ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организационно-содержательные особенности
Все занятия в школе строились исключительно на личном интересе ребенка, не желающий работать мог в любой момент уйти. Роль педагога сводилась к организации, к тому, чтобы дать пищу детским интересам, помогать им соразмерять свои силы с целями. В школе не было обычного деления на классы. Создавались группы по интересам в процессе работы, организуемой с той или иной целью, и также в различных кружках (родной язык, драматический, музыкальный и др.). Примерной учебной программой являлась программа Наркомпроса, но школа оставляла за собой право перегруппировки образовательного материала и выбора места и времени его подачи соответственно естественному детскому развитию и потребностям организации школьной жизни. Предметные программы Наркомпроса предполагали индивидуальный подход в процессе роста интеллектуальных способностей в зависимости от интересов и занятий детей. «Не дети для программы, а программа для детей» – таков был лозунг педагогов. Воспитательная работа, органически включая в себя образовательный процесс, была основным видом деятельности педагогов. Содержанием воспитания являлся, в первую очередь, сам ребенок, его потребности, интересы, а также:
– физический труд, представляющий материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания; – деловое самоуправление, организующее жизнь детей, делающее ее более легкой; – искусство, формирующее эстетические чувства; – игра, способствующая мажорной детской жизнедеятельности; игра как жизненная лаборатория ребенка; – работа ума, направляющая общую жизнь и удовлетворяющая «дух исследования» детей. Главные источники воспитательных влияний – школа и социальная среда. Детский сад входит в комплекс как подготовительная ступень к школе. Труд. Наибольшее воспитательное значение Шацкий придавал труду, выполняемому при осознании его необходимости для коллектива. Считал, что соединение обучения с трудом делает процесс учения более осмысленным и что необходимы разнообразие детского труда, сочетание труда индивидуального с коллективным, атмосфера сотрудничества. Детский труд существенно отличается от труда взрослого тем, что он должен быть обучающим и творческим. В колонии реализовался принцип самообеспечения: было свое хозяйство: огород, яблоневый сад, ферма. Летом ребята работали на покосе. Самоуправление. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей. Главный орган самоуправления – общее собрание. С.Т. Шацкий стремился создать коллектив детей и взрослых как коллектив растущий. И дети, и педагоги, по его замыслу, должны постоянно совершенствоваться, не удовлетворяясь достигнутым. Детям надо ощутить себя маленькими распорядителями общей жизни. Колония – это детский кружок, который сам для себя создает законы. Эстетика. По мнению С.Т. Шацкого, эстетическое воспитание, охватывая весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т.д.), в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. С.Т. Шацкий по-новому осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства». Под системой эстетического воспитания С.Т. Шацкий понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества, направленное на развитие творческих потенций личности, коллектива. Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных, практических и эмоционально-эстетических процессов. Искусство, гармонично формируя личность, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности. Работа в социуме. Значительное место в педагогической системе С.Т. Шацкого занимала культурно-просветительская работа с населением, прежде всего с детьми. Он сплотил группу педагогов-энтузиастов, реализовал опыт внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. С.Т. Шацкий обосновал программу, по которой школа должна была начинать работу в среде: «1. Ответить на вопрос, что такое район, в котором школа работает, и что в нем надо делать. 2. Как протекает в нем жизнь детей и что нужно для ее улучшения. 3. Представить себе список дел, в которых школа могла бы принять посильное участие, – дел, касающихся окружающего общества (город, деревня, фабрика), семьи и детского населения. 4. Распределить эти дела по времени их выполнения в течение года и соответственно возрастным школьным группам. 5. Определить, чем дети (ученики школы) должны быть вооружены, чтобы сознательно и организованно могли одолеть эти дела, т.е. какие навыки им для этого нужны. 6. С каждой темой программы соединить практическое выполнение того или другого жизненного и понятного для детей дела». Деятельность школы-колонии «Бодрая жизнь» была системообразующим элементом воспитательного пространства, которое охватывало большую территорию – в Калужское отделение Первой опытной станции входили также ясли, детские сады, школы первой ступени, клуб, читальня, педтехникум, исследовательские группы, издательский отдел, выставка-музей и структура методической работы с педагогами школ района. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|