Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разновидности договора розничной купли-продажи




В ГК РФ представлены следующие разновидности данного договора.

1. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок. Статья 496 ГК РФ устанавливает возможность включения в договор розничной купли-продажи условия о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. При этом неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в определенный договором срок могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от исполнения договора.

В соответствии с общим правилом дополнительные расходы продавца, связанные с передачей товара в установленный срок, включаются в цену товара. Однако законом, другими правовыми актами или договором может быть предусмотрено и иное.

2. Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продажи товаров. Статья 497 ГК устанавливает общий порядок продажи товаров по образцам.

Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т. п.), предложенным продавцом.

Особенности такой разновидности розничной купли-продажи установлены Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612'. Под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Правила распространяются на покупателей-граждан, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающих, приобретающих или использующих товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Правила не распространяются на продажу товаров с использованием автоматов и посредством торгов. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

В соответствии с п. 4 ст. 497 ГК РФ покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи по образцам только при условии, что такой отказ последовал до передачи товара, и только при условии возмещения продавцу расходов, связанных с исполнением договора.

3. Продажа товаров с использованием автоматов. Статья 498 устанавливает наиболее общие правила продажи товаров с использованием торговых автоматов.

В соответствии с п. 1 данной статьи при продаже товаров через автоматы до покупателя должна быть доведена информация: о наименовании продавца товара, месте его нахождения и режиме работы, а также о действиях, необходимых для получения товара. Дня договора продажи товаров с использованием торговых автоматов п. 2 указанной статьи предусмотрена специальная форма: совершение покупателем конклюдентных действий, т. е. действий, необходимых для получения товара.

4. Продажа товара с условием о его доставке покупателю. Статья 499 ГК РФ устанавливает общие правила продажи товаров с условием об их доставке покупателю.

Продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.

В соответствии с п. 2 данной статьи такой договор считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии — любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара.

5. Договор найма-продажи. Согласно ст. 501 ГК РФ договором может быть предусмотрено, что до перехода права собственности на товар к покупателю (ст. 491 Г РФ) покупатель является нанимателем (арендатором) переданного ему товара (договор найма-продажи). В соответствии с общим правилом право собственности на товар переходит к покупателю в момент оплаты. Данная норма является диспозитивной, и договором может быть предусмотрен иной момент перехода права собственности.

Поскольку до перехода права собственности покупатель является арендатором, то до этого момента к договору найма-про- дажи применяются нормы об аренде, не противоречащие существу обязательства, т. е. по такому договору покупатель не должен платить продавцу арендную плату (она включена в цену товара), производить текущий ремонт за свой счет.

Защита прав потребителей в розничной купле-продаже. По условиям договора розничной купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар, который полностью соответствует его образцу или описанию, а качество которого соответствует информации, предоставленной покупателю при заключении договора.

Если приобретен товар ненадлежащего качества, при условии, что оно не было оговорено продавцом, покупатель (потребитель) в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 503 ГК РФ имеет право по своему выбору потребовать:

§ замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

§ соразмерного уменьшения покупной цены;

§ незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

§ возмещения расходов на устранение недостатков товара.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т. п.), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.

В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» указаны признаки отнесения недостатков к существенным: неустранимые недостатки или такие, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо которые проявляются вновь после устранения, или другие подобные недостатки.

Указанными в законодательстве признаками необходимо руководствоваться в каждом конкретном случае при решении вопроса об отнесении выявленного в товаре недостатка к существенным. При возникновении спора по данному вопросу проводится экспертиза в порядке, установленном Законом «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 18 ГК РФ). При необходимости спор решается в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), покупатель (потребитель) обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с се проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Следует иметь в виду, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их покупателю (потребителю) осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).

Отсутствие у продавца (потребителя) кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Потребитель вправе предъявить предусмотренные законом требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем (ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»). В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

В соответствии со ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме.

В отношении товаров длительного пользования покупатель имеет право требовать предоставления безвозмездно в трехдневный срок на период ремонта аналогичный товар. В ст. 21 Закона «О защите прав потребителей» определены сроки для замены товара ненадлежащего качества. Так, по общему правилу в случае обнаружения потребителем недостатков товара установлена обязанность заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления соответствующего требования потребителем; если необходима дополнительная проверка качества такого товара продавцом — в течение 20 дней со дня предъявления такого требования. В случае отсутствия у продавца необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования замена такого товара должна быть осуществлена в течение месяца со дня предъявления указанного требования.

Причем товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении.

Иные требования потребителя (в частности, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества) подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона «О защите прав потребителей).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных