Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные институты как отражение социальных




Потребностей

 

«Институт» (от лат. institutum — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Институты социальные — элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Изучение институтов, как отмечал Г. Спенсер, есть изучение строения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменений, сломов.

Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социальная норма» и «социальный обмен».

Социальная норма — общее правило, обличенное в абстрактную модель взаимодействия участников соответственных общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и однообразно в данные взаимодействия. Возникновение и функционирование таких норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаимодействия осуществляются не между изолированными индивидами, но между членами общества, объединенными в социальные группы, слои, общности. Институциированные социальные нормы относительно стабильные. При закреплении в праве они носят общеобязательный характер. По мере расхождения с изменившимися социальны ми условиями регулятивная функция этих норм становится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой ситуации возникают новые социальные нормы.

Социальный обмен — это обмен между членами общества, организациями и сферами общества, находящимися в различных структурных позициях (политических, экономических, культурных и т.д.). Социальный институциализированный обмен отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку не содержит личностной компоненты.

Каждый социальный институт характеризуется определенным набором норм, которые формализованы, как правило, в знаковых формах (регламентирующих документах). На основе формализованных форм и производится социальный обмен.

Социальные институты в развитых, высоко институциализированных обществах многообразны, по мере развития общества они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие. Образуя систему, социальные институты обуславливают функционирование социального организма — общества.

Социальные институты в большинстве случаев исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемственность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, технических достижений, передаче навыков и норм социального поведения, социальной интеграции.

Внешними атрибутами социальных институтов являются соответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие в системе управленческих отношений.

Определяющим условием появления социальных институтов являются соответствующие социальные потребности. Социальные потребности - особый вид потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личности, социальных групп, общества в целом.

Это потребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. В широком смысле удовлетворение социальных потребностей обеспечивает равновесие состояния системы «субъект — среда». Социальные потребности можно подразделить на четыре группы:

1) жизненно важные для социального субъекта потребности — потребности, не удовлетворение которых приводит к ликвидации социального субъекта или революционному преобразованию социального(ых) института(ов), в рамках которого(ых) происходит это удовлетворение;

2) потребности, удовлетворение которых обеспечивает функционирование социального субъекта на уровне социальных норм, а также позволяет осуществ ляться эволюционному развитию социальных институтов;

3) потребности, удовлетворение которых происходит на уровне минимальных социальных норм, что обеспечивает сохранение социального субъекта, но не его развитие;

4) потребности, удовлетворение которых обеспечивает комфортные (для данных социокультурного пространства и социального времени) условия функционирования и развития.

Размер социальных потребностей ограничен характером и масштабами общественного производства, спецификой производственных отношений и социокультурной среды, национальными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в постоянном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.

Потребности социальных групп характеризуются: массовидностью проявлений, устойчивостью во времени и пространстве, инвариативностью в специфических условиях жизнедеятельности членов социальных групп, взаимосопряженностью. Сопряженность потребностей в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей, что обуславливает образование длиннейших цепей, переходящих одна в другую. Напри мер, удовлетворение людей в жилье повлечет необходимость в удовлетворении предметами социально-бытового предназначения. Это, в свою очередь, породит потребность производства соответствующих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, производящих данную продукцию, а значит появление рабочих мест и потребность в специалистах и т.д. и т.д.

Целесообразно выделить следующие социальные области, удовлетворение потребностей в которых, обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп:

• производства и распределения товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

• охраны среды нормального психофизиологического жизнеобеспечения, в том числе для простого (или расширенного) демографического воспроизводства; познания и саморазвития;

коммуникации и средств связи; воспитания и обучения детей;

контроля поведения членов общества в аспекте соблюдения норм права; обеспечения экономической, социальной и иных аспектов безопасности общества.

Социальные потребности имеют существенные отличия от личностных потребностей индивида (запросов индивида). Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает социальную стабильность и общественный прогресс, неудовлетворение — порождает социальные конфликты и несет угрозу социальной безопасности.

Таким образом, социальные институты ведущие компоненты социальной структуры общества, интегрирующие и координирующие множество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающие социальные отношения в различных сферах общественной жизни.

Социальная структура общества, роль и место в ней социальных групп и социальных институтов являются основополагающими для определения субъектов и объектов социальной политики, ее целей, приоритетов, технологий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных