Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Точечные и повторные исследования




В зависимости от потребности в получении информации о статике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые (точечные) и повторные. Разовое (точечное) исследование дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент. Такую информацию именуют статической, поскольку она отражает как бы моментальный срез количественных параметров объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения.

Повторное исследование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии.

Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям являются сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию. Они представляют собой средство сравнительного анализа. Однако отличаются от сравнительных социологических исследований тем, что сравнительные исследования, например, могут проводиться на различных территориях или различных социально-демографических группах. Повторные исследования создают возможность для прогнозирования будущего состояния социального объекта.

К повторным исследованиям относят:

трендовое исследование — исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения. Важно запомнить, что и выборка в данном исследовании и инструментарий могут несколько изменяться.

Выделяют когортные тренды. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта – группа людей, в которой одно и то же событие произошло в одно и то же время), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследований выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты. Различают когорты возраста и когорты событий (столкнулись с одним событием – женились или вышли замуж в один и тот же год...). В когортных исследованиях, также как и в трендовых, и выборка и инструментарий могут быть подвергнуты некоторым изменениям.

Панельное исследование — исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени (ни инструментарий, ни выборка не меняются). Цель — анализ динамики событий. Позволяют отследить изменение мнения каждого конкретного респондента. Важно запомнить, что ни выборка, ни инструментарий меняться в панельном исследовании не могут.

Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, образование, профессия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.)

Существует такое понятие как «смертность панели». Суть – респондент не хочет / не может участвовать в дальнейшем исследовании. Он может уехать, заболеть, передумать и пр. недостаток такой ситуации состоит в том, что снижается количество респондентов, а значит и качество полученных данных.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как скорость протекания самих социальных процессов различна. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведения повторного исследования.

В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий). Если же моменты повторного обследования выбираются в зависимости от внутренних факторов развития изучаемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельном исследовании объектом обследования могут быть представители любых возрастных групп, то в лонгитюдных исследованиях исследуется и изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа. Корректность лонгитюдного исследования обусловливается единством программы и инструментария исследования, сохранением выборки в течение всего времени исследования и соответствия этой выборки генеральной совокупности. Исследователь опирается на изучение мнения одних и тех же людей. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии. Первым ввел его в психологию американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства, Гезелл Арнольд Луций (1880—1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста). Одним из первых разработал и реализовал программу лонгитюдного изучения на примере большого контингента одаренных детей американский психолог Льюис Термен (1877—1955). Позже лонгитюдное исследование проникло и в другие науки, в том числе в социологию, где оно понимается как неэкспериментальный тип исследования, при котором данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие один и тот же объект

Повторные социологические исследования при соответствующей организационной работе позволяют сформулировать новую форму получения социальной информации — социальный мониторинг. Социальный мониторинг представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. Теоретическое обеспечение функционирования системы мониторинга — это программа сбора информации, разработка форм представления и хранения этой информации. Техническое обеспечение мониторинга — это различные сети каналов связи, охватывающих все объекты наблюдения, крупный головной вычислительный центр, связанный с более мелкими вычислительными центрами на местах. При мониторинговой системе исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные обследования и экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Методологические проблемы проведения повторных исследований:

1. через какое время проводить повторные исследования?

2. можно ли вносить изменения в программу и инструментарий?

3. как формировать выборку?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных