Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






CHANCEMENT DE PIEDS




Petit changement de pieds. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, оттолкнуться от пола, прыгнуть вверх, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени; опускаясь на пол, подменить ноги, левая будет впереди. Опускаться так же: сначала носком, затем пяткой, заканчивая движение demi-plie в V позицию. Прием вырабатывает мягкость и эластичность прыжка, устраняя всякую его жесткость (рис. 49).

Рис. 49. Petit changement de pieds

 

Для более подготовленных учениц я предпочитаю другую разновидность petit changement. Все проделывается совершенно так же, но прыжком не надо отрывать ноги от пола, носок все время в соприкосновении с полом, вы только как бы встаете на пальцы. Движения исполняются непрерывной цепью, без упора на plie, хотя надо заметить, что акцент делается не в воздух, а в пол, на plie.

В таком виде это упражнение еще эффективнее и действительнее в своих результатах и применяется в конце экзерсиса на середине зала (как заключительная часть allegro) в быстром темпе.

Grand changement de pieds. Для этого упражнения demi-plie делается поглубже, более напряженно; чтобы выше подняться в воздух, нужно сильно оттолкнуться пятками от пола,[18] соединив ноги вместе; с

 

Рис. 50. Grand changement de pieds:

a — итальянский: б — русский

вытянутыми коленями, стараться держаться в этом положении возможно дольше и лишь в последний момент подменить ноги. Опускаться в той же последовательности, как и в petit changement. He следует при перемене ног в воздухе широко их раздвигать — тогда вы потеряете форму changement de pieds, назначение которого есть перемена ног в V позиции. Ноги надо раздвинуть на расстояние, необходимое для этого переноса (рис. 50, б}.

При первоначальном изучении прыжков нужно обращать особое внимание на руки, которые должны оставаться совершенно спокойными от плеч до кистей, слегка закругленными, как в подготовительном положении, они не должны подергиваться, как бы помогая движению ног.

В итальянском экзерсисе при исполнении changement de pieds принято ноги подгибать (рис. 5O, a).

 

PAS ЁСНАРРЕ

Petit echappe. Demi-plie в V позиции, оттолкнуться пятками и сразу же с вытянутыми пальцами и коленями прыжком перейти на II позицию на demi-plie, строго соблюдая правило, указанное для plie на II позиции; возвращаясь обратно таким же прыжком, с вытянутыми пальцами и коленями, закончить в V позиции (рис.51).

 

Рис. 51. Petit echappe

Это pas можно делать и в IV позиции на croise и efface, придавая соответствующую позу рукам. Но вообще на таких небольших прыжках позы рук не должны быть высоки. Высокое положение рук следует оставить для больших прыжков. Делая echappe, необходимо следить за равномерным рИё обеих ног, особенно быть к этому внимательным при исполнении echappe с IV позиции.

Echappe можно делать, заканчивая его на одну ногу.

Pas исполняется так же, только заключение другое:

ноги возвращаются не на V позицию, а одна из них идет sur le cou-de-pied вперед или назад. И это echappe делается как на II, так и на IV позициях.

Grand echappe. Если в petit echappe, в прыжке, ноги сразу же раскрываются на II позицию, то в grand echappe, после demi-plie (поглубже), вытянуть ноги, соединенные в V позиции во время возможно более высокого прыжка, и только падая раскрыть их на II позицию. Возвращаться в V позицию также с большого прыжка, сильно оттолкнувшись пятками от пола (рис. 52).

Рис. 52. Grand echappe

 

Это echappe можно также заканчивать на одну ногу, падая на attitude, arabesque или на developpe вперед на 90°, т. е. вообще в большую позу.

 

PAS ASSEMBLE

Assemble является существенным началом для выработки прыжка вообще. Это надежный фундамент и первый шаг к танцу для начинающих. Несмотря на некоторую сложность, assemble — одно из начальных pas. Его рано вводят в экзерсис, так как, когда ученики его поймут, дальнейшее постигается ими уже легче.

Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie и одновременно левая нога отводится скользящим движением в сторону II позиции и, вытянутая, касается носком пола во II позиции; правой ногой, оставшейся в plie, оттолкнуться от пола, вытянув пальцы и колено; левая нога одновременно с правой возвращается в V позицию вперед на demi-plie (рис. 53).

С этого plie движение повторяется с другой ноги, и таким образом при исполнении этого pas достигается небольшое продвижение вперед.

Необходимо следить за точностью II позиции, т. е. не позволять ноге отклоняться на ecarte вперед или назад; точность при первоначальном изучении этого pas гарантирует впоследствии правильное исполнение его более сложной формы — grand assemble.

Рис. 53. Assemble

 

Assemble делается и с продвижением назад следующим образом: V позиция, правая нога впереди, вынести ее на II позицию и при заключении поставить назад в V позицию. В таком виде (в два темпа) assemble изучается первоначально.

В следующей по трудности стадии нога проходит II позицию на высоте 45° (условно) без акцента на II позиции. Такое assemble исполняется в один темп. В заключение проходят grand assemble.

Grand assemble. Если делать его назад, правая нога выбрасывается на 90° на II позицию, как на grand battement; последующий прыжок — большой — относит танцующего в сторону. В этот момент левую ногу нужно поднести к правой спереди и сомкнутыми задержать их в воздухе, затем одновременно обеими ногами опуститься в V позицию на demi-plie.

Итальянцы для впечатления большей высоты прыжка после grand battement поджимают ноги, прежде чем опуститься в V позицию. Это лоджимание ног в прыжке придает танцу характер гротеска, нарушая его классическую линию (рис. 54).

Grand assemble применяется обыкновенно в наиболее выигрышный момент исполнения. Чтобы взять force на такое большое движение, эффектнее сделать перед ним preparation или в виде glissade, или в такой форме: проделать grand developpe вперед, упасть на эту ногу на plie и оттолкнуться посильнее, забрасывая другую ногу на II позицию на 90°; отталкивание происходит энергичнее, и все движение выигрывает.

Рис. 64. Assemble (итальянское)

 

Вообще, чтобы выделить прыжок и усилить его впечатление, следует сопровождать его не равноценным по величине, а меньшим. Одно движение выигрывает за счет другого. Например, в “Дон Кихоте” в сцене сна последовательные soubresaut и assemble надо исполнять, давая большую силу и высоту прыжка на soubresaut, и тогда следующее assemble — среднее как заканчивающее движение. Таким образом выделяется и подчеркивается первое движение, и, наоборот, можно исполнять вместо soubresaut проходящее failli и всю силу прыжка давать на assemble.

При первоначальном изучении assemble я не ввожу участия рук и добиваюсь только, чтобы их привыкли держать свободно и не связанно, чтобы ими не дергали.

Когда assemble усвоено учащимися, можно ввести движение рук. Кисти рук вместе с ногой приоткрываются в сторону II позиции и в заключительной V позиции как бы закрываются, соединяясь в подготовительном положении. Затем начинают применять повороты головы. При продвижении ноги и рук на II позицию голову нужно держать профильно, в противоположную сторону от открываемой ноги, при окончании assemble повернуть голову в другую сторону также профилем. Указание поворота головы в профиль я делаю потому, что иначе неопределенность поворота делает голову как бы склоняющейся к плечу, что дает слабое, вялое впечатление.

В старших классах, когда assemble исполняется непосредственно одно за другим, его делают у меня без участия рук; и только в сложных комбинациях, вырабатывающих уже танцовщицу, я ввожу в исполнение assemble участие рук. Assemble делается во всех направлениях, вперед, назад, croise, efface и т. д.

В заключение приходится настаивать на точном за-канчивании assemble в V позицию во время урока. Если на сцене, в танце, приходится иногда не совсем точно исполнять pas, то для того, чтобы его правильность не потерялась, танцовщица должна ежедневным экзерсисом, исполняемым педантично и ревностно, сохранять и поддерживать выработанные формы своего танца. Чем более упражняется танцовщица в экзерсисе, тем менее она делает ошибок на сцене. Для того и предназначен ежедневный урок.

 

PAS JETE

Для первоначального изучения pas jete служит следующее упражнение.

Стать в V позицию, правая нога впереди; одновременно demi-plie, левая нога отводится в сторону II позиции скользящим движением, причем колено и пальцы вытягиваются, и носок касается II позиции на полу. Тогда оттолкнуться правой ногой от пола прыжком, вытянув пальцы и колено, левую ногу вернуть на место правой и опуститься на нее на demi-plie. Правая нога идет sur le cou-de-pied сзади (рис. 55).

 

Рис. 55. Pas jete

 

Таково движение вперед. При движении назад — в сторону идет нога, стоящая впереди. Положение sur le cou-de-pied тоже впереди.

Далее jete можно делать во всех направлениях; постепенно развивая манеру танца, делать его с руками в разных небольших позах (повороты головы применяются такие же, что и при assemble), а затем перейти к изучению jete с отведением ноги на 45° и к grand jete на 90° с окончанием в больших позах.

Здесь уместно подчеркнуть разницу в подходе также и к jete в итальянской школе. Итальянская школа учит высоко закидывать ноги и резко их подгибать; движение приобретает большую напряженность, и рисунок получает определенный гротесковый оттенок.

Grand jete. Для сценического исполнения оно требует совершенно другого подхода. Grand jete начинают уже не с V позиции, а с preparation “трамплинного” порядка — необходимая переходная ступень перед всяким большим прыжком. Нужно послать корпус вперед, надо от чего-нибудь оттолкнуться.

 

Рис. 56. Grand jete (вперед)

 

Приемы бывают различные: можно применять раз glissade, coupe, pas couru, что дает уже нужный разбег. Мужчины же часто заменяют это широким небрежным разбегом. Я предпочитаю более сложный подход, вводящий в работу весь корпус и руки; из него заключительная поза возникает как логическая неизбежность. Это — coupe следующего вида.

Стать в позу croise назад, правая нога сзади. Передав сильно корпус на правую ногу, выдвинуть ее вперед на IV позицию efface сильным толчком о пол и присесть на нее, нагнув весь корпус к этой ноге, оттолкнуться от пола, забросить левую ногу на 90° вперед на croise и прыгнуть на нее, стремясь задержаться в воздухе с выраженной уже в прыжке позой attitude или arabesque. Руки пройдут следующий путь: когда корпус наклоняется сильно направо, они вскидываются на II позицию; когда вся тяжесть передана на правую ногу — руки соединяются в подготовительной позе внизу, ими надо как бы взять force для прыжка, на требуемую позу они приходят через I позицию (рис. 56).

Существует, хотя и редко применяется, grand jete назад, которое исполняется следующим образом: левая нога впереди croise, передав сильно корпус на левую ногу назад на efface, на plie и оттолкнувшись, бросить правую ногу назад croise на 90° и прыгнуть на нее, приняв позу developpee вперед. Движение рук то же, как и при исполнении grand jete вперед (рис. 57).

Jete ferme. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, выбросить левую ногу в сторону П позиции, по возможности выше, прыгнуть на нее, передав весь упор на эту ногу. Правая открывается в сторону II позиции на ту же высоту, как была левая. Опуститься на plie и закрыть правую вперед в V позицию.

Рис. 67. Grand jete (назад)

 

Это движение делается в два темпа: plie за тактом, первый темп — упор на левую ногу на plie после падения на нее, второй — на заключительной V позиции. Руки при начальном plie в V позиции в подготовительном положении, в момент выбрасывания ноги в сторону и до заключительной V позиции движение рук идет одновременно с ногами, т. е. они также открываются на II позицию. Голова вместе с руками справа переходит налево[19] (рис. 58).

Это jete проделывается вперед, назад, на efface, на croise и на ecarte. Корпус, руки и голова следуют заданной позе.

Jete с продвижением в сторону по полкруга. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie; отводя правую ногу в сторону П позиции для jete (правая рука на I позиции, левая — на II), передаться прыжком на эту ногу, отлетая в сторону отведенной ноги (вправо) как можно дальше, с поворотом в полкруга. Остановиться на demi-plie спиной, левая нога sur le cou-de-pied сзади, левая рука на I позиции, правая — на II позиции.

Рис. 58. Jete ferme

 

Голова повернута к левому плечу. Продолжая движение, отвести левую ногу в сторону II позиции, оставаясь спиной к зрителю, перелететь налево прыжком и лишь в последний момент повернуться в воздухе на полкруга. Остановиться на demi-plie, правая нога sur le cou-de-pied впереди, левая рука сопровождала движение левой ноги, т. е. открылась на II позицию, правая — пригнулась в заключение на I позицию. Голова повернулась face (рис. 59).

5 4 3 2 1

Два раз за тактом

Рис. В9. Jete с продвижением в сторону на полкруга

Таким образом, первый поворот идет en dedans, второй — en dehors. Это jete можно проделать и в обратную сторону, а именно: стать в V позицию, левая нога впереди, начать движение правой ногой, повертываясь en dehors (направо) закончить левой ногой sur le cou-de-pied впереди с остановкой на demi-plie спиной, левая рука на I позиции, правая на II позиции, голова повернута к левому плечу.

Продолжить движение налево с поворотом en dedans и закончить правой ногой sur le cou-de-pied сзади. Правая рука на I позиции, левая — на II позиции, голова face. Необходимо в первом случае до поворота оставлять корпус face, а во втором — спиной.

Jete pass 6. Стать в позу croisee назад правой ногой. Перейти на правую ногу на IV позицию efface вперед, на demi-plie, пригнув к ней корпус, отведя правую руку перед собой, сохраняя плечи ровными, т. е. не наклоняя правого плеча к правой ноге. Приседая на правую ногу, откинуть левую повыше назад на efface. Прыжком перейти левой ногой на место правой ноги, отбросив правую на attitude croisee, выгнув спину назад (рис. 60).

Jete passe назад делается аналогичным приемом, а именно: стоя перед началом в позе croisee, левая нога впереди, перейти на левую ногу на IV позицию efface назад, на demi-plie, пригнув к ней корпус, при этом обе руки отводятся на II позицию с открытыми кистями, сохраняя плечи ровными. Приседая на левую ногу, откинуть правую повыше вперед и прыжком перейти на место левой ноги, затем, выбросив левую на 90° вперед на croise, принять должную позу по заданию, т. е. корпус и голова могут быть повернуты и направо, и налево, в соответствии с поворотом корпуса (рис. 61).

Рис. 60. Jete passe (вперед)

 

Рис. 61. Jete passe (назад)

 

Jete renverse. С demi-plie, выбрасывая ногу grand battement на II позицию на 90°, раскинув руки на II позицию кистями вниз, сделать прыжок на эту ногу, вынеся другую на attitude croisee, остановясь на ней на рИё и сделав renverse en dehors, закончить его в V позицию (рис. 62).

То же движение можно сделать обратно, т. е. после выбрасывания одной ноги на II позицию, другую после прыжка вынести вперед на 90° на croise с поднятой вверх левой рукой и сделать renverse en dedans.

Надо следить за тем, чтобы прыжок на attitude закончить точно на croise, a renverse было бы исполнено по правилам, т. е. чтобы это pas не получилось спиной к зрителю, что случится, если повернуться спиной слишком рано, прыгая на attitude или в обратной позе — на developpe вперед (рис. 63).

Рис. 62. Jete renverse en dehors

Рис. 63. Jete renverse en dedans

При этом не следует вставать на полупальцы, сделав jete, а связать его со следующим моментом renverse через pas de bourree, т. е. переступить на другую ногу на полупальцы и завершить renverse.

Jete entrelace. Начинают изучать это pas, отходя с авансцены назад, от точки 2 к точке 6 (рис. 1, б), чтобы оставаться все время лицом к зрителю. Потом исполняют и из глубины, идя по диагонали по направлению к зрителю, тут все остановки будут наполовину спиной.

Стать в позу effacee назад, правая нога впереди, derni-plie, левая нога поднимается на 45°, корпус наклоняется вперед (левая рука впереди — как бы 2-й arabesque). Раскрыть руки на II позицию и перейти на demi-plie на левую ногу широким шагом назад по диагонали, оттолкнуться левой ногой, забросив правую ногу на 90° вперед в точку 6 и соединив руки на I позиции, перепрыгнуть на правую ногу, перебросив ее в воздухе. Ноги как бы переплетаются близко одна к другой (чем и оправдывается название этого jete — entrelace, в переводе — переплетение), и только в этот момент повернуть корпус на полный оборот, вскинув руки наверх, т. е. задержать корпус face возможно дольше, чтобы поворот происходил во время прыжка. Остановиться на arabesque или attitude (рис. 64).

Рис. 64. Jete entrelace

 

Когда вы выбрасываете правую ногу, надо следить, чтобы она проходила через I позицию, что поможет сохранить собранность в переплетении ног, а также стремиться опуститься после прыжка на то же место, в противном случае ноги проходят разбросанно широко, и движение теряет свой правильный рисунок. Чтобы корпус не отставал, а помогал движению, руки берут наибольший force через II позицию при переходе на левую ногу — в этом их помощь всему движению.

Jete en tournant партерное. Этому jete мы даем такое название потому, что устремленность его не вверх, а горизонтальная, оно стелется по полу, для него характерна распластанность формы.

Для примера возьмем партерное jete, направленное по диагонали направо, начиная его с левого угла сзади, от точки 6 к точке 2 (рис. 1, б).

Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie;

по диагонали в направлении efface отбросить правую ногу скользящим движением по полу, упасть на нее на plie, оттолкнувшись левой, причем правая рука устремлена туда же, а левая — в сторону II позиции. Левая нога отрывается от пола как можно меньше, не выше 45°, и вся фигура принимает длинную, распластанную форму типа arabesque. Затем, подтягивая левую ногу к правой легким прыжком, соединив ноги в V позиции, поворотом на полный круг в правую сторону перепрыгнуть на левую ногу. Остановка на левой ноге, на demi-plie, правая нога sur le cou-de-pied. Обычно это jete делается последовательно несколько раз подряд (рис. 65).

Рис. 66. Jete en toumant (партерное)

 

Jete en tournant. Начинается с preparation. Стать в V позицию, правая нога впереди. Сделать маленький sissonne tombee вперед правой ногой на IV позицию на croisee, на demi-plie на правой ноге, затем подставить сзади левую ногу и передать на нее корпус на demi-plie. Правая ноги одним взмахом выбрасывается вперед на 90° и описывает круг в воздухе, в то время как корпус поворачивается направо. Делая поворот, прыгнуть на правую ногу и упасть на attitude croisee, не давая увлечь себя инерции и при заключительном attitude не наклоняться сильно на правый бок. "

Чтобы хорошо взять force при sissonne tombee, нужно сильно наклонить корпус вперед; передавая на левую ногу, наклонить его налево, повернув efface и туда же наклонив голову, и отсюда описывать дугу.

При первоначальном sissonne tombee правая рука согнута в I позицию перед корпусом, левая открыта на II. Когда корпус переходит на plie на левую ногу, руки соединяются на I позиции для толчка, чтобы взять force.

Рис. 66. Jete en toumant

Заканчивают руки на attitude (рис. 66). Когда jete en tournant исполняется с остановкой на attitude effacee, тогда сначала делается sissonne tombee на efface и заканчивается на attitude effacee.

Очень часто в мужском танце jete en tournant применяется по кругу сцены, и если этот прием исполнения неправильно освоен, то сила инерции слишком захватывает в момент взлета и получается, может быть, и эффектно, но отсутствие должного акцента на ногу, фиксирующую законченное положение attitude effacee, приводит к тому, что исполнитель не может выровнять корпус и правильно закончить остановку.

 

SISSONNE

Виды sissonne очень разнообразны. Разберем здесь следующие общеупотребительные формы.

Sissonne simple. Первоначальное изучение sJssoime начинается с этой простейшей формы. V позиция, demi-plie, делается прыжок, во время которого ноги соединены вместе, колени и пальцы вытянуты, как при всяком прыжке. После прыжка опуститься на одну ногу на plie, другая sur le cou-de-pied, и закончить, сделав assemble.

Sissonne ouverte. Это pas является развитием предыдущего, т. е. после прыжка наверх ногу, проведя через положение sur le cou-de-pied, открыть на 45° — в сторону II позиции, вперед или назад.

Рис. 67. Sissonne ouverte en ecarte на 90°

 

Можно заставлять начинающих для устойчивости опускать ногу после прыжка, открывая ее носком в пол — на II позицию, вперед или назад.

Руки каждый раз принимают положение соответственно заданной позе.

В старших классах — прыжок более высокий и мощный, причем нога вынимается на 90° в позы attitude, arabesque, ecartee вперед и назад и т. д. Совершенствуя sissonne ouverte, можно его делать, отлетая в сторону, причем, если вы прыгаете вперед, поза будет назад — attitude или arabesque, при прыжке назад — поднятая нога примет позу вперед; для позы ecartee — отлетать в сторону и т. д., сообразуясь с направлением требуемой позы (рис. 67).

В средних и старших классах применяется более сложная форма — sissonne ouverte en tournant, исполняемая следующим образом: после сделанного demi-plie правая рука приводится на I позицию, а левая — на II позицию, и таким приемом берется force для поворота в воздухе, особенно при исполнении двух tours. Возможна также и другая форма preparation: при plie руки приоткрываются в сторону II позиции на 45° (для force) и соединяются в подготовительное положение во время поворота в воздухе. Необходимо следить, чтобы правое плечо не шло вперед перед прыжком, затем надо оттолкнуться пятками, подняться в воздух и, делая круг в воздухе, приоткрыть ногу еще в повороте, а в заключение остановиться в заданной позе на 45° или 90°.

Sissonne ferine e. Я разберу здесь для образца один вид sissonne fermee, все остальные делаются так же, меняется лишь направление.

V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок не вертикально вверх, а с отлетом в сторону, вся фигура отлетает налево, и правая нога открывается на II позицию.

Когда левая нога ступает на пол, правая закрывается в V позицию назад одновременно с левой и подводится она с первоначального же изучения, скользя по полу носком. Прыжок делается небольшой, и нога поднимается невысоко (рис. 68). Исполняется в один темп.

Рис. 68. Siasonne fermee

Sissonne fondue. Если мы сделаем прыжок больших размеров, с ногой, поднятой на 90°, то получим уже не sissonne fermee, a sissonne fondue. Высоко открытая нога не позволит закончить прыжок одновременно двумя ногами (как исполняется sissonne fermee), и закрывание ноги получает характер fondu — надо мягко ставить ногу на пол в V позицию, чуть-чуть сдерживая ее. Руки и голова в соответствии с требуемой позой. В таком виде это pas изучают в старших классах.

Sissonne tombee.V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок с двух ног в воздух, проходящим движением правая sur le cou-de-pied или у колена, в зависимости от того, большое или маленькое pas делается. Падение на plie на левую ногу, сейчас же правая нога вынимается в требуемом направлении — croise или efface, и вы на нее падаете на plie, как бы с запозданием. Если же это движение предшествует большому прыжку, как это часто бывает, особенно в мужском танце, sissonne tombee можно завершить pas de bourree, что очень удобно для дальнейшего прыжка (рис. 69).

Рис. 69. Sisaonne tombee

Sissonne renverseе. Сначала исполняется sissonne ouverte на attitude, а затем заканчивается renverse en dehors. При этом не следует подниматься на полупальцы после прыжка на attitude, а связать его со следующим моментом renverse — через pas de bourree, т. е. переступить на другую ногу на полупальцы и завершить renverse.

Аналогично исполнение и en dedans.

Sissonne soubresaut. Исполняется, как sissonne ouverte, но при начале прыжка с V позиции обе ступни захвачены вместе, как это делается в soubresaut, причем корпус также вначале наклоняется вперед и во время полета сильно выгибается назад. Исполнение должно быть тщательное, ноги в начале взлета не должны приоткрываться и ударяться одна о другую, чтобы не получилось формы cabriole с V позиции.

Рис. 70. Sissonne soubresaut

 

Эффектно и удобно это pas исполнять последовательно одно за другим по диагонали на attitude effacee, добавляя лишь после падения на plie, на attitude на правую ногу — левой ногой coupe, а правой assemble вперед отлетов по направлению ecarte в точку 2 (рис. 1, б), как это имеет место в вариации последнего акта в балете “Дон Кихот” (рис. 70).

 

SOUBRESAUT

Soubresaut — прыжок с двух ног на обе ноги. Оттолкнуться от пола, отлететь вперед, не разжимая захваченных вместе ступней с вытянутыми пальцами. Корпус перед началом полета наклоняется вперед, а затем во время полета сильно выгибается назад, так что ноги остаются позади. Надо обратить внимание на то, чтобы, соединяя ноги, не ударяться икрами, — иначе получится форма cabriole, многие делают эту ошибку. Чтобы получить правильную форму, надо соединять ноги не по всей длине, а крепко захватить нижние части ступней.

Опуститься одновременно на обе ноги. Рукам в soubresaut дается полная свобода в зависимости от общего рисунка танца (рис. 71).

Рис. 71. Soubresaut

 

ROND DE JAMBE EN L'AIR SAUTE

Rond de jambe en 1'air saute первоначально изучается следующим образом: сделав sissonne ouverte в сторону II позиции, проделать rond de jambe en 1'air с одновременным прыжком на опорной ноге.

Рис. 72. Bond de jambe en 1'air saute

 

Таким же приемом делается и двойной rond de jambe (рис. 72).

В дальнейшем rond de jambe en 1'air saute исполняется путем одновременного прыжка с demi-plie V позиции (рис. 73).

Вначале это движение исполняется с подъемом ноги на 45°, а затем в старших классах — на 90°.

Рис. 73. Bond de jambe en 1'air saute

PAS DE CHAT

Если мы стоим в V позиции, левая нога впереди, отбросить правую ногу в полусогнутом виде назад на 45° croise, одновременно делая demi-plie на левой, оттолкнуться левой, отбросив ее назад в полусогнутом виде на efface, навстречу правой; должен быть момент, когда ноги, будучи в воздухе вместе, проходят одна мимо другой, если поддерживать в выворотном положении верхние части ног и не раскрывать их широко; проходящим движением упасть на правую ногу, заключив движение в IV позицию — левая нога впереди. Можно закончить и в V позицию.

Вначале корпус должен иметь некоторый наклон вперед, чтобы дать ему возможность более выгнуться назад. В момент, когда ноги в воздухе, все тело выгибается назад с сильно захваченной поясницей. Голову можно держать различно, лишь бы она правильно сопутствовала движению.

Руки взлетают мягким взмахом, правая на II позицию, левая вперед из подготовительного положения на невысокий уровень. Кисти сначала уронены вниз, потом вскидываются наверх. Характер движения рук аналогичен характеру движения ног: такое же мягкое вскидыва-ние, оправдывающее название “кошачье па” (рис. 74).

Итальянское pas de chat не имеет подобного “кошачьего” характера движения: если левая нога отбрасывается похожим движением, то правая, действующая вначале, сухо выбрасывается на II позицию, причем обычно корпус не подчеркивает мягкости всего раз.

Рис. 74. Pas de chat

PAS DE BASQUE

Это движение в три темпа делается следующим образом. Стать в V позицию, правая нога впереди. За тактом demi-plie, вскинув немного руки перед началом движения по направлению II позиции; правая нога скользит вперед на croise, описывая носком ноги по полу полукруг en dehors (левая остается на рИё). На раз, не отрываясь от пола, прыжок на правую ногу на demi-plie (в это время руки соединяются в подготовительном положении), на два — левая, открытая на II позицию с вытянутыми пальцами, проводится, скользя через I позицию, вперед на croise. Третьим заключительным темпом делается прыжок, соединяющий обе ноги в V позиции на demi-plie. Этот прыжок делается совсем по полу, скользящим движением обе ноги продвигаются вперед с вытянутыми пальцами, не отрываясь от пола, и заканчивается в V пози ции. Таким исполнением оправдывается его значение партерного прыжка. Руки на два — проходят I позицию и на три — только несколько раскрывают кисти. Отсюда следует продолжать движение, руки провести через II позицию и т. д. {рис. 75). ции. Таким исполнением оправдывается его значение партерного прыжка. Руки на два — проходят I позицию и на три — только несколько раскрывают кисти. Отсюда следует продолжать движение, руки провести через П позицию и т. д. {рис. 75).

Рис. 75. Pas de basque

 

Назад pas de basque делается так же. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, левая нога скользит назад, описывая носком по полу полукруг en dedans, прыжок на левую ногу; правая скользит через I позицию назаднаcroise, на demi-plie, и затем ноги соединяются вместе таким же скользящим прыжком, только назад. Руки движутся так же.

Grand pas de basque. Чтобы дать прыжку больше силы, это pas делается с руками, вскинутыми наверх. Для начала вскинуть руки на II позицию и, проводя их через подготовительное положение и через I позицию, поднять на III. Ноги проделывают все движения на больших позах. Правой ногой описать большой полукруг en dehors на 90°, левая — на demi-plie; доведя правую до II позиции, сделать большой прыжок на правую ногу (руки на III позицию), левую согнуть высоко и выбросить вперед на 90°, раскрывая постепенно руки на II позицию. Опустить левую ногу на пол вперед на croise и подтянуть ноги к заключительной позе, как в малом pas de basque. Для окончательной отделки этого pas в начале движения пригнуть голову и корпус вперед и поднять их в тот момент, когда руки выбрасываются на III позицию (рис. 76).

Рис. 76. Grand pas de basque

 

При grand pas de basque назад левой ногой делается полукруг en dedans, нога проводится на II позицию на 90°, прыжок на левую ногу, правая проходит согнутая высоко, открываясь назад, упасть на правую ногу назад на croise. Окончание то же и руки движутся так же, как и при grand pas de basque вперед.

 

SAUT DE BASQUE

Стать в V позицию, правая нога впереди. Сделать coupe правой ногой без прыжка, подняв ее к колену, и одновременно толчком упереться левой пяткой в пол (на demi-plie). Правую ногу слегка продвинуть в сторону проходящим движением и сейчас же на ней надо повернуться направо спиной, взлететь, тщательно забросив левую ногу на П позицию на 90°, довернуться в том же прыжке (с вытянутыми коленями), передав корпус на левую ногу для того, чтобы во время прыжка не оставаться на месте, а продвинуться в сторону по направлению выбрасываемой левой ноги; упасть на левую ногу на demi-plie, в то время как правая нога с вытянутыми пальцами, заканчивая движение, сгибается к колену. Это сгибание делается непосредственно после того, как нога оторвется от пола, без всяких дополнительных движений, которые мы часто видим при неправильном танце. Обе ноги в этом pas сильно развернуты, тем более правая, так как ее колено отведено в сторону.

Руки проходят следующий путь: вначале правая согнута на I позицию, левая — на II, во время перехода корпуса на правую ногу правая рука идет на II позицию одновременно с левой ногой, левая проходит сильным толчком через подготовительное положение по I позиции, что дает силу прыжку. В момент взлета левая согнута на I позицию, правая отведена на П.

При возвращении на левую ногу приводятся к исходному положению и руки (рис. 77). Голова при выбрасывании левой ноги остается повернутой в сторону левого плеча, с прыжком возвращается face.

Можно вскидывать руки и наверх в III позицию; тогда из первоначального положения их вскидывают в сторону на полувысоту через подготовительное положение и I позицию и поднимают наверх во время прыжка, чтобы дать хороший взлет.

В таком случае, при повторении одного прыжка за другим, руки не возвращаются к исходному положению, а разводятся в сторону, откуда через подготовительное положение надо размахнуться ими для следующего прыжка.

Существует и мало применяемый в танцах saut de basque в обратную сторону, исполняемый следующим образом: если в предыдущем описании saut de basque одна нога была перед началом согнута впереди колена опорной ноги, а в заключение pas другая заменила ее также впереди колена, то тут ноги будут противоположны. Стать в V позицию, правая нога впереди. Сделать coupe левой ногой, подняв ее сзади под колено, уперевшись правой пяткой в пол на demi-plie, продвинуть слегка левую ногу в сторону проходящим движением, повернуться направо спиной, так же взлететь, тщательно забросив правую ногу на II позицию на 90°, довернуться в прыжке (с вытянутыми коленями), передав на нее корпус, чтобы не оставаться во время прыжка на месте, а продвинуться по направлению выброшенной ноги. Заканчивая, упасть на правую ногу на demi-plie, согнув левую сзади колена опорной ноги.

Рис. 77. Saut de basque

 

 

CARCOUILLADE

Это старинное французское название удержалось в итальянском экзерсисе; мы называем это движение rond de jambe double.

Стать в V позицию, правая нога впереди. При начальном demi-plie правая нога делает rond de jambe en Fair en dehors; когда это движение заканчивается и нога открыта на II позицию, прыжком перейти на правую ногу на demi-plie; в тот же момент левая делает rond de jambe en 1'air en dehors, начиная и кончая его от икры правой ноги; после этого левая нога проводится по полу вперед на croise на demi-plie — таково его первоначальное изучение. Заклю чительное изучение этого pas в старших классах более сложно, так как и правой ногой rond de jambe en 1'air исполняется не на demi-plie, а в воздухе {рис. 78).

Рис. 78. Gargouillade (rond de jambe double)

 

Так как это движение обыкновенно проходящее, то руки идут в зависимости от предыдущей и последующей поз.

En dedans это pas редко применяется. Делается оно следующим образом: стать в V позицию, правая нога впереди, начать левой ногой rond de jambe en 1'air en dedans и, перейдя на нее прыжком на demi-plie, сделать правой ногой rond de jambe en dedans, начиная и кончая от икры, провести ногу назад, соблюдая указания, данные для en dehors.

 

PAS CISEAUX

Стать в позу croisee назад, правая нога сзади, присесть на левой, коротким и резким grand battement выбросить правую ногу вперед на efface на 90°, закинув корпус назад, левая нога присоединяется к правой в воздухе и сейчас же, вытянутая, проходит назад по полу через I позицию на 1-й arabesque, в то время как правая опускается на пол на plie.

Тут характерен момент, когда обе ноги в воздухе, причем эта перемена ног происходит в один темп.

В такой форме pas ciseaux изучают в классе, а для танца эффектнее другой подход. Когда после какого-нибудь исполненного pas вы остановились в позе с левой ногой на croise вперед, поднятой на90°, следует сделать coupe на нее, выбросить правую ногу и т. д. Корпус сильно вовлечен в это движение, сильно перегнут назад во время прохождения одной ноги мимо другой впереди в воздухе, затем перекидывается вперед на arabesque.

Рис. 79. Раз ciseaux

 

Руки сначала держат впереди себя в I позиции, затем они принимают позу arabesgue (рис. 79).

 

PAS BALLOTTE

Это движение очень трудноисполнимо в его правильной форме, оно требует силы ног и корпуса и редко удается танцовщицам. Обыкновенно они его сильно упрощают и сводят к подпрыгиванию и выбрасыванию ноги то вперед, то назад, да еще сильно подгибают ее “колечком”, что окончательно лишает ballotte его первоначальной формы. И в данном случае название очень образное и вызывает представление о качающейся на волнах лодке. Да, хорошо сделанное ballotte напоминает качание вместе с волной. Не видно никакой остановки, никакой задержки в движении, танцовщица качается в воздухе, проходя по воздуху сомкнутыми и прямыми ногами то вперед, то назад мимо точки, лежащей в центре этого движения; корпус сильно отклоняется назад, потом перебрасывается вперед, что при вытянутых ногах дает очень специфичный рисунок, действительно напоминающий какое-то непринужденное покачивание.

Такое ballotte можно видеть в I акте “Жизели”, в первой встрече Жизели и Альберта, и тут часто приходится наблюдать более правильную форму ballotte у танцовщиков, которым вообще это pas удается лучше благодаря силе ног и выдержке в прыжке.

Делается ballotte следующим образом.

Стать в позу croisee назад, правая нога впереди. Demi-plie на правой ноге, соединить ноги в прыжке в положении V позиции, проводя ими по воздуху вперед мимо точки, на которой стоял вначале, и, отклонив корпус назад (что очень помогает этому движению), упасть на левую ногу на plie, правую приоткрыть на efface, не сгибая, оттолкнуться, опять соединив ноги в положении V позиции, проводя по воздуху назад мимо точки, на которой стоял вначале, а корпус наклонить вперед. Остановиться на правой ноге на demi-plie, левая на efface назад на требуемой высоте.

Рис. 80. Pas ballotte: 3, 2 и 1 - вперед; 1, 2 и 3 - назад

 

Ноги надо почти не сгибать, корпус и ноги должны представлять одно целое. Когда ноги хорошо захвачены, тогда мы добьемся этого мягкого, волнообразного покачивания. Руки балансируют вместе с ногами. На остановке при движении вперед левая рука согнута на I позицию, правая отведена на II позицию; при остановке на правой ноге — правая рука на I, левая на II позиции. Переход рук делается плавно, причем они проходят свою основную позицию.

Удобнее приступать к изучению ballotte, начиная с V позиции; сделав demi-plie, соединяя ноги в прыжке в V позиции, крепко сомкнуть ступни с вытянутыми пальцами в начале прыжка и в таком виде отлететь вперед от точки, на которой стоял вначале, упасть на левую ногу на plie, правая нога открыта на efface вперед на 45°. Закончить, сделав assemble.

Затем в такой же форме ballotte исполняется и назад, т. е. после прыжка с V позиции отлететь двумя ногами назад от точки, на которой стоял вначале, упасть на правую ногу на plie, левая открыта на efface на 45°, закончить assemble (рис. 80).

 

PAS BALLONNE

Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, скользнув правой ногой на П позицию на 45°, прыжком сильно оттолкнуться левой ногой, вытянув пальцы, как бы перелететь к носку правой ноги; опускаясь на левую ногу на demi-plie, одновременно пригнуть правую sur le cou-de-pied.

Часто, когда учат детей, не обращают внимания на аккуратное приведение ноги sur le cou-de-pied; получается перенос за ногу, ноги скрещиваются, что и неправильно, и некрасиво.

Ballonne делается по всем направлениям — efface, croise назад и вперед, ecarte вперед и назад, причем руки надо комбинировать сообразно направлению движения. Например, когда исполняется ballonne на efface правой ногой, можно пригнуть левую руку к I позиции, а правую отвести в сторону (рис. 81); но чуть изменив корпус, повернув -правое плечо, мы получаем прыжок в форме ecarte.

Тогда красивее правую руку пригнуть, левую открыть, откинув корпус назад налево, как и требует поза.

Возможно также поднимать одну или обе руки наверх, на III позицию.

При большом ballonne (на90°) ногу нужно пригибать к колену, но при малом — форма правильнее, если держать ногу sur le cou-de-pied.

При исполнении ballonne корпус и руки должны оставаться при прыжке в неподвижном состоянии принятой позы, чтобы не чувствовалось усилия и передергива-ния в руках в виде мнимой помощи прыжку.

Для первоначального изучения ballonne нужно исполнять на месте, не продвигаясь в сторону; т. е. с V позиции demi-plie, правая нога скользит по полу в сторону II позиции на 45°, затем прыжок левой ногой — и отведенная нога сгибается sur le cou-de-pied, левая — на demi-plie.

Рис. 81. Раз ballonne effaces (вперед)

 

 

PAS CHASSE

Это pas мало употребляется в женском танце, чаще в мужском. Делается обыкновенно несколько раз подряд.

Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, прыжок наверх, правая нога вынимается на II позицию на 45° (делается sissonne tombee направо), но более проходящим движением, чем принято, левая подтягивается, скользя к правой, ноги соединяются в воздухе прыжком вертикально в V позиции с захваченными пальцами.

Прыжок должен быть выполнен с продвижением в том же направлении и, по возможности, более высоко именно в этот момент (рис. 82).

Исполняется это pas во все стороны, как и многие другие, в соответственных позах.

Рис. 82. Pas chasse

PAS GLISSADE

Казалось бы, самое название указывает на скользящий характер этого pas. На самом деле мы видим, что обычно это движение исполняется небрежно (смазывается) и за последнее время пропадает на сцене. Особенно в мужском танце часто нельзя разобрать, где glissade, где просто разбег для прыжка. Это печально для исполнителей, потому что glissade, когда его правильно делают, способствует прыжку, разбрасывание же ног в разбеге сбивает всю фигуру с должного приема и лишает прыжок красоты и силы.

Glissade можно делать с переменой ног и не меняя ноги. Этот последний прием применяется при первоначальном изучении, его я и рассмотрю здесь.

Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, правая нога скользит на II позицию по полу вытянутым носком и достигает носком II позиции; за этим сейчас же, слитно, передать корпус направо на правую ногу, не отрывая ног от пола, и, скользнув левой ногой по полу, не задерживаясь, привести ее в V позицию назад, опускаясь на demi-plie (рис. 83).

Это и есть главная особенность glissade: он начинается и кончается с plie. Последнее plie и способствует последующему прыжку, почему glissade является наилучшей подготовкой для прыжков, заменяя разбег.

Делается glissade в разных направлениях и в разных позах.

Рис. 83. Раа glissade

 

Неверно делать glissade вроде jete ferme, но неверно и “ползать”, не отрываясь от земли.

Чтобы избежать этого “ползучего” вида, переход с правой ноги на левую нужно делать прыжком, но не отрывая ног от пола.

Если вы исполняете glissade как подсобное pas для подготовки на большой прыжок, то руки нужно раскрыть в сторону при раскрытии ноги на II позицию, затем опять закрыть в подготовительное положение; этим берется хороший force для последующего прыжка.

 

PAS FAILLI

Это движение делается в один темп, все его переходы нераздельны, слитны, в нем есть что-то мимолетное, в чем его прелесть и свойственная ему окраска.

Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie, сделать прыжок вертикально, захватив хорошенько пальцы ног. В прыжке перевести корпус на efface назад, приоткрывая левую ногу, опуститься на demi-plie на правую ногу, а левую открыть на 45° на efface назад и сейчас же, не задерживаясь, провести носком левой ноги по полу через I позицию вперед на croise, на demi-plie.

Но весь свой характер failli получает от правильного аккомпанемента рук, — их нужно вести мягко, непроизвольно. При начале движения несколько вскинуть руки, потом левая рука проходит вперед вместе с левой ногой, в то же время и корпус склоняется налево.

Рис. 84. Pas failli

Можно закончить и иначе, приведя руки в позу preparation a la pirouette, так, что заключительная поза failli может служить как preparation с IV позиции для tour или какого-нибудь другого движения (рис. 84).

 

PAS EMBOITE

Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie на левой ноге, причем правая нога согнута впереди на высоте 45°; вытянуть правую ногу, прыжок наверх, упасть на нее на demi-plie, переведя в воздухе вперед согнутую левую ногу. Прыжок наверх, в воздухе правая переводится согнутой вперед. Остановка на левой ноге на demi-plie, согнутая правая — впереди.

Чтобы сделать это движение правильно, надо, чтобы ноги во время прыжка и перемены их заходили одна за другую. Так же делается и emboite назад.

Можно делать и grand emboite, нога выбрасывается выше и согнута до уровня колена. На сцене красиво применять emboite в последовательном ряде, начиная с совсем маленького, внизу, потом выбрасывать ногу все выше и выше до grand emboite на 90°.

Emboite en tournant. Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie, прыжок в сторону II позиции, причем отлететь всем корпусом и ногами вместе, переводя в воздухе вперед согнутую левую ногу, опуститься на правую ногу на demi-plie спиной, согнув левую ногу перед собой на высоту 45°, повернуться в воздухе прыжком, отлетев в том же направлении, переводя согнутую правую ногу вперед, остановиться на левой на pile face — и так продолжать.

Рис. 85. Раз embotte en toumant

 

Руки должны помогать. Вначале правая рука на I позиции, левая открыта на II, необходимо оттолкнуться от пола, при прыжке откинуть правую руку в сторону и при остановке спиной подвести левую руку вперед вместе с левой ногой; при следующем повороте и прыжке левую руку откинуть в сторону, а правую перевести вперед вместе с правой ногой и т. д. (рис. 85).

 

PAS BALANCE

Это одно из легких pas allegro, которое легко исполняется даже детьми. В классике оно часто употребляется в темпе вальса (рис. 86).

Стать в V позицию, правая нога впереди. С demi-plie делается легкое jete правой ногой с продвижением в сторону, направо. Затем подвести левую ногу sur le cou-de-pied сзади (на раз), на два — переступить на левую ногу на полупальцы, отделив правую пятку от пола, вытянув пальцы, и на три — опять опуститься на правую ногу на demi-plie, а левую поднять sur le cou-de-pied сзади.

Во всех трех темпах исполняемого pas корпус и голова каждый раз сопровождают движение.

Следующее balance будет налево, т. е. jete налево и т. д.

 

Рис. 86. Рая balance

CABRIOLE

Cabriole делается вперед и назад, на croise, efface, ecarte, arabesque из V позиции или с какого-нибудь подготовительного pas — маленького sissonne tombee или coupe. Форма самого cabriole от этого не меняется, и поэтому я опишу наиболее принятый из них: cabriole на efface вперед.

Начинают вырабатывать cabriole на небольшой высоте, и все нижеизложенные правила для grande cabriole на 90° применяются и при изучении его на 45°.

Как во всех наших примерах, делаем cabriole с правой ноги. Чтобы сделать cabriole правой ногой, нужно начать с preparation croisee, впереди левая нога, с demi-plie на левую ногу, правая нога отбрасывается в верх на 90° на efface вперед с прыжком, левая нога поддается к правой и ударяется о нее. Ноги должны быть совершенно вытянуты, колени хорошо выпрямлены, пальцы крепко захвачены. Правая нога не должна опускаться навстречу ударяющей левой.

Рис. 87. Cabriole

 

 

Падаем на левую ногу, на demi-plie, сохранив правую в заданной позе, в данном случае effacee вперед (рис. 87).

Cabriole fermee отличается тем, что нога не остается открытой, а закрывается в V позиции. Правая нога должна закончить движение в тот же темп, как левая, на demi-plie в V позицию.

Корпус в этих двух cabriole имеет направление efface в более откинутом виде назад, чем обыкновенно принято.

Когда cabriole исполняется вперед, корпус необходимо откидывать назад, но если cabriole делается на 3-й и 4-й arabesques (которые удобно брать с того же preparation), то корпус нужно побольше дать вперед, т. е. в положение, свойственное этим arabesques.

Если cabriole исполняется на II позицию или на ecarte правой ногой, то preparation нужно взять croise назад левой ногой и ею сделать coupe.

При заключительном движении на plie корпус нужно сильно перегнуть налево. Исполнять это нужно внимательно, чтобы сохранить правильную и красивую позу. Руки во всех случаях должны принять требуемое позой положение. Для cabriole на 1-й и 2-й arabesques удобно брать preparation с небольшого sissonne tombee в направлении движения.

Cabriole является одной из наиболее трудных форм прыжка, в начале его изучения можно применить следующий способ: открыть правую ногу на efface 45° вперед, сделать plie на левой ноге и прыжком подкинуть вытянутую напряженно левую ногу, ударить ею о правую и опуститься на левую ногу на demi-plie. Не меняя положения, проделать несколько раз. Так же изучать и назад, приняв позу маленького arabesque.

В мужском танце cabriole делается двойной — ноги ударяются два раза икрой об икру. Очень сильные танцовщики могут даже увеличить число ударов, нужно только следить, чтобы каждый раз ноги хорошо раскрывались, иначе не получится та блестящая виртуозность, которую такое трудное pas предполагает.

Вообще за изучение grande cabriole можно браться, когда трудности других прыжков уже преодолены; он наиболее сложен, он наиболее труден, так как требует развитой элевации с баллоном.

 


VIII. ЗАНОСКИ

 

В нашей практике мы чаще прибегаем в данном случае к русскому слову заноски, чем французскому названию batteries. Потому это русское название я здесь и оставлю.

Заноска — удар одной ноги о другую. Заноски вносят в танец виртуозность, и потому их исполнение не терпит никакой небрежности, никакой приблизительности и упрощенности, иначе они теряют свой смысл. Вырабатывая заноски, надо следить за следующими правилами. Прежде всего при заноске обе ноги должны быть одинаково хорошо вытянуты, никогда не следует ударять одной ногой при пассивном состоянии другой. Перед каждым ударом ноги об ногу надо не забывать слегка их раскрыть, чтобы получить отчетливую заноску. Точно так же, когда заноска делается с V позиции при начале прыжка, необходимо немного приоткрывать ноги в сторону. Не соблюдая этого правила, вы получите “мазню”, делающую из виртуозного раз какую-то досадную помеху в танце.

Если заноска делается ранее отведенной ногой, т. е. не с V позиции, то после удара икрой об икру ноги должны слегка раскрыться и затем уже принять должную заключительную позу.

Заноски надо не упрощать, а, наоборот, делать их в максимально трудной форме, в этом и скажется хорошая школа. Например, такие небольшие заноски, как royal, entrechat-trois, -quatre, -cinq, надо стремиться делать очень низко над полом; тогда приходится скрещивать ноги очень быстро, коротким и четким движением. Это гораздо труднее, но в таком исполнении больше компактности, энергии и блеска. Если же эти небольшие заноски давать с большого прыжка высоко в воздухе, — имеешь много времени на то, чтобы занести ноги, и исполнение утрачивает блеск.

Заноски делятся на три разновидности: pas battu, entrechat и brise.

 

PAS BATTU

Pas battu — всякое pas, сопровождаемое ударом одной ноги о другую. Когда начинают делать более трудные pas allegro, их можно сделать с заноской, например, saut de basque, что уже очень трудно, jete entrelace с заноской делают только мужчины. Разберем несколько примеров.

Чтобы сделать assemble с правой ноги с заноской, поступаем так: если с V позиции правая нога открывается в сторону, то при возвращении в V позицию она ударяется впереди о левую, снова слегка приоткрывается и заканчивает в V позицию назад. Надо не забывать, что ноги ударяются икрами и что следует открыть ногу, перенеся ее в V позицию.

Jete с правой ноги с заноской делается так: выброшенная на II позицию правая нога ударяется спереди о левую, при возвращении успевает слегка открыться, прежде чем упасть на demi-plie.

Petit echappe с правой ноги с заноской: после того как сделано plie на II позиции, при возвращении удариться обеими вытянутыми ногами икра об икру, правая нога впереди, раскрыть немного ноги и упасть в V позицию, правая нога сзади.

Echappe battu можно сделать и более сложно: при начале в прыжке с V позиции приоткрыть ноги, ударить (правая нога впереди) и опуститься во II позицию на demi-plie; возвращаясь в V позицию, снова ударить (правая нога впереди), приоткрыть ноги и закончить в V позицию, правая нога сзади.

Это echappe можно усложнить и дальше: перед тем как открыть ноги на II позицию, сделать заноски типа entrechat-quatre и то же при возвращении со II позиции в V. При echappe последнего вида приходится делать большой прыжок, почти такой же, как и для grand echappe, хотя вообще я рекомендую для entrechat-quatre прыжок низкий. Но тут движения сложнее и требуют больше времени, в малый прыжок их не уложить.

Так исполняются все эти заноски при движении назад; когда идешь вперед, их делают наоборот, т. е. нога ударяется сзади, и заключительная позиция — спереди.

При начальном изучении заносок легче дается echappe с заноской, после него уже проходят assemble и jete.

 

ENTRECHATS

Entrechat royal. Стать в V позицию (правая нога впереди), demi-plie, сделать небольшой прыжок,во время которого приоткрыть обе ноги и с совершенно вытянутыми коленями ударить икрами одна о другую (правая нога впереди), успеть опять слегка приоткрыть ноги в сторону и в заключение кончить в V позицию на demi-plie, переменив ноги.

Entrechat-quatre. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, небольшой прыжок, приоткрыть ноги и ударить правой икрой об икру левой назад, раскрыть немного ноги в сторону и закончить правой впереди в V позицию и на demi-plie.

Свое название это entrechat носит потому, что нога проходит как бы четыре отрезка ломаной линии: 1-й — открывание, 2-й — удар назад, 3-й — открывание, 4-й — закрывание в V позицию.

Рис. 88. 1 — Entrechat-trois, 2 — entrechat-quatre, 3 — entrechat cinq, 4 — entrechat-six, б — royal

Повторяю еще раз, что весь блеск этого pas, вся его суть в том, чтобы проделать его как можно ниже над полом, успев отчетливо приоткрыть и скрестить ноги, и чтобы заноска чувствовалась обеими ногами (рис. 88).

Entrechat-six. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок, в продолжение которого открыть ноги, правая ударяет назад, приоткрыть ноги в сторону, правая ударяет вперед, приоткрыть ноги и закончить в V позицию, правая нога назад.

Прыжок делается несколько выше, но и тут не надо увлекаться высотой, потому что при высоком прыжке всякий успеет проделать все эти скрещивания, проявить же блеск своего исполнения можно только при низком прыжке, так как тут уже требуется большая четкость и быстрота.

Entrechat-huit. Прибавляется еще одно раскрывание и закрывание; следовательно, правая нога заканчивает впереди.

Entrechat-trois. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, маленький прыжок, ноги приоткрываются, правая нога ударяется впереди, слегка раскрывается и подгибается назад sur le cou-de-pied, при остановке на левой ноге на plie, т. е. это entrechat, как и вообще все нечетные, заканчивается на одну ногу.

Entrechat-cinq. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, маленький прыжок, в продолжение которого ноги приоткрываются, правая нога ударяется сзади, ноги приоткрываются — правая соединяется впереди с левой; при падении останавливаются на правой, на demi-plie, левая идет sur le cou-de-pied назад.

Entrechat-sept. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок, приоткрыть ноги, правая ударяет назад, приоткрыть ноги, правая ударяет вперед, приоткрыть ноги, ноги соединяются в воздухе (правая сзади) и остановка на левой на plie, правая — в воздухе или sur le cou-de-pied или на II позиции 45° или 90° в зависимости от требования. Entrechat-trois и entrechat-cinq можно также заканчивать в разных позах.

Entrechat-trois и entrechat-cinq мы заканчиваем с одной ногой sur le cou-de-pied назад; можно их проделать, заканчивая sur le cou-de-pied вперед. Для этого, если правая нога была вначале впереди, ноги после маленького прыжка приоткрываются, левая нога ударяет сзади об икру (ноги слегка раскрываются) и переносится вперед sur le cou-de-pied.

Entrechat-sept можно заканчивать и в другую позу:

вперед на efface или croise, назад на arabesque или attitude.

Entrechat можно делать не только с прыжка на месте, но и отлетая в любом направлении, т. е. с полета — entrechat de volee. При исполнении его удобнее делать с подходом — glissade или coupe, но учить можно и с V позиции.

Entrechat-six de volee.V позиция, левая нога впереди, demi-plie, правая выбрасывается на 90° в сторону II позиции, прыжок — и вы переноситесь всем телом к этой ноге, делая требуемые для entrechat-six заноски. Закончить в V позиции на demi-plie, правая нога впереди (рис. 89).

Entrechat-huit de volee. Делается тем же приемом, лишь с увеличением числа заносок.

Необходимы соответствующее положение рук и поворот головы, принятые при позах croisee, если нога sur le cou-de-pied, то и руки невысоко, одна на 45° на I позиции, а другая на той же высоте на II позиции; если же нога в воздухе на 90°, то и руки должны принять позы attitude, arabesque или иное положение, соответствующее большим позам.

Рис. 89. Entrechat de volee

BRISE

Brise имеет два вида.

Brise, заканчивающееся в V позицию. Чтобы начать движение правой ногой, нужно стать в V позицию, левая впереди, plie, и правая нога скользящим движением выбрасывается на воздух не выше чем на 45°, в сторону между точками 2 и 3 (рис. 1, б), затем ударяется впереди по левой ноге (обе ноги напряженно вытянуты), которая с прыжка подлетает вместе со всем корпусом к носку правой ноги, к тому месту, куда нога была выброшена. Приоткрыть ноги и закончить в V позицию, правая назад — demi-plie (рис. 90).

Это движение вперед часто употребляется в танцах. Brise назад — реже, но для полноты опишем и его.

Чтобы двигаться в противоположную сторону, надо стать в V позицию, левая нога впереди, demi-plie и скользить назад в сторону на 45° между 6 и 7 точками плана класса, левая нога ударяется о правую ногу сзади (ноги напряженно вытянуты), отлетая в том же направлении, куда шла левая нога, приоткрыть ноги и закончить левой впереди на demi-plie, соблюдая выворотность левой ноги.

Эти направления между точками 2 и 3 (рис. 1, б) для движения вперед и точками 6 и 7 для движения назад надо точно соблюдать. Если идти просто по диагонали, brise получает небрежный, незаконченный вид, так как ноги не успевают правильно сделать заноску и только задевают пятками друг о друга.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных