Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие государства и права. Правовое государство.




Государство – это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства:

ü Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.

ü Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма - общества.

ü Публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции и прочих. Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ.

ü Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

ü Правотворчество. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.).

ü Система налогов – совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

ü Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

Право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством с целью урегулирования об­щественных отношений.

Признаки права:

ü Системность – означает, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостные образования, диф­ференцированные на специфические группы норм. Таким образом, обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений.

ü Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; б) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам об­щества пользование этими же правами.

ü Нормативность права - означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуют­ся повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает, что право представлено нормами - правилами поведения, определя­ющими права и обязанности участников регулируемых отноше­ний, их ответственность.

ü Государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным; общеобязательность права, означающая, что правовые установления обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кру­гом лиц, во времени и в пространстве.

ü Формальная определенность - означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всег­да содержат определенное указание относительно границ право­мерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.).

ü Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке при­знаваться недействительным и, следовательно, в этом случае пра­вом не является.

Правовое государство - организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения зло­употреблений.

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки (принципы) правового государства:верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека, разделение властей, взаимная ответственность го­сударства и граждан.

Социальные нормы.

Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Различают следующие виды социальных норм.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения и вошедшие в привычку людей.

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний и обеспеченность государственным принуждением.

Система права.

Система права - это внутреннее строение структурных элементов права.

Элементы системы права: нормы права, институты, отрасли права.

Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения (предписание), установленное и охраняемое государством и направленное на урегули­рование общественных отношений.

Правовой институт - совокупность норм права, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) сферу общественных отношений.

Отрасли права различаются между собой предметом и методом правового регу­лирования.

Предмет - однородные общественные отношения, которые регулирует данная отрасль права.

Метод — приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Два главных метода регулирования общественных отношений — императивный и диспозитивный (присущи всем отраслям права).

Императивный (властный, авторитарный) метод основан на подчиненности субъ­ектов общественных отношений, содержит точные предписания о поведении, действи­ях субъектов, как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения, содержит карательные санкции. Императивный метод характерен для уголовного, административного пра­ва. Диспозитивный метод предполагает равенство субъектов, возможность выбора ва­рианта поведения или действий в пределах нормы права. Присущ гражданскому, се­мейному праву.

Источник (форма) права — способ выражения и закрепления содержания право­вых норм.

Виды источников права:

ü Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сло­жившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Яв­ляется исторически первым источником права.

ü Правовой прецедент — решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении аналогичных дел. При прецедентной форме права прецедент имеет ведущее значение среди других ис­точников права. Отечественная юриспруденция не признает прецедент в качестве ис­точника права.

ü Правовая доктрина (юридическая наука) во многих правовых системах призна­ется источником права. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права и судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в обоснование своего решения ссылаться на труды ученых.

ü Нормативный договор - соглашение двух или более субъектов, в результате ко­торого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права (международные акты — конвенции, соглашения, межгосударственные договоры и т.д.)

ü Нормативный правовой акт — акт уполномоченных правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке. Является ос­новным источником права в Российской Федерации.

По юридической силе нормативные правовые акты делятся на: законы и подза­конные акты.

Закон - нормативный правовой акт, принятый представительным законодатель­ным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Иерархия федеральных законов в РФ: 1) Конституция РФ - Основной закон: 2) федеральные законы о поправках к Конституции; 3) федеральные конституционные за­коны; 4) федеральные законы (в т.ч. Кодексы).

Подзаконные акты принимаются органами исполнительной власти на основе за­конов и во исполнение законов (нормативные Указы Президента, Постановления Пра­вительства РФ, нормативные акты министерств (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ), акты органов исполнительной власти субъектов).

Национальная правовая система - конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии от­дельного государства.

Одновременно с понятием "правовая система" используется понятие "правовая семья".

Правовая семья - совокупность близких по характеристикам национальных правовых систем, основанная на общности: а) источников права; б) структуры права; в) исторического пути формирования права.

Основные правовые семьи мира:

ü романо-германская (Италия, Франция, Испания, Германия, Австрия);

ü англо-саксонская (Великобритания, США, Канада, Австралия);

ü семья религиозного права (правовые системы Ирана, Ирака, Пакистана. Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.);.

ü семья традиционного права (правовые системы Мадагаскара, ряда стран Аф­рики и Дальнего Востока).

Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родствен­на романо-германской правовой семье. Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII—XVI вв. и по­лучила распространение в континентальной Европе. Основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах романо-германской правовой се­мьи имеются конституции как основные законы, за нормами которых признается выс­шая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативно-правовых актов, так ив установлении судебного контроля за консти­туционностью законов.

Международное право - это особая система права с множеством элементов, вы­работанная всеми государствами, в которой находят отражение закономерности их раз­вития.

Государства, признавая важность международно-правового регулирования об­щественных отношений, устанавливают в своих законах приоритет норм международ­ного права. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде­рации являются составной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных