Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На принципиально ином уровне законодательное закрепление свободы совести и светскости государства отразилось в правовых актах Советского правительства.




Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (первоначально в проекте он назвался «О свободе совести, церковных и религиозных обществах») декларировал свободу совести и отделение церкви от государства.

В Конституции РСФСР 1918 г. говорится, что «в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Однако Закон «О религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. (сохранил силу до 1990 г.) ввел запрет на религиозную деятельность без регистрации, допустимость проведения общих собраний общин только с разрешения исполкома, право властей вмешиваться в кадровую политику религиозных обществ и ряд иных других ограничений. А в Конституции СССР 1936 г. свобода религиозной пропаганды уже отсутствует.

По Конституции СССР 1977 г. «гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа – от церкви».

Завершая анализ советского периода государственности России, диссертант делает вывод, что свобода совести хоть и была закреплена законодательно, но в значительной мере носила декларативный характер. Советский период показал, что само по себе отделение церкви от государства без идеологического многообразия не является гарантией свободы совести: господствующее мировоззрение в качестве государственной идеологии служит источником подавления всякого иного.

Постсоветский период ознаменовался принятием 25 октября 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», направленного на реализацию прав верующих и религиозных организаций.

Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации характеризуется началом новой эпохи правового закрепления принципов свободы совести и свободы вероисповедания, в качестве основы правового демократического государства. В то же время 1994–1997 г.г. характеризует всплеск регионального законотворчества в сфере свободы вероисповеданий. К началу 1997 года в трети субъектов Российской Федерации уже действовали свои законы, причем существенно нарушающие Конституцию России и ущемляющие права граждан.

Значительное место в работе уделено анализу условий и последствий принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года, который стал началом легитимации отступления от основополагающих конституционных принципов в области свободы совести и свободы вероисповедания.

Второй параграф второй главы «Анализ тенденций законодательного процесса по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания в новейший период российской истории» посвященсовременным тенденциям трансформации законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания.

В параграфе анализируется целый ряд законопроектов и мероприятий, характеризующих тенденции законодательного процесса по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания в новейший период российской истории.

Прежде всего, это проекты Федеральных законов подразумевающих законодательное закрепление государственных конфессиональных предпочтений: «О традиционных религиозных организациях» (внесен депутатами В.У. Корниенко, В.А. Лисичкиным, В.И. Шандыбиным 12 мая 1999 г.); "О традиционных религиозных организациях в Российский Федерации" (внесен депутатом А.В. Чуевым 5 февраля 2002 г., другой вариант законопроекта внесен 21 марта 2002 г.); "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" (внесен депутатом А.В. Чуевым 14 мая 2002 г.); «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России» (внесен депутатом С.Ю. Глазьевым 30 декабря 2002 г.); «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций» (внесен депутатом А.В. Чуевым 3 июня 2004 г.) и др.

Делается вывод о том, что законодательное закрепление различных правовых статусов для «традиционных религиозных организаций (с последующим наделением «специальными» льготами и привилегиями) и «нетрадиционных религиозных организаций» (с перспективой усиления неправомерных контроля и ограничений) вступает в противоречие с конституционными принципами свободы совести и свободы вероисповедания (ст.28), светскости государства и равенства религиозных объединений (ст. 14).

В работе отмечено, что некоторые законодательные инициативы субъектов Российской Федерации носят ограничительно-запретительный характер, и в их основу положен юридически некорректный и дискуссионный понятийный аппарат («ваххабизм», «религиозный экстремизм», «миссионерская деятельность», «духовная безопасность» и т.п.).

Анализ вопроса введения института военного духовенства в Вооруженных Силах России позволил сделать вывод о том, что эта идея представляется непроработанной. Законопроект «О военных священниках» не соответствует Конституции России, характеризуется низким уровнем юридической техники, основан на некорректном понятийном аппарате.

Подводя итоги, делается вывод о том, что современные тенденции трансформации законодательства в значительной мере направлены на законодательное закрепление: а) государственных конфессиональных предпочтений; б) усиления контроля и ограничений в отношении так называемых «нетрадиционных» религиозных организаций. При этом неработающая в нормативном смысле преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» выступает в роли основы упомянутых тенденций.

В целом, по мнению диссертанта, современные тенденции трансформации законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания выступают отражением кризиса научного понимания в данной области.

Третий параграф второй главы «Основные направления совершенствования конституционно-правовой базы реализации свободы совести и свободы вероисповедания» содержит анализ концептуальных подходов, и основные направления концепции совершенствования конституционно-правовой базы реализации свободы совести и свободы вероисповедания.

По мнению диссертанта, главная проблема заключается в старой парадигме, основанной на разделении «верующий-неверующий», и лежащей в основе законодательства о свободе совести и подразумевающая:

-противопоставление науки и религии в обществе, знания и веры каждого человека;

-противопоставление индивидуального и коллективного;

-использование религиозных объединений в политических целях;

-зависимость реализации конституционных прав от исторически сложившихся отношений государства с религиозными организациями и вероисповедной политики;

-противопоставление национальных интересов и глобальных тенденций, национальных государств и международного сообщества;

-применение некорректных с юридической точки зрения принципов и понятийного аппарата, не имеющих четких правовых критериев.

Диссертантом предложена инновационная правовая концепция реализации свободы совести и свободы вероисповедания,состоящая из трех блоков:

1)разработка современной теоретико-правовой модели на основе новой парадигмы, устраняющей противоречия основополагающих принципов и понятийного аппарата;

2)реформирование правового института свободы совести и свободы вероисповедания на основе инновационной теоретико-правовой модели;

3)совершенствование системы гарантий реализации свободы совести.

В качестве основных принципов авторской концепции реализации свободы совести диссертантом предложены следующие:

-отказ от противопоставления знания и веры, устранение из системы права некорректного с юридической точки зрения разделительного принципа «верующий-неверующий»;

-выработка единого максимально широкого определения и содержания свободы совести, свободного от привязки к юридически неопределенному термину «религия»;

-закрепление развернутого толкования конституционного принципа светскости государства как мировоззренческого нейтралитета в федеральном законе.

Далее диссертант предложил основные подходы к реформированию правового института свободы совести и свободы вероисповедания на основе инновационной теоретико-правовой модели свободы совести:

-устранение из системы права некорректного с юридической точки зрения разделительного принципа «верующий-неверующий»;

-преодоление подмены понятий «свобода совести» и «свобода религий», «религия» и «конфессия»;

-разграничение правовых терминов и иных терминов, устранения теологических терминов из системы права;

-применение в юриспруденции максимально широкого определения «религии», имеющего отношение к каждому отдельному человеку, или вообще отказа от его применения в системе права, современное правовое определение религии должно быть свободно от узкоконфессиональных и/или атеистических ограничений;

-отказ от «специального» религиозного законодательства и от предоставления полномочий по идентификации религии, каким-либо лицам, органам, структурам, ввиду принципиальной невозможности определения их четких правовых критериев;

-отказ от применения религиоведения в решении вопросов правового характера в сфере свободы совести, как заведомо не отвечающего принципам права;

-уголовно-правовая защита общества от возможных злоупотреблений в сфере свободы совести должна исключать «специальную» религиозную профилактику, вследствие отсутствия четких правовых критериев этой сферы;

-ограничения прав должны учитывать сущность права на свободу совести в широком правовом звучании, не ставить его реализацию в зависимость от факторов, не имеющих четких правовых критериев, таких как государственно-конфессиональные отношения и государственная вероисповедная политика.

Диссертантом также предложены основные подходы к совершенствованию конституционной модели гарантий реализации свободы совести и свободы вероисповедания:

-совершенствование правоприменительной практики;

-создание системы контроля за соблюдением принципов светскости государства, равенства религиозных объединений, идеологического многообразия;

-совершенствование института конституционной ответственности в области свободы совести и свободы вероисповедания;

-разработка и реализация антикоррупционной стратегии в отношениях государства с религиозными объединениями;

- прозрачность, публичность, информированность общественности относительно области отношений государства с религиозными объединениями;

-преодоление политизации религии и клерикализации политики;

-реформирование деятельности государственных правозащитных структур в области защиты свободы совести и свободы вероисповедания;

-устранение тематического пробела в области защиты свободы совести и свободы вероисповедания правозащитными НПО;

-системная просветительская работа по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания в обществе и др.

Заключение диссертации содержит обобщенные итоги исследования по проблеме, делаются выводы и предлагаются инновационные подходы к совершенствованию конституционно-правовой базы реализации свободы совести и свободы вероисповедания.

Библиографический список содержит перечень официальных документов и нормативных материалов по правовой регламентации свободы совести и свободе вероисповедания, монографий, учебных и научных изданий, публикаций,авторефератов диссертаций, диссертаций, словарей, энциклопедий, составивших теоретическую основу исследования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных