Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Для студентов Филиала МИГУП в Тюменской области 1 страница




1. Предмет теории государства и права.

Общим объектом познания всех юридических наук является государство и право.

Предметом науки ТГП являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права государственно-правовых явлений, а также основные юр. Понятия и категории.

ТГП как наука разрабатывает общие универсальные понятия и категории. Ими вооружаются все иные науки.

2. Методология теории государства и права. Методология теории государства и права – совокупность методов с помо щью которых ТГП изучает, исследует свой предмет.

Выделяются следующие методы изучения ТГП: 1) всеобщие методы – это методы использования всеми науками на всех этапах процесса познания (диалектика, метафизика); 2) общенаучные методы – это методы используемые многими науками, в т.ч. юридическими (анализ, синтез, дедукция и т.д.); 3) частнонаучные методы – это методы разработанные и используемые каждой отдельной наукой(формально—юридический, сравнительно-правовой, правовое прогнозирование); 4) специальные методы – это методы специальных наук, которые используются иными в т.ч. юридическими науками (математический, статистический, психологический и др.).

3. Место теории государства и права в системе юридических наук.

ТГП как наука базовая, фундаментальная и выполняющая методологическую роль в системе юридических наук относится ко всем группам наук одновременно (историко-юридические науки, отраслевые юридические науки, прикладные юридические науки, международные юридические науки)

4. Функции теории государства и права.

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые определяют роль ТГП как науки в юридической практике и общественной жизни.

Функции теории государства и права: 1) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); 2) онтологическая – функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;3) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права; 4) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;5) методологическая – функция, создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом; 6) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений; 7) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания; 8) организационно-прикладная функция – преобразование, формирование государственно-правовой жизни, разработка рекомендаций и положений по решению актуальны проблем государственно-правового строительства, обеспечение научности государственного управления и правового регулирования.

5. Первобытное общество: экономика, структура, управление (власть), нормативное регулирование. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен. Структура: во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин. Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права. Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе: 1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении.;2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение.;3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на общение со сверхъестественными силами.

6. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. Теории происхождения государства: 1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс,Ф. Энгельс,В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

7. Понятие, признаки и сущность государства. Государство – это политико-территориальное суверенное организация публичной власти располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взымающая налоги, выражающее волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа.

Признаки государства:

1). государство – это политико-территориальная организация власти; 2) государство- это суверенная организация власти (верховенство и независимость государственной власти); 3) государство-это организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения; 4) государство это организация власти, издающая законы; 5) государство – это организация власти, взымающей налоги; 6) государство – это организация власти, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа.

Сущность государства – это главное свойство государства, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Главный вопрос о политической власти: кому она принадлежит, чьи интересы выражает. Сформированы различные подходы к определению сущности государства: основные (классовый, общечеловеческий); не основные (религиозный, национальный, расовый). Сущность государства носит двойственный характер, с одной стороны государство в первую очередь выражает волю и интересы лиц стоящих у власти, а с другой стороны, она как организация политической власти заинтересована в стабильном функционировании общества, обеспечивая компромисс интересов различных классов и групп, в определенной мере выражает волю всего народа.

8. Понятие, свойства и формы осуществления государственной власти. Власть – это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность. Структура власти: 1) субъект (государство, население);2) объект (на кого распространяется власть);3) отношения по поводу власти;4) регламентирующие нормы. Виды мотивов власти: 1) страх;2) привычка к повиновению;3) убежденность в повиновении;4) авторитет;5) доверие;6) право;7) воля и т. д. Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний. Признаки государственной власти: 1) публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т. д.);8) опора на государственное принуждение; 9) использование системы налогов; 10) деление населения по территориальному признаку. Методы управленческого воздействия: 1) метод насилия (принуждения);2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Политическая власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участвуют все субъекты политической системы.

9. Типология государства: цивилизационный подход. Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации. В цивилизцонном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций. В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров) и др. Достоинства цивилизационного подхода: 1) выделение культурных факторов;2) наличие более четкой типологии государств. Недостатки: 1) недооценка социально—экономических факторов;2) преобладание типологии общества, а не государства.

10. Типология государства: формационный подход. Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы. Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства. Подходы к типологии государств: 1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства. Типы государств по формационному подходу: 1) рабовладельческий; 2) феодальный;3) буржуазный;4) социалистический. Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым. Достоинства формационного подхода: 1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов; 2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства. Недостатки: 1) односторонность, формализм;2) недооценка духовных факторов.

11. Механизм государства: понятие и признаки. Механизм государства – это система государственного органа и учреждений посредством которых обеспечивается реализация функций государства. Признаки механизма государства (МГ). 1) МГ - это система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.2). МГ обеспечивает реализацию государственных функций; 3) функционирование МГ обеспечивает материальными, функциональными и иными средствами; 4) МГ призван гарантировать, охранять, обеспечивать права и свободы личности.

12. Характеристика элементов механизма государства.

· Государственный аппарат это основной, центральный элемент механизма государства представляет собой систему государственно-властных органов осуществляющих управление и принуждение в общества.

· Государственные учреждения это организации существующие функции государства в определенной сфере: социальной, образовательной, научной, здравоохранения, культуры.

· Государственные предприятия это организации осуществляющие хозяйственную деятельность в целях производства продукции либо его обеспечения выполнения различных работ, извлечения прибыли.

· Государственные служащие это физические лица замещающие должности государственной службы в государственных органах и учреждениях а т.ж. на государственных предприятиях.

13. Государственный аппарат: понятие и структура.

Государственный аппарат это основной, центральный элемент механизма государства представляет собой систему государственно-властных органов осуществляющих управление и принуждение в общества.

Государственный аппарат состоит из аппарата управления и аппарата принуждения.

Главный вопрос о политической власти: кому она принадлежит, чьи интересы выражает. Сформированы различные подходы к определению сущности государства: основные (классовый, общечеловеческий); не основные (религиозный, национальный, расовый). Сущность государства носит двойственный характер, с одной стороны государство в первую очередь выражает волю и интересы лиц стоящих у власти, а с другой стороны, она как организация политической власти заинтересована в стабильном функционировании общества, обеспечивая компромисс интересов различных классов и групп, в определенной мере выражает волю всего народа.

14. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Построение и деятельность государственного аппарата основывается на определенных принципах.

Принципы организации деятельности ГА: Принцип демократизма (он выражается в непосредственном участии граждан в формировании государственных органов); Принцип законности (он означает деятельность государственного аппарата должна осуществляться в строгом соответствии с законом). Принцип приоритета прав и свобод личности: каждый государственный орган и должностное лицо должны ставить на первое место права и свободы человека Принцип гласности: выражается в информированности общественности о практической деятельности конкретных государственных органов. Принцип профессионализма: проявляется в использовании наиболее квалифицированных работников в деятельности государственных органов. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия: выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении. Принцип иерархичности: проявляется в строгой «горизонтальной» и «вертикальной» системе подчинения государственных органов.. Принцип сочетания координации и субординации.

15. Государственный орган: понятие и признаки. Государственный орган – это структурно обоснованное звено государственного аппарата создаваемое в установленном законом порядке, осуществляющее государственно-властную деятельность на определенной территории.

Признаки государственного органа: 1) государственный орган является структурно-обоснованным звеном государственного аппарата; 2) государственный орган создается в установленном законом порядке; 3) государственный орган осуществляет от имени государства его задачи и функции, 4) государственный орган обладает властными полномочиями; 5) государственный орган имеет соответствующую компетенцию; 6) государственный орган осуществляет свою деятельость на определенной территории.

16. Классификация государственных органов.

Основания: 1) по территориальному уровню выделяют два вида: федеральные государственные органы (это государственные органы осуществляющие свою деятельность на всей территории Федеративного государства), региональные государственные органы (органы государственной власти Субъектов РФ, которая осуществляет свою деятельность соответствующих субъектов РФ); 2) по способом формирования государственного органа: избираемые государственные органы (формируются на выборной основе), назначаемые государственные органы (формируются путем назначения на должности гос. служащих); 3) по содержанию деятельности государственных органов: законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы.

17. Понятие и признаки функций государства. Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и назначение в обществе. Признаки функций государства: 1) основные направления деятельности государства; 2) функции государства выражающего его сущность; 3) функции государства выражают его назначение в обществе; 4) функции государства носят исторически обусловленный характер.

18. Классификация функций государства. По сферам деятельности функции государства делятся: 1) внутренние – функции, которые реализуются внутри страны (экономическая, налоговая, социальная, экологическая, охрана правопорядка развития культуры, науки и образования); 2 ) внешние – функции реализуемые в его отношениях с другими государствами

(обороны, поддержки мира, сотрудничества с другими странами).

19. Формы и методы осуществления функций государства. Формы осуществления функций государства – упорядоченная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства. Формы осуществления функций государства: 1) правовые: правотворческая деятельность ( деятельность выражающаяся в разработке и принятии правовых норм); правоисполнительная (деятельность выражающаяся в создании условий обеспечениях реализацию правовых норм); правоприменительная деятельность (выражающаяся в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением правовых норм, а т.ж. принятие мер государственного принудительного характера к их нарушителям), организационные: организационно—регламентирующая деятельность (это текущая организационная работа по обеспечению реализации государственных функций), организационно—хозяйственная деятельность (это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению реализации государственных функция), организационно—идеологическая деятельность (это текущая оперативно-разъяснительная работа по обеспечению реализации государственной функции).

Методы осуществления функций государства: убеждене (это ориентирование субъектов права к определенной деятельности без применения силового воздействия, давления), принуждение (это обязывание субъектов права совершать или не совершать определенные действиями посредством применения угрозы применения государственного принудительного воздействия), поощрение (это побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения), рекомендование ( это ориентирование субъектов права на наиболее желательный предпочтительный вариан поведения с точки зрения государства и общества).

20. Понятие и элементы формы государства. Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти. Структурные элементы формы государства: 1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;3) государственно—правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

21. Форма государственного правления: понятие и виды. форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции. Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением (неограниченная, ограниченная) Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Виды: унитарное (это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами) и федеративное (сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации), конфедерация (это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

23. Форма политического режима: понятие и виды. Государственно-правовой (политический) режим — это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе. Государственно-правовой (политический) режим бывает двух видов — демократический и авторитарный.
Демократический режим — это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.
Авторитарный режим — абсолютномонархический, тоталитарный, фашистский и т.д. — проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

24. Понятие и структура политической системы общества. Политическая система общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Структура политической системы: 1) организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации; 2) культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии); 3) нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы; 4) коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

5) функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

25. Место и роль государства в политической системе общества. Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

26. Общественные объединения в политической системе общества. Общественные объединения - это объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Выделяют следующие признаки общественного объединения: а) добровольность; б) некоммерческий характер; в) негосударственная структура; д) действие на основании устава.

27. Понятие, признаки и сущность права. Право – это система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством норм, выражающих возведенную в закон волю классов, социальных групп или всег народа и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Признаки права: системность права, обязательность права, формальная определенность права, гарантированность права государством, право выражает волю классов соц. групп, выступает в качестве регулятора общественных отношений.

28. Понятие и виды принципов права. Принципы права – это основные руководящие начала права, выражающие наиболее важные черты его содержания. Принципы права подразделяются на общеправовые (принципы действующие на всех отраслях права); межотраслевые (принципы действующие в двух или более, но не во всех отраслях права); отраслевые (это принципы действующие в рамках каждой отдельно взятой отрасли права






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных