Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Программа прикладного социологического исследования




В социологии, как и в любой другой науке, прикладной аспект не существует без теоретического. Любое прикладное исследование служит не только решению непосредственно стоящих перед обществом задач, но и вносит что-то новое в общую совокупность социологического знания.

Социологические исследования, осуществляемые в разках теоретической социологии на основе научных принципов марксизма-ленинизма, выступают в качестве определенных этапов в получении прикладного социального знания. Прикладная социология в свою очередь служит развитию теории и имеет непосредственный выход в практику. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на социологических исследованиях, не противостоят друг другу, не отгорожены друг от друга, а представляют собой неразрывное единство, взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Прикладная направленность социологических исследований отнюдь не противоречит теоретической функции социологической науки, ее роди в развитии обществоведения, исторического материализма. Речь идет лишь о специфическом характере этой функции в конкретно - об обращенности социологии прежде всего к социальным проблемам, которые решаются партийными и государственными органами; о том, что одной из первоочередных задач социологической науки являются научное обобщение и освещение практического опыта, методологическая и методическая подготовка социальных экспериментов, разработка планов социального развития трудовых коллективов, сел, городов, регионов.

Социологический анализ форм проявления механизмов действия социальных законов позволяет выявлять показатели наиболее значимых социальных явлений и процессов, их причины и функции и давать им количественное выражение. Зафиксировать в количественных величинах состояние исследуемого социального объекта - значит, определить «точку отсчета» социальных изменений. Прикладные исследования, несмотря на их практическую направленность могут иметь определенный научный эффект. Научные аспекты могут здесь присутствовать в, качестве не основных задач исследования, их включение в исследовательскую программу естественно должно быть согласовано с заказчиком, администрацией предприятия, руководителями служб и ведомств. Социолог-практик, обобщая и систематизируя результаты проводимых им исследований может внести определенный вклад в разработку понятийного словаря данной отрасли социологии, сформулировать ряд теоретических положений относительно изучаемого круга явлений, наметить новые исследовательские проблемы и т.д. В значительной мере теоретическая ценность прикладных исследований такого типа будет зависеть от надежности и обоснованности полученных результатов, возможности их использования за пределами полученного массива информации.

Программа прикладного социологического исследования

Программа прикладного социологического исследования содер­жит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явле­ния или процесса. Только продуманная во всех своих составных частях, программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Не случайно програм­му называют стратегическим документом исследования, ознакомив­шись с которым можно сразу понять концепцию всего исследова­ния, те намерения его организаторов, с помощью которых пред­принимается попытка осуществить анализ той или иной социаль­ной проблемы.

Программа социологического исследования включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следу­ющих вопросов:

- методологическая часть - формулировку и обоснование про­блемы, указание цели, определение объекта и предмета исследова­ния, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;

- методическая часть - определение обследуемой совокупнос­ти, характеристику используемых методов сбора первичной соци­ологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на компьютере.

Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, но­сящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социаль­ной проблемой.

В прикладной социологии используют, как правило, пять подхо­дов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости:

- от цели исследования;

- носителя программы;

- масштабов ее распространенности;

- времени действия противоречия; то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса.

В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на «много­проблемный» социологический анализ. В принципе же идти на изу­чение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесо­образно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его излишне громоздким и логически нестройным, что может снизить качество собираемой социологической информации. Во-вто­рых, теряется имеющая немалое значение оперативность исследова­ния, что приводит, в свою очередь, к старению социологических дан­ных, потере их актуальности, а порой и практического смысла иссле­дования в целом. И третьих, как показывает опыт, нецелесообразно, а порой и очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте.

Первое, с чего начинает социолог, разрабатывая программу, - это осмысление и анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации.

Прикладное социологическое исследование чаще всего пресле­дуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для вы­работки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институци­ональных структур общества. Проблема исследования всегда пред­полагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

Объектом социологического исследования выступает носитель той или иной проблемы. Например, говоря об уровне знаний, мы подразумеваем, уровень знаний у определенной группы людей: студентов, молодых специалистов, пенсионеров и др. Все они мо­гут выступать в качестве носителя проблемы и стать объек­тами социологического исследования.

Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конк­ретный объект изучается в конкретном случае. Чаще его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеоло­гического (логико-познавательного) и предметного характера.

Гносеологические проблемы - это проблемы, вызванные недо­статком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний.

Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населе­ния, социальных институтов, дестабилизирующие их жизнедеятель­ность и побуждающие к активным действиям.

По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-де­мографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производствен­ных предприятий, государственных учреждений, учебных заведе­ний и др.

По масштабам распространенности проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер (быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или мик­рорайона).

По времени действия противоречия проблема может быть крат­косрочной, среднесрочной и длительной. В качестве примера для первой назовем неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема может быть разрешена за относительно короткий срок; для второй - проблему адаптации работников предприятий к но­вым условиям трудовых отношений в связи с переходом к рынку; для третьей - противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение части населения и др. По глубине противо­речия различают, во-первых, проблемы одноплановые. Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного бал­лотирующегося кандидата в государственные законодательные органы; принятие (непринятие) сельскими жителями идеи частной собственности на землю и др. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явле­ния или процесса. Скажем рост преступности в связи с изменени­ем характера экономических отношений в обществе, приобрете­нием массового характера таких ее элементов, как наркомания, ал­коголизм, проституция и др. В третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, всего предмет име­ет сложную структуру.

Определив объект и предмет социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель - это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Четкая формулировка цели - это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования - это совокупность конкретных целевых установок, в которых фор­мулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В наиболее общей форме задачи любого ис­следования состоят в получении нового знания.

Каждый раз реализация той или иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Набор этих методов, а точ­нее, общая направленность исследования могут быть заданы до его начала сформулированными гипотезами.

Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяс­нения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо под­твердить или опровергнуть.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формули­рует свои предположения в виде гипотез. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Задачи социологического исследования также условно делятся на основные и дополнительные.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам, а порой, если этого тре­буют задачи исследования, и другим характеристикам структуру изу­чаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.

Подготовка программы прикладного социологического исследо­вания - дело сложное. Оно должно осуществляться на высоком уров­не. После этого составляется рабочий план исследования.

Рабочий план отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического иссле­дования.

Структурными компонентами плана социологического исследо­вания выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответ­ствии с последовательностью их осуществления в четыре блока:

- в первом блоке определяются порядок обсуждения и утверж­дения программ и методического инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по ито­гам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария для поле­вого исследования; составление сметы и расчет материальных и фи­нансовых затрат на исследование;

- во втором блоке в плане фиксируются все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение по­левого исследования, то есть массовый или групповой сбор пер­вичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предвари­тельное информирование опрашиваемых о целях, задачах и прак­тических «выходах» исследования, и централизованный сбор за­полненных анкет, бланков-интервью или других видов инструмен­тария;

- третий блок охватывает совокупность операций, связанных с

подготовкой первичной информации к обработке;

- четвертый блок включает все виды работ, связанные с анали­зом результатов обработки полученных данных, подготовкой тек­стов предварительного и итогового отчетов, аналитической запис­ки либо тематического сборника социальной статистики, выработ­кой практических рекомендаций, возможных прогнозов.

В ходе проектирования социологического исследования, поми­мо разработки программы и плана его осуществления гото­вятся также вспомогательные документы, делаются предвари­тельные расчеты временных, организационно-технических, мате­риальных и финансовых затрат в соответствии с имеющимися нор­мативами.

Таким образом, подготовка программы прикладного социоло­гического исследования требует высокой профессиональной ква­лификации и затрат времени. Иногда на ее подготовку уходит боль­ше времени, чем даже на само исследование. Но от качества про­граммы во многом зависит успех прикладного социологического исследования.

5. Методы сбора и анализа социологической информации.
Результаты социологического исследования в значительной степени зависят от выбора методов сбора эмпирических данных, достоверность которых - определяющий фактор социологических исследований. При всем разнообразии методов сбора информации обычно выделяют три основных метода: анализ документов, наблюдение и опрос.
Анализ документов - метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.
При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа. Социологическое наблюдение - представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления. Инструментарий в данном исследовании может быть различный: кинокамера, фотокамера, теле- и видеотехника, дневники наблюдений, таблицы и т.д. Как правило, наблюдение ведется по заранее составленному плану, но и случайные наблюдения имеют научную ценность. Особенностью наблюдения является то, что любое наблюдаемое социальное событие трудно или невозможно повторить, поскольку социальная жизнь и отдельные ее проявления постоянно меняются.
Наблюдения бывают открытыми и скрытыми, включение и не выключение, формализованные (стандартизованные) и неформали­зованные (нестандартные).
Социологическое наблюдение также может быть кратковремен­ным, длительным, непрерывным. Если мы анализируем изменяющийся, динамичный социальный объект, то здесь хороший результат дает сравнительный метод (прием), при котором, как правило, используются повторные (проводимые через определенные периоды времени) исследования, их результаты сравниваются. Повторные исследования могут проводиться в два, три и более этапов. Поскольку динамичные и циклические процессы обладают различными характеристиками, то временной промежуток изучения такого процесса может быть самый разнообразный.
Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).
Интервьюирование - представляет собой личное общение интервьюера (человека, который опрашивает) и респондента (человека, который отвечает на вопросы). Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью).
Письменный вид опроса - анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты. Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет - респондент отвечает на вопросы самостоятельно. По формам проведения опросы делятся на:
- очные и заочные,
- индивидуальные или групповые.
Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные (экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса.Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров.
Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, исключать двусмысленности и разночтения. Объем инструментария должен быть минимальным. Вопросы в анкете могут быть:
- открытыми,
- полузакрытыми и закрытыми, в зависимости от того, предполагаются ли ответы на поставленные вопросы или нет,
- содержательными,
- функциональными.
К настоящему времени социологами ведется поиск и разработка новых методов сбора социологической информации. Одним из новых методов сбора эмпирических данных являются метод фокус-групп. Основную методику и принципы этого метода сбора информации разрабатывали Эр. Мертон и Г. Герцог. Сущность этого метода сводится к проведению интервью по заранее подготовленному плану - сценарию, в форме обсуждения с небольшой группой «обычных людей» с целью получения информации, выражающей эмоциональное восприятие информации респондента об изучаемом объекте, а не привнесенного в его сознание СМИ.
Все выше приведенные методы социологического исследования, могут быть целесообразными и эффективными при условии правильно сформулированной выборки.
Любое эмпирическое исследование осуществляется путем изучения некоей совокупности социальных объектов. Совокупность этих объектов - это генеральная совокупность, она представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов). Если количество исследуемых объектов не позволяет нам (с учетом материально-финансовых возможностей) провести сплошное социологическое исследование, то мы прибегаем к выборочному методу. В этом случае генеральная совокупность представлена очень большим количеством людей (от пятисот и более). Теория этого метода заимствована из математической статистики: выборка - процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности. Элементы выборочной совокупности, которые изучаются, называются единицами наблюдения (анализа).
Свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Очевидно, что абсолютно репрезентативную (отражающую по всем параметрам) выборку сформировать невозможно, но необходимо обеспечивать репрезентативность по основным направлениям исследования.
Любая выборочная совокупность требует определения ее типа, структуры и объема. Существуют различные типы выборок, формируемые по различным принципам:
1. случайная;
2. стихийная;
3. серийная;
4. гнездовая;
5. квотная;
6. многоступенчатая;
7. районированная и др.
Заключительным этапом социологического исследования является обобщение и анализ эмпирическийх данных.
Можно выделить следующие этапы социологического анализа:
1. Проверка предметности инструментария, выбраковка, редактирование полученной информации.
2. Обработка данных осуществляется с помощью ЭВМ или иногда возможна ручная обработка.
3. Анализ данных (упорядочивание, классификация, интерпретация).
4. Подготовка и написание отчета и рекомендаций по результатам проведенного исследования.

Доклад






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных