Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Литературные роды и жанры
РОД
| Эпос
| Лирика
| Драма
| 1. Род литературы, определяющим признаком которого является описание тех или иных событий, явлений, характеров.
2. Этим термином называют нередко и героические сказания, былины, сказы в народном творчестве
| Род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания неописываются, а выражаются. В центре художественного внимания — образ переживание. Характерные особенности лирики — стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя.
Самый субъективный род литературы
| 1. Род литературы, определяющий произведения, пред назначенные для сценического воплощения.
Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики — тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир.
Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма.
2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой
|
| ЖАНРЫ
|
| Эпические:
• басня;
• былина;
• баллада;
• миф;
• новелла;
• повесть;
• рассказ;
• роман;
• роман-эпопея;
• сказка;
• эпопея
| Лирические:
* ода;
• послание;
• стансы;
• элегия;
• эпиграмма;
• сонет;
• мадригал
Лиро-эпические:
• баллада;
• поэма
| Драматические:
• драма;
• комедия;
• трагедия;
• водевиль
|
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
Классицизм
Классицизм (от латинского classicis — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
| Европа
| Россия
| Время возникновения
| Сформировался в XVII веке во Франции, затем распространился по всей Европе
| Сформировался во второй четверти XVIII века
| Исторические обстоятельства, способствующие возникновению
| Появление классицизма связано с установлением и развитием в Европе абсолютных монархий — созданием образцового иерархического общества (в частности, правление во Франции Людовика XIV)
| Появление и развитие классицизма в России связано с установлением абсолютной монархии, в основном с правлением императрицы Екатерины II
| Основные черты
| ° концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями — основа эстетики классицизма;
° жесткая иерархия жанров, в высоких изображаются трагические и возвышенные характеры, в низких рассматриваются бытовые смешные ситуации;
° используется лексика, соответствующая жанру;
° в произведениях утверждается положительный образец поведения, ценностей и государственного идеала;
° в драматургии классицизма соблюдается правило «трех единств»: места, времени и действия;
° герои делятся на положительных и отрицательных;
° герои трагедий — выдающиеся личности, основной конфликт — выбор между чувством и долгом;
° герои комедии имеют четкие амплуа, непременно амплуа резонера, высказывающего авторскую позицию;
° персонажи делятся на главных и второстепенных;
° характеры героев должны быть правдивы — их действия должны быть в строгой подчиненности внутренней логике, так выражается единство характера;
° герои статичны и односторонни
| Теоретики
| Р. Декарт, философ-рационалист;
Н. Буало, автор трактата «Поэтическое искусство»
| Теория классицизма распространялась через труды:
М. В. Ломоносова (теория «трех штилей», изложенная в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке»), В. К. Тредиаковского (утверждение силлабо-тонической системы стихосложения в «Новом и кратком способе к сложению стихов Российских»),
А. П. Сумарокова (эпистола «О стихотворстве» — переложение труда Н. Буало)
| Представители
| «Трагики»: П. Корнель, Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж. Лафонтен
| Поэты:
Д. Кантемир,
К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов,
Г. Р. Державин;
«трагики»:
А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин; комедиограф Д. И. Фонвизин; баснописец И. А. Крылов
| Образцы высоких жанров
| Жанры
| Ода, эпическая поэма, трагедия (трагедии П. Корнеля «Сид», Ж. Расина «Федра»)
| Ода, эпическая поэма, трагедия (ода М. В. Ломоносова «На день восшествия на... престол... Елисаветы Петровны», оды Г. Р. Державина «Фелица», «Бог»)
| Темы и задачи
| Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.
В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения.
Ода — лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума
| Образцы низких жанров
|
| Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена)
| Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», «Бригадир», басни И. А. Крылова)
| Темы и задачи
| Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.
В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения.
Ода — лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума
|
Сентиментализм
Сентиментализм (от французского sentiment — чувство) — направление в литературе и искусстве Европы и России второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма — в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувствительность, возникающую при их прочтении. Герой в сентиментализме индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
| Европа
| Россия
| Время возникновения
| Сформировался во второй половине XVTII века в Англии, затем распространился по всей Европе
| Сформировался во второй половине XVIII — первой четверти XIX века
| Исторические обстоятельства, способствующие возникновению
| Появление сентиментализма связано с эпохой Просвещения, оно отразило рост демократических настроений в обществе
| Появление и развитие сентиментализма в России связано с проникновением и распространением идей Просвещения в русском обществе
| Основные черты
| внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи;
мир отражается с позиции чувства, а не разума;
| Основные черты
| • для сентиментализма характерен культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства;
• главным героем сентиментализма становится «естественный» человек;
• используется лексика, характерная для разговорной речи;
• интерес к фольклору как форме наиболее непосредственного проявления чувств;
• герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства;
• отсутствие жестких эстетических канонов и форм
|
| Писатели и произведения
| Англия:
Л. Стерн «Сентиментальное путешествие»,
Дж. Томсон «Зима», «Лето»,
Т. Грей «Сельское кладбище»,
С. Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло»,
«Сэр Чарльз Грандисон»
Франция: Аббат Прево «Манон Леско»,
Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»
| Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»,
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
|
|
|
|
| Жанры
| Письма
Роман-путешествие
Мемуары
Повесть
Элегия
Роман
|
|
Романтизм
Романтизм (от французского romantisme (средневекового фр. Romant) — роман) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли все странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
| Европа
| Россия
| Время возникновения
| Сформировался в XVIII веке в Германии и Англии, затем распространился по всей Европе
| Сформировался в конце XVIII — начале XIX века
| Исторические обстоятельства, способствующие возникновению
| Предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции.
Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом.
Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Романтики изображают необычного человека в необычных обстоятельствах, они противостояли прогрессивной цивилизации.
Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована И. Кантом в работе «Критика способности суждения»
| В России романтизм впервые появляется в поэзии В. А. Жуковского.
Историю русского романтизма принято делить на два периода.
Он достиг своей вершины в творчестве А. С. Пушкина.
Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, — одна из основных тем произведений этого периода.
После восстания декабристов противопоставление лирического героя и общества становится роковым.
Утверждается трагическая невозможность найти гармонию в обществе. Вершиной этого периода стало творчество М. Ю. Лермонтова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные черты
| Центр художественной системы романтизма — личность, а главный конфликт — между личностью и обществом.
Неприятие общественного устройства, угрожающего природе человека и его личностной свободе, протест против бездуховности и эгоизма.
Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла. Романтизм зиждется на идеях свободы и поиске идеала, абсолюта.
В романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека.
В эпоху романтизма происходит открытие культуры Средневековья.
Яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа
| Теоретики
| Братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гельдерлин
| Представители
| Германия: круг писателей и философов «йенской школы»: братья В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне.
Англия: поэты «озерной школы»: У. Вордсворт, С. Т. Кольридж. Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Ките, У. Блейк, В. Скотт.
Франция: писатели Ф.-Р. Шатобриан, П. Мериме, Жорж Санд.
Польша: поэты А. Мицкевич, Ю. Словацкий.
США: писатели В. Ирвинг, Ф. Купер, Э. По, Г. Лонгфелло
| В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков,
А. С. Пушкин (творчество периода южной ссылки),
К. Ф. Рылеев М. Ю. Лермонтов
| Жанры
| Романтическая поэма
Баллада
Элегия
Исторический роман
| Поэмы:
А. С. Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»,
М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон» и др.
Баллады:
В. А. Жуковский «Светлана» и др. Элегии:
А. С. Пушкин «Погасло дневное светило...», М. Ю. Лермонтов «Дума» и др.
|
Реализм
Реализм (от латинского realis — действительный, вещественный) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на действительность, стремлением к психологичному изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель — точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.
| Европа
| Россия
| Время возникновения
| Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»).
В 30-х годах XIX века в искусстве Европы и России возникло художественное направление («собственно реализм»), которое было распространено во всех видах искусства до XX века
| Первыми выдающимися образцами русской литературы реализма стали произведения А. С. Пушкина, основоположника этого направления, время создания которых начинает отсчет с 1825 года: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин».
Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграло его сближение с декабристами во время южной ссылки
| Исторические обстоятельства, способствующие возникновению
| Развитие капитализма в Европе и России, кризис романтизма.
В 40-е годы возникает учение, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления, — учение К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивших диалектику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха
| Становление реалистического метода — особенно в самый начальный период — выглядит прежде всего как становление индивидуальных творческих методов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма первой половины XIX века целесообразнее на примере его корифеев
| Основные
черты
| Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
Типизация образов достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала. Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей).
Предпочтение в способах изображения «форм самой жизни». Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество»
| Теоретики
| Г.-Э. Лессинг — выдающийся немецкий писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве. Литературным манифестом реализма стало предисловие О. Бальзака в «Человеческой комедии»
| В России Д. Писарев был первым, кто широко ввел в публицистику и критику термин «реализм»; до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценым в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год)
| Представители
| Франция: Стендаль, О. Бальзак, Г. де Мопассан, Г.Флобер, Р. Роллан;
Англия: Ч. Диккенс, У. Теккерей;
США: М. Твен, У. Фолкнер; Германия: Т. Манн
| А. С. Пушкин «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»;
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Мертвые души»;
И. С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»;
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.; А. Н. Островский «Бесприданница»,
«Гроза» и др.;
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» и др.;
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» и др.;
А. П. Чехов «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», рассказы;
И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.; А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» и др.
| 1.6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор- повествователь, литературный герой, лирический герой
Форма и содержание литературного произведения
Понятие
| Формулировка
| Пример
| Тема (греч. thema — нечто, положенное в основу)
| Предмет изображаемого в литературном произведении, основной замысел, основное звучание произведения. Целостный образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. У всякого художника своя тема, свой образ мира
| М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: тема произведения — изображение типических черт поколения 30-х годов XIX века, воплощенных в образе Печорина
| Идея
| Выражение авторского отношения к изображаемому, главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения
| М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: идея произведения — показать бесплодие и бездуховность жизни «героя времени», осуждение крайнего эгоизма, трагизм жизни героя
| Проблематика (греч. ргоЫета — нечто, брошенное вперед)
| Основной вопрос, поставленный писателем в литературном произведении
| М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: автор стремится проанализировать причины появления такого типа личности в данную историческую эпоху, соотнести проявление воли героя и его «судьбы», предназначения
|
| Фабула и сюжет
| Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Сюжет — те же события, но в их изложении в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них. Система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям
| М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: фабула — новеллы в хронологическом порядке («Тамань», Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч»); сюжет — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
| Композиция
| Расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника, приемы, создающие общий рисунок произведения. Сущность композиционных приемов сводится к созданию некоторого сложного единства, сложного целого
| М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: расположение новелл, составляющих роман именно в таком порядке, обнаруживает авторский замысел — постепенное углубление в психологию героя, изменение «ракурса» изображения
| Конфликт
| Образное отражение в художественном произведении борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений (как личностных, так и общественных). Конфликт придает остроту сюжету
| М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: конфликт в произведении — противоречие между устремлениями героя и его поступками, между героем и обществом, героем и ценностями, принятыми в обществе, а также нормами поведения и понимания смысла и цели жизни
| | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|