ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос Риторика как наука и учебный предмет1) По определению словарей, риторика –это теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае. 2)Риторикапонимается и как наука об искусстве публичного выступления(т.е.выступления оратора (в основном - монолог) непосредственно перед присутствующими). Риторика призвана научить, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию. Ораторство - искусство устной речи. И то, как мы произносим речь, очень влияет на ее содержание и воздействующую силу. Необходимо, чтобы речь производила нужное впечатление. Поэтому один из главных вопросов риторики - «Как?» - на этапе произнесения решается в основном за счет звукового оформления речи, умения оратора правильно озвучить речь. Риторика объединяет в себе признаки науки,поскольку в ней есть точно выписанные правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Как наука риторика содержит пять разделов: - нахождение материала для последующего выступления или, как говорили в прежние времена, - «изобретение»; - расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательности в изложении тезисов; - выражение, под которым понималось учение о трех ораторских стилях (высоком, среднем и низком) и о трех средствах возвышенного стиля - это отбор слов, сочетание слов и стилистических фигур (украшений), потому что риторы учили «высокому» стилю. Этот третий раздел ранее назывался отдельным термином - «элокуция»; - запоминание, под которым понималось стремление заучить текст выступления наизусть, запомнить как можно лучше все те тщательно продуманные места речи, которые были заготовлены в предыдущем разделе: подобраны слова, тщательно обдумана сочетаемость этих слов друг с другом и с теми стилистическими фигурами, которые оратор решил использовать в выступлении; - произнесение речи, как правило, в условиях судебного заседания или перед толпой на площади, перед входом в государственное учреждение. Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей: - истории; - теории; - практики; - техники Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и учит учебный предмет, который называется риторика, ораторское искусство или русское красноречие. Итак, умение говорить хорошо по-русски необходимо всем, но особенно деловым людям: депутатам, министрам, руководителям, ученым, журналистам, а также родителям, учителям-преподавателям, студентам, наконец, просто собеседникам. Конкретно владение данным предметом поможет каждому человеку: - нанимаясь на новую работу, уметь так рассказать свою биографию начальнику, чтобы тому захотелось немедленно принять говорящего в число своих сотрудников; - рассказывая новому коллективу свою биографию, заявить о себе как о человеке, с которым интересно и приятно говорить; - получив от начальника задание на выполнение срочной работы, сделать ее и отчитаться о ней так, чтобы начальник издал приказ о немедленном повышении отчитавшегося с соответствующим увеличением должностного оклада. 53Вопрос. Речевые, композиционные и методические средства, помогающие успешному выступлению. К композиционным средствам выразительности относятся: - вопросно-ответный ход рассуждения («Вы спросите: какова же наша цель? Могу ответить одним словом – победа!» «В чем же смысл этой реакции? Оказывается…»). - контрастное сопоставление аргументов «за и против», будящее мысль слушателей, заставляющее их выбирать между противоположными точками зрения, - интригующее начало и экспрессивное заключение. Лучшее начало – заманчивое приглашение к размышлению, от которого трудно отказаться. Человек должен ощутить потребность в информации лично для себя, свою сопричастность к теме, тогда внимание его вам обеспечено. Можно начинать и с напоминания известного факта, который касается каждого в аудитории, и с незнакомых, но важных для всех статистических данных. Хорошо, если у слушателей есть возможность ухватить основную мысль уже во вступлении, тогда люди начинают следить за ее развитием и за тем, как вы ее аргументируете. Яркий финал речи также способствует ее лучшему запоминанию в целом, поэтому, как уже говорилось, заключение следует готовить особенно тщательно. - прерывистое («пунктирное» развертывание тезиса) – оратор все время напоминает слушателям, в какой точке пути они находятся, - наконец, известное правило рамки (или «закон края»), которое состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация должна быть «раздвинута» по краям информационного блока. Суть правила – начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняются в памяти человека лучше, чем середина. Так, излагая во вступлении цели и перспективы общения, а в заключении речи – итоги и выводы, оратор уже обеспечивает запоминание главного о предмете речи. К речевым средствам активизации внимания относятся: - художественность изложения (тропы и фигуры речи, о которых мы уже говорили в связи с выразительностью речи); - интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи – то есть отсутствие монотонности; - использование литературных образов, крылатых выражений, цитат, может быть даже – разностилевой, экспрессивной лексики; - использование обращений к аудитории («Друзья мои!», «Уважаемые коллеги!» и т.п.), употребление оратором так называемого «мы совместного», обозначающего группу лиц во главе с оратором, объединенную общими задачами, поисками решения одной проблемы. Это, безусловно, создает атмосферу непринужденного разговора, приглашающую к совместному размышлению); - использование глаголов в 1 и 2 лице и повелительном наклонении, которые опять-таки объединяют оратора и слушателей в каком-либо мыслительном действии (следует говорить не «Я сейчас покажу вам причины», а «Попробуем разобраться в причинах», «Давайте вместе подумаем», «Попытайтесь решить такую задачу», «Вы наверняка спросите, в чем же причины..», «Прошу вас теперь подумать вот о чем…» и пр.), использование риторических вопросов («Разве мы все это не понимаем?») или вопросно-ответных единиц («Как же работает этот механизм? Оказывается, он выполняет две важнейшие операции»). К методическим средствам поддержания внимания относятся: - рассмотрение проблемных ситуаций (например, приглашение самим вывести какое-то правило – опытные учителя знают, что это всегда эффективнее, чем объяснять), - выделение, подчеркивание основных положений речи, - полемический характер изложения, провоцирующий на возражения, - зрительный контакт с аудиторией, - использование наглядности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|