Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация и проведение экспериментальной работы. Экспериментальное исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы №1 г




 

Экспериментальное исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы №1 г. Рубцовска, с детьми подросткового возраста 12-13 лет, членами одной спортивной команды. Из детей занимающихся баскетболом была сформирована экспериментальная группа в количестве 15 человек. Экспериментальное исследование носило последовательный характер, т.е. сравнивались показатели, полученные до внедрения разработанной программы улучшения взаимоотношений в команде и после её внедрения в практику. Сроки проведения экспериментальной работы с октября 2008 г. по март 2009 г.

Констатирующий этап эксперимента позволил выявить уровень сформированности межличностных отношений в детской спортивной команде. Целью формирующего этапа было улучшение межличностных отношений в детской спортивной команде. Контрольный этап эксперимента позволил определить эффективность внедрения программы по формированию межличностных отношений детей подросткового возраста и проанализировать результаты экспериментального исследования.

Констатирующий этап эксперимента включал в себя выбор диагностического инструментария для изучения межличностных отношений детей в детской спортивной команде. Целью данного этапа являлось определение исходного уровня сформированности межличностных отношений в детской спортивной команде у детей подросткового возраста.

Для выявления уровня сформированности межличностных отношений и умения общаться со сверстниками и членами спортивной команды, было проведено наблюдение за детьми в свободной и спортивной деятельности. А также проведено анкетирование детей направленное на изучение взаимоотношений между детьми в детской спортивной команде. Показатели наблюдения предложены Г.А. Урунтаевой, каждый показатель содержит три блока, внутри каждого блока три позиции:

. Приветлив ли со сверстниками:

сформирована ли в команде привычка здороваться и прощаться; называют ли сверстника по имени;

употребляют ли при обращении вежливые слова.

. Внимателен ли ребенок к сверстнику:

замечают ли настроение партнера по команде;

стараются ли помочь сверстнику;

считаются ли с мнением сверстника.

3.Поведение ребенка в конфликтных ситуациях:

уступают ли друг другу в конфликтных ситуациях;

обращаются ли за помощью к взрослому при возникновении конфликтных ситуаций;

стараются поддерживать в команде благоприятный климат.

Каждой оцениваемой позиции анкеты, участник эксперимента, должен был присвоить уровень: высокий - В, средний - С, низкий - Н.

Учащимся предлагалось подумать и дать оценку сложившимся взаимоотношениям в команде и так как подростки занимались в группе не первый год, они были достаточно знакомы друг с другом и способны оценивать отношения между членами команды. Результаты проведенного анкетирования отражены в таблицах №1, 2, 3.

 

Таблица 1. Приветлив ли со сверстниками

УровеньСформирована ли привычка, здороваться, прощатьсяНазывают ли сверстника по имениУпотребляют ли при общении вежливые словаВысокий342Средний783Низкий5310В результате проведенного анкетирования всех участников эксперимента были получены данные, которые мы заносили в таблицы. Во время проведения анкетирования участникам эксперимента не разрешалось общаться между собой, во избежание совместного выставления оценки.

 

Таблица 2. Внимателен ли ребёнок к сверстнику

УровеньЗамечают ли настроение сверстникаСтараются ли помочь сверстникуСчитаются ли с мнением сверстникаВысокий113Средний885Низкий667

Согласно выбранной методике, оценивая взаимоотношения в коллективе, участники эксперимента невольно должны были задуматься о том, какие отношения имеют высокий, а какие низкий рейтинг и в чем причина такой оценки.

 

Таблица 3. Поведение ребенка в конфликтных ситуациях

УровеньУступают ли сверстнику в конфликтных ситуацияхОбращаются ли за помощью к взросломуПоддерживают в команде благоприятный климатВысокий161Средний687Низкий817

Далее по оценке трех критериев уровня сформированности взаимоотношений в команде была составлена сводная таблица. Анкетирование носило анонимный характер и фамилии членов команды в анкетах не указывались, каждому участнику эксперимента был присвоен порядковый номер, поэтому в таблице указаны номера.

 

Таблица 4. Уровень сформированности межличностных отношений у членов спортивной команды (констатирующий этап)

Приветливы ли члены командыВнимательны ли члены команды друг к другуПоведение детей в конфликтной ситуацииСформирована ли привычка здороваться, прощатьсяНазывают ли сверстника по имениУпотребляют ли при общении вежливые словаЗамечают ли настроение сверстникаСтараются ли помочь сверстникуСчитаются ли с мнением сверстникаОбращаются ли за помощью к взросломуПоддерживают в команде благоприятный климатУступают ли в конфликтных ситуациях1.ССННСНВСН2.ВСНННВССН3.СВНСНВВНН4.НСНСНВВНС5.ССНССНВСС6.ССВВННВСС7.СННСССССН8.НВСССНССВ9.ВНСННСССС10.СВНСССНВС11.НВСССНСНН12.НСННСНСНН13.СНВНСНСНН14.ВСНННСВНН15.НСНСВССНС

В результате проведенного исследования, без математической обработки данных невозможно сделать вывод об уровне сформированности межличностных отношений у членов спортивной команды. Можно только сказать, что по первому блоку «Приветливы ли члены команды» высокую оценку по первой позиции дали 3 человека, по второй 4, по третьей 2, в тоже время по третьей позиции «Употребляют ли в общении вежливые слова» больше всего респондентов присвоили низкий уровень, из этого следует, что эта позиция является самым слабым звеном в первом блоке. При этом, не у всех детей сформирована привычка здороваться и прощаться, в то время как дети не первых год занимаются вместе и уже хорошо знакомы друг с другом. По остальным критериям можно сказать, что преобладает средний уровень сформированности межличностных отношений.

По второму блоку «Внимательны ли дети к сверстнику» высокую оценку получили ещё меньше показателей, только три респондента дали высокую оценку параметру «Считаются ли в команде с мнением сверстника». Средний и низкий уровень сформированности параметров второго блока получили в равных параметрах (от 6 до 8) все оставшиеся показатели. Больше всего низкую оценку (7 голосов) получил всё тоже параметр «Считаются ли в команде с мнением сверстника», однако 3 голоса давшие ему высокую оценку численно проигрывают голосам (7) давшим низкий уровень сформированности.

Оценка поведения членов команды в конфликтных ситуациях дала следующие результаты: больше всех голосов в высоком уровне (6) было отдано параметру «Обращаются ли члены команды за помощью к тренеру при разрешении конфликтной ситуации». Низкий уровень сформированности отмечен в параметре «Уступают ли члены команды друг другу в возникших конфликтах», эту оценку дали 8 респондентов из 15.

Подведя итог проведенному исследованию можно сказать, что по всем трем параметрам высокий уровень сформированности получили дали 22 позиции, средний - 47, низкий - 53.

Таким образом, навыки общения у членов спортивной команды друг с другом сформированы не в полном объеме. Не все дети замечают настроение друг друга, употребляют вежливые слова, проявляют заботу и умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Многие дети во время конфликтов со сверстниками не идут на уступки, не учитывают мнение и интересы товарища.

Полученные результаты показали необходимость дальнейшей работы с детьми по формированию межличностных отношений у членов спортивной группы. Любой вид деятельности человека обладает своей спецификой, оказывающей значительное влияние на характер протекания различных социальных и психологических процессов в группе людей занятых в ней.

Конфликты в спорте имеют свою специфику. В экстремальных условиях спорта конфликты отличаются особой интенсивностью, частотой и характером протекания. При этом эффективность предупреждения и разрешения конфликтов в спорте зависит от следующих социально-психологических факторов: личность спортсмена как участника конфликта; позиции противоборствующей стороны, участвующих в конфликте в системе отношений: «Я - Он», «Мы - Они» (индивид, группа, организация); социального окружения, в котором происходит конфликт; психотехнологии разрешения конфликта.

В качестве основного средства коррекции взаимоотношений в спортивной команде использовалась авторская технологии социально-психологического тренинга «Разрешение конфликтов».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных