Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и цели проектирования организаций.

Теоретические основы планирования и проектирования организаций.

Термин «организация» происходит от лат. organizo - «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на постоянной основе для достижения общих целей Организация – образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой и работающих для достижения определенной цели.

Теория систем является основой теории организации. Выделяют следующие признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связи между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Свойства систем:

1) потребность в управлении;

2) стремление сохранить свою структуру;

3) формирование сложной взаимосвязи от свойств входящих в нее элементов и подсистем.

Если система имеет слишком большое количество элементов, то ее делят на подсистемы.

Организационный процесс и его результаты. В самом общем виде понятие «процесс» определяется как последовательная смена каких-либо явлений, состояний и т.п., ход развития чего-либо, а также совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. В качестве результата выступает организованное целое. Сам процесс является по существу движением системы из одного состояния в другое. Функциональным назначением организации как процесса служит создание новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого типа.

М. Вебер понимает организацию как инструмент для достижения групповых целей. Его модель организации - это структура управляемых частей. Предполагается четкое распределение труда, что обеспечивает высокую квалификацию и специализацию персонала. Отношения сотрудников на всех уровнях безличны, исключаются чувства и настроения.

Т. Парсонс представляет организацию как естественное целое - совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Организация развивается по своим “естественным законам”.

Я. Щепанский под организацией понимает: объединение людей, стремящихся к реализации цели организованным способом. Устойчивость социальной организации обеспечивает удовлетворение социальных потребностей, а неустойчивость порождает социальную дезорганизацию. Автор выделяет механизмы разрешения противоречий и обеспечения внутренней сплоченности социальных организаций: создание управленческого ядра и придание ему властных полномочий, создание системы санкций.

А. И. Пригожин в понятии “организация” различает: а) стационарный объект - искусственные объединения с четкими функциями и статусом; б) процесс - деятельность по распределению функций, налаживание связей, координация; в) степень упорядоченности - структуру, строение, тип связей как специфический способ соединения частей, т. е. свойство целого. Определяющий признак организации - коллективное целеобразование и целедостижение. Таким образом, в качестве системообразующих факторов необходимо рассматривать три группы свойств организации: общественный инструмент; человеческая общность; безличная (объективизированная) структура.

Типы организаций. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механистический, органический.

Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Формы организации: 1. Деловые организации – фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, коммерческой целесообразности. 2. Общественные союзы, массовые организации -регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них даёт удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей. 3. Промежуточные формы организации, например, кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т.д.). 4. Ассоциативные организации – семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. 5 Поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. 6. Принудительные организации, членами которых люди становятся против своей воли: клиника для душевнобольных, тюрьма, служба в армии, религиозные секты.

Цели организаций:

1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.

2.По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.

3.По рангу: главные и второстепенные.

4.По временному фактору: стратегические и тактические.

5.По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.

6.По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.

7.По субъектам: личные и групповые.

8.По осознанности: действительные и мнимые.

9.По достижимости: реальные и фантастические.

10.По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.

11.По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.

12.По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

Корпорация — 1) организация, имеющая статус юридического лица; 2) ее собственники. Корпорация может быть единоличной (принадлежащей одному лицу) ᴎлᴎ принадлежать какой-либо семье. Чаще всего основой корпорации являются акционерные общества. Часто корпорации объединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит к монополизации производства. Корпорация имеет своих учредителей, устав, политику и программу развития, контролирующая группа руководителей.

Функции, выполняемые в организации, можно разделить на большие группы: 1. Производственные функции – это функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров, услуг, информации или знаний, выполняют рабочие-специалисты. 2. Функции управления производственными функциями – это функции по планированию, прогнозированию, организации, координации, стимулированию и контролю деятельности работников, выполняют менеджеры. 3. Функции управления управленческой деятельностью – это стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность, выполняют руководители.

Формальные и неформальные организации. Критерием этого разграничения, как следует из названных типов организации, служит степень формализации связей организации. Формальная организация – это система сознательно координируемых видов деятельности группы людей. В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Формальные организации можно классифицировать на 2 типа: 1) административная (или теоретическая) организация. Она формируется из начальников и подчинённых, которые вместе делают одну работу. 2) добровольная организация (или ассоциация) -люди, которые объединяются, чтобы достичь своих интересов. Неформальные организации – это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.

Самоорганизация - способность системы самостоятельно, благодаря внутренним факторам, без воздействия извне, повышать свою упорядоченность. Самоорганизуемые - это процессы, совершающиеся «сами по себе» за счет взаимодействия с внешней средой, но относительно независимо от нее.

 

 


Понятие и цели проектирования организаций.

Организационное проектирование -упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности, т.е. это процесс создания прообраза будущей организации.

Организационная рационализация - процесс, обеспечивающий улучшенное, более качественное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях организации, включая его управляющую и управляемые части.

Три цели проектирования организации: 1) Функциональная цель, цель которая уже достигалась ранее. 2) Цели аналоги определяют решение задачи, которая была уже ранее достигнута на другом предприятии, но ни разу не достигалась на проектируемом предприятии. 3) Цель развития. Это цель, которая никогда ранее никем не достигалась. Такая цель, как правило, связана с образованием новых систем.

Композиция – согласование целей организации.

Структуризация - выработка системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную характеристики и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей.

Под регламентацией понимается разработка правил, процедур, инструкций, нормативов, которыми должны руководствоваться члены организации; определение основных функций работников, должностных обязанностей, нормативов выполнения операций; информация, ее содержание, периодичность поступления или предоставления.

Ориентация - Ориентация на потребителя, предполагает качество производимой продукции или уровень обслуживания клиентов.

Композиция заключается в разработке общей структурной схемы организации, с учетом технологических, информационных и иных взаимосвязей и иных взаимосвязей между подразделениями и рабочими местами.

Подходы к решению задачи проектирования организации: нормативно-функциональный, организационного моделирования, функционально-технологический и системно-целевой.

Содержание процесса проектирования включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Требования к цели проектирования. Цель должна быть актуальной, достижимой, реальной, понятной исполнителям, соизмеримой с возможностями и выполняемой в конкретные сроки. При определении цели социальная ориентация организации должна рассматриваться с двух точек зрения: с позиции запросов потребителя, т. е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, и с позиции решения проблем обеспечения, устойчивого поступательного развития самой организации при удовлетворении социальных потребностей собственного коллектива.

Проектирование организации и тип цели. Сложность процесса проектирования и сложность самой организации будет определяться типом цели. В первом случае проектирование новой организации или развитие старой сводится к внедрению уже "обкатанных" в прежней работе методов. Во втором случае проектирование предусматривает обязательный анализ работы организаций, занимающихся аналогичным видом деятельности, и выбор наиболее подходящего варианта для вновь создаваемой организации. Цель деловой организации является многоплановой. Кроме выполнения своего функционального назначения в качестве элемента общественной структуры, организации как самостоятельно действующей системе приходится решать задачи, обеспечивающие ее жизнеспособность и состоятельность в рамках общественной среды. Цели, связанные с борьбой организации за свое существование, называются тактическими целями системы. Некоторые из них могут противоречить функциональным целям.

Проектирование подсистем управления. Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений; определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Социальный контроль, при котором индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных