Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учим буквы. Глава 9




Продолжаем путешествовать с Алей и буквой А по азбуке и знакомиться с новыми буквами. Нам осталось познакомиться с 7 буквами и найти всего лишь одну буковку Я.

Так что вперед к новым приключениям

Буква Ц

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Фонетическая зарядка:

  • Как подзывают к себе цыплят? Цып, цып, цып, цып.
  • Как стучит копытом лошадка? Цок, цок, цок, цок.
  • Как жестом и звуком говорят, чтобы человек громко не разговаривал? Цыц, цыц, цыц.
  • Как стучат каблучками туфли и сапоги? Цок, цок, цок, цок.

Артикуляционная гимнастика

Все малыши любят сказки. Давайте вспомним, какие слова в сказках встречаются нам с буквой ц? (царевна (лягушка, несмеяна, лебедь, спящая), царь, Иван-царевич, аленький цветочек, златая цепь, жар-птица, падчерица, свет мой зеркальце, муха-цокотуха, Илья Муромец)

Устройте блиц-опрос. Задавайте ребенку вопрос, а он пусть отвечает словом с буквой Ц или выбирает нужную картинку из заранее заготовленных

  • Место, где выступают дрессированные звери. ЦИРК.
  • Место в театре, где выступают актёры. СЦЕНА.
  • Что снесла курочка Ряба? ЯЙЦО.
  • Персонаж сказки Сутеева “Палочка-выручалочка”. ЗАЯЦ.
  • На что ставят чашку с чаем? БЛЮДЦЕ.
  • Овощ, который любит в салате быть вместе с помидором. ОГУРЕЦ.
  • Похвала за хорошую работу. МОЛОДЕЦ.

Были ли вы с ребенком в цирке? Если да, то вспомните, как это было, что запомнилось. Предложите проиграть в цирк.

А что такого в нашей природе есть на букву Ц, что не оставляет никого равнодушным? Цветы!

Тут полный полет для фантазии. Можно выполнить огромное количество работа с цветами: оригами, рисунки, аппликации, поделки из бросовых материалов и т.д.

Пальчиковая гимнастика:

Наши нежные цветки

Распускают лепестки (раскрыть пальцы).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет (шевелят пальцами).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (закрыть пальцы в замок).

Тихо засыпают,

Головой качают (вращение кистями рук).

Буква Ч

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Фонетическая зарядка

Как режут ножницы? Чик-чик

Как разговаривают воробушки? Чик-чирик

Артикуляционное упражнение

Чистоговорки

  • Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
  • Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
  • Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
  • Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Какого сказочного знаменитого персонажа зовут на букву Ч? Чиполлино.

Попробуйте сделать своего маленького героя сказки. Возьмите коробочку из-под сметаны, например, вырежьте в крышке отверстие. В банку налейте воды, а луковицу положите на отверстие (чтобы корешки прорастали в эту дырочку). Когда лук пустит зеленые перья, приклейте к луковице глазки (можно купить готовые или сделать самим), нарисуйте ротик и у вас дома будет свой Чиполлино.

Во время изучения буквы Ч можно познакомить ребенка с Часами, ведь они тоже начинаются с нее. Часы можно купить (игрушечные) или сделать самостоятельно. Я рассказывала, как это можно сделать из подручных материалов и как с ними играть.

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так (раскачивайтесь в такт маятника)

Налево – раз, направо – раз, мы тоже можем так (голову наклоняем в такт налево, потом направо).

Выполняем упражнения на слух. Вы произносите слова, ребенок выкладывает букву из фасолинок или пуговиц. Если он слышит слово с буквой Ч, то кладет фасольку, если нет, то ничего не кладет (слова вы можете называть любые. Для подсказки напишу слова с буквой Ч: чай, чайка, чайник, часы, туча, летчик, черный, зайчонок, мяч, чашка, чернила, грач, дочь, кирпич, речка, чаща, свеча, человек и т.д.)

Буква Ш

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё

Фонетическая зарядка. Как шуршат листья под ногами в осеннем лесу? Шур-шур, шур-шур.

Артикуляционное упражнение.

Чистоговорки

  • Ши-ши-ши, ши-ши-ши — Что-то шепчут камыши.
  • Ше-ше-ше, ше-ше-ше — Это утка в камыше.
  • Ша-ша-ша, ша-ша-ша — Выходи из камыша.
  • Ше-ше-ше, ше-ше-ше — Нет уж утки в камыше.
  • Ши-ши-ши, ши-ши-ши — Что же шепчут камыши?

Доскажи словечко:

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… (шишек)

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему …(штанишки)

Давайте вспомним слова, которые начинаются на букву Ш. Можно, например, разложить перед ребенком карточки с изображением предметов, а он укажет на нужные: школа, шофер, шоколад, шишка, штаны, шар, шапка, шарф, шуба, шесть + слова без буквы Ш.

Посмотрите на выбранные карточки. На какой изображено место, куда дети ходят учиться? Школа. Предложите ребенку поиграть в школу. Пусть он будет учителем или учеником (как ему больше нравится).

Мальчикам понравится игра в шофера.

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины

А в кузове важные,

Срочные грузы

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна.

Поговорите с ребенком, что делает шофер? Водит машины. А для чего? Чтобы перевозить людей и грузы.

Пусть ребенок представит себя водителем. Вы можете сделать руль (нарисовать на картоне и вырезать) или использовать игрушечный со звуковыми кнопками. Пусть представит, что он ведет машину, кого-то перевозит, что видит за окном и и т.д. Это очень полезно для развития речи.

А где спят машины? В гараже. Предложите малышу найти для каждой машинки гараж. Тут есть два варианта игры. Загонять машинку в гараж с нужной буквой (смотреть, чтобы на гараже и на машине была написана одна и также буква) или сделать гаражи из согласных букв, а машины из гласных и учиться читать получившиеся слоги.

А что любят все дети и взрослые? Шоколад. Естественно, его можно есть, но прежде, давайте займемся творчеством (вкусным) и вместе сделаем шоколадные листики

А вот знаменитая детская игра Кошки-мышки (она для коллектива детей предназначена, но всегда можно поиграть во дворе с детками)

Выбирается двое водящих — кошка и мышка. Остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки, тем самым образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка — в круге.

Задача кошки — войти в круг и поймать мышку. При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них.

Играющие стараются не пропустить кошку внутрь круга. Если же кошке удастся пробраться в круг, играющие сразу открывают ворота и выпускают мышку. А кошку стараются из круга не выпускать.

Игра заканчивается победой кошки и соответственно поражением мышки

Буква Щ

Буква O поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Фонетическая зарядка. Как паровоз пускает пар (Щ-щ-щ)

Артикуляционное упражнение

Доскажи словечко

У меня пропал носок,

Утащил его … (щенок)

Медведица рыщет,

Медвежат под елкою … (ищет)

Чистоговорки

  • Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — Будем мы готовить борщ.
  • Ща-ща-ща, ща-ща-ща — Нету свеклы для борща.
  • Щи-щи-щи, щи-щи-щи — Приготовим-ка мы щи.
  • Щу-щу-щу, щу-щу-щу — Я капусту поищу.
  • Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — Не клади в кастрюлю хвощ!
  • Щу-щу-щу, щу-щу-щу — Я морковку поищу.
  • Ща-ща-ща, ща-ща-ща — Брат принес домой леща.
  • Щи-щи-щи, щи-щи-щи — Поедим сначала щи.

Поиграйте с ребенком в поваров. Что можно приготовить, что начинается на букву Щ? Щи. А из чего еще можно сварить суп? Щавель. Предложите ребенку приготовить вместе с вами обед и сварите щавельный суп или щи.

А какая рыба на букву Щ начинается? Щука. А знает ли малыш сказку про щуку? По щучьему велению. Прочитайте сказку и каждый раз, когда малыш будет слышать слова с буквой Щ, пусть загибает пальчик, а вы потом эти пальчики посчитаете (если пальчиков будет много, то как только он будет загибать все, вы это записываете на бумажке и снова загибаете).

Буквы Ъ и Ь знаки

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твердый знак

Чтобы не облиться.

**

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит

**

Твердый знак – такая штука…

В общем, нет такого звука.

Буква есть,

А звука нет.

Почему? –

Пока секрет.

**

Было СЕЛИ,

Стало СЪЕЛИ,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

— Твёрдый знак.

**

Нет также звука – «Мягкий знак».

Но без него нельзя никак:

Ведь им кончается

БУКВАРЬ

И размягчается

СУХАРЬ.

(Какой бы это был кошмар,

Когда бы грызли мы СУХАР!)

**

Без мягкого знака,

Без мягкого знака

Не стала бы елью

Зелёная ель.

Без мягкого знака,

Замечу, однако,

Не стала бы мелью

Песчаная мель.

Песчаная мель

Превратилась бы в мел,

И ель бы исчезла,

А кто-то бы ел!

**

Без мягкого знака,

Без мягкого знака,

Пожалуй, и уголь бы

Не был углём.

Без мягкого знака,

Замечу, однако,

Он стал бы, он стал бы

Обычным углом.

Без мягкого знака

Была бы беда:

Любой бы из нас

Ошибался тогда!

(М. Пляцковский)

Артиуляционная гимнастика






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных