствует тяжесть в руке, психотерапевт может вызвать сначала каталеп­сию руки, а затем внушить дальнейшие движения.

3. «Опускание руки». «Вытяни руку прямо перед со­бой — с ладонью, обращенной вверх. (Следует помочь ребенку, если это необходимо.) Хорошо... Теперь пред­ставь, что я кладу тяжелую книгу на эту руку. (Маленьким детям легче бывает представить камень.) Ты можешь заметить, что рука начинает становиться тяжелой. Теперь представь, что я кладу еще одну книгу сверху. Эта рука становится еще тяжелее. Скоро ей за­хочется опуститься. Когда ты почувствуешь тяжесть, просто дай ей опуститься. Тяжелее и тяжелее, ниже и ниже... Я вижу, как она опускается. Хорошо. Пусть она опустится.» При необходимости можно увеличить число воображаемых книг, камешков и т. п.

У тех немногих детей, которые сопротивляются про­ведению этого метода, можно плавно перейти к методи­кам «Ригидность руки» и «Каталепсия руки».

4. «Опускание пальца». Этот метод подходит для де­тей младшего возраста и может быть использован у бо­лее старших детей, для которых метод «опускания ру­ки» труден вследствие резкой физической слабости. Психотерапевт помогает ребенку удобно разместить ми­зинец на кровати или подлокотнике кресла, в то время как остальные пальцы простираются в воздухе.

«Представь, что мизинец приятно отдыхает на под­локотнике кресла. Остальные пальцы тоже хотят отдох­нуть. Наблюдай за ними. Сейчас они начнут опускаться все ниже и ниже, чтобы отдохнуть. Интересно, какой палец опустится первым? Смотри, этот палец опускает­ся. Когда они все опустятся и начнут отдыхать, ты по­чувствуешь себя очень спокойно. Ты можешь закрыть гла­за, если хочешь. Становится все спокойнее и удобнее...»

5. «Ригидность руки». «Вытяни одну руку прямо в сторону от туловища и напряги ее. Представь, что рука очень сильная, она подобна прямой, крепкой ветви де­рева. Она становится все сильнее и сильнее. Такая сильная, что ты не можешь опустить ее вниз, не мо­жешь согнуть ее. Рука очень сильная. Она может стать такой сильной, мощной, какой ей захочется». Далее следует провести внушения, направленные на повыше­ние ребенком собственной самооценки, уверенности в себе.

6. «Могучий дуб». Этот метод очень эффективен в группе старших детей, но может также применяться у детей младшего возраста, которые не могут сидеть спо­койно.

«Встань прямо, высокий и стройный, как сильный дуб. Хорошо... Пусть твои руки станут ветвями и потя­нутся к небу. Твои ноги становятся корнями и прорас­тают сквозь пол. Почувствуй, каким сильным ты стал. Очень сильным!.. Тебя невозможно сдвинуть с места. Почувствуй, как солнечные лучики и капельки дождя проникают в твои ветки и корни и делают тебя еще сильнее...» По мере углубления гипнотического транса ребенок сохраняет то положение в пространстве, которое ему придал психотерапевт (состояние каталепсии).

7. «Каталепсия руки». «Ты не возражаешь, если я подниму эту руку? Хорошо. Просто позволь ей рассла-

 

биться. (Если ребенок активно поднимает свою руку, следует указать ему, что сознательное усилие не нужно, и настоять на повторении движения уже без его актив­ного участия.) Хорошо. Просто дай руке отдохнуть. Я сам подниму ее. Прекрасно. Сейчас взгляни на эту руку как на часть скульптуры или манекена, которая пока­чивается сама по себе. (По мере достижения состояния каталепсии, ощущаемого как «застывание» поднятой руки, психотерапевт постепенно отпускает руку ребен­ка.) Хорошо. Эта рука как бы плавает сама по себе. Те­перь сознательно подними другую руку и почувствуй разницу. Ты уже можешь понять, что в тебе существует огромная бессознательная сила, которая помогает тебе стать таким, каким ты хочешь.»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных