Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами 12 страница




ТОЛЕРАНТНОСТЬ — терпимость к чужому образу жиз­ни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

ТОЛПА — контактная неорганизованная общность, харак­теризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно еди­нодушно [Большой словарь, 2002].

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio — передача) — 1) формы и уста­новки жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющие­ся в воспитательной организации в течение длительного време­ни и передаваемые из поколения в поколение [Мудрик, 2005]; 2) характеризуется как разновидность (или форма) обычая, от­личающаяся особой устойчивостью и направленными усилия­ми людей сохранить неизменными унаследованные от преды­дущих поколений формы поведения. Для традиции характер­ны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к сти­лю, в результате чего внешняя форма поведения становится осо­бенно устойчивой [Краткий словарь, 1989].

ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ — сознательное или бессоз­нательное сопротивление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное педагогическими про­счетами, проблемами психического и социального развития, осо­бенностями характера и т.д., затрудняющими социальную адап­тацию, усвоение социальных ролей и учебных программ [Овча­рова, 2001].

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность субъек­та к действию, возникающая при предвосхищении им появле­ния определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, це­ленаправленный характер протекания деятельности по отноше­нию к данному объекту [Большой словарь, 2002].

УСЫНОВЛЕНИЕ — юридический акт, в силу которого между ребенком (усыновленным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имуществен­ные) отношения, существующие между родителями, и детьми [Овчарова, 2001].

ФАКТОР — причина, движущая сила какого-либо процес­са, явления, определяющая его характер или отдельные черты [Большой словарь, 2002].

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ — коллек­тивные представления о положительной или отрицательной значимости для человека и общества явлений, предметов ре­альной действительности, а также абстрактных идей.

ЦЕННОСТИ — материальные, духовные блага, имеющие особый статус у человека или группы людей [Крылова, 2000].

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — управление школь­ных лидеров, активно принимающих участие в школьных де­лах, организующих работу по различным направлениям, коор­динирующих деятельность классных органов самоуправления [Методика, 1990].

ШКОЛЫ АКТИВА (школа управленческого мастерства) — организация подготовки и переподготовки лидеров ученического самоуправления по вопросам, связанным с развитием лидерс­ких качеств, коммуникативных, организаторских, аналитико-рефлексивных способностей, освоением знаний по направлени­ям работы актива [Методика, 1990].

ЭМБЛЕМА — объединяющий символ.

ЭМПАТИЯ — сочувствие, постижение эмоционального со­стояния другого человека, сопереживание [Психология, 1990].

ЭНТУЗИАЗМ — проявление активности и оптимизма в ра­боте.

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА — метод систематического и пос­ледовательного знаний, предполагающее участие двух сторон. Предметом этической беседы становятся нравственные, мораль­ные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубле­ние нравственных понятий, обобщения знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений [Методика, 1990].

ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ — свойственный данному народу склад мышления, представляет собой устойчивый изо­морфизм присущий культуре, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный [Овчарова, 2001].

ЭТНОС — исторически сложившаяся на определенной тер­ритории устойчивая совокупность людей, обладающих общи­ми, относительно стабильными особенностями культуры, а так­же сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании [Овчарова, 2001].

ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — фено­мены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражаю­щие их в различных формах, выражающие отношение к ним. Побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществля­ющие обмен сообщениями и переживаниями, а также соответ­ствующие организации как социально-полезной, так и преступ­ной направленности [Овчарова, 2001].

ЛИТЕРАТУРА

1. Базовая культура личности / Под ред. О.С. Газмана, ЛИ. Романовой. — М., 1989.

2. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.; СПб., 2002.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистичес­кую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 6: Забота — поддержка — консультирование.

4. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967.

5. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

6. Крылова И.Б. Культурология образования //Новые цен­ности образования. — 2000. — № 10.

7. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. — М., 1956.

8. Методика воспитательной работы / Под ред. В.М. Коро-това. —М., 1990.

9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2005.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 1990.

11. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. — 1995. — № 1.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

13. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990.

14. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: автореф. дис.... д-ра пед. наук. — М., 1994.

15. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебник. — М., 2003.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. — М., 1998.

17. Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. — М., 1989.

18. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций. — М., 2002.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Декларация прав ребенка

Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преиспол­нены решимости содействовать социальному прогрессу и улуч­шению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по та­ким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, поли­тические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специ­альной охране была указана в Женевской декларации прав ре­бенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав чело­века, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами бла­гополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

 

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с це­лью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, муж­чин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные орга­низации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в со­ответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискрими­нации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, по­литических или иных убеждений, национального или социаль­ного происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обес­печена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развивать­ся физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свобо­ды и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспе­чения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и раз­витие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и меди­цинское обслуживание. Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечивать­ся специальные режим, образование и забота, необходимые вви­ду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личнос­ти нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это воз­можно, расти на попечении и под ответственностью своих роди­телей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и ма­териальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятель­ства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на орга­нах публичной власти должна лежать обязанность осуществ­лять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благо­даря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным чле­ном общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит преж­де всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, пресле­дуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права. Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, ко­торые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравствен­ному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопони­мания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобще­го братства, а также в полном сознании, что его энергия и спо­собности должны посвящаться служению на пользу других лю­дей.

 

Приложение 2 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 14 августа 2009 г. № 593

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федера­ции, утвержденного Постановлением Правительства Российс­кой Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законода­тельства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (I ч.), ст. 1036; № 15, ст. 1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434), при­казываю:

Утвердить Единый квалификационный справочник долж­ностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Ква­лификационные характеристики должностей работников обра­зования" согласно приложению.

Министр Т. ГОЛИКОВА

Приложение к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593

ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ (Извлечения)

РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Раздел "Квалификационные характеристики должнос­тей работников образования" Единого квалификационного спра­вочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффек­тивной системы управления персоналом образовательных уч­реждений и организаций независимо от их организационно-пра­вовых форм и форм собственности.

2. Раздел "Квалификационные характеристики должнос­тей работников образования" ЕКС состоит из четырех разде­лов: I — "Общие положения", II — "Должности руководителей", III — "Должности педагогических работников", IV — "Должно­сти учебно-вспомогательного персонала".

3. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образо­вания, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работни­ка, обеспечивающих адекватное и эффективное решение про­фессионально значимых предметных задач, носящих проблем­ный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работни­ков образования относятся: профессиональная, коммуникатив­ная, инновационная, правовая.

Основные составляющие компетентности педагогических работников

Профессиональная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение професси­онально-педагогических проблем и типичных профессиональ­ных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогичес­кой деятельности, с использованием жизненного опыта, имею­щейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и груп­повых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими сред­ствами и их постоянное совершенствование; использование ме­тодических идей, новой литературы и иных источников инфор­мации в области компетенции и методик преподавания для по­строения современных занятий с обучающимися (воспитанни­ками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность — качество действий ра­ботника, обеспечивающих эффективный поиск, структуриро­вание информации, ее адаптацию к особенностям педагогичес­кого процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникатив­ными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструмен­тами, готовыми программно-методическими комплексами, по­зволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных ра­бочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, исполь­зование компьютерных и мультимедийных технологий, цифро­вых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность — качество действий ра­ботника, обеспечивающих эффективное конструирование пря­мой и обратной связи с другим человеком; установление кон­такта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного воз­раста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную дея­тельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; вла­дение ораторским искусством, грамотностью устной и письмен­ной речи, публичным представлением результатов своей рабо­ты, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность — качество действий работни­ка, обеспечивающих эффективное использование в профессио­нальной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответству­ющих профессиональных задач.

<...>

III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Социальный педагог

Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероп­риятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жи­тельства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особен­ности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их мик­росреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевремен­но оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педа­гогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя со­временные образовательные технологии, включая информаци­онные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принима­ет меры по социальной защите и социальной помощи, реализа­ции прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, де­тей). Организует различные виды социально значимой деятель­ности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероп­риятия, направленные на развитие социальных инициатив, ре­ализацию социальных проектов и программ, участвует в их раз­работке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содей­ствует созданию обстановки психологического комфорта и бе­зопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обес­печивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообраз­ные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их моти­вации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей дея­тельности. Участвует в организации их самостоятельной дея­тельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обуча­ющимися (воспитанниками, детьми) актуальные события совре­менности. Участвует в осуществлении работы по трудоустрой­ству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учи­телями, родителями (лицами, их заменяющими), специалиста­ми социальных служб, семейных и молодежных служб занято­сти, с благотворительными организациями и др. в оказании по­мощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возмож­ностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстре­мальные ситуации. Участвует в работе педагогических, мето­дических советов, в других формах методической работы, в под­готовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных об­разовательной программой, в организации и проведении мето­дической и консультативной помощи родителям (лицам, их за­меняющим) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечива­ет охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, де­тей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития обра­зовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образователь­ную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы соци­альной политики, права и государственного строительства, тру­дового и семейного законодательства; общую и социальную пе­дагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здоро­вого образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогичес­кие и диагностические методики; методы и способы использо­вания образовательных технологий, в том числе дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентнос­ти (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии: продуктив­ного, дифференцированного обучения, реализации компетент-ностного подхода, развивающего обучения; основы работы с пер­сональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргумен­тации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (ли­цами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии ди­агностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внут­реннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее прбфессиональное образование или среднее профессиональное образование по на­правлениям подготовки "Образование и педагогика", "Соци­альная педагогика" без предъявления требований к стажу ра­боты.

Приложение 3 Должностная инструкция СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог относится к категории специалис­тов, назначается и освобождается от должности руководителем государственного образовательного учреждения.

1.2. На должность социального педагога 1-й категории на­значается лицо, имеющее высшее профессиональное образова­ние и стаж работы в должности социального педагога не менее 2 лет; на должность социального педагога 2-й категории — лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж рабо­ты в должности социального педагога не менее 2 лет; на долж­ность социального педагога — лицо, имеющее высшее профес­сиональное образование, без предъявлений требований к ста­жу работы.

1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно ру­ководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической служ­бы — ее руководителю.

1.4. Социальный педагог является сотрудником службы й работает в ней на междисциплинарной основе.

1.5. В своей деятельности социальный педагог руководству­ется:

- Конституцией РФ;

- Декларацией прав и свобод человека;

- решениями Правительства Российской Федерации;

- Законом РФ "Об образовании";

- Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;

- Типовым положением о детских дошкольных учрежде­ниях;

- Уставом ДОУ;

- локальными правовыми актами дошкольного учрежде­ния;

- Правилами внутреннего распорядка ДОУ;

- Правилами и нормами охраны труда, техники безопасно­сти и противопожарной защиты;

- настоящей инструкцией и трудовым договором (контрак­том).

Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.6. Социальный педагог должен знать:

- нормативно-правовую базу деятельности (законы, под­законные акты, постановления, распоряжения, инструкции, со­циально-правовые и социально-экономические основы деятель­ности социального педагога в системе учреждении, оказываю­щих помощь ребенку)

- теорию социальной педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и со­циальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; социологию; ос­новы дошкольной педагогики и психологии;

1.7. Социальный педагог обязан соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.

1.8. На период временной нетрудоспособности или отпуска его функциональные обязанности могут быть возложены на ру­ководителя психологической службы или на сотрудника пси­холого-педагогической службы, который несет полную ответ­ственность за их надлежащее исполнение. Временное исполне­ние обязанностей осуществляется на основании приказа руко­водителя ДОУ, изданного на основании приказа руководителя ДОУ, изданного с соблюдением законодательства о труде.

2. Функции

На социального педагога возлагаются следующие функции:

- образовательно-воспитательная — обеспечение целенап­равленного педагогического влияния на поведение и деятель­ность детей и взрослых; содействие всех социальных институ­тов, учреждений физической культуры и спорта, средств мас­совой информации;

- диагностическая — постановка "социального диагноза", обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и со­циально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального ок­ружения; выявление позитивных и негативных влияний и раз­личного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка;

- организаторская — организация общественного ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач со­циально-педагогической помощи, поддержки воспитания и раз­вития реализации планов и программ;

- прогностическая и экспертная — участие в программи­ровании, прогнозировании, проектировании процесса социаль­ного развития конкретного микросоциума, в деятельности раз­личных социальных институтов;

- организационно-коммуникативная — предполагает вклю­чение в социально-педагогическую работу добровольных по­мощников, организацию совместного труда и отдыха, налажи­вание взаимодействия между различными социальными инсти­тутами в работе с детьми и их семьями;

- охранно-защитная — использование имеющегося арсе­нала правовых норм для защиты прав и интересов личности, со­действие применению мер государственного принуждения и реализацию юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздей­ствия на подопечных социального педагога;

- посредническая — заключается в осуществлении связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учрежде­нием и ближайшим окружением ребенка;

- самообразовательная — повышение профессионального уровня и пополнение интеллектуального багажа.

3. Должностные обязанности Для выполнения возложенных на него функций социальный педагог обязан:

3.1. Проводить:

- индивидуальную, групповую социально-психологичес­кую диагностику различного профиля и предназначения в со­ответствии с запросом наблюдение за характером взаимоот­ношений детей в группах и определение особенностей их раз­вития;

- анализ работы педагогов в группе и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;

- индивидуальную работу с детьми в процессе их адапта­ции к условиям жизни в детском учреждении;

- индивидуальные и групповые занятия с детьми, направ­ленные на их личностное и социальное развитие;

- специальные обучающие и развивающие занятия, игры, тренинги, круглые столы, гостиные для педагогов и родителей по оказанию помощи и воспитании детей.

3.2. Выявить психологические причины различного вида нарушений социального развития: проблем в общении, поведе­нии, обучении.

3.3. Направлять проблемных детей (в случаях особой необ­ходимости) на консультацию в психологические, медицинские и психолого-мелико-социальные центры и другие специализи­рованные учреждения системы просвещения, здравоохранения и социальной защиты.

3.4. Составлять психолого-педагогические заключения по материалам диагностических исследований и доводить их до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью сориентировать взрослых в проблемах воспитания.

3.5. Использовать апробированные и разрабатывать авторские:

- коррекционные программы, циклы развивающих занятий, направленные на гармоничное развитие личности, социальное развитие дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждой возрастной ступени; <






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных