Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические основы обучения и воспитания в подростковом возрасте.




1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития. Связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. По все направлениям развития человека (физического, умственного, духовного, нравственного, социального) происходят большие качественные и количественные изменения. Важнейший фактор развития личности подростка – это его собственная активность – идет активный процесс становления личности, своего самоутверждения и самоопределения – однако этот процесс неравномерен. С одной стороны в подростке уже проявляется «взрослость», а с другой еще остается «детскость». Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным и каждое направление может иметь множество вариантов. Эта проблема имеет важнейшее педагогическое значение. 2. Перестройка организма подростка В подростковом возрасте происходят значительные изменения. связанные с физическим ростом и биологическим созреванием организма. 3. Центральное новообразование в личности при переходе в подростковый период Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенка, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Своеобразие этой особенности, называемой чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, при чем, прежде всего, те, которых наиболее зримо проявляется в отличие от взрослых и их преимущества по сравнению с детьми. 4. Взаимоотношения подростка и взрослого Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял: он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще «как маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнениями и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми становится для подростка не приемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и представление самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми и старается добиваться признания ими этого.Новые нормы отношений со взрослыми – важное содержание формирующегося этического мировоззрения подростка. Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. 5. Общение подростка с товарищами Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка - это положение соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Для подростка отношение со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Он считает, что имеет право на это, защищает свое право и именно поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает обиду, протест. У подростка очень ярко проявляется с одной стороны стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками. Желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой – не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Самая неприятная для подростка ситуация – искренне осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжёлое наказание – открытый или негласный бойкот. Важнейшие нормы кодекса товарищества подростков – уважения достоинства, равенство, верность, помощь товарищу, честность. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. 6. Учебная деятельность подростка Школа и учение занимают большое место в жизни подростка, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми ими важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение нередко страдает от этого. Для подростка урок – это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. При переходе в среднюю школу сразу значительно осложняется учебная работа подростков: вместо одного учителя появляется пять-шесть новых, У них разная манера объяснения и опроса, неодинаковые требования и отношения к учащимся, которых учителя к тому же вначале не знают, появляются «любимые» и «не любимые» учителя. Подростки ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в ней учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Ребятам предстоит овладеть большим объемом знаний. А к концу подросткового возраста они начинают уже задумываться о своей будущей специальности и вообще о будущем.

С наступлением подросткового возраста коренным образом меняется образ жизни ребенка: б0льшую часть времени он начинает проводить вне семьи – в школе, на улице, в общении со сверстниками или другими взрослыми людьми за пределами своего местожительства. Даже в моменты физического пребывания дома психологически подросток большей частью находится вне его, размышляя о школьных и других внесемейных делах.

Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, средств массовой информации и культуры. Учение как таковое отходит на второй план, а главная психологическая активность подростка направлена на формирование личности.

Школа является для подростка переходным звеном на пути отдаления от семьи и самостоятельного выхода в мир. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью: в школе сохраняется отношение к подросткам как к детям, взрослые находятся в позиции воспитателей и предъявляют соответствующие требования. Более равноправными отношения учеников с учителями становятся только при переходе в старшие классы. Взрослые, с которыми подростки вступают в общение, – руководители кружков, спортивные тренеры и прочие – это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как деловые и официальные.

Школа формирует у юношей и девушек определенные качества, необходимые для перехода к самостоятельной жизни. В первую очередь воспитываются качества, связанные с самообслуживанием, устройством собственной жизни во всех смыслах. Молодые люди, оканчивающие школу, должны уметь самостоятельно находить работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, обеспечивать себя питанием и одеждой, решать другие деловые и личные проблемы, связанные с устройством жизни, которые достаточно легко решает социально адаптированный взрослый человек.

Для самостоятельной жизни необходимы также качества, касающиеся ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого выпускника школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих его отношение к миру, к людям, к самому себе. Однако практика показывает, что устойчивое мировоззрение в старших классах школы еще только начинает формироваться и не до конца складывается даже в течение всего периода юности. Именно поэтому молодежь оказывается основной группой риска при вовлечении в криминогенную деятельность и экстремистские организации, привлекающие внешней атрибутикой, за которой стоят подавляющие самостоятельную личность идеи.

21.Психологические основы обучения и воспитания в старшем школьном возрасте.1. Понятие юности и ее возрастные границы В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это определение, в котором первая граница – физиологическая. А вторая – социальная. Уже показывает сложность и многогранность этого возрастного периода. В результате акселерации, ускорения физического развития сегодняшние дети на два года раньше, чем два-три поколения назад. В связи с акселерацией границы подросткового возраста сдвинулись вниз, так что он теперь заканчивается уже в 14-14,5 лет. Соответственно раньше начинается юность. На основании вышесказанного, можно отметить следующие возрастные границы ранней юности – это 14,5-17 лет. 2. Физическое развитие Ранняя юность – период завершения физического развития человека. Рост тела в длину по сравнению с подростковым возрастом замедляется. Полного роста девушки достигают в среднем между 16 и 17, юноши – между 17 и 18 годами. Увеличивается вес, причем мальчики наверстывают недавнее отставание от девочек. Очень быстро растет мускульная сила: 16 летний мальчик почти вдвое превосходит в этом отношении 12-летнего. Примерно через год после окончания роста, человек достигает нормальной взрослой мускульной силы. Очень много зависит, конечно, от правильного режима питания и занятий физкультурой. 3. Социальная ситуация развития Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. С усложнением жизнедеятельности у юношей происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но их качественное их изменение. Появляются все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности ответственности. В 16 лет юноша получает паспорт, в 18 лет – избирательное право и возможность вступать в брак. Юноша становится ответственным за уголовные преступления. Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, все думают о выборе профессии и т.д. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающее его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой – постоянно требуют от него послушания. В отличие от подростков, которые все являются школьниками, 15-17летние юноши и девушки могут быть также учащимися колледжей. Некоторые из юношей совмещают учение с производительным трудом. Эти различия сказываются на их психологии и должны учитываться воспитателями. 4. Психологические особенности Общие умственные способности человека к 15-16 годам, как правило, уже сформированы, и такого быстрого роста их, как в детстве, не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого. Особенно быстро развиваются специальные способности. Самосознание. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Подросток и юноша самоутверждаются в жизни – идет активный процесс становления личностных качеств. Сложные проблемы самоопределения юноша решает не один, а в общении с родителями, сверстниками, учителями при их поддержке. В сфере эмоциональных, моральных установок и ценностных ориентаций, юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Иногда нарочито крайние взгляды высказываются только для того, чтобы подкрепить претензию на оригинальность. Но фактически влияние родителей остается здесь преобладающим. Разница между поколениями весьма заметна в таких, относительно поверхностных вопросах, как мода, вкусы, способы развлечений. Наряду с возрастающей значимостью коллективной групповой жизни, в ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Юношеская дружба на первый план выдвигают интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу» Любовь. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в ранней юности заметно активизируются. Появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве. Ранняя юность - решающий возраст формирования мировоззрения.


22.Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогические функции и умения. Педагогическая деятельность - это воспитывающее, развивающее и обучающее воздействие учителя на учеников, одновременно предполагающее его активное саморазвитие и самосовершенствование.
Основные характеристики педагогической деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность и продуктивность. Функции педагогической деятельности:1) Конструктивная функция предполагает: - отбор и организацию содержания учебной информации; - проектирование деятельности учащихся; - проектирование совместной деятельности, обеспечивающей успешность процесса усвоения учащимися содержания учебного материала. 2) Организаторская функция: - организация способов сообщения школьникам учебной информации; - организация различных видов деятельности учащихся; - организация собственной деятельности в ходе учебных занятий. 3) Коммуникативная функция: - установление конструктивных взаимоотношений с учащимися; - установление отношений сотрудничества с коллегами и администрацией; - установление отношений сотрудничества с родителями учащихся. 4) Гностическая функция: - умение анализировать подлежащее исследованию явление; - изучение содержания способов воздействия на других людей; - изучение психологических особенностей школьников; - изучение и анализ результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков. Формы педагогической деятельности. Педагогическая деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача передачи общественного опыта подрастающим поколениям выступала в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая им и перенимая их опыт. Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии. За всю историю в школе сменились формы передачи культурного опыта: беседа (сократическая беседа), работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и др. видов производственного обучения, где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное усвоение им производственных операций); вербальное наставление (институт “дядек”, монастырей, гувернеров и т.д.). Со временем Я.А.Коменского прочно утвердилась классно-урочная система обучения. Начали дифференцироваться такие формы, как лекция, семинар, зачет, практикум. Уровни продуктивности педагогической деятельности. 1. Непродуктивный (репродуктивный) - педагог лишь умеет пересказывать другим то, что знает сам. 2. Малопродуктивный (адаптивный) - педагог умеет приспосабливать своё сообщение к особенностям обучаемой аудитории. 3. Среднепродуктивный - педагог владеет стратегиями обучения учащихся знанием, навыкам, умениям по отдельным разделам какого-либо курса. 4. Продуктивный (системно-моделирующий знания учащихся) - педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом. 5. Высокопродуктивный (системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся) - педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Характеристика общепедагогических умений и навыков Навыки общепедагогические: - навык выразительной речи, выразительного чтения; - навык грамотного красивого письма; - навык целесообразных движений, мимики, жестов; - навык демонстрирования разнообразных предметов и работы с доской; - навыки библиографические; - навыки эффективного использования планов, конспектов, записей. - навыки владения аудиовизуальными средствами обучения. Умения общепедагогические - это интегральные качества учителя, обуславливающие успешность решения широкого круга образовательных задач в различных педагогических системах. Общепедагогические умения проявляются в деятельности любого учителя, независимо от преподаваемого предмета. Выделим их: - умение, обеспечивающее педагогическую диагностику и целеполагание; - умения, определяющие планирование образовательного процесса; - умения практической деятельности учителя по осуществлению намеченного плана; - рефлексивные умения.

23.Стиль педагогической деятельности. Стиль деятельности - это устойчивая система способов, приёмов, проявляющаяся в разных условиях её существования. Стиль деятельности определяется спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями её субъекта. Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А.Кан-Каликом. стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;- стиль дружеского расположения; автор обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может отрицательно сказаться на педагогической деятельности в целом;
- стиль общения - дистанция, отражает тенденцию авторитарности, что благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, но не способствует личностному контакту учителя и учащихся; - стиль общения - устрашение и заигрывание. Название является краткой характеристикой сути. Оба стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъек­та этой деятельности — учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особен­ности; б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.). В пе­дагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в кон­кретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации деятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения. При этом под стилем общения, согласно В.А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаи­модействия педагога и обучающихся.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных