Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Скульптура зависимости




Цель упражнения: дать участникам глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении.

Для многих людей именно на этом уровне - уровне телесного отреагирования происходит наиболее значимое и впечатляющее знакомство с зависимостью.

 

Условия

  1. Участникам группы предлагается разбиться на тройки и разойтись по комнате в подгруппах так, чтобы не мешать друг другу.
  2. Затем каждой из подгрупп предлагается построить "скульптуру зависимости" так, как они ее себе представляют.
  3. Ведущий объясняет, что "материалом" для скульптуры будут сами участники, кроме того, они могут использовать любые подручные средства: стулья, одежду и т.д.
  4. Дается некоторое время на обдумывание и репетицию, и затем каждая из подгрупп представляет свою скульптуру с необходимыми комментариями.
  5. После выступления всех подгрупп проводится групповое обсуждение, во время которого каждому участнику предоставляется возможность поделиться своими чувствами и ощущениями.

 

Учителя и ученики

Необходимое время: около 40 минут; если участников много, то дольше.


Цель: развить лидерские способности.


Размер группы: фактически любой, начиная от 5 участников.

 

Порядок действий

  1. Объясните всём, что упражнение "Учителя и ученики" демонстрирует, что является хорошей преподавательской работой, а что - нет. Оно дает студентам возможность "отомстить" своим учителям, показав им, как надо учить.
  2. Участники должны сформировать небольшие команды (может оказаться, что пары) и поочередно обучать чему-нибудь остальную группу.
  3. Сформируйте небольшие команды по 2-3 человека. Упражнение может смутить выступающих, если только они недостаточно уверены в собственных силах или не знают каждого из собравшихся достаточно хорошо.
  4. Дайте командам 5-10 минут, чтобы их члены решили, чему они будут учить.
  5. Снова соберите всех вместе и пригласите первую команду, (очередность не имеет значения) приступить к 3-5-минутному инструктажу остальной группы. Это может происходить в форме лекции, демонстрации или какого-то предписания в зависимости от метода обучения, который выбирают "учителя".
  6. По ходу выступления каждой команды вы можете делать для себя пометки.

Анализ:

    • Когда все команды закончат выступать, устройте неформальный устный "экзамен".
    • Действуйте быстро.
    • Попросите каждую команду в порядке, соответствующем очередности их выступлений, выйти и встать перед аудиторией.
    • Кратко повторите имена "учителей" (если только участники не знают друг друга достаточно хорошо), после чего спросите у группы, что ей запомнилось из темы каждого урока. Вознаградите каждую команду аплодисментами.
    • В конце попросите всех проголосовать и выбрать команду, которая преподавала лучше всех. Вы, вероятно, увидите, что группа очень четко выделяет темы и учителей, которые оказались наиболее популярными и легко запоминающимися.

 

 

Адские башни

Необходимое время: около часа


Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками. Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В "Адских башнях" эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды.


Размер группы: инструкции, представленные ниже, рассчитаны на группу хотя бы из 12 человек (то есть две команды по 6 человек в каждой). Если по каким-то причинам вы захотите иметь команды большей или меньшей численности, вы можете изменить количество карточек с инструкциями. При наличии достаточного места играть может любое количество человек

 

Условия: аудитория, комната для семинаров или конференц-зал - при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои "строения".

Порядок действий

  1. Разбейте группу на команды по 6 человек.
  2. Дайте каждой команде побольше деталей из "Лего" или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню.
  3. Всем участникам каждой из команд вручите карточку, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. подчеркните что этой информацией ни с кем нельзя делиться.
  4. Объявите, что игра будет проходить в полном молчании, и разрешите игрокам приступить к делу.

Ниже предложены инструкции для карточек, но вы можете свободно заменить их своими собственными. Главным условием является их противоречивость:

    • Башня должна состоять из 20 блоков.
    • Башня должна иметь высоту в 10 уровней.
    • Башня должна быть построена только из белых, красных и желтых "кирпичиков".
    • Башня должна быть построена только из синих и желтых "кирпичиков".
    • Шестой уровень башни должен отличаться по цвету от остальных.
    • Башню должны построить именно вы. Если за "кирпичи" возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Анализ: за игрой в "Адские башни" интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так как отдельные игроки неизбежно придут к замешательству, неразберихе и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к противодействию со стороны членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит. Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий "кирпичик" только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других от каких бы то ни было действий вообще, и т. д.

 

Завершение: по окончании действия полезно обсудить ситуации - они повторяются всякий раз, когда используют эту игру,

 

  1. Побеждает игрок, которому поручено быть единственным строителем. Такое случается, если эту роль отводят волевому человеку, который хорошо владеет невербальными методами общения и ясно дает понять, что не потерпит никакой оппозиции. В этих условиях другие члены команды более или менее терпеливо - в зависимости от темперамента - сидят в сторонке и наблюдают за "самозванцем". Все идет гладко, пока этот человек не сделает что-то, противоречащее инструкциям другого игрока: последний заявляет молчаливый протест, к которому строитель обычно прислушивается и соответственно изменяет конструкцию. Когда двое протестующих вступают между собой в конфликт (возможно, из-за того, что одного из них не устраивает цвет "кирпичей"), строитель зачастую начинает экспериментировать, меняя один "кирпич" на другой, пока ' оба спорщика не будут удовлетворены - тем, например, что используются исключительно желтые кирпичи.
  2. Такое поведение команды чаще всего оказывается эффективным, в результате чего группа, подобная описанной выше, может построить башню первой и остаться очень довольной своим выступлением, изделием (башней) и друг другом. Так происходит, вероятно, по причине того, что никто из них "не потерял лица". Первоначальное унижение, испытанное членами команды, которых отстранили от работы, компенсируется их последующими указаниями "строителю", как и что ему строить. Это другой аспект лидерства как компромисса между вожаком и подчиненными.
  3. Самозваный строитель терпит поражение от мощной оппозиции в лице других игроков, которые настаивают, чтобы их допустили до "кирпичей". Такое поведение обычно приводит к серьезным конфликтам. Мы видели, как люди вырывали "кирпичи" друг у друга или вынимали их из конструкции. Если события примут такой оборот, башня вряд ли будет построена.
  4. Налицо комбинация описанных стратегий. Между потенциальными строителями идут непрерывные переговоры, которые отнимают много времени. Каждый "кирпич" становится предметом невербальной, иногда горячей, дискуссии. При достаточном времени башня, в конце концов, вырастет, но команда, ведущая себя подобным образом, обычно проигрывает соперникам, которые выбирают стратегию.

 

Упражнения на выработку совместной стратегии, проблема выбора.

Воздушный шар

 

Оборудование, необходимое для игры:

Список предметов

Время проведения:

Инструкция (5 мин)

Индивидуальная работа с листком (15 мин.)

Групповая работа - 1 этап (20 мин.)

Групповая работа - 2 этап (20 мин.

 

Инструкция:

Прошу всем сесть в круг и внимательно выслушать информацию. Вы – экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения аэрофотосъёмок необитаемых островов. За полученные негативы вам обещали 5 тыс долларов. Вы уже готовитесь к встрече с родными, до земли осталось 500 км. Но произошло непредвиденное- в оболочке воздушного шара образовалось отверстие через которое выходит газ. Шар начал стремительно снижаться. Вы выбросили все мешки с балластом, но это лишь временно замедлил падение. Вы падаете и вам необходимо обсудить создавшееся критическое положение. На шаре есть 15 необходимых предметов:

  • Канат (50 м.)
  • Аптечка с медикаментами (5 кг.)
  • Компас гидравлический (6 кг.)
  • Консервы мясные и рыбные (20 кг.)
  • Винтовка с оптическим прицелом и патронами (25 кг.)
  • Шоколадные конфеты (10 кг.)
  • Спальные мешки
  • Ракетница с комплектом сигнальных огней (8 кг.)
  • Палатка (20 кг.)
  • Баллон с кислородом (20 кг.)
  • Комплект географических карт (25 кг.)
  • Канистра с питьевой водой (25 кг.)
  • Резиновая лодка (25 кг.)
  • Транзисторный приёмник (5 кг.)
  • Негативы (20 кг.)

 

Информация для ведущего:

    1. Чтобы остаться в воздухе и не упасть, вам необходимо избавиться от 10-ти предметов. Сначала каждый член экипажа определяет эти предметы индивидуально, не обсуждая (5-10 мин.) А затем у вас будет время обсудить и прийти к единому решению.
    2. Высказывать своё мнения может любой член экипажа не ограниченное количество раз.
    3. Предмет считается выброшенным, когда за него проголосовали все.
    4. Если хотя бы 1-н возражает, то экипаж должен найти другой выход.
    5. Неизвестно сколько будет продолжаться падение.

 

…Вы всё же долго принимали решение и шар упал на поверхность океана. До берега примерно 300 км, вокруг плавают акулы, но иногда и проплывают торговые судна. Вы сможете продержаться в корзине на поверхности океана, если избавитесь от 100 кг. веса. Помните, если вы не договоритесь, то все погибнете! Ровно через 15 мин. вы должны озвучить ваше решение.

 

 

Землетрясение

Условия:

Представьте, что вы в зоне землетрясения Комната реальная угроза жизни, т.к. может обрушиться потолок. Что делают обычно в такой ситуации? Люди пытаются прорваться к выходу. Вам нужно принять решение, кто и в какой последовательности будет уходить. Шанс первого - 100%, последнего - практически нет шансов. Последний, наверняка, погибнет. Команде за короткое время нужно принять решение. Сначала каждый сам на листке пишет последовательность выхода членов команды, объясняя про себя, почему именно такая последовательность. Затем все садятся в круг. Им нужно составить общий список. Решение принимается, если все члены команды согласны. Потолок может обрушиться в любой момент, команде не известно, сколько у них времени. Если вы не договоритесь, то потолок обрушиться и погибнут все. Эвакуация начинается, когда каждый знает свое место.

Время упражнения: 20 - 25 минут, в сильной команде - 17 минут.

Рефлексия: Если не уложились, то почему? Что повлияло на групповое решение? Что самое главное: отстоять свою позицию или пойти на компромисс? Какова общая атмосфера в команде во время

 

Пересадка сердца

Условия:

Представьте, что вы – коллегия кардиохирургов известного трансплантационного центра. Вы рассматриваете вопрос о пересадке сердца некоторым из возможных реципиентов. Наконец, поступил донор, чью жизнь уже невозможно спасти, и который готов отдать свое сердце для спасения чьей-либо жизни.

Возможно, будет спасена жизнь одного из кандидатов. К сожалению, имеется только одно сердце, и принять решение нужно быстро.

Список кандидатов:

  • Известный спортсмен, неоднократно защищавший честь страны, пострадавший в автокатастрофе. Обследование показало, что он находился в состоянии алкогольного опьянения, 29 лет.
  • Девочка с умственной отсталостью средней степени, 5 лет.
  • Мать шестерых, почти взрослых детей, 62 года.
  • Священнослужитель католической церкви, 27 лет.
  • Китайский студент, пострадавший во время несчастного случая на вещевом рынке, 30 лет.
  • Врач, занимавшийся исследованиями в области рака, без детей, феминист с гомосексуальной ориентацией, 48 лет.
  • Бывший депутат, предприниматель, сотрудник ФСБ, с хорошими характеристиками. Трудолюбив, заботливый отец 2-их детей, 40 лет.
  • Студент, находившийся в депрессии, повредивший сердце из-за неоднократных попыток самоубийства, 20 лет.

 

На принятие решения у вас есть только 15 минут. Есть еще одно важное условие – ваше решение должно быть единогласным. Если хотя бы один участник группы с ним не согласится, то сердце погибнет.

 

Для ведущего:

*Можно вначале организовать обсуждение по группам, а затем – коллективно

*Перечень кандидатов должен быть написан на ватмане и находится перед участниками тренинга.

 

Подводная лодка.

Условия:

  1. Закройте глаза и представьте, что вы одна команда. Команда подводной лодки. Атомной лодки. Вы находитесь шестой месяц в плавании. Ваша лодка терпит кораблекрушение. У вас есть возможность спастись, но шансы у всех разные. Первые два человека имеют 100%, вторые – 50%, третий – 80%, четвертый 60%, пятый – 50%, у всех остальных шансы на спасение уменьшаются. На лодке имеется пистолет с одним патроном.
  2. У каждого из вас есть 3 минуты, для того, что бы составить индивидуальный план по спасению экипажа. Переговариваться и смотреть в чужой список нельзя. Время пошло.
  3. Теперь у вас есть 10 минут (если группа работает вместе давно, то можно сократить время до 7-6 минут), чтобы спасти экипаж. Вам необходимо, проанализировав все варианты списков составить один, или принять чей-то за программу действий и начать план эвакуации.
  4. Решение должно быть принято единогласно. Если кто-то не согласен, то необходимо найти другой выход из ситуации или убедить в своей правоте.
  5. Тот, кто покидает круг, считается спасенным и не имеет право участвовать в дальнейшем обсуждении.

 

Ведущему: если по окончании времени, в кругу остаются люди, то вы им сообщаете, что они погибли. Во время обсуждения стоит обратить внимание на то, чем руководствовались ребята при составлении списков, какие критерии использовали, какова была стратегия выработки общего решения, трудно ли брать на себя ответственность за жизнь или смерть другого человека?

 

ГЛАВА 4.

КАПИЛКА КУРАТОРА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных