ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ОПТИМИЗМА(Г. Ульяновск, г. Димитровград и районы области), в %
Оптимистическое ожидание будущего преобладает в группе молодёжи до 35 лет, с высшим образованием, по роду занятий – руководители, студенты, специалисты, домохозяйки, с доходом более 7000 руб. (Приложение 1, таблица 2.1). Как население региона оценивает своё материальное положение? 60% опрошенных считают его удовлетворительным, 20% - неудовлетворительным, 15% - хорошим, 3% - очень плохим, 1% респондентов поставил оценку отлично своему материальному положению (таблица 3). Таблица 3 «КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЁ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ?», в %
Есть значимые различия в оценках своего материального положения отдельных социально-демографических групп респондентов (Приложение 1, таблица 3.1). Как уже отмечалось выше, последние замеры уровня социального самочувствия показывают отрицательную динамику за последний год. Наиболее наглядно данная тенденция проявляется при построении комплексного индекса социального самочувствия (таблица 4) (справка о методе приведена в Приложении 2). Таблица 4 КОМПЛЕКСНЫЙ ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ [1]
Таким образом, показательно, что в период с июня 2008 г. по март 2009 г. индекс упал на 31,7 пункта (более чем в 2 раза). И даже один из частных индексов (оценка изменений за год) имеет отрицательное значение. А за последние 3-4 месяца значение индекса несколько выросло (на 8 пунктов). Зафиксированные тенденции изменения общественных настроений делают актуальной задачу качественного анализа такого понятии как социальное самочувствие населения. Существует множество подходов к его изучению. Остановимся на одном из них, который определяет социальное самочувствие человека как степень удовлетворения его социальных потребностей, а они, в свою очередь, являются производными от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения. Чем больше человек ощущает нехватку социальных благ, тем хуже его социальное самочувствие. Данный подход позволяет оценить степень распространённости той или иной потребности в обществе (интересует - не интересует), а также степень напряжённости данной потребности (удельный вес людей, которые испытывают потребность в данном благе, но эта потребность не удовлетворена). Респондентам был предложен табличный вопрос, включающий 20 пунктов, по каждому из которых респондент должен был дать ответы. Получены следующие результаты (таблица 5). Таблица 5 ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ КАЖДОЕ СУЖДЕНИЕ И ОЦЕНИТЕ «ЧЕГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВАМ НЕ ХВАТАЕТ?», в %
Около половины опрошенных отметили неудовлетворённость потребности в полноценном отпуске (52%). Нет возможности питаться в соответствии со своими вкусами у 45% респондентов, дополнительную работу не могут найти 41% (а просто подходящую работу – 38%), здоровья не хватает 40% опрошенных, столько же не имеют возможности полноценно проводить досуг. У 34% не удовлетворена социальная потребность в необходимой медицинской помощи, также обстоят дела с потребностью в защите прав и интересов людей. Отметим, что доступны населению региона, прежде всего, самые необходимые социальные блага: необходимые продукты (79%), необходимая одежда (78%), необходимая мебель (65%). Остановимся на тех социальных потребностях, которые достаточно распространены (интересуют население), но не удовлетворены. Это, прежде всего, возможность питаться в соответствии со своими вкусами (интересует всех, но не могут себе этого позволить 45% участников опроса). Кроме этого, достаточно напряжёнными являются потребности в хорошем здоровье и необходимом медицинском обслуживании (испытывают нехватку данных социальных благ соответственно 38% и 34% респондентов, хотя заинтересованы практически все). Около 85% опрошенных отметили заинтересованность в хорошем досуге и возможности полноценно проводить отпуск. Однако не удовлетворены своим досугом и отпуском соответственно 40% и 52% участников опроса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|