Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Избирательный процесс как инструмент формирования представительных органов власти

Введение

Понятие избирательного процесса, его стадии и их содержание

1.1 Избирательный процесс как инструмент формирования представительных органов власти

1.2 Стадии избирательного процесса и их содержание

Правовой институт регулирования выборов Президента России

2.1 Правовая регламентация выборов Президента России

2.2 Тенденции развития законодательства о выборах Президента РФ

Правовой институт выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

3.1 Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

3.2 Тенденции развития в законодательстве о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

Заключение

Список литературы

 

Введение.

Современное российское законодательство о выборах - это необходимый элемент народовластия, которое состоит из ряда нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты избирательных отношений и процессов. А именно:

1) Выборы являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно.

2) Выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

3) Выборы являются средством подтверждения законности публичной власти. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени, также выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления

В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим среди них следует считать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". За эти годы сформировался и продолжает непрерывно совершенствоваться правовой институт избирательного права, который является неотъемлемой частью отрасли конституционного права. Нормы данного института входят в Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Одним из основных объектов правового регулирования данного правового института является избирательный процесс, который в свою очередь является разновидностью юридико-процессуальной деятельности.

Цель данной работы является исследования именно сущности и содержание избирательного процесса в Российской Федерации.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

1) исследовать основные направления развития конституционного права в сфере избирательного процесса в Российской Федерации;

2) рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе регламентации избирательного процесса;

3) проанализировать плюсы и минусы данного правового института, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью конституционных норм;

4) выяснить тенденции развития в этой сфере;

5) подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем.

Актуальность данного исследования представляется по следующим причинам:

1) В нашей стране обозначились признаки сформировавшейся государственности;

2) В России появились признаки развития зрелой демократии;

3) Общественные отношения, в сфере избирательного процесса в связи с этим переходят в новую стадию.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере реализации избирательного процесса.

Предметом исследования данной работы являются нормы права, регламентирующие осуществление избирательного процесса в Российской Федерации.

В выпускной квалификационной работе использованы нормативные источники, учебная и монографическая литература. В первой главе работы рассмотрены вопросы правового регулирования избирательного процесса, вторая глава посвящена рассмотрению развития порядка выборов Президента Российской Федерации, третья глава посвящена рассмотрению развития законодательства о выборах депутатов Государственной Думы.

 

 

Избирательный процесс как инструмент формирования представительных органов власти

Избирательный процесс - это урегулированная нормами избирательного права деятельность различных субъектов по подготовке и проведению выборов и обеспечивает реализацию норм избирательного права, субъективных прав и юридических обязанностей его участников. Это один из объемных институтов избирательного права. Через избирательный процесс реализуются возможности, заложенные в нормах избирательного права.

Основная фигура любого избирательного процесса - это избиратель, поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть правовой статус избирателя и далее, всех участников избирательного процесса.

Избиратель как субъект избирательного права обладает многими полномочиями, поэтому и является главной фигурой избирательного процесса. Его правовой статус прописан в статьях избирательных законов, но не имеет эффективной реализации принадлежащих ему прав и юридических обязанностей.

Общепризнанной классификации принципов избирательного права в настоящее время не существует. На мой взгляд наибольший интерес вызывают классификации некоторых авторов:

Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин говорят о пяти принципах проведения выборов: "всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, свободное и добровольное участие гражданина в выборах"

С.А. Авакьян повествует о следующих девяти принципах: "всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов, состязательность, сочетание государственного финансирования избирательной кампании с возможностями использования негосударственных средств, проведение выборов избирательными комиссиями"

С.Д. Князев делит принципы избирательного права на несколько групп: принципы организации и проведения выборов; принципы участия российских граждан в выборах.

Однако современный избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Данное определение содержит следующие признаки избирательного процесса:

1)избирательный процесс - это деятельностьсубъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;

2)избирательный процесс - деятельность прямо предусмотренных правовыми нормами субъектов процесса,т.е: лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;

3)избирательный процесс - это деятельность, направленная на избрание выборных лиц;

4)избирательный процесс - это деятельность, урегулированная процессуальными нормами. Это означает то, что избирательный процесс может начаться только на основании и в соответствии с законом, осуществляется в определенной правовыми нормами процессуальной форме;

5)избирательный процесс - это осуществление избирательных действий с соблюдением определенных стадий. Поступательное движение избирательного процесса - его необходимая характеристика. Избирательные действия осуществляются последовательно. Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, избирательного объединения.

Федеральное законодательство не содержит определения избирательного процесса. Поэтому нередко его сравнивают с избирательной кампанией.

Избирательная кампания - это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Принцип осуществления организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами избирательными комиссиями. Для проведения выборов создаются специальные органы - избирательные комиссии. Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, - единственной функцией. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Под принципами избирательного процесса следует понимать основополагающие начала, отражающие демократическую природу выборов как института народовластия, обеспечивающих реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Среди основополагающих принципов избирательного процесса можно выделить: обязательность выборов, справедливость, периодичность выборов, их полнота, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, альтернативность выборов.

1)Обязательность выборов. В основе данного принципа лежат положения Конституции Российской Федерации, согласно которым народ осуществляет свою власть непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Обязанность выборов предполагает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклониться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.

2)Проведение выборов в установленные сроки является обязательным - это требование статьи 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), чем обеспечивается ротация составов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а значит, - гарантия реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы публичной власти.

3)Справедливость. Международные стандарты, создающие условия для проведения справедливых выборов, закреплены в целом ряде международных документов, начиная со Всеобщей декларации прав человека, в части 3 статьи 21 которой записано, что "выборы должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве". Эта правовая норма предполагает, что все граждане, независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, политических и религиозных убеждений имеют право голоса и имеют право быть избранными. Этому общему положению не противоречит тот факт, что к избирателю предъявляется ряд требований: достижение определенного возраста, наличие гражданства и места жительства. Для обеспечения справедливости выборов необходим также ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности и фальсификаций. К таким мерам можно отнести реализацию права на судебную защиту и права на защиту от дискриминации, а также требования, касающиеся присутствия наблюдателей в ходе подготовки и проведения выборов, справедливого доступа к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах.

4)Периодичность выборов. Данный принцип связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами прямо зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями. Неслучайно в указанном Федеральном законе прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен превышать пяти лет.

5)Принцип полноты в избирательном процессе. Данный принцип предполагает обеспечение двух основных условий.

Первое условие - обязательность включения всех стадий избирательного процесса в проведение тех или иных выборов, начиная с назначения и выборов и заканчивая официальным опубликованием их результатов. Причем каждая стадия должна быть полной и завершенной по содержанию избирательных действий и процедур. Данное нормативное условие обеспечивается положениями Федерального закона об основных гарантиях, которые не только устанавливают обязательные стадии для любого избирательного процесса, но и обязывают участников избирательного процесса обеспечить их выполнение.

Второе условие - соблюдение нормативных электоральных сроков выполнения тех или иных избирательных действий. В рамках установленного временного цикла должны быть определены сроки формирования избирательных комиссий, образования избирательных округов и избирательных участков, составления списков избирателей и их представления для ознакомления избирателям, выдвижения и регистрации кандидатов и так далее вплоть до определения результатов выборов и их официального опубликования.

6)Допустимость различных избирательных систем. Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений в использовании при проведении федеральных региональных и местных выборов любых избирательных систем. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем, а также их вариантов. Допустимость различных избирательных систем предусматривает самые широкие возможности для поиска наиболее оптимальных вариантов проведения выборов на всех уровнях власти. В качестве примера можно привести Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий, что избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с видами избирательных систем, установленными в законе субъекта Российской Федерации.

7)Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Этот принцип означает, что для подготовки и проведения выборов образуются специальные органы - избирательные комиссии. Независимость предметно отображена в механизме формирования избирательных комиссий, основанном на участии широкой общественности в формировании избирательных комиссий, определении квот для назначения в состав комиссии государственных и муниципальных служащих, представителей политических партий и общественных организаций. Неслучайно этот принцип нашел свое отражение среди принципов проведения выборов и референдума в Российской Федерации, перечисленных в статье 3 Федерального закона об основных гарантиях, пункт 7 которой гласит: "Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и иных граждан не допускается".

8)Альтернативность. Этот принцип является своеобразным начальным и конечным условием проведения избирательных кампаний и юридического признания их результатов. Достаточно полно это понятие изложено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года № 91-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которому альтернативность относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов, так как обеспечивает избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. В ином случае выборы превращаются в формальное голосование.

Приведенный перечень принципов не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя относительно самостоятельные, сменяющие друг друга стадии, в совокупности образующие его структуру. Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов и участков;

3) выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов);

4) информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации;

5) голосование, определение итогов голосования, установление результатов выборов и их официальное опубликование.

Избирательный процесс включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных действий и процедур, протекающих во времени.

Общая картина избирательного процесса выглядит следующим образом. В установленный законом срок уполномоченный на то орган (должностное лицо) издает акт о назначении выборов, которым определяется дата голосования. После опубликования этого акта начинается формирование так называемой «инфраструктуры выборов»: образование избирательных округов (в случае, когда территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа), составление и уточнение списков избирателей, формирование соответствующих избирательных комиссий. После образования избирательных округов (а в случае, если выборы проводятся по одному избирательному округу - со дня опубликования решения о назначении выборов) начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов), образование ими избирательных фондов, сбор подписей в их поддержку. Стадия выдвижения заканчивается регистрацией, определяющей круг участников процесса, которые будут бороться за получение распределяемых на выборах мандатов и которые, в случае, если не откажутся от участия в выборах, будут находиться в избирательном бюллетене. После регистрации кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе приступать к предвыборной агитации, и ходе которой в различных формах осуществляется воздействие на избирателей с целью побудить их к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов). Предвыборная агитация закапчивается за день до дня голосования, чтобы дать избирателям возможность «собраться с мыслями» перед волеизъявлением, которое осуществляется путем голосования бюллетенями па избирательных участках. По окончании голосования участковыми избирательными комиссиями осуществляется подсчет голосов, а вышестоящими комиссиями - подведение итогов голосования и определение результатов выборов. Заключительным моментом избирательного процесса является опубликование результатов выборов.

Следует отметить, что и после опубликования результатов выборов осуществляются некоторые избирательные действия: представление кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками финансовых отчетов, передача на хранение избирательной документации и другие. Однако данные действия не направлены непосредственно на избрание выборных лиц, а являются служебными (обеспечительными) по отношению к основным избирательно-процессуальным действиям, осуществляемым в рамках обозначенных стадий избирательного процесса.

Таким образом можно сделать вывод, что избирательный процесс является разновидностью процессуальной деятельности, касающейся деятельности по проведению выборов с целью формирования представительных органов власти различных уровней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организатор и жюри конкурса | М вольный стиль юноши


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных