Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дидактическая система дистанционного обучения




С дидактической точки зрения ДО можно охарактеризовать как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой посредством информационно – коммуникационных технологий на расстоянии в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Традиционная дидактическая система, в которой протекает образовательный процесс, состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения.

Анализ особенностей процессов дистанционного обучения (ДО) показывает, что дидактическая система ДО, в которой он происходит, включает в себя 12 элементов. Помимо перечисленных 7 элементов дополнительно включены такие элементы как нормативно-правовой, финансово-экономический и идентификационно-контрольный и маркетинговый. Хотя, эти элементы присутствуют в традиционной форме, но их значимость для нормального протекания педагогического процесса не столь принципиальна как при ДО.

Дадим характеристику элементов педагогической системы ДО (ДСДО), которая изображена на рис. 1.2.1, отмечая особенности в общих элементах и, делая упор на вновь введенные

  Цель     Учебно- материальная
  Содержание   Обучающие Идентифика- ционно- контрольная
  Методы     Нормативно- правовая
  Средства   Обучаемые   Финансово- экономическая
Формы     Маркетинговая

Рис. 1.2.1. Структура дидактической системы дистанционного обучения.

Цель обучения.

Она составляет систему и знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами. Сама цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает, как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д.. Цель - это начало организации учебного процесса и может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели приемлемо как к традиционному, так и к дистанционному обучению.

Содержание обучения.

Его можно определить как педагогическую модель социального заказа, а процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. Содержание обучения не зависит от формы обучения и устанавливается ГОСО специальности. Вместе с тем нужно особо отметить, что ДО применим не ко всем специальностям. Например специальностям медицины, ряду технических специальностей. Где в обязательном порядке требуется работать руками под руководством преподавателя.

Обучающиеся

Поскольку ДО в Казахстане утверждено как технология обучения, то и обучающиеся во всех формах обучения носят одинаковый смысл. Единственным различием является то, что обучение в рамках традиционно процесса происходит в аудиториях, а в ДО вне учебного заведения. Однако обучающимся в ДО предоставляется возможность в зависимости от модели обучения (при разных вариантах обучения) общаться как с преподавателем, так и между собой. Это может происходить, как очно, так и посредством средств ИКТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона).

Обучающиеся при ДО оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т.п., а, главное, что им предоставлена «свобода» в обучении. Это и свободный график, гибкий выбор дисциплин и т.д. Этой «свободой» они не всегда могут правильно воспользоваться. Очевидно, что к слушателю ДО предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др.. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами ИКТ.

Таким образом, обучение в системе ДО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося.

Обучающие

Как и в традиционном учебном процессе, главным звеном обеспечения высокой эффективности образовательного процесса является преподаватель. Специфика дидактического процесса ДО вызвала необходимость ввести в практику ДО для обозначения обучающего термин «тьютор». Поскольку важнейшим элементом системы ДО является институт тьюторов. В идеале тьютор должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.

Функции тьютора зависят от принятой в ДО модели обучения. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели вузов, так и лица, привлекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. В условиях ДО основной задачей тьютеров является управление самостоятельной работой слушателей, что предполагает выполнение ими следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между слушателями; контроль процесса обучения. Другими словами, он комплексно реализует функции представителя учебно-вспомогательного персонала, проводя всю переписку вуза со слушателями, отслеживает выполнения ими учебного графика, организует консультации с преподавателями. Он выясняет их мнение о форме и содержании отдельных курсов и передает разработчикам учебно-методических материалов, помогает студенту в составлении индивидуального учебного плана и наполнении его взаимоувязанными дисциплинами по выбору.

В связи с таким разнообразием функций, разноплановой и разноролевой деятельность преподавателя при ДО, в зарубежной практике принята более расширенная классификация преподавателей в ДО, что подтверждается введением специальных терминов для обозначения его (их) деятельности:

Ø Преподаватель-разработчик учебно-методических материалов,

Ø Консультант по методам обучения (фасилитейтер),

Ø Специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов (тьютор),

Ø Специалист по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор ].

К преподавателю предъявляются ряд новых требований: он должен для проведения электронных консультаций уметь работать на компьютере, уметь пользоваться электронной почтой и в совершенстве владеть «письменной речью». Главное, что от него требуется это не быть пассивным источником учебной информации, т.к. специально разработанные средства обучения ДО вполне заменяют преподавателя, если он выступает только в роли «информатора».

Методы обучения.

Исследования показали, что для ДО, также как и для традиционного обучения применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, В.В. Трифоновым, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных