Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 1 страница




 

Если преобладает одна из этих полярных систем, нервно-­чувственная или система обмена веществ и конечностей, возни­кают два детских типа, которые Рудольф Штайнер установил как основополагающие для врачебной диагностики и лечения детей школьного возраста. Ребенка, у которого преобладает об­мен веществ, он назвал "большеголовым ребенком", ребенка же, находящегося под преобладающим влиянием нервно-чув­ственной системы, "малоголовым ребенком". Сначала может показаться странным, что именно у большеголового ребенка, в чьем внешнем облике выделяется голова, преобладает обмен ве­ществ. Это связано с тем, что обмен веществ хотя и берет свое начало в нижнем полюсе человека, но простирает свое действие на весь организм. Его экспансивные силы воздействуют толчка­ми на верхний полюс и в определенной степени раздувают го­лову. И наоборот, у малоголового ребенка из-за усиления исходящего от нервной системы действия акцент приходится на ко­нечности. Лучше всяких слов это иллюстрирует схема на рис. 1. Малоголового ребенка можно также назвать "ребенком с особо выделяющимися конечными членами". У него нe только сильно развитые конечности с их уже обрисованной тенденцией к "рас-членению", но также и душевно господствует склонность к анализу. И наоборот, большеголовый ребенок нe только внешне имеет большую голову; душевная жизнь также отмечена синтетической структурой, которую мы видели образующе действующей в голове. Более точно об этом будет сказано в сле­дующей главе.

Определяющим для обозначения "большеголовый ребенок" и "малоголовый ребенок" является нe только размер черепа - оно вытекает из его отношения к длине тела, а также из душев­ной установки ребенка, но все же данные измерения могут по­служить для первой ориентации. Поэтому здесь прилагается тaблица окружности головы. Из нее видно также чрезмерное превышение пропорций черепа у маленького ребенка.

 

Величина охвата головы в отношении к возрасту, росту, весу и полу (по Фанкони)

Возраст мальчики девочки

см кг окр головы. окр груди. см кг окр головы. окр. груди

19 175 66,5 165 57,0

18 175 65,0 56 87 165 56,0 55 82

17 172 59,0 56 86 164 54,5 55 82

16 168 54,5 55 82 163 52,5 54 80

15 161 48,0 54 77 160 49,5 54 78

14 154 42,0 54 74 156 45,0 53 76

13 149 38,0 53 71 151 40,0 53 74

12 144 35,0 53 68 145 35,5 52 71

11 140 32,3 53 66 140 31,5 52 66

10 136 30,0 52 64 135 29,0 51 63

9 131 27,3 52 61 130 27,0 51 61

8 126 25,0 52 59 125 24,5 51 59

7 121 22,7 52 58 120 22,5 51 57

6 116 20,6 51 57 115 20,0 50 55

5 110 18,4 51 55 109 17,6 50 53

4 104 16,6 51 53 103 15,8 50 52

3 96 14,5 50 52 95 14,1 49 51

2 87 12,7 49 51 86 12,3 48 50

1 75 10,2 47 47 74 9,8 46 47

0 51 3,4 35 34 50 3,3 34 33

 

 

II

БОЛЬШЕГОЛОВЫЕ И МАЛОГОЛОВЫЕ ДЕТИ

 

При характеристике ребенка как целого понятия "больше­головый" и "малоголовый" обычно нe употребляются. Показа­тельно, что учение о человеке, принятое здесь в качестве осно­вы, не обходит телесное явление, напротив, оно из него исходит, желая сделать наглядной телесно-душевно-духовную осо­бенность ребенка. Оба эти противоположные проявления дет­ского существа как таковые, конечно, не новы и небезызвестны, хотя и нe были особенно оценены. Новым же является обосно­вание этих детских типов, обычно истолковываемыx преиму­щественно с психологической стороны, с точки зрения учения о человеке. Очень созвучно принятому здесь роду рассмотре­ния сегодняшнее исследование конституции, как оно было пре­жде всего введено Кречмером. Но как раз в детском возрасте известные конституционные типы (пикнический, астенический) отсутствуют.

Как выглядит типичный большеголовый ребенок? В клас­сическом случае у него кудрявая голова, отчего впечатление большого объема головы еще больше усиливается. Лицо круг­лое, щеки полные и розовые. Кроме того, налицо общая тен­денция к округлым телесным формам. У ребенка живая фанта­зия и художественные способности. У него преобладают образ­ные и обобщенные представления, в то время как расчленяю­щее (аналитическое) мышление ему дается с трудом. Когда мы слышим об ученике, что он слаб в счете, но хорошо пишет со­чинения, мы можем быть уверены, что речь идет о большеголо­вом ребенке. О таких детях часто слышны жалобы, что они нe способны к удовлетворительной концентрации. В действительности же они так хорошо сконцентрированы, что учитель не может их отвлечь; но сконцентрированы они на лежащих вне учебного процесса фантазиях или, может быть, на лежащем под партой бутерброде.

 

Рис. 2. Большеголовый мальчик.

 

 

В качестве примера можно привести следующее сообщение о большеголовом ребенке:

C.Л. Беременность и роды без осложнений. Кормление грудью 3 недели. Ходить и говорить научился с 14 месяцев. Всегда до­вольный младенец. Много бронхитов и лихорадок. Корь, ветрян­ка, свинка, краснуха. Маленьким ребенком мог часами играть один, не скучая, но бывал очень раздражен, когда кто-то что-то от нeгo требовал или мешал ему в его играх.

С 6,5 лет пошел в школу. Учился легко. Прекрасно рисовал и чертил, хорошо играл на скрипке. Но вскоре обнаружились труд­ности дисциплинарной природы. Если иногда на занятиях что-либо происходило иначе, чем он это себе представлял, он приходил в ярость, ругался, топал ногами. Дома очень интенсивно преда­вался своим интересам. Много читал. Особенно увлекался игрой в театр с куклами, которые сам изготавливал из папье-маше. Кули­сы, костюмы, весь реквизит делал сам. Некоторое время ходил в театр помогать там в рисовании кулис и учиться при этом. Если его отрывали от занятий, чтобы сделать уроки или помочь по до­му, он мог впасть в такой гнев, что разрушал что-нибудь: ронял вазу, резал скатерть и т. п.

При осмотре в 3-м классе (9 лет) оказывается здоровым ребен­ком с объемом головы 54, 5 см (+2, 5 см). У него широкое лицо с широким носом и длинным черепом. Миндалины и шейные лим­фатические железы слегка увеличены. Оволосение на спине по обе стороны позвоночника. Легкое плоскостопие. Внутренние органы без особенностей.

Одаренность фантазией и художественные способности большеголового ребенка выступают здесь вполне отчетливо. Интенсивность, с которой он преследует свои цели, и гнев, ког­да ему в этом мешают, производят впечатление сильного холе­рического уклона, который вообще для этого типа не характерен. Преобладает сангвинический и флегматический темпера­мент. Спокойный, изживающий себя в процессах питания флегматический темперамент прекрасно проявился у одной 8-летней школьницы большеголового типа, как она описывала это в течение многих дней в своем рассказе. Это была приду­манная ею жизнь маленького мальчика по имени Гансик. Большую роль при этом играли основательные описания ежеднев­ных трапез. Эти дети способны также и к точному, но задушевному наблюдению природы. Они могут иногда поведать об этом в весьма оригинальных выражениях.

Малоголовый ребенок представляет собой противополож­ность всему этому. Под стать его бледному, отточенному лицу короткостриженный череп, что еще более подчеркивает его ма­лый объем. Со своими длинными конечностями и большими ступнями и кистями он мог бы называться "ребенком с особо выделяющимися конечностями". Oн хорошо подмечает част­ности и знает, например, наизусть марки автомобилей. И вооб­ще у него большой интерес к техническим процессам. Напро­тив, ему недостает синтетической силы воображения. На заня­тиях по истории он может, правда, хорошо знать хронологию, но ему очень тяжело создать обобщенный образ исторической эпохи. Художественно он, как сказал Рудольф Штайнер, "ма­ленький ботокуд". В своих пропорциях (отношение окружности гoловы к длине конечностей) этот второй тип уже больше при­ближается к взрослому. Oн предвосхищает нечто от взрослого и со своим бодрствующим интеллектом значительно более удач­лив при тестировании, чем большеголовый ребенок, который и в своих пропорциях, и в своем грезящем существе еще сохраня­ет тенденции раннего детства. Малоголовые дети в действитель­ности плохо концентрируются, поскольку их бодрствующая жизнь внешних чувств тотчас отвлекается любым восприятием, муха ли это на стене, проезжающий автомобиль или что-то еще.

В младших классах господствует, как это понятно из пре­дыдущего, в большей степени "атмосфера большеголовости", в то время как среди старших школьников из-за измененных пропорций кажется преобладающим малоголовый тип. Если уже маленький ребенок отчетливо малоголов, то налицо высо­кая степень этой односторонности. Вот случай Х.К., ученика второго класса:

В первые годы жизни никаких особенностей. В дошкольном возрасте дикий и неуправляемый. Охотно и много играл с детьми на улице. В семь лет пошел в школу. Начальные основы чтения, письма и счета давались ему нелегко. Был беспокоен и тотчас отвлекался всем происходящим в классе. Тетради постоянно грязные и не­брежно оформленные. Для художественного оформления тетрад­ных страниц и рисунков мало чувства и способностей. Обкусы­вает ногти и сосет большой палец. Сон хороший. Ест жадно и быстро, охотнее всего мясо. При осмотре худощавый светловоло­сый мальчик (рост 130 см, вес 25 кг); в возрасте 7 лет 9 месяцев сразу возникаeт впечатление малой окружности головы (49 см, т. е. -2 см). Лоб низкий, убегающий. Средняя часть лица выступа­ет вперед. Кисти рук заметно большие и широкие, с обкусанными ногтями. Слабость осанки, сутулая спина и лордоз крестцового отдела позвоночника. Беседа с ребенком затруднена, потому что он нe придерживается предмета разговора и постоянно блуждает от одного впечатления к другoму. Прописанный ему теплый компресс на живот вечером очень любит и сам его требует.

Здесь малоголовость имеет место уже в столь высокой сте­пени, что комбинирующему чувственные впечатления бодр­ствующему интеллекту этого типа остается лишь ориентиро­ваться на чувственные впечатления. Ребенок действует как за­блyдившийся в чувственном мире; он недостаточно сохраняет дистанцию, чтобы поддерживать свое сознание полностью бодрствующим.

Оба типа представляют собой варианты здорового ребенка школьного возраста, но могут, будучи предоставлены сами себе, привести к болезненным состояниям. Большеголовый ребенок тoгда подвергается опасности потерять себя в иллюзорныx меч­таниях; он склонен к лихорадкам и воспалительным кожным сыпям. Непоседливость малоголового ребенка может усиливать­ся до всякого рода тиков и "невротических" явлений; он стано­вится все более неспособным к концентрации. Eгo сверхбодрствование может перейти в бессонницу.

Рудольф Штайнер наряду с педагогическими, медицински­ми и диетическими указаниями предложил также простые гид­рoтерапевтические мероприятия, которые противодействуют односторонним тенденциям обоих типов. Большеголовый ре­бенок должен получать утром прохладное обмывание головы. Обмывают лицо и затылок, а при возможности и верхнюю часть тела, вскоре после пробуждения, водой комнатной температуры, и затем вытирают. Малоголовый ребенок должен три pa­зa в неделю получать вечером теплый компресс на живот, оставляемый на ночь.

Без дальнейших рассуждений уже ясно, что такое холодное обмывание гoловы пробуждающе действует на мечтательного большеголового ребенка. Ясно также, что теплый компресс на живот бледному малоголовому ребенку может способствовать улучшению кровообращения. Труднее увидеть, что столь безо­бидное мероприятие при длительном применении может произ­вести основательное изменение столь характерного детского типа!

Здесь важен момент применения. Очевидно, что холодное обмывание головы относится к утренним часам, ведь мы впол­не инстинктивно прибегаем к этому мероприятию, когда утром никак нe можем проснуться. И мы предпочитаем вечером тепло в виде грелки в постель, если хотим хорошо отойти ко сну. Голова, холод и утро составляют общность, так жe как и живот, тепло и вечер. Но всего этого все же недостаточно, чтобы объ­яснить ожидаемые и фактически наблюдаемые воздействия на детскую конституцию.

Здесь нам приходят на помощь результаты исследований, которые еще не были известны при жизни Рудольфа Штайнера, но которые неожиданным образом подтверждают рекомендо­ванные им мероприятия. Это исследования ритмов, которые с момента открытия Форсгреном печеночного ритма все больше вели к познанию того, что в человеке имеются периодичные, с частотой смены суток, функции всех органов и процессов. Не­зависимо от влияний, оказываемых работой, питанием и сном, организм пронизывают ритмически сменяющиеся процессы по­строения и распада, которые можно обобщить следующим об­разом: утром, с 3-х часов, начинается фаза распада, опорожне­ния, секреции (например, желчь, моча и т.д.), которая претер­певает интенсивное усиление с 6 до 9 часов утра (так называе­мый "утренний паводок") и прекращается к 15 часам пополуд­ни. Здесь следует фаза построения, притока веществ, ресорбции, кровоснабжения, которая особенно усиливается вечером с 18 до 21 часа и прекращается к 3-м часам ночи. Затем снова на­чинается фаза распада и т. д.

В эти мощные ритмы мы и включаемся своими гидротера­певтическими мероприятиями.

Мы дополнительно укрепляем утреннюю фазу распада и выделения, усиливая холодным обмыванием головы импульсы, исходящие от нервно-чувственной системы. Вечернюю фазу со­зидания и кровоснабжения мы подталкиваем с помощью тепло­го компресса на живот. Так мы работаем ритмически и таким образом потенциируем действие нашего кажущегося столь про­стым мероприятия. Как мы придаем качелям все более мощное качание с помощью повторяющихся в нужный момент слабыx толчков (толчок в неподходящий момент тормозит движение), так и здесь это зависит от правильного вмешательства в нуж­ный момент времени.

Так же и с другой стороны оказывается, что применение холода относится к утру, а применение тепла к вечеру. Темпе­ратурная чувствительность колеблется в течение суток. Человек в первую половину дня более чувствителен к холоду, вечером сильнее реагирует на тепловые воздействия.

Каждый ребенок в течение дня колеблется, с индивидуаль­ным акцентом, между "большеголовостью" и "малоголо­востью", туда и сюда. Это устанавливают, естественно, не ру­леткой. Каждый ребенок после обеда и вечером склонен боль­ше к фантазирующе-художественной деятельности, утром боль­ше к бодрствующему мышлению. Если тенденция малоголовос­ти слишком слаба, ребенок по-настоящему не просыпается и ему необходимо утром помочь описанным образом; и наоборот - вечером оказывают помощь ребенку, у которого недостаточ­но явлена тенденция большеголовости.

К каким чрезвычайным воздействиям может приводить со­звучие колебаний, показывает известный пример с солдатами, шедшими по мосту в ногу. Саму по себе нагрузку от прохождения строя солдат можно было бы не принимать во внимание. Но когда ритм шагов совпал с собственным ритмом моста, тот обрушился.

 

III

ГИДРОЦЕФАЛЬНЫЕ И МИКРОЦЕФАЛЬНЫЕ ДЕТИ

В тo время как у большеголовых и малоголовых детей объ­ем головы варьируется внутри нормальных границ, у детей-гид­роцефалов и -микроцефалов он патологически увеличивается или уменьшается. Гидроцефальный ребенок часто рождается с нормальным объемом черепа; однако в течение первого года жизни начина­ется его аномальный рост. Роднички остаются открытыми, че­репные швы не закрываются или расходятся. Все больше выде­ляется мозговой отдел черепа пo сравнению с остающимся не­большим лицевым отделом, так что контур лица в фас напоминает опрокинутую грушу, в то время как у детей-микроцефалов как раз наоборот, он соответствует висящей груше. Акцентированию верхнего полюса, проявляющемуся уже в пропорциях го­ловы, соответствует недоразвитость нижнего полюса. Дети с опозданием учатся сидеть, стоять и ходить. Движения конеч­ностей различным образом затруднены (спазмы, атаксия, тре­мор). Сдвиг силового равновесия вверх выражается в примечательном симптоме, в феномене "заходящего солнца". Между верхним веком и свободным верхним краем радужки жутковато высвечивается обычно невидимая часть белой склеры, в то время как нижняя часть радужки и зрачок прячутся под ни­жним веком. Верхняя часть глаза становится более, нижняя ме­нее видимой, чем в нормальном случае (см. рис.3).

Рис.3. Феномен ″заходящего солнца″.

Как уже из приведенного телесного симптома отчетливо видно стремление "вверх", так же и в своем существе эти дети имеют нечто оставшееся в верхней области земной сферы, не­что нe вполне вступившее в воплощение. И как для раннего детства вообще характерна более сильная привязанность к ма­тери, так и эти дети, всем своим существом указывающие на очeнь раннюю ступень детства, часто особенно сильно связаны со своей матерью.

У микроцефального ребенка почти всегда уже при рождении бросается в глаза маленькая голова. Роднички малы и уже за­крыты. Диспропорция между лицевым и мозговым отделами че­репа становится в процессе роста все более отчетливой. Убегаю­щему лбу и плоскому затылку противостоит мощный лицевой отдел черепа, в котором особенно хорошо развиты челюсти и скулы. Очертания лица становятся грушевидными (рис.5). Здесь, в противоположность гидроцефалам, подчеркнут нижний полюс; мощные конечности в постоянном беспокойном движе­нии. Существо этих двух полярных детских типов в их сопостав­лении классически выражено на рис.5. Нежный торжественный облик гидроцефала с изящным ротиком и устремленным вдаль взглядом из-за раздутого наподобие аэростата черепного свода кажется возносящимся вверх. В огрубленных чертах лица мик­pоцефала все тяготеет вниз. В тo время как при собственно микроцефалии интеллект в большинстве случаев оказывается сильно ущербным, гидроце­фалия связана с хорошей, даже гeниальной духовной работо­способностью. Известные примеры гениальных гидроцефалов - Менцель и Гельмгольц. Я лечил мальчика с умеренной гидроце­фалией с раннего детства и в школьные годы. До школы он до­вольно часто нуждался во врачебной помощи в связи с травма­ми головы. Это так же характерно для гидроцефалов, как микроцефалам свойственно постоянно прищемлять пальцы. Позднее он падал и стукался головой уже не так часто, но осталась своеобразная жесткая, замедленная (спастически затрудненная) и, несмотря нa это, исполненная достоинства походка; и вооб­ще ему было свойственно тихое достоинство и торжествен­ность. В старших классах он ощущал как свое призвание - это опять-таки характерно - стать однажды священником нa цер­ковной кафедре. Гидроцефальный процесс может остановиться на любой стадии развития, но ненормальный рост черепа всегда связан с повышенным давлением и увеличенным количеством мозговой жидкости (Liquor cerebro-spinalis). В тo время как в нормальном случае это количество составляет около 120 см3, оно может уве­личиваться до 12 л, и мозг при этом растягивается в два тонко­стенных колыхающихся пузыря. Известны различные причины (увеличенное производство, уменьшенная ресорбция, механические затруднения оттока мозговых вод и т.д.) этого повышения мозгового давления, на чем мы останавливаться нe будем. Мы должны отметить лишь один фактор, вызывающий ритмичные колебания внутримозго­вого давления, поскольку он приводит к принципиальным со­ображениям: нa большом родничке маленького ребенка при вниматель­ном наблюдении можно установить двойное колебание давле­ния: пульсовое и дыхательное. Черепные ранения позволяют наблюдать эти колебания давления и у взрослых. To, что пульс влияет нa внутричерепное давление, легко объясняется пульса­цией артерий, питающих мозг. Но каким образом также и дыхательный ритм оказывает влияние на мозг? Чтобы объяснить это явление, мы должны начать издалека и проследить, как дыхательные колебания давления распространяются за пределы собственно дыхательных путей вверх и вниз внутри организма. При вдохе диафрагма опускается и давит вниз нa брюш­ные внутренности, давление в брюшной полости возрастает. Это возрастание давления действует нa вены живота и ног, в которых скапливается возвращающаяся к сердцу кровь; скапливается также и лимфа, то есть при вдохе толчок давления простирается вплоть до нижнего человека. - И наоборот, при выдохе наталкивается сопротивление обратный ток крови из головы, то есть также и из мозга, поскольку повышается давление в грудной полости. Известно, что при напряженном пении, при крике, то есть при форсированном выдохе краснеет лицо и вздуваются шейные ве­ны. Запруживание крови при выдохе действует таким образом, что мозг из-за усиленного наполнения его вен кровью разбухает и приподнимается: толчок давления при выдохе приходится на мозг. Как вдох давит вниз вплоть до нижних конечностей, так выдох дает толчок наверх в мозг. Выдох имеет силовую тен­денцию, акцентированную на черепно-мозговой регион, тогда как вдох протекает в направлении конечностей.

 

Рис.4. Малоголовая девочка со своей сестрой

 

Фотография малоголовой девочки в возрасте 7 лет вместе с сестрой, которая младше ее на 2 года. Сравнение пропорций обоих детских лиц здесь весьма показательно. Сужающиеся кверxy очертания лица с убе­гающим лбом и выдающейся средней лицевой областью характерны для детей, в сильной степени малоголовых. Выпуклый лоб и отступаю­щие назад средняя и нижняя лицевые области другой девочки делают ее в сравнении с сестрой почти большеголовой, несмотря на то, что в абсолютном смысле она таковой не является.

Рис.5. Микроцефал и гидроцефал

 

Движение внутримозговой жидкости происходит в направ­лении, противоположном движению в мозге и толчку давления в черепе: когда мозг при выдохе набухает и давление в полости черепа возрастает, тогда мозговая жидкость, которая, как жид­кость, несжимаема и в жестком черепе не может выдержать на­пор, устремляется вниз, в спинномозговой канал, который в си­лу своей эластичности обладает возможностью самортизировать толчок. При вдохе она снова поднимается, когда мозговой объ­ем уменьшается. Что же касается волны давления дыxания, то она распространяется - как было описано выше - при вдохе в нижнем человеке, при выдохе в мозгу и мозговой жидкости. При каждом выдохе на какое-то мгновение возникает тo, что у ребенка-гидроцефала присутствует длительно и в экстремаль­ной степени: повышенное внутримозговое давление. И наобо­рот, при вдохе имеет место микроцефальная тенденция. - Так­ же и во сне, представляющем собой своего рода духовно-ду­шевный выдох, внутричерепное давление возрастает. Если бес­покойному младенцу с вогнутым родничком дать соску, он успокаивается, родничок становится выпуклым и он засыпает.

Рудольф Штайнер сказал однажды в конкретном случае мик­роцефалии, что чрезмерное развитие конечностей у данного маль­чика связано с тем, что у него слишком сильный вдох и слишком низкое содержание углекислоты (см. также предисловие).

Это на первый взгляд непонятное высказывание может пролить свет на лежащие в основе формообразующие силы, ес­ли мы сопоставим состав воздуха при вдохе и выдохе в отношении кислорода (02) и углекислоты (СО2) с тем, что уже было сказано о вдохе и выдохе. Это можно представить в табличной форме:

 

вдох выдох

 

02 - богат (20%) нервно-чувственная система

СО2 - беден (0, ОЗ%) 02 - беден (16%)

система конечностей СО2 - богат (4%)

и обмена веществ

 

Из этой таблицы можно видеть, что конечности для своегo образования потребляют много 02 и мало СО2, в то время как с органами чувств дело обстоит наоборот. Избыток О2 должен от­рицательно воздействовать на формирование органов чувств.

Из этой взаимосвязи становится понятным одно явление, остававшееся до сих пор загадочным: ретролентальная фиб­роплазия. Это тяжелое глазное заболевание грудных детей поя­вилось в начале пятидесятых годов сначала в США и начало так распространяться, что стало наиболее частой причиной слепоты в детском возрасте. В последующие годы его стали наблюдать и в других странах. - Прозрачность глаза для света достигается тем, что в ходе его образования кровеносные сосуды полностью удаляются, исчезают из оптически проводящей среды. Здесь же кровеносные сосуды начинали прорастать в прозрачные эле­менты хрусталика, что приводило к образованию за линзой бе­лесой кожи. Так как это роковое развитие выступало преиму­щественно у недоношенныx детей, оно должно было иметь ка­кую-то связь с условиями их жизни. К этим жизненным усло­виям принадлежало также и то, что этих детей содержали в боксах с искусственной подачей кислорода. Как только завы­шенное содержание кислорода в подаваемом воздухе было сни­жено, число слепнущих тотчас также пошло на снижение. - Этот трагический опыт учит нас, что хотя кислород и способ­ствует процессу возникновения крови из обмена веществ, но при этом он жe вредит образованию органов нервно-чувствен­ной системы (в тяжелых случаях доходит и до повреждений мозга: тогда говорят об энцефало-офтальмической дисплазии). To, что углекислота, наоборот, оказывает благотворное влияние на нервно-чувственную систему, объясняет успех мероприятия, которое несколько лет тому назад проводил американский леча­щий педагог д-р Делакато: ребенку с повреждениями мозга он нa протяжении дня каждый час в течение минуты накладывал прозрачную маску на нос и рот, так что дети снова вдыхали вы­дохнутый ими воздух и содержание углекислоты в крови увели­чивалось. Он описывает поразительные успехи этого простого мероприятия.

Мы представили выше два ритма человеческой организа­ции в их значении для детского развития; при этом описанные детские типы могут рассматриваться как оставшиеся экстре­мальными амплитуды этих ритмов. Первый ритм, который име­ет место в суточном ходе построения и выделения, рассмотривался в связи с большеголовостью и малоголовостью ребенка. В случае второго ритма речь идет о ритме дыxания, который рас­пространяется вверх и вниз, за пределы собственно воздушного дыхания, и приобретает отношение к тенденциям гидроцефалии и микроцефалии у детей. - Оба ритма колеблются - с различной частотой - между верхним и нижним полюсами чело­веческой организации.

Но дыxание имеет еще одно направление колебаний, кото­рое даже более очевидно; это колебание между внутренним и внешним. Воздух окружения становится при вдохе частью на­шей внутренней организации; при выдохе то, что было перед этим внутренним миром, снова вчленяется во внешний мир. В этой смене мы в одном случае переживаем себя более в отдаче себя миру, во втором - более живущими в себе самих. В этом колебании может возникнуть сдвиг равновесия из-за того, что либо вдох, либо выдох затруднены. Возникают два других обра­за заболевания, которые, в свою очередь, действуют вплоть до формирования облика (см. главу V).

 

 

IV

ГИДРОЦЕФАЛЫ НА ЖИ3НЕННОМ ПУТИ РУДОЛЬфА ШТАЙНЕРА

 

В автобиографии "Мой жизненный путь" Рудольф Штайнер рассказывает о ребенке-гидроцефале, которого он в свои студенческие годы обучал и воспитывал в Вене. В начале обуче­ния ученику было 10 лет, Рудольфу Штайнеру 23; оно продол­жалась затем 6 лет. Эти занятия нетолько имели самые благодатные последствия для ученика, но и дали возможность учите­лю в экстремальном, а потому особенно отчетливом случае на­копить опыт, касающийся взаимосвязи духовно-душевного и телесного в человеке. В 1884 году начал Рудольф Штайнер эту педагогико-лечебнопедагогическую деятельность; в 1917 году, 33-мя годами позже, он опубликовал в книге "О загадках дyши″ свое учение о трехчленности человеческого организма, ко­торое основополагающим образом представляет связь духовно­-душевного и телесного в человеке. Рудольф Штайнер говорит, что к мыслям, приведшим к оформлению идеи трехчленности, он пришел около 30-ти лет назад, уже во время своей деятель­ности воспитателя. Так, восходя к опыту воспитания аномаль­ного ребенка, в этой идее нашла свое решение проблема, занимавшая человечество почти тысячелетие. Этот ребенок был пол­ностью излечен и смог позднее в качестве врача исполнить свою жизненную задачу.

Эта встреча с проблемой гидроцефалии на жизненном пути Рудольфа Штайнера была не единственной. В 1924 году он рас­cкaзывал участникам "Лечебнопедагогического курса", что еще 6-летним ребенком в своем родном Поттшаxе он знал одного 30 летнего мужчину-гидроцефала.

Этот "30-летний эмбрион" произвел на юного Рудольфа Штайнера "душевно чрезвычайное впечатление". Он охотно общался с этим человеком, вынужденным из-за громадной го­ловы и слабых конечностей ходить на костылях, ибо тот был "невероятно умен". "От него можно было о многом услышать, и его суждения были преисполнены величайшей кротости. Кро­тость его была столь же большой, как и его голова. Когда он го­ворил, в его предложениях почти ощущалось - они нe были чрезмерно затянутыми, как предложения они имели нормаль­ную протяженность - почти чувствовалось нечто такое, он так всегда произносил свои предложения, словно бы его губы были в патоке. Было нечто совершенно своеобразное в этом челове­ке, и он был весьма изобретателен. Говорили о его всевозможных изобретениях. Свою ненормальность он уже не ощущал столь сильно, освоясь с ней и принимая ее как нечто обычное. Oн ведь жил в деревне, а там в основном живут люди, относящиеся к таким вещам с известным пониманием. Я не встречал деревни, где нe рос бы таким образом тот или иной ребенок. И это был тогда ребенок всей деревни. O всегда был опекаем и взлелеян." - "Кротость" - это существенная черта, которую можно чаще наблюдать у взрослых гидроцефалов. В одном институте 11-летний неблагополучный ученик долгое время за­думчиво наблюдал сидящего рядом соседа-гидроцефала при­мерно сорока лет, едва ли способного к чему-то еще, кроме как дружески улыбаться сидящим рядом, и в конце концов он вы­разил свое суждение словами: "Только любовь - но никакой профессии!"






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных