ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Источники и направления инвестирования предприятий АПК.Капитальные вложения, осуществляемые в виде вложения финн-ых и материально-технических ресурсов в производство основных фондов, почвенного плодородия, водных ресурсов путем нового строительства, расширения, технического перевооружения и поддержания действующего производства; вложения в создание материально-технических запасов; финансовые средства в форме акций, облигаций и других ценных бумаг По объектам вложения капитала различают реальные и финансовые инвестиции. Под финансовыми инвестициями понимают вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), главным образом, в ценные бумаги. Под реальными инвестициями понимают вложение средств в воспроизводство основных фондов, в инновационные нематериальные активы. По характеру участия в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. Прямые инвестиции подразумевают прямое участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении капитала. Непрямые инвестиции характеризуют вложения капитала инвестора, опосредованное другими лицами (финансовыми посредниками). По периоду инвестирования выделяют краткосрочные и долгосрочные инвестиции. По формам собственности инвестируемого капитала различают инвестиции частные и государственные. По региональной принадлежности инвесторов выделяют национальные (внутренние) и иностранные инвестиции. Источники и направления инвестирования предприятий АПК. Источниками инвестирования предприятий АПК являются: собственные средства предприятий, субъектов и граждан; инвестиционные фонды; кредиты банков; капитальные вложения из местных бюджетов; государственные бюджетные ассигнования; иностранные инвестиции; институционные инвесторы – финансовые посредники, владеющими ценными бумагами. Собственные инвестиционные средства субъектов хозяйствования представляют собой ам. отчисления, прибыль, денежные поступления от реализации выбывшего и излишнего имущества, поступления при погашении долгосрочной задолженности, а также возвращение денежных сумм по судебным искам. Мобилизация частных инвестиций, т.е. средств населения, осуществляется в республике различными путями: (ориентация инвестиционных проектов на конечного потребителя; использование облигационных займов; привлечение средств населения за счет выпуска и продажи акций предприятий Инвестиционные фонды создаются министерствами и ведомствами. Они могут быть представлены как отраслевые, межотраслевые и специальные фонды. Банковские кредиты весьма ограничены во всех отраслях АПК по причине высоких процентных ставок. Долгосрочные кредиты – предоставляются на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов технического назначения, приобретение С/Х техники, транспортных средств и оборудования. Гл. источником краткосрочного кредита для предприятий АПК являются коммерческие банки. Предоставление до одного года ссуд банки выделяют деньги под заклад имущества, осуществляют средне- и долгосрочное кредитование по модернизации производства, финансируют рисковые и другие проекты, лизинг оборудования. Государственные бюджетные ассигнования и капитальные вложения из местных бюджетов предоставляются предприятиям АПК как на возвратной, так и безвозвратной основе. Иностранные инвестиции в РБ и др. страны СНГ привлекаются в форме государственных заимствований: в виде вклада в акционерный капитал С/Х и агропромышленных предприятий, вложений в ценные бумаги. Основные направления инвестирования предприятий АПК: 1. ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ: здания, сооруж, техника, оборудов. и инвентарь, меропр по улучш земель, прочие. 2. НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ: ЖКХ; бытовое обслуживание населения; просвещение, культура и искусство; здравоохранение, физкультура и спорт; прочие. 12. Материально-техническая база пред-ий АПК и эф-сть её испол-ния. Система лизинга, его эк преимущества и механизм реализации МТБ – совокупность средств производства во всех отраслях АПК. Основными показателями наличия энергетичес. ресурсов являются: 1. Энергообеспеченность – суммарная мощность энергетичес. ресурсов деленная на площадь с/х угодий * 100. 2. Энерговооруженность – суммарная энергетич. мощность деленная на среднесписочную численность рабочих. Следующей составной частью МТБ АПК явл. производственные здания и сооружения, которые в с/х подразделяются на следующие группы: 1. Производ-ные здания и соор-ния с/х назначения. 2.Произв-ные здания и соор-ния не с/х назначения. 3. Непр-ные здания и соор-ния(ДК, библиотеки). Эф-сть исп-ния транс. ср-тв зависит от дорог. В РБ выделяют 5 категорий дорог: 1 и 2 – межгосуд-ные и основного республ-го значения. 3 – остал. дороги республ-го назначения и осн област. дороги. 4 – остальн дороги облас-го и рай. значения. 5 – дороги местного назначения. Лизинг – это особая форма фин-ния предприятий,при которой потребители получают машины и оборудования с отсрочкой платежа за них. Лиз. операции стали применятся в РБ с 1996г., при этом арендодателем по передаче на условиях долгосрочной аренды тракторов и др. с/х машин выступает ОАО «Белагросервис». Суть лизин. операции состоит в предоставлении одной стороной – лизингодателем, др. стороне – лизингополучателю имущества в исключительное польз-ние на устан-ный срок за определенное вознаграждение на основе лизингового договора. В лизинговой сделке участвуют три стороны: 1 Лизингодатель – специализированная лиз. компания, приобретающая имущество в собственность и передающая его во временное пользование за определенную плату; 2. Лизингополучатель – предприятие, арендующее имущество; 3. Продавец – предприятие-производитель необходимого имущества. КЛАСИФИКАЦИЯ ЛИЗИНГА: 1. Срок лизинга: - рейтинг (от нескольких дней до месяца); - хайринг (от нескольких месяцев до года); - собственно лизинг (от года до неск.лет). 2. По степени окупаемости объекта лизинга: - оперативный (лизинг с неполной окупаемостью) - финансовый (лизинг с полной окупаемостью) 3. По отношению к объекту лизинга: - чистый(расходы по обсл-нию имущества принимает на себя лизингопол-ль); - полный(расходы по обсл-нию имущества принимает на себя лизингод-ль); - частичный (с час-ным набором услуг лизингодателя). В настоящее время в республике насчитывается более 40 лизинговых компаний. Среди них МТЗлизинг, Технолизинг, СТОЛИЦА лизинг и др. Преимущества лизинга как формы обновления производства заключаются в следующем: - лизинг позволяет с меньшими затратами переключится на новую технологическ. базу. - развитие лизинга позволяет преодолевать такое препятствие на пути технической модернизации производства как дефицит финансовых ресурсов -не привлекается заемный капитал. 13. Понятие и классификация рисков. Риск -опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. В зависимости от возможного результата (рискового события) риски делятся на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата:природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые). Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результатов. К ним относятся финансовые риски, являющиеся также частью коммерческих рисков. С целью повышения эффективности процесса управления рисками их делят на категории, группы, виды, подвиды и разновидности. Среди общих категорий риска, связанных с процессом хозяйствования, выделяют психологическую, медико-биологическую, политическую, юридическую, природно-естественную, социальную, экологическую, экономическую Рискованные ситуации в каждой из групп чистого и условного рисков могут носить объективный (не зависит от ч-ка) или субъективный характер. По обоснованности рисковых ситуаций, возможности их страхования и заинтересованности субъектов хозяйствования идти на рискованные действия различают следующие подвиды рисков: мотивированные; немотивированные; смешанные мотивированно-немотивированные; страхуемые; не страхуемые. Мотивир.хозриск хар-ся: а)взвешенностью аргументов;б)прогнозированием хоз. процесса; в)системообразующей целью, т.е. цель постоянно стимулируют субъекта хозриска; г)уверенностью в своевремен. нейтрализации негативных ф-ров и последствий. В зав-ти от поведения субъекта при принятии риск. реш-й выделяют след. основные подвиды хозриска: пессимистический, осторожный, оптимистический, азартный. Хозяйственные риски могут проявляться на высоком или низком уровнях. Различают глобальны е(небл. внеш среда)и локальные риски(внутри мал. пр-й). В зависимости от наличия или отсутствия ситуативного фактора, времени принятия и осуществления рискованных решений выделяют ситуативные и надситуативные риски, риски на этапах принятия решений и на этапе их реализации. Крайне важно учитывать плановые риски, в том числе стратегические, тактические, опережающие, позволяющие характеризовать рискованные ситуации, порождаемые изменениями природно-климатических условий, географической, социально-экономической… 14. Понятие конкурентоспособности. Показатели, уровни и контроль качества продукции. Стандартизация и сертификация Конкурентоспосо́бность това́ра — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Показатели качества можно объединить по следующим признакам: надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Она в зависимости от назначения и условий его применения включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость; технологичность — включает в себя удельную трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания; транспортабельность — приспособленность продукции к транспортировке; эргономичность — характеризует удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапе функционального процесса в системе «человек — изделие — среда использования»; экологичность — определяет уровень воздействия на окружающую среду; патентно-правовые — свидетельствующие о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке; а также назначения; безопасности; унификации; эстетические и экономические. Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение: защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (услуг); технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений; · национальной безопасности; устранения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов. · Сертификация — это система мер и действий, направленная на подтверждение соответствия фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране — импортере продукции.
15. Научно-технический прогресс и инновации в АПК НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.На современном этапе роль НТП возрастает. Решение важнейших задач - переход на интенсивный путь развития экономики и неуклонное повышение эффективности производства - требует не столько количественного, сколько качественного их изменения на основе всемирного и эффективного использования новейших достижений науки и техники.НТП позволяет радикально улучшить использование природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии на всех стадиях, т. е. от производства и комплексной переработки сырья до выпуска и использования конечной продукции. За счет этого будет достигнуто резкое снижение материалоемкости, металлоемкости и энергоемкости производства.Роль НТП в развитии агропромышленного производства определяется следующим: на его основе возможно радикальное решение продовольственной проблемы (путем интенсификации сельского хозяйства, обеспечение продовольственной независимости Республики Беларусь); обеспечение устойчивости аграрного сектора экономики; повышение эффективности производства; обеспечение экологической защиты окружающей среды; успешное решение социальных проблем труда и жизни. Инновационная деятельность является формой инвестиции и осуществляется с целью внедрения достижений НТП в производство и социальную сферу. Она включает выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии, реализацию долгосрочных научно-технических программ.С точки зрения цикличного развития техники выделяют 4 вида инноваций: крупнейшие инновации (базисные) реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой переворотов в технике, создание новых отраслей; крупные инновации формируют новые поколения техники в рамках одного поколения (компьютеры с искусственным интеллектом). Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем базисные, но скачек в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше; средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники (заменяются устаревшие модели более эффективными, расширяется сфера применения техники этого поколения); мелкие инновации улучшают отрицательные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений. Это способствует более эффективному производству этих моделей и повышению эффективности их использования. 16. Сущность, функции, система цен и тарифов в АПК Цена является объективной эк-ой категорией товарного производства и рыночных отношений. Традиционно цену определяют как денежное выражение стоимости товара. Первичной их ф-ей следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность определить стоимость товара. Другая важная ф-ция цен – учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется возможность вести хоз-ый учет, используя единый измеритель, и рассчитать такие показатели, как вал-я и тов-я прод-ия, вал-ой и чис-й доход, себест-ть, прибыль. Цена также может выполнять регулирующую ф-цию. В рын-ой эк-ке цены – это основной инструмент поддержания эк-их пропорций. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величины спроса и предложения и тем самым способствует увел-ю или сокращению поставок товара на рынок. Распределительная ф-ция цены состоит в том, что гос-во через ценообразование осуществляет перераспределение нац-го дохода м\д отраслями нар-го хоз-ва, регионами, фондами накопления и потребления, соц-ми гр. населения. Стимулирующая ф-ция цены проявляется в том, что при определенных условиях она может стимулировать увеличение вып. продукции и повышение ее качества. Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования. Эф-ое ценообразование на предприятия осуществляется на основе 4 принципов:1) Цены на продукцию должны обеспечивать предприятию получение дохода, который соотносится к доходу полученному предприятиями других сфер народного хозяйства, т.е. должен обеспечивать паритет соотношений. Оптимальным считается соотношение доходов предприятий от доходов других сфер народного хозяйства в размере 10%. 2 ) Система ценообразования на продукцию или услуги должна базироваться на требованиях эффективного и конкурентоспособного нац. рынка. 3)Ценообразование должно создавать реальные предпосылки для оптимизации кооперации и интеграции всех участников рынка. 4)В совокупности с другими инструментами государственного регулирования механизм ценообразования должен способствовать росту экспорта в республике. 17. Сущность, критерии экономической эффективности АПК. Эффективность производственной деятельности – результативность хозяйствования. Она показывает, ценой каких затрат капитала(ресурсов0 достигается конечный результат. Различают общую(абсолютную), сравнительную (относительную) и социально – экономическую эф-ть. Общая эф-ть применяется для оц рез производственной деят-ти на макро – и микроур за определенный период и в динамике для сопоставления ур эф-ти по предпр, отраслям, межотраслевым комплексам, а также по районам, обл и респ в целом. Сравнительная эф-ть исп при обосновании вариантных решений и отборе среди них наиболее оптим-го. Соц эф-ть –соответствие рез-тов хоз деят-ти социальным целям общества. Рост экономической эф-ти служит основой достижения высоких соц рез-тов. В свою очередь без соц достижений невозможно реш эк-их задач. Степень реш соц проблем нередко оказыв решающее воздействие на динамику эк-ой эф-ти произ-ва. И экономическая, и социальная эффективность в единстве оказывают влияние на общий экономический эффект. Для определ абсолютн эф-ти произ-ва примен обобщающ и дифференцированные показатели. В основе формирования обобщающих показат находятся 2 усл: учет конечного рез и отражение совокупной величины затрат или рес: Эп= ЧД/ Т+М+Ф*К, где Эп- эффективность производства, ЧД- чистый доход с учетом его состава и качества, Т- затраты живого труда, М- текущие затраты овеществлённого труда, Ф- единовременные вложения в производственные фонды, К- коэф приведения к единой размерности, позволяющий суммировать затраты и вложения. Абсолютная эф-ть исп какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в сист дифференцированных показат: производ-ть труда и трудоёмк, материалоотд и материалоемко, фондоотдача и фондоёмк, капиталоотдача и капиталоёмк. Устойчивому функц-нию и динамичному развитию произ-ва, повышению его эф-ти как на национальном, так и на уровне отдельных предприятий способствуют след факторы: Организационные – предполагают рац орг-цию предпр по размерам и рес, орг-цию связей и взаимодействия товаропроиз-лей и структурных подразделений, орг-цию эф-го упр и выгодной кооперации труда и капитала. рыночные – опред необх-тью в той или иной мере считаться с объективными законами рын и постепенным вхождением предпр в более совершенную сист их функционирования: - исп принц бизнес-планирования с целью расчета объективных возможностей развития произ-ва - широкомасштабные маркетинговые исследов рынка; выравнивания кач-ва с/х-ой прод в соответствии с требованиями международной сертификации и стандартизации. Эк-кие – определяют тактику производственно – экономич деят-ти предприятий АПК. Весь комплекс резервов роста эк эф-ти агропром произ-ва на любом предпр АПК можно подразделить на две однородные гр. Первая объединяет в себе возможности интенсификации произ-ва за счет пополнения и совершенств потенциала производственных рес на предпр – матер-технич, земельных и трудовых. Основная задача сводится к поиску расширенного воспроиз-ва основных и оборотных фондов, плодородия земель и ресурсов труда. Вторая гр объединяет в себе возможности лучшего, более производительного и бережного исп имеющихся и пополняемых производственных рес. Здесь первостепенное значение имеет использование прогрессивных технологий и организации производства.
1 8. Размещение как процесс общественного разделения труда в территориальном разрезе, принципы и факторы размещения. Специализация предприятия, ее особенности, виды, формы и показатели характера и уровня специализации. АПК РБ качественно отличается от АПК любых других государств. Это явилось результатом проведенной в предыдущие десятилетия агропромышл-й интеграции. Условно весь комплекс предпринятых мероприятий можно разделить на 3 большие части: - мелиорацию; - создание системы районных агропромыл-х объединений; - создание сети крупных животноводческих комплексов. Сегодня сформированная структура АПК придает определенную устойчивость соц-экономической структуры Беларуси в целом. Она выражается в том, что с/х как ведущая отрасль АПК явл. высококонцентрированным. Одна их основ белорусского с/х – мелиорация. Создание системы районных агпромышл-х объединений – это базовый элемент современной системы АПК в Беларуси. Районные агропромышл-е объединения явились формой организации с/х производства на новом качественном уровне, каждый район имел свою товарную с/х-ую специализацию. Создание сети крупных животноводческих комплексов было наиболее грандиозной состовляющей индустриализации АПК. Беларуси это попытка поставить животноводство на промышленную основу Факторы размещения В структуре АПК выделяют три сферы. Первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др. Вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство. Третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса. Специализация - это процесс производства однородной продукции или выполнение отдельных операции. Преимущество специализации: 1. Основной механизм и автоматизация пр-ва; 2. Более высокое кач-во продукции, чем на неспециализированном пр-ве;; 3. Больше возможности для применения более производственной техники и эффективного его использования;; 4. Позволяет снизить издержки пр-ва; 5. Позволяет на мелких предприятиях повысить эффективность. Недостатки специализации: 1. Монотонность в работе; 2. Большая зависимость от поставщиков и покупателей; 3. Отсутствие на конечное потребление; Целью специализации с/х явл повышение выхода товарной продукции и снижение ее себестоимости за счет эффективного использования производственных ресурсов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|