Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика этнографических исследований




Термин «этнология» состоит из двух греч. слов «ethnos» - народ, «logos» – учение. Поэтому самое простое определение этой дисциплины звучит следующим образом: этнология – это наука о народах, их быте и культуре.

В сфере интереса науки лежит процесс развития и изменения народов. Поэтому ученые исследуют: 1. возникновение этносов (этногенез); 2. историческую эволюцию народов (этническую историю); 3. современную жизнь этносов; и 4. возможные пути их развития в будущем.

Вернемся к определению дисциплины: этнология изучает быт и культуру этносов.

Под бытом принято понимать устоявшиеся, привычные, традиционные формы личной и общественной жизни, которые регулярно повторяются. Это образ жизни. Формы быта у каждого народа очень разные. Быт противопоставляется событиям, которые происходят единожды или очень редко и их изучает историческая наука.

Понятие «культура» более сложное. Оно возникло от латин. сл. «colere» - возделывать, культивировать. Культура – специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Она охватывает все стороны жизни человека. Это понятие имеет много определений. Вот одно из них. Культура – это система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека. Каждый этнос обладает своей культурой.

Совокупность культурных черт, отличающих один народ от другого, получила название этничность.

Этнофором называется отдельный человек, являющийся носителем определенного этнического сознания.

Этническая культура содержит два уровня – профессиональный (формируется в процессе общественного разделения труда); традиционный (исторически эта культура более ранняя, но она же доминирует в социальной жизни вплоть до начала XX в.).

Упрощенно традиционную культуру часто представляют как совокупность жанров народного творчества: песни, сказки и прочее. Однако, это лишь видимая сторона традиции. Каждое проявление традиционной культуры (от детской потешки до погребальной церемонии) выражает мироощущение этноса, его философию.

Содержательная сторона традиционной культуры выражается через систему бинарных оппозиций. В представлении человека традиции, все, что его окружает (макрокосм) и сам человек (микрокосм) состоят из динамических, взаимосвязанных противоположностей. Их очень много, но все они сводимы к основным, наиболее высоким: жизнь-смерть, добро-зло, верх-низ, правое-левое, красное-черное, свет-тьма, свой-чужой, человек-нелюдь, начало-конец, мужчина-женщина, дитя-старик.

Эти оппозиции прослеживаются в любом культурном тексте от мифа до орнамента на одежде. Разберемся со словом текст. Культуру этнологи сравнивают с языком или книгой, а соответственно отдельные проявления культуры - обряд, песня, танец в таком случае подобны тексту, который состоит из отдельных предложений, те в свою очередь из слов-элементов. Причем в культуре нет случайных элементов (практически нет), каждый аспект культуры поэтому, может быть прочитан как текст, осмыслен.

Культура как текст использует для самосозидания самые различные средства:

- вербальные (песня, пословица, заговор…);

- средства-действия: обряд, ритуал, жест, танец…;

- предметные: полотенце…;

Цветовые и т.д.

Естественно в реальной практике расчленить культурный феномен на различные средства невозможно, они действуют слитно. Все выразительные средства нацелены на декларацию главной идеи, того самого скрытого народного мировоззрения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных