Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образ вампира в фольклоре стран Западной Европы




Поверьям о вампирах Западной Европы М. Саммерс в своей книге уделяет очень мало внимания, как он сам признает: «Как в Англии и Ирландии, так и во Франции письменно зафиксированные случаи вампиризма немногочисленны»[16]. К сожалению, большинство случаев, которые он приводит, не относятся к вампиризму как к таковому, а легенда о единственном случае классического вампиризма принадлежит к XIX веку и ее достоверность подвергается сомнению. В книге же Б. Каррена нет главы, посвященной именно Англии, зато присутствуют отдельные главы о Шотландии, Ирландии и Уэльсе. Здесь мы рассмотрим поверья всех трех этих областей, а также поверья Франции и Германии.

В Германии были распространены поверья о Женах леса, имеющие некоторое сходство с легендами о Белых дамах во Франции и Баобхан Ситх в Шотландии. Жены леса не являлись ожившими мертвецами и были ближе к английским фэйри. Боб Каррен описывает их как «высоких, элегантных женщин, одетых в зеленые струящиеся одежды, со смертельно бледной кожей и ужасными, разрывающими когтями» [17]. Их образ, как и образ многих подобных существ имел двойственную природу: они могли, как и помочь заблудившемуся путнику, так и выпить всю кровь у лесоруба и охотника. Также считалось, что они пробирались в дома и пили кровь у младенцев, отчего те становились вялыми и раздражительными. Способом отогнать их было сожжение кусочков дерева на лесной поляне. Считалось, что после этого одна из ленных дев умирает. Фрэзер пишет, что у древних германцев было широко распространено поклонение деревьям и имелось много священных рощ. Возможно, что лесные жены когда-то являлись духами-покровителями и защитниками леса и деревьев, в нем растущих.

Другим видом кровопьющих существ, легенды о котором были распространены, как в Германии, так и в Австрии, был алп (alp). В его отношении не существовало единого описания: в разных частях этих двух стран он имел, как разный внешний вид, так и разную природу. Он мог быть стихийным духом, духом умершего или злым колдуном. Но во всех сказаниях алп имел какой-нибудь головной убор, обычно закрывающий лицо. В некоторых областях Германии алп считался помощником ведьм. Защитой от этого существа служили освященные реликвии и соль, насыпанная на пороге.

Также в разных частях Германии существовали легенды о вампирах, сильно напоминающих восточноевропейские. В северной Германии их называли «нахтцерер» (nachzehrer), в южной – «блаутзаугер» (blutsauger). Считалось, что ими становились люди, умершие внезапно или покончившие жизнь самоубийством, ведущие неправедную жизнь или колдуны. Чтобы предотвратить появление нахтцерера, умершим в рот клали камень или монетку, обвязывали платком челюсть или отрубали голову и прокалывали ей язык. По преданиям, если вскрыть могилу нахтцерера, то увидят тело, лежащее в гробу, полном крови.

От блаутзаугера защищали чеснок и боярышник, которыми увешивали дом. Чтобы от него избавиться, нужно было проткнуть ему сердце колом и засунуть в рот чеснок.

Фольклорный образ этих немецких вампиров очень похож на фольклорный образ восточноевропейских вампиров. Это сходство можно объяснить тем, что славяне издревле жили рядом с германцами и те, в результате, заимствовали славянские поверья.

Описание Шотландских Баобхан Ситх (Baobhan sith) и французских Белых дам очень схожи. В Шотландии существовали легенды о нескольких разновидностях вампира. Все они имели женский образ. Одна из них – Ленан Сидх (Leanan sidhe) обитательница пещер и болот западной части Шотландии, пьющая кровь, соблазненных ею мужчин. Другая, Глейстиг (Gleystig), жила в разрушенных зданиях или в озерах и реках и тоже принимала облик прекрасной женщины.

Во французских легендах фигурировали Белые дамы. По поверьям, они собирались в основном на перекрестках в полнолуние и танцевали там. Их описывали как «прекрасных женщин, чья кожа «бледная как слоновая кость и даже летней ночью их дыхание и прикосновения холодные»[18]. У тех, кто соглашался потанцевать с ними они выпивали всю кровь, а тело бросали на перекрестке. Защитить человека от них могли, как и распятие с молитвой, так и кусок железа, которое смертельно боятся фэйри.

Описание внешности шотландской Баобхан Ситх почти полностью повторяет описание Белых дам: «Высокая и бледная с ледяной кожей и дыханием». Но по другому описанию она являлась темнокожей женщиной низкого роста с козлиными ногами. О ее природе Б. Каррен пишет так: «Нечто среднее между призраком, волшебницей и ведьмой»[19]. Баобхан Ситх обитала в горах и пила кровь спящих пастухов. В некоторых преданиях она умела менять свой облик. Защищали от нее, как и от Белых дам, распятие и железо. О Баобхан Ситх существует довольно известная легенда, которую приводит в своей книге Боб Каррен:

«Трое мужчин охотились среди холмов Кинтейла без большого успеха, но не хотели уходить с пустыми руками. Поэтому они решили попробовать еще раз на следующий день и провести ночь в заброшенной хижине высоко в горах. Устроившись, они развели огонь, приготовили дичь и устроились поудобнее, насколько могли, на сухой траве и мхе. Двое из них сидели по одну сторону от огня, а третий лежал по другую в тени, играя на трампе. Один из них высказал мнение, что это будет долгая и одинокая ночь, поведенная в шейлиниге. И что он хочет, чтобы его возлюбленная была здесь, с ним, с этим чувством остальные от души согласились. Вдруг кто-то постучал молотком в дверь, которая мгновенно открылась и впустила трех женщин. К этому времени огонь едва горел, наполняя шейлинг смешанным с дымом слабым красноватым светом, но даже так люди смогли увидеть лица любимых, по которым они тосковали. Женщины присели согреться подле угасающих углей и, как только жар угас, две ближайшие к мужчинам женщины повернулись к ним. Другой охотник, который играл на трампе, сел подальше и смотрел, как его товарищи обнимают своих возлюбленных. Но ему показалось в угасающем свете огня, что лица женщин изменились и стали лицами других женщин, которых он не знал. Нечто мокро коснулось его брючины, и, посмотрев вниз, он, к своему ужасу, увидел кровь, текущую по полу в хижине с другой стороны остатков костра. Она уже превращалась в лужу около камней очага. И в тусклом свете он вдруг увидел, что ноги женщины, которая села напротив него, были похожи на ноги оленя или козла, и он с холодком осознал, что они вообще были не смертными женщинами, а Баобхан Ситх, которые часто посещали эти возвышенности. С криком он уронил трамп и убежал из хижины, едва не сорвав грубые двери с петель. Он побежал, его легкие почти взрывались, но он бежал до тех пор, пока не достиг дверей человеческого жилья, где он рухнул на пол и выпалил свою историю. Утром искромсанные и лишенные крови тела его товарищей были обнаружены лежащими рядом с прогоревшим костром в одиноком шейлинге»[20].

Вероятно, популярность женского образа вампира в этих местностях являлась отголоском почитания кельтами в дохристианские времена различных богинь, довольно часто кровожадных и требующих кровавых жертв.

В Уэльских легендах кровь пила Гуареч-и Рхибин. Скорее всего, ее образ восходил к кельтской богини-матери, которая нередко изображалась старой, уродливой женщины, с животом, обвисшим от многочисленных родов. Гуареч-и Рхибин описывается как отвратительная старуха и часто являлась также и ведьмой. Она жила в глухом лесу, обладала длинными клыками и одной ноздрей (такая же характерная особенность являлась отличительной чертой вампиров в болгарских верованиях), перепончатыми конечностями, обвисшими грудями и шипастым языком, а в уголках рта запеклась кровь ее жертв. Считалось, что Гуареч-и Рхибин пила кровь через полые зубы или язык и, как и Жены леса, предпочитала младенцев. Опасности подвергались и старики с больными, прикованными к постели. Но в Уэльсе существовали также и легенды, в которых она нападала на путников, и им приходилось драться с ней. Это был единственный способ защиты, упоминающийся Карреном. О Гуареч-и Рхибин Каррен приводит такое предание:

«Однажды вечером старая женщина по имени Энн Хагес шла мимо кладбища, и, посмотрев вглубь, она мельком увидела быстро двигающуюся фигуру среди покрытых мхом надгробий. Казалось, это была фигура старой женщины, но она двигалась слишком быстро для того, чтобы отчетливо ее разглядеть. Через мгновение она исчезла, и только тени двигались по кладбищу при полной луне. Она пошла дальше по дороге, и захоронения остались позади.

Через какое-то время она начала понимать, что ее кто-то преследует, и, хотя она шла медленно, это не обгоняло ее. Она попыталась ускорить шаг, что было нелегко для нее, но она не оглядывалась, потому что боялась того, что могла увидеть. Достигнув перекрестка, она ощутила, что существо позади нее ускорило темп, и, повернувшись наполовину, она увидела бело-голубое пламя в человеческий рост, стремящееся к ней. Прыгнув на нее, оно, как казалось, приобрело форму старой женщины. Существо выглядело как карга, покрытая чем-то старым зеленого цвета, на чем были следы чего-то красного, возможно, крови! Энн Хагес оказала слабое сопротивление, но существо было слишком сильным для нее, и жертва упала в обморок на дорогу. Когда она очнулась, на ее груди был небольшой прокол и пятно крови – вероятно, отсюда существо пило кровь. Собравшись с силами, она поспешила домой и заперла за собой дверь. Долгое время после этого ей казалось, что она слышит, как Гуареч-и-Рхибин ходит и скребется снаружи дома, пытаясь пробраться внутрь»[21].

В легендах Ирландии вампиров называли дергдалами. Существовали несколько преданий времен борьбы с англичанами о лордах, ставшими дергдалами после смерти. В этом отношении они напоминали классических румынских вампиров. Саммерс почти не останавливается на ирландских вампирах, но Б. Каррен приводит три легенды о проклятых властителях. Две из них (о Кормеке Маккарти и Тэдге О’Кэрроле) относятся к XVI- XVII вв. и становление дергдалом – это наказание за грехи, совершенные при жизни. Третья легенда о кельтском военачальнике Ахартаче происходит из более древних времен (V-VI вв). Б. Каррен считает, что именно это предание вдохновило Шеридана Ле Фаню на создание образа Кармиллы. Но дергдалами становились и обычные, ничем не примечательные люди. Например, существовала история, в которой фигурировал дергдал, нападающий на путников по дороге из Данквинна в Беллиферитер и выпивающий их кровь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных