Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Британское господство в Бирме в 1885-1942




В этот период англичане стремились править страной, следуя индийской колониальной модели. Открытие в 1869 Суэцкого канала ускорило доставку товаров в Европу и стимулировало хозяйственное развитие Бирмы. Первым заметным достижением стало быстрое расширение посевов риса в дельте Иравади. Приток мигрантов из Индии позволил решить задачу обеспечения рабочей силой развернувшегося строительства и эксплуатации железных дорог и портов. Удалось достичь прогресса в развитии речного судоходства и лесозаготовках, в добыче нефти и других полезных ископаемых.

Первоначально британцы не предполагали расширения провинциального самоуправления, однако после того как бирманцы восприняли тактику Индийского национального конгресса, в 1928 Лондон начал переговоры об отделении Бирмы от Индии. В 1930-1932 прокатилась волна крупных крестьянских восстаний, которые осложнили проблему, но все же в 1935 рекомендации британских властей были реализованы.

Японская оккупация

Критическая обстановка сложилась во время Второй мировой войны. Вторжение в декабре 1941 японских войск на территорию Бирмы и ее оккупация в 1942 сопровождались серьезными разрушениями главных городов и транспортных артерий. Положение ухудшилось из-за прекращения экспорта риса и быстрого роста инфляции. Стремясь найти выход из трудного положения, многие патриотически настроенные бирманцы согласились занять посты в созданном оккупационными японскими властями правительстве премьер-министра Ба Мо. Чтобы заручиться прочной поддержкой в стране, от которой требовались рабочая сила и материальные ресурсы, 1 апреля 1943 Япония объявила о предоставлении Бирме независимости при условии заключения двухстороннего военного союза.

По мере затягивания военных действий обстановка в Бирме обострялась и в экономическом, и в политическом отношениях. Молодые патриоты, связанные с правительством Ба Мо, создали в 1944 тайную антияпонскую организацию во главе с Аун Саном — Антифашистскую лигу народной свободы (АЛНС). В последние недели войны весной 1945 силы АЛНС атаковали японские части с тыла, оказав помощь английским войскам.

Независимая Бирма. С возвращением в страну англичан верховный главнокомандующий вооруженными силами союзников в Юго-Восточной Азии лорд Маунтбеттен предпочел по военным соображениям иметь дело с АЛНС и Аун Саном. Последний сумел достичь соглашения с Лондоном в январе 1947, однако в июле того же года был убит. 24 сентября 1947 Учредительное собрание приняло конституцию Бирманского Союза. Новый президент АЛНС — У Ну подписал 17 октября 1947 договор с Великобританией, согласно которому с 4 января 1948 страна провозглашалась республикой Бирманский Союз.

Правительство У Ну первые два года находилось в трудном положении. Подняли восстание коммунисты. Опасность для центра возросла в начале 1949, когда лидеры каренов в Нижней Бирме начали борьбу за создание собственного государства. Весной 1950 правительство вернуло часть захваченной территории и установило контроль над главными путями сообщения.

В конце 1950-х годов АЛНС исключила из своих рядов прокоммунистические элементы и решила принять техническую и экономическую помощь США. Первые всеобщие выборы в национальный парламент в 1952 принесли победу АЛНС, которая получила более двух третей мест в палате депутатов. У Ну вновь возглавил кабинет министров, а президентом страны стал главный судья У Ба У, сменивший на этом посту шанского князя Сао Шве Тайка.

В административном плане основные внутренние трудности были связаны с неудовлетворительной деятельностью государственных ведомств и корпораций, на которые была возложена задача по выполнению официальных плановых программ хозяйственного развития. После выборов 1956, когда АЛНС лишилась ряда депутатских мандатов в парламенте, доставшихся коммунистам, но тем не менее сохранила в нем прочное большинство, У Ну ушел в отставку. Его сменил министр обороны У Ба Све, однако в 1957 У Ну вновь занял свой пост.

Разногласия между У Ну и другими лидерами АЛНС породили неизбежный раскол этой организации весной 1958. В июне У Ну получил парламентскую поддержку, но в конце сентября того же года страна столкнулась с опасностью гражданской войны. Министр обороны генерал Не Вин в октябре 1958 осуществил военный переворот и образовал временное правительство, обещав провести свободные и честные выборы. В течение полутора лет правительство Не Вина, состоявшее преимущественно из военных, стремилось восстановить общественный порядок, наладить работу гражданских учреждений и свернуть некоторые программы. Парламентские выборы прошли в феврале 1960. На них фракция У Ну, настаивавшая на объявлении буддизма государственной религией, одержала явную победу, и ее лидер вновь занял пост премьер-министра.

Военный режим

В марте 1962 военные во главе с Не Вином совершили государственный переворот. Действие конституции 1948 было приостановлено, Революционный Совет взял на себя функции исполнительной власти.

Режим Не Вина приступил к созданию Партии бирманской социалистической программы (ПБСП) и обнародовал ее основополагающий документ «Бирманский путь к социализму». В нем предусматривались достижение экономической независимости, курс на индустриализацию и государственный контроль над экономикой. В 1963 правительство попыталось вести переговоры с национальными меньшинствами, но вооруженные столкновения не прекращались. При военном режиме бльшая часть Бирмы превратилась в централизованное бюрократическое государство, которое, по сути, управлялось армейской верхушкой через ПБСП. В 1964 политические партии были запрещены. В начале 1972 Не Вин уволился из вооруженных сил, а в 1974 стал президентом страны в соответствии с конституцией, допускавшей функционирование только ПБСП. В 1970-х годах продолжалась борьба против коммунистов и мятежных национальных меньшинств. Всеобщие выборы на однопартийной основе проводились в 1974, 1978, 1981 и 1985.

Не Вин покинул президентский пост в 1981, уступив место своему давнему сподвижнику Сан Ю, но продолжал фактически руководить страной до 1988, когда ухудшение экономической конъюнктуры спровоцировало серию демонстраций и мятежей. Эти массовые выступления были жестоко подавлены генералами Сейн Лвином и Со Мауном, первым и третьим номинальными преемниками Не Вина. Около 9 тыс. студентов бежали в пограничные районы, где объединились с национальными меньшинствами. 12 повстанческих национальных группировок (наиболее мощные были образованы каренами и качинами) создали Национально-демократический фронт, который требовал предоставления автономии в рамках федеративной республики.

Между тем в управлении страной военные возлагали надежды уже не на ПБСП, а на декреты сформированного Государственного совета по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП), который сосредоточил усилия на задержании лидеров диссидентских движений и на боевых действиях против повстанцев. В 1989 страна была переименована и получила официальное название Союз Мьянма.

В мае 1990 под строгим присмотром властей состоялись выборы в Народное собрание. Аун Сан Су Чжи (дочь Аун Сана), возглавлявшая самую крупную антиправительственную партию — Национальную лигу за демократию (НЛД), за несколько месяцев до выборов была помещена под домашний арест, ее сподвижник по руководству партией У Тин Оо в самом начале избирательной кампании был приговорен к 10 годам принудительных работ.

Тем не менее НЛД одержала убедительную победу на выборах, получив свыше 80% всех мандатов. Однако ГСВЗП не собирался передавать власть новому правительству и пренебрег результатами голосования. Многие из новых парламентариев были арестованы, другие вынуждены были покинуть страну.

В ноябре 1990 группа избранных от НЛД в Народное собрание депутатов в сопровождении многочисленных единомышленников выехала в Маннерпло, где совместно с представителями вооруженных подразделений национальных меньшинств заявили об образовании временного коалиционного правительства страны во главе с Сейн Вином, кузеном Аун Сан Су Чжи и племянником Аун Сана. 15 октября 1991 Аун Сан Су Чжи была присуждена Нобелевская премия мира как «лидеру демократической оппозиции режиму».

 

В 1993 Народное собрание начало работать над новой конституцией. 702 депутата, преимущественно из числа ГСВЗП, в 1996 обсуждали вопрос о федеративных принципах устройства страны и предоставлении автономии национальным меньшинствам. Собрание рекомендовало, чтобы президент избирался коллегией выборщиков и обладал не только политическим опытом, но и военным стажем, а на должности в органы исполнительной власти всех уровней назначались военные из высшего командного состава.

В ноябре 1997 было официально объявлено о самороспуске ГСВЗП и формировании нового руководящего органа Государственного совета мира и развития (ГСМР), который возглавили четыре генерала из ГСВЗП. В сентябре 1998 члены НЛД объявили о создании Парламентского представительного комитета, уполномоченного действовать от имени избранных в 1990 депутатов и предложить свой проект конституции. В качестве ответной реакции правительства последовали аресты многих членов НЛД.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных