Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при работе над лирическими стихотворениями




Во втором параграфе данной курсовой работы отражены результаты констатирующего эксперимента, который состоял из восьми заданий. Эксперимент проводился в одном классе 3 «В» МАУ СОШ № 56 (среди детей, обучающихся по системе Занкова).

Задания были направлены на выявление конкретных знаний и умений учащихся: уметь читать, понимать лирические стихотворения; знать и применять в своей речи доступные литературоведческие термины; знать и уметь находить в лирическом стихотворении изобразительные средства языка и другие.

В процентах указано количество учащихся, которые выбрали тот или иной ответ.

Задания представлены в Приложении 2.

Задание 1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», ответьте на вопросы.

Проанализировав ответы 23 учащихся, мы можем сделать следующие выводы:

1. Прочитав стихотворение А.С. Пушкина, дети услышали голос:

а) ветра, вьюги или севера - 43 %

б) А.С. Пушкина - 22 %

в) родного человека (мамы или бабушки) - 13 %

г) мужчины - 4 %

д) волшебника - 4 %

е) птицы - 4 %

ж) не ответили - 10 %

 
 

 

 


Рисунок 1. Соответствие ассоциаций, возникающих при чтении лирического стихотворения, чувствам и переживаниям поэта, %

Мы полагаем, что детям представился голос ветра и вьюги только из-за описания зимы, а не из-за понимания переживаний автора. Те, кто услышал голос Пушкина, возможно, поняли, что в стихотворении отражены именно его переживания, поэтому эта ассоциация более соответствует переданному в произведении.

Представление голоса мужчины (низкого и сурового) говорит, скорее, о собственном отношении к зиме, а не о размышлениях над стихотворением. Голос птицы, как нам кажется, вообще не представлялся, и такой ответ дан только потому, что у птицы есть голос. Наиболее соответствующими чувствам и переживаниям А.С. Пушкина являются ассоциации с голосами близких людей и волшебника, т.к. в стихотворении отображены любование русской природой радость по поводу наступления зимы. То есть только у 19 % учащихся после прочтения стихотворения возникли верные ассоциации.

2. Такой дети представили музыку:

а) плавная - 26 %

б) веселая - 35 %

в) грозная - 35 %

г) первый столбик - грозная, второй - спокойная - 4 %

 
 

 


 

 

Рисунок 2. Ассоциации с голосами близких людей и волшебника, %

Конечно, лучший ответ - последний, так как верно передает настроение стихотворения. Также очевидно, на фоне этого произведения, музыка не может быть грозной (только в самом начале). Веселая же и плавная музыка способна усилить его красоту. Таким образом, 65 % школьников через музыку смогли показать свое понимание чувств и переживаний, возникших у поэта. Это задание оказалось выполнить намного легче, чем похожее на него, предыдущее.

3. Стихотворение было предложено отпечатать на

а) белой бумаге - 49 %

б) синей - 13 %

в) голубой - 9 %

г) серой - 13 %

д) черной - 9 %

е) зеленой - 4 %

 
 

 


Рисунок 2. Влияние цвета бумаги на восприятие стихотворения, %

Это стихотворение, действительно, желательно напечатать на синей, голубой или белой бумаге, т.к. это основные цвета зимы, что и отметили 79 % испытуемых. А вот ассоциации с серой, зеленой и черной бумагой трудно объяснить. Возможно тем, кто не увидел в этом произведении истинную красоту, оно показалось скучным и это мы видим по серой бумаге, а у кого-то стихи о зиме сразу вызывают мысли о лете (зеленая бумага). Но в любом случае мы видим несоответствие ассоциаций главной мысли стиха.

4. Выбор слов показал такие результаты:

а) гладкий - 65 %, круглый - 70 %.

б) шероховатый - 35%, угловатый - 30 %.

В стихотворении образные выражения «волнистыми коврами», «вокруг холмов», «пухлой пеленою» создают ассоциации с чем-то круглым и гладким. В среднем 68 % смогли это прочувствовать, что видно из ответов.

Таким образом, мы можем констатировать: с первой частью задания справилось всего лишь 19 %, а с тремя другими, в среднем, 77 %. Это хороший результат, он свидетельствует о богатстве ассоциаций, о способности к различению ассоциаций, что необходимо для правильного восприятии лирических стихотворений.

Задание 3.

В эксперименте приняли участие 21 учащийся. Их ответы можно условно разделить на 4 группы:

а) не справились с заданием - 43 %

б) задание выполнено с грубыми ошибками (пропущено несколько кадров, ошибочное понимание некоторых моментов - кадров) - 24 %

в) задание выполнено с одной ошибкой (пропуск или ошибочное понимание одного кадра) - 30 %

г) с заданием справились - 3 %

Таким образом, результаты анализа ответов показывают, что у детей большие трудности с правильным пониманием произведений большого объёма. 43 % учащихся не смогли вообще разделить стихотворение на смысловые части, 24 % не поняли, что же произошло с пальмами («пальмы стали еще стройнее»), среди ошибок часто встречается пропуск одного или нескольких важных моментов сюжета. Как правило, это или отсутствие концовки, или той строфы, где описывается отдых путников. Конечно, следует учесть, что это стихотворение не анализировалось под руководством учителя, т.е. дети должны были выполнить данное задание, используя только свое умения работать со стихами большого размера. По-видимому, для большинства детей (67 %) строфы в этом стихотворении оказались несвязанными между собой по смыслу, тем более, что язык произведения довольно сложен для детей 3-его класса.

Задание 2.

В индивидуальной беседе было опрошено 18 учащихся и получены следующие ответы:

1. а) справились с заданием - 17 %

б) не справились - 83 %

К удивлению, строчки, которые предлагали дети, не только были неправильными, но вообще не соответствовали постановке вопроса. Несмотря на то, что у детей было время все обдумать, ответы брались «с потолка». Таким образом, 83 % опрошенных не поняли содержание данного лирического стихотворения, хотя оно анализировалось на уроке. Возможно, дети не поняли выражений «самая легкая и самая тяжелая».

2. а) иллюстрация соответствует содержанию - 100 %

б) иллюстрация не соответствует содержанию - 0 %

Все правильно и однозначно решили нарисовать не один утес, а вместе с тучкой.

На вопрос: «Почему, ведь тучка описывается только в первом столбике?», дети давали приблизительно такой ответ: «Потому что именно после тучки утес стал плакать, о чем написано в остальной части стихотворения», т.е. идея довольно сложного произведения понята верно.

3. а) «Легла волнистыми коврами» - 4 %

б) «Вот север, тучи нагоняя» - 9 %

в) «Идет волшебница зима» - 69 %

г) «Пришла» - 14 %

е) «И рады мы проказам матушки-зимы» - 4 %

Ответы под подпунктами а) и б) - 13 % - говорят о поверхностном восприятии стихотворения, т.к. этими строчками описывается природа, но не передается главная мысль: радость от того, что пришла зима. Подпункты в) и г) показывают сложность выбора главной мысли в этом произведении. Она заключается в том, что в первых строчках стихотворения говорится о скором приближении зимы («идет»), а в следующих - о ее наступлении («пришла»). Поэтому частично правы и те, и другие (83 %). Но, конечно, выбор под подпунктом е) - самый верный, т.к. все стихотворение проникнуто радостью, восхищением перед красотой русской природы (и когда зима только идет, и, когда она пришла).

Итак, с первой частью задания справились единицы, вероятно не поняв вопроса, а не содержание. Тем более результаты второй и третьей части позволяют сделать вывод о способности учащихся понять, вникнуть в суть стихотворения.

Задание 4.

Анкетирование, проведенное среди 23 младших школьников, дало следующие результаты:

1. а) не нашли сравнений - 17 %

б) найдено одно сравнение - 30 %

в) найдено два сравнения - 36 %

г) найдены все три сравнения - 17 %

Анализ ответов показывает, что большинство детей не знают, что такое

сравнение, хотя им этот материал давался. Сравнения не просто не найдены, но вместо них написаны эпитеты и даже синонимы или антонимы к словам из стихотворения (56 %). Кроме того 61 % при ответе употребили слово «снег», о котором в стихотворении вообще нет речи. Это говорит о непонимании темы стихотворения.

2. варианты слов: количество

детей, которые:

а) волнистыми - 43 % а) нашли одно слово - 9 %

б) пухлой - 26 % б) два слова - 17 %

в) недвижною - 14 % в) три слова - 30 %

г) блеснул - 17 % г) четыре и более

слов - 22 %

д) пришла - 4 % д) ни одного слова - 22 %

е) повисла - 6 %

ж) рассыпалась - 9 %

з) дохнул - 13 %

и) волшебница - 48 %

к) пеленой - 30 %

Как можно видеть, дети выбрали 10 вариантов различных слов, без которых, по их мнению, стихотворение стало бы некрасивым. Из этих вариантов, три - имена прилагательные, все, какие есть в этом стихотворении. Однако только один человек назвал все эти три слова, 28 % назвали два прилагательных, 13 % - одно, и 39 % в своих ответах не указали имен прилагательных вообще. То есть школьники затруднились при нахождении эпитетов, с помощью которых лирические стихи и приобретают выразительность и красоту. Из фронтального опроса выяснилось также, что только один человек помнит определение эпитета. Но всё-таки имен прилагательных выбрали больше, чем глаголов. Радует то, что 48 % учащихся выбрали имя существительное «волшебница», без которого стихотворение, действительно, потеряло бы часть своей красоты. Таким образом, следует обратить внимание на терминологию учащихся, напомнить роль эпитетов в лирических стихах и почаще, при работе над ними, давать задание найти слова, без которых стихотворение потеряло бы красоту. Тогда не будет 22 % тех, кто не смог найти ни одного слова.

2. Вот какие слова, по мнению детей, говорят о звуках в этом же стихотворении:

а) завыл - 26 %

б) дохнул - 52 %

в) мороз - 13 %

г) не нашли таких слов - 9 %

Только 9 % учащихся не смогли выполнить задание. Совершенно верно большинство детей определили, что слова «завыл» и «дохнул» передают звуки. Но особенно интересным является ответ «мороз». А.С. Пушкин в стихотворении использовал много слов с буквой «р», тем самым передавая звук треска от мороза. Младшие школьники не знают о «звукописи», но треск был услышан и был определен его источник - мороз.

Таким образом, большинство детей с первой и второй частью задания не справились, т.е. не смогли найти изобразительные средства языка в предложенных произведениях. Но отлично выполнили третью часть задания. Тем не менее, необходимо обратить внимание на отсутствие у детей умения работать с языковыми средствами, об отсутствии понятийного аппарата.

Задание 5. Ответьте на вопросы.

В эксперименте приняли участие 23 школьника.

1. На данный вопрос не смог ответить никто. Были только даны два

предположения: это стихи о природе, это грустные стихи.

2. Были получены следующие ответы:

а) определить тему - значит рассказать, о чем стихотворение - 61 %

б) не могу ответить - 39 %

3. Вопрос был не понят, слово «образ» - неизвестно.

4. Определение рифме дали 78 % опрошенных.

Если также обратиться к выводу 4-го задания, то мы можем сделать вывод о том, что дети не владеют всеми необходимыми понятиями по данной теме.

Задание 6. Прочитайте стихотворения «Осень» А. Твардовского, «Осень» И. Бунина и «Рожь, рожь.» А. Твардовского.

Проанализировав 23 работы, мы пришли к заключению, что в них чаще всего указываются:

а) определения, характеризующие стихотворения: красивые, грустные, прекрасные, загадочные, добрые и др.

б) тема произведения: про осень, про природу.

в) краски: или которыми пользовался поэт, или, которые есть в природе.

г) размышления об авторах: поэты - знаменитые, хорошие, хотели, чтобы стихи понравились.

д) отношения к прочитанному: понравились, душа радуется.

е) качество стихотворения: много прилагательных, которые передают красоту, есть рифмы; когда читаешь, представляешь написанное, стихи передают настроение поэта.

ж) рекомендации по чтению: плавно, хорошо читать.

Таким образом, дети, не зная определения лирики (как указывалось в 6 задании), смогли выявить несколько общих черт, характерных для лирики. А именно: тематика стихотворений (про осень, природу), являющаяся одной из наиболее распространенных в школьных учебниках; наличие большого количества эпитетов («много прилагательных»); эмоциональность (грустные, загадочные стихи).

Задание 7. Прочитайте первые три строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», соблюдая все паузы и логические ударения.

Было индивидуально опрошено 12 учащихся.

Полученные результаты:

а) Соблюдены паузы, логические ударения, интонация верная - 25 %

б) Соблюдены паузы, логические ударения, неверная интонация - 42 %

в) Соблюдены логические ударения, верная интонация - 25 %

г) стихотворение прочитано неверно - 8 %

Как мы можем видеть, большинство учащихся неплохо справились с заданием: стихотворение прочитано или без ошибок, или с одной ошибкой. Самые распространенные из них - короткая, а не длинная, пауза на месте тире; «смазывание» последней строчки, отсутствие восклицательной интонации после тире. Однако в целом, уровень владения навыками выразительного чтения, высокий.

Задание 8.

Свои первые лирические стихотворения сочиняли 18 школьников (Приложение 3).

Стихи, представленные в Приложении 4 выбраны, благодаря своей оригинальности. В них выражены чувства, переживания учащихся. Другие стихи отличаются меньшей яркостью, хотя практически все юные поэты смогли передать свою неповторимость и индивидуальность через стихи.

Таким образом, мы выявили, что у большинства детей хорошо развито ассоциативное мышление; многие понимают содержание небольших стихотворений, но встречаются с трудностями при работе со стихами большого объема; уровень владения понятиями низкий; многими выполняются требования к выразительности чтения.

 

 

Заключение

 

Лирическая поэзия - важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Курсовая работа ставила своей целью - выяснить, каковы наиболее эффективные приемы анализа лирического произведения в начальной школе.

Для этого были решены следующие задачи:

1. Изложены теоретические основы изучения лирики в школе. В частности, была сделана попытка рассмотреть лирику, как вид искусства со своими особенностями. Были рассмотрены характерные черты лирических стихотворений, взгляд на лирику литераторов и методистов. На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н. Овсянико-Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В. Кожинов.

2. Определены важные особенности восприятия лирических произведений учащимися данного возраста. В восприятии лирики особенно важна начитанность школьников, так как, постижение и понимание лирического текста впрямую зависит от уровня литературного развития. Ученики с низким уровнем понимания даже при верных эмоциональных реакциях (что, к сожалению, тоже бывает не всегда) не могут перевести их в понятийный план, то есть, оказываются не способными к интерпретации лирического текста. У развитых учеников при восприятии лирики превалирует личностное отношение к произведению. Работа воображения и осознание художественной формы - самые неосвоенные элементы восприятия при чтении лирики.

Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике работы над лирическими стихами, ведь без основ теории нельзя вести разговор о правильно поставленной работе над художественными произведениями.

3. Проанализировано современное состояние работы над лирическими произведениями в начальной школе.. В процессе анализа современных программ можно убедиться, что лирическкие стихи занимают в круге чтения младших школьников достаточное важное место, несмотря на то, что в силу особенностей этого возраста дети любят волшебные сказки, рассказы и повести из жизни своих сверстников, приключения, - словом, все то, что содержит увлекательный и яркий сюжет.

Ярко выявляется еще одна тенденция: мало лирических стихотворений для детей, относящихся ко второй половине XX века. Эта, практически современная нам эпоха, невероятно богата поэтами, создавшими новый фонд лирики для детей - И.М. Пивоварова, А.А. Шевченко, Г.В. Сапгир, В.Н. Орлов, В.Д. Берестов, Э.Э. Мошковская, Н.Н. Матвеева, Г.Я. Горбовский.

Выделены основные методические аспекты, на которые нужно обратить внимание в процессе анализа лирического произведения: это подготовка к первичному восприятию, анализ, организация обобщения.

Анализ лирического стихотворения в начальной школе всегда вызывает трудности, поскольку велика опасность упрощения, сведения разговора о лирике до бытового уровня. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности.

Поэтому при работе над лирическим произведением учителю необходимо помнить об эффективности методов и приемов. Если говорить о формулировке вопросов и заданий, то они должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения, вопросы должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним.

В процессе работы над произведением учитель может использовать и другие эффективные приемы: стилистический анализ текста, подготовка к выразительному чтению, устное словесное рисование, создание палитры настроения, сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему. А выбор анализа определяется особенностями стихотворения, возрастом учащихся, степенью овладения ими читательскими уменииями.

4. В приложении представлены таблицы, не вошедшие в основную часть работы, задания и конспект урока, в которых отражены разные приемы анализа лирического произведения.

В заключении, можно сделать вывод, что анализ лирического произведения - это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь решения, здесь нет готовых рецептов. На уроке важно не только следовать написанному плану урока, а, чутко прислушиваясь к ученикам, направлять их восприятие по пути постижения основной идеи стихотворения. Для этого учителю необходимо четко представлять себе, к чему он должен привести учеников, и, следовательно, отлично владеть системой приемов анализа художественного произведения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных