Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вампир из Кальденштайна» Фредерика Коулса




Рассказ Фредерика Коулса был впервые опубликован в 1938 г. Этот рассказ интересен тем, что он довольно стандартен и заимствует некоторые черты образа вампира и элементы сюжета из «Графа Дракулы» Брэма Стокера. Впоследствии эти черты перейдут в другие произведения, и многие читатели даже станут считать, что они присущи и фольклорному образу вампира.

Начало «Вампира из Кальденштайна» очень похоже на начало «Графа Дракулы»: молодой человек приезжает в отдаленную деревню (в романе Брэма Стокера деревня находится в Трансильвании, в рассказе Фредерика Коулса – где-то в Баварии). Население этой деревни очень боится некоего хозяина замка, который является графом. Главный героям не верит местным жителям и отправляется в замок, хозяин которого является вампиром.

Внешность вампира Фредерик Коулс описывает так: «He was unusually tall, with the face unnatural pallor. His hair was intensely black, and his hands delicately shaped, but with very pointed fingers and long nails. His eyes impressed me most. As he crossed the room they seemed to glow with a red light, just as if the pupils were ringed with flame»[65]. («Очень высокий, с неестественно бледным лицом. Иссиня‑черные волосы, изящные руки, длинные пальцы с острыми и длинными ногтями. Но самым примечательным были его глаза. Казалось, они сверкали красным огнем, словно зрачки были окружены горящими ободками»[66]).

Можно сказать, что это типичное описание внешности образа вампира-аристократа. Позже похожие черты будет иметь образ вампира-героя любовных романов конца XX – начала XXI века.

Если мы снова обратимся к восточноевропейскому фольклору, мы увидим, что подобная внешность не характерна для образа фольклорного вампира. Наоборот восточноевропейский вампир при вскрытии могилы выглядел как абсолютно здоровый человек с румяным лицом. Возможно, именно этот неестественный контраст между тем, как должен выглядеть труп и трупом, выглядящим живым человеком был особенно жутким для людей того времени. Однако некоторые существа, пьющие кровь, в западноевропейском фольклоре имели бледную кожу, например, французские белые дамы.

Несмотря на это, бледная кожа в числе черт образа вампира появилась уже в первом произведении – «Вампире» Джона Полидори. От этой традиции отошел только Шеридан Ле Фаню, очень бережно отнесшийся к восточной европейскому фольклору: его Кармилла имеет великолепный цвет лица. Может быть, бледность лица вампира использовалась авторами, чтобы подчеркнуть принадлежность вампира к миру мертвых.

Красные глаза же у вампира нигде не фигурируют в фольклоре и являются исключительно авторским вымыслом, хотя и они впоследствии получили достаточно широкое распространение.

Как и в романе Брэма Стокера здесь описывается превращение вампира в некое летающее существо: «I was drawing back into the room when I thought I saw a black figure silhouetted against the sky on the summit of one of the turrets. Even as I watched, it flapped enormous wings and soared into the night. It seemed too large for an eagle, but the moonlight has an odd trick of distorting shapes»[67]. («Я уже собрался отойти от окна, как вдруг на вершине одной из башен заметил черную фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне неба. Внезапно фигура распростерла огромные крылья и взлетела в воздух. Для орла это существо было великовато, однако лунный свет частенько искажает формы и размеры»[68])

Здесь не говорится прямо, что вампир превратился именно в летучую мышь, но это наиболее вероятный вариант. Способность вампира обращаться в животных появляется в румынских преданиях, но стригойи могут превращаться только в птиц, также Саммерс в «Истории колдовства» приводит многие европейские легенды, в которых упоминается способность ведьм и колдунов превращаться в животных, чтобы свободно вредить людям. Но опять же чаще всего присутствуют превращения в кошку, свинью, собаку, даже в неодушевленные предметы, но не в летучую мышь.

Как уже упоминалось ранее, вампиризм в фольклоре был тесно связан с колдовством. В рассказе Коулса эта связь показана достаточно явно: граф является одновременно и колдуном, и вампиром. Можно вспомнить, что румынские живые вампиры обязательно являлись ведьмами и колдунами, а в других восточноевропейских странах считали занятие колдовством одной из причин вампиризма.

Теперь рассмотрим описание способов защиты от вампиров и их уничтожения. Как и в романе «Граф Дракула» в этом рассказе защитой от вампира служат различные священные предметы и само упоминание имени господа: распятие, причастие: «In doing so I knocked something from the wall. It was the little crucifix and my fingers closed over it almost as soon as it touched the table. From the direction of the window came a muttered curse and I saw the figure poise itself on the sill and spring out into the night»[69]. («Из‑за моего неловкого движения со стены что‑то упало. Это было маленькое деревянное распятие; я наткнулся на него, когда шарил на ночном столике, пытаясь дотянуться до фонаря. Со стороны окна послышалось глухое проклятие, человек легко взлетел на подоконник и растворился во тьме»[70])

В «Вампире из Кальденштайна» именно священник спасает главного героя с помощью святого причастия и упоминания имени господа, а также уничтожает вампиров-подручных графа Людвига: «Taking the crucifixes from us, the priest laid them upon the breasts of the two bodies, and, producing his Breviary, recited some Latin prayers. Finally, he stood back and flung holy water into the coffins. As the drops touched the leering corpses, they appeared to writhe in agony, to swell as though they were about to burst, and then, before our eyes, they crumbled into dust. Silently, we replaced the lids on the coffins and restored them to their niches»[71]. («Забрав у нас распятия, священник положил их на грудь каждому из двух графов, открыл требник и начал читать молитвы на латыни. Закончив молиться, он сделал шаг назад и брызнул на гробы святой водой. Как только капли попали на тела вампиров, те начали извиваться и корчиться, словно объятые пламенем, а затем рассыпались в прах у нас на глазах. Мы в молчании закрыли гробы крышками и водрузили обратно в ниши»[72]).

Способ защиты посредством священных предметов и молитвы будет неоднократно повторен в разных произведениях о вампирах. Но, как это ни странно, в восточноевропейском фольклоре он присутствует достаточно редко.

От вампиров защищались с помощью боярышника и гирлянд из чеснока. О том, что от вампиров можно защититься распятием или молитвой, нет никаких упоминаний. Но в западноевропейском фольклоре распятие и молитвы фигурируют как способ защиты от стихийных духов-вампиров, наряду с холодным железом.

Способом же уничтожения вампира в восточноевропейских преданиях обычно является отрубание головы, вонзание кола в сердце и сожжение тела вместе с головой. Однако в греческом фольклоре присутствует некий обряд, проводившийся священником, после которого тело вампира разлагается прямо на глазах.

Как мы видим, несмотря на то, что на первый взгляд образ вампира здесь довольно далек от фольклорного и очень близок к образу вампира из романа Брэма Стокера «Граф Дракула», почти все его черты имеют корни в европейском фольклоре. Конечно, здесь опять присутствует очеловечивание образа вампира: граф принимает гостей, у него даже есть слуга-человек и т. д. Можно сказать, что в этом произведении образ вампира сливается с образом колдуна и чернокнижника.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных