Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К лекции 5. Дидактические основы ДО




Современная система образования должна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, поскольку знания в обществе накапливаются и являются новыми каждые 73 часа. Образование должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учится непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения вузовского и дополнительного образования не перемещаясь из одного города в другой и не отрываясь от работы.

По мнению специалистов “Института информатизации образования” ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:

· повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

· обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;

· обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

· повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).

В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед системой образования является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование рынка труда в мире показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может. Это, например:

· лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров;

· лица, желающие приобрести новые знания или получить второе образование;

· обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;

· лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.);

· лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;

· лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.);

· корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации;

· субъекты и объекты пенитенциарной системы (осужденные и обслуживающий персонал исправительных учреждений);

· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

· уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в соответствующих службах занятости;

· иностранные граждане, желающие получить образование в других странах, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

 

Все эти факты свидетельствуют о том. Что альтернативная форма традиционному обучению очень важна для общества. Она в полной мере соответствует Конституции РК – право на получение образования.

Такое обучение возможно с применение информационно – коммуникационных технологий и получило название дистанционное обучение. Оно дает возможность:

§ реализовать идеи опережающего и непрерывного образования, реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;

§ компенсировать сокращение государственного финансирования, усилить международную интеграцию, снять социальную напряженность, повысить социальную и профессиональную мобильность населения;

§ сохранять и регулярно приумножать знания, кадровый и материальный потенциал, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ) и решить ряд других социально-экономических задач.

Такой формой получения образования может стать дистанционное обучение (ДО). В Казахстане дистанционное обучение реализуется не как форма, а как технология, которую можно использовать во всех формах обучения. Для реализациидистанционного обучения МОН РК приказом министра утвердил Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям от 20 марта 2015 года № 137.

Престижность такой формы обучения подтверждается большим числом вузов в мире реализующих дистанционное обучение.

В США по системе ДО обучается около 3 миллионов человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. В более, чем половине университетов используется технологии ДО для обучения взрослых. Для реализации ДО используется не только Интернет, но и широко используется телевидение. В рамках системы публичного телевещания PBS-TV обучается более миллиона студентов. Программа обучения взрослых включает в себя курсы науки, бизнеса, управления.

Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Созданный в 1988г. с целью организации заочного высшего образования для взрослых. Он является одним из подразделений министерства образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию. В его структуре существует система повышения квалификации, в частности, преподавателей средних школ.

Национальный Центр ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в 120 странах мира.

В ФРГ открытый университет в г. Хагене (основан в 1976) позволяет заочно получать образование и повышать квалификацию. Университет выдает не только дипломы бакалавров и магистров, но и присуждает степени включая доктора наук.

Балтийский Университет в Швеции объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона и проводит обучение с использованием Интернет - технологий. Все учебные задания выполняются вне университета на основе специальных разработок и с консультацией преподавателей. Процесс сдачи экзаменов осуществляется непосредственно в вузе.

С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах начинают создаваться Центры ДО, а также так называемые летние университеты, которых насчитывается более 20 с числом студентов в 30 000 человек.

В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из университета необходимый пакет учебных материалов Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более 120 000 слушателей.

Аналогичное образовательное учреждение ДО функционирует почти во всех станах мира.

В качестве примеров мега- университетов, развивающих ДО, можно привести Китайский телеуниверситет (Китай), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Ноор (Иран), Корейский национальный открытый университет (Корея), Университет Южной Африки, Открытый Университет Сукотай Тампариат (Таиланд).

В Японии с начала 80-х годов функционирует «Университет в эфире». В определенные часы по телевидению и радио транслируются лекции. По каждому избранному предмету учащийся должен прослушать дважды в неделю часовую лекцию. Консультации даются в специальных учебных центрах, созданных в каждой префектуре. Основная часть слушателей обучается в течение пяти лет и получает после успешной сдачи экзаменов диплом бакалавра. Зачетные единицы Открытого университета приравниваются к зачетным единицам всех других университетов.

Важно отметить, что ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки.

В России, так же как и в Казахстане, но немного раньше (начале 90-х годов) начался процесс реализации ДО, но он сдерживался такими причинами как отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей. Одними из первых ДО реализовался в Московском энергетическом институте, в Московском государственном авиационном технологическом университете в Московском государственном индустриальном университете, в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ). Активно внедряются технологии ДО в МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте (МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения (МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Томском гос. Университете, Уральском государственном техническом университете и других вузах.

В Казахстане ДО одним из первых стал реализовать Национальный технический университет им. К.Сатпаева, Энергетический институт, Карагандинский экономический университет. В настоящее время большинство вузов Казахстана активно внедряют дистанционные технологии в учебный процесс как традиционного очного обучения, так и заочного.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики ДО позволил отметить характерные особенности, присущие ДО. Среди них:

1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не ограничено.

7 .«Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.

8.«Новые функции Преподавателя». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя. Преподаватель становиться менджером учебного процесса.

9. «Новые функции Обучающегося». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных, т.к процесс обучения идет асинхронно и самостоятельно.

 

10. «Использование НИТ» (новые информационные технологии). В ДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д. Коспьютер становиться субъектом образовательного процесса.

11. «Социальность». ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

12.«Интернациональность». ДОобеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг из одной страны в другую.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных