Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственные реформы «Избранной рады».




Предпосылкой для создания неофициального правительства послужили волнения 1547 г., получившие название Московского восстания. Ивану IV в это время было всего 17 лет. Причиной восстания стало обострение социальных противоречий в 30-40 годы. В это время очень ярко проявился произвол бояр в связи с малолетством Ивана IV. Тон задавали князья Глинские, так как матерью венценосного мальчика была Елена Васильевна Глинская.

В широких народных массах росло недовольство непомерными налогами. Толчком для восстания послужил пожар в Москве в конце второй декады июня месяца. По масштабам этот пожар был огромен, он нанёс непоправимый урон имуществу москвичей. Озлобленные люди вышли на улицы столицы 21 июня 1547 г.

Разъярённая толпа растерзала всех попавшихся под руку князей Глинских. Возмущённый народ начал искать молодого Царя, но тот уехал из Москвы, укрывшись в селе Воробьёво (Воробьёвы горы, в годы Советской власти носили название Ленинские горыозмущённый народ начал искать молодого Царя, но тот уехал из Москвы, укрывшись в селе Воробьёво ()).

Государь вышел к народу, ему удалось уговорить народ успокоится и разойтись. Тем временем по приказу Ивана IV в Москву были стянуты войска, целью которых был арест зачинщиков восстания. В результате чего многие из них были казнены.

Именно поэтому Царь и собрал вокруг себя прогрессивно мыслящих людей. Таким образом, в 1549 г. Избранная Рада начала свою работу по реформированию государственного устройства в Московском царстве.

Избранная рада была выражением компромисса между разными слоями господствующего класса в начале правления Ивана IV. Это был небольшой круг приближённых царю лиц, точный состав которого не вполне ясен. Само выражение «Избранная Рада» было употреблено бывшим её участником князем А.М.Курбским в одном из его посланий к Ивану Грозному.[1]

В составе «Избранной Рады» оказались представители: служилых людей, каким был А.Ф.Адашев выходец из незнатных, но крупных землевладельцев, представители духовенства, какими были митрополит Макарий и духовник царя, протопоп кремлёвского Благовещенского собора Сильвестр, из княжеско-боярской знати, какими были молодой князь Андрей Курбский и князь Михаил Воротынский, представитель придворной администрации И.М.Висковатый, и др. Рада не была официальным государственным органом, но, фактически, в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени Царя, по этому решения его приравнивались к Царской воле.

Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549 г., фактически, первого Земского Собора – высшее сословно-представительное учреждение в России с середины XVI – по конец XVII вв. В литературных памятниках XVII в. такой Собор часто называется «Советом всея земли». Появление Земских Соборов было результатом объединения русских земель в единое государство, роста политического значения дворянства и верхов посада.

По своей структуре Земский Собор в России приближается к сословному представительству Западной Европы, но в отличие от них, он имел только совещательное значение, а не законодательное (за редкими чрезвычайными исключениями). Решения Земского Собора лишь тогда принимали силу закона, когда в его работе принимали участие Боярская Дума во главе с Царём.

Земский Собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах ранее. Первый Земский Собор включал в себя членов Освящённого Собора (Высшее духовенство), Боярской Думы (удельные князья, бояре), государева двора, выборных от провинциального дворянства и богатых горожан. Заседания Собора проходили по чинам, решения фиксировались как единогласные. Собор состоял как бы из двух палат: Первая – бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; Вторая – воеводы, княжата, Дети боярские, большие дворяне. Совещание продолжалось два дня. Было проведено три выступления Царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской Думы.

Этот первый Земский Собор был назван «Собором Примирения» и ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию через создание центрального сословно-представительного учреждения, в составе которого значительно возросшую роль играли дворяне. При этом феодальная аристократия должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служилого люда. Собор принял решение о составлении нового Судебника.

В связи с тем, что в феврале 1549 г. было решено «давать суд» если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев или дворецких, создается Челобитная изба. В неё поступали челобитные на имя Государя, здесь же по ним принимались решения. Челобитная изба была своего рода апелляционным ведомством и контрольным органом, надзирающим над другими правительственными учреждениями.

Одновременно с «Собором Примирения» проходит заседание и Церковного Собора, в процессе которого было установлено церковное празднование 16 святых и рассмотрены их жития. В условиях роста реформационного движения, церковь, канонизацией своих видных деятелей, стремилась укрепить свой падающий авторитет.

1549 г. был годом активного наступления на особенные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549 г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.

В дальнейшем в Соборах участвовали представители черносошного крестьянства и торгово-ремесленного посадского населения.

Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой, в которой указывались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. Выборы представителей на Земские Соборы (количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек) проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определённых чинов. Выборные созывались рассылкой грамот по городам, которые, со своими уездами, составляли избирательные округа. В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а так же люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Этот протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ. Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платили. Заседания Соборов могли проходить годами, поэтому выборным было чрезвычайно важно запастись всем необходимым.

Каждый Земский Собор открывался службой в Кремлёвском Успенском Соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего проходило торжественное заседание Собора в полном составе. Царь произносил речь и ставил задания. После начинались совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по основным вопросам проходило в специальных палатах. Нередко в конце Земского Собрания устраивалось совместное заседание всего Собора. Обычно решения принимались единогласно. При закрытии Собора Царь давал торжественный обед для выборных.

Компетенция Земских Соборов была довольно широкой. Известна роль Земских Соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления, церковного устроения в годы раскола. Имелось, также, и формальное право законодательной инициативы, однако до 1598 г. все Соборы были совещательными (после смерти Царя Фёдора Ивановича, то есть, после пресечения царствовавшей линии Рюриковичей, стали созываться «избирательные» Соборы. 14 февраля 1598 г. Земский Собор избрал Царём Бориса Годунова, в 1613 г. – Михаила Романова, в 1682 г. (на последнем Соборе) был утверждён Царём Пётр I совместно со старшим братом Иоанном V).

После февральских Соборов правительственная деятельность в 1549 г. развернулась в различных областях. Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С.Пересветова[2], защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, - вот некоторые из предложений этого «воинника» - публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений, с целью выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении земельный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

Так уже в 1550 г. начала проводиться военная реформа. Стали формироваться стрелецкие войска. Это была гвардия, в задачу которой входила охрана Государя. Сначала их насчитывалось всего 3 тысячи человек, со временем стрельцов стало значительно больше. А конец таким воинским подразделениям положил Пётр I в 1698 г. Таким образом, просуществовали они почти 150 лет.

Был наведён порядок в воинской повинности, выделилось две категории служилых людей: Первая категория – бояре и дворяне, то есть все люди благородного происхождения должны были служить в армии или на какой-либо иной государственной службе (Только родившихся мальчиков сразу же записывали на военную службу, годным к ней он становился с 15-ти лет). Служили все, в противном случае, независимо от возраста, мужчины считались «недорослями» (Такое прозвище была крайне постыдно).

Вторая категория – простолюдины, взятые на службу «по прибору» или набору. Это стрельцы, казаки, ремесленники, связанные с изготовлением оружия.

Военные тех лет жили не в казармах, им выделялись земельные наделы и личные дома. Образовывались целые военные поселения. В них военнослужащие жили обычной размеренной жизнью: сеяли, пахали, собирали урожай, женились, растили детей. В случае войны всё мужское население становилось под ружьё.

В русской армии служили и иностранцы. Это были наёмники, численность которых никогда не превышала пары тысяч человек.

Серьёзному реформированию была подвергнута вся вертикаль власти. Был установлен жёсткий контроль над местным самоуправлением. Содержать его стало не население, а государство, после чего последовало введение единой государственной пошлины, взимать которую могло только государство. Для землевладельцев был установлен единый налог с единицы площади.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он, по сути, явился развитием Судебника Ивана III 1497 года[3]. Судебник исходил из старой системы управления и суда на местах, но при этом ограничивал власть наместников и волостелей, сокращая их полномочия в суде и усиливая контроль над ними со стороны Царской администрации. Судебник отменял торговые привилегии феодалов и передал право сбора тамги (основной торговой пошлины) Царской администрации, что отвечало интересам верхушки купцов и ремесленников. Отменялись податные льготы монастырей, что ослабляло материальную базу Церкви и укрепляло центральную власть. Судебник подтвердил Юрьев день и увеличил размер «пожилого», что означало дальнейшее закрепощение крестьян.

По инициативе Ивана IV в январе-мае 1551 г. состоялся Церковный Собор. Его решения сведены в 100 глав, по этому, он вошёл в историю под названием «Стоглавого». На Соборе Царь призвал присутствующих одобрить новый Судебник и другие реформы. Стоглавый Собор унифицировал богослужение и все церковные обряды, признал общерусскими 50 «местно-чтимых» угодников и оформил единый для всего государства пантеон святых, а так же поставил задачу улучшить нравы духовенства.

Избранная Рада большое внимание уделяла кадровой политике. Была создана так называемая «Дворовая тетрадь». В ней записывались государевы люди, которых можно было назначать на различные высокие должности: дипломатические, военные, административные. То есть человек попадал в «обойму» и мог перемещаться с одного высокого поста на другой, принося везде пользу государству. В последствии такой стиль работы с кадрами скопировали коммунисты и создали партийную номенклатуру.

Центральный государственный аппарат был значительно усовершенствован. Появилось много новых приказов (министерств и ведомств, переводя на современный язык), так как функции местной власти перешли к чиновникам центрального аппарата. Помимо общегосударственных приказов возникли и региональные, курировавшие определённые территории и отвечающие за них.

Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение Губной реформы. 27 сентября 1549 г. Был выдан Губной наказ крестьянам Кирилова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа Детей боярских.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые Московский Великий Князь давал своим боярам и вольным слугам, «приказывая» им ведать какую либо отрасль дворцового хозяйства и управления. Изначально, приказ - это частное поручение, а не орган. Но в XVI-XVII вв. эти «единоличные поручения» превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов». Вместе с приказом ведать дело они получили определённые полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти Царя и были от неё неотделимы.

Причина появления приказов – централизация. Это были учреждения московского порядка со строгой вертикальной структурой. Особенностью приказов была их публичность. При присоединении удела Князя к Москве, территория его удела превращалась во «дворец», куда посылался дворецкий – наместник Великого Князя Московского. Удельный же Князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьёй. Вокруг такого наместника (дворецкого) образовывался круг ближайших помощников, позже составлявших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы.

История создания приказной системы начинается на рубеже XV-XVI вв., когда только начинают складываться её основы. При Иване III и Василии III уже действую некоторые территориальные приказы: «Чети» или «Четверти»; и некоторые отраслевые приказы: «Казенный», «Разряд». Время Ивана Грозного – время рассвета приказного строя Московского государства. Этому способствовали реформы внутреннего управления, проводившиеся Царём.

Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были Судами для лиц в подведомственных им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранцы в Иноземном приказе и т.д. Приказы, являясь административными органами, рассматривали дела, порученные их надзору, самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы.

По составу приказы представляли собой следующую систему:

Приказ возглавлялся судьёй, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трёх, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа.

Также, во многих приказах во главе стояли дьяки, назначавшиеся не из бояр, а из грамотных и неродовитых служилых людей. Делалось это специально для того, чтобы противопоставить государственный аппарат боярской власти и её влиянию, то есть, приказы служили Царю, а не родовитой знати, у которой были свои интересы, часто расходящиеся с государственными.

Структурно приказы разделялись на «Стволы» и «Повытья». В каждом приказе или судной избе было два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Так же, там были подьячие – помощники дьяков, их количество колебалось от 20 – до 50, в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело, дьяк эти грамоты подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами, грамота была защищена от подделки.

Время от времени приказы подвергались ревизии по указу Государя. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукой дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.

Серьёзной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одним и тем же делом могли ведать несколько приказов. В результате в Московском Царстве было довольно много коллизий.

Приказы классифицировались по группам: 1) Финансово-казённая – это прежде всего приказ Большого Дворца (первое упоминание – 1547 г.). Его главной функцией были не финансы, а Суд. Этот приказ, также, ведал Гербовым сбором и рядом других налогов. И Казённый приказ или приказ Большой Казны (первое упоминание – 1578 г.). В ведомстве этого приказа был Монетный Двор. Казенный приказ заведовал государственным золотом и иным запасом.

Приказ Большого Прихода, Счётный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая Четверть и прочие приказы, практически каждый приказ ведал своей статьёй доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казённого управления.

2) Судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного приказа (первое упоминание – 1539 г.) подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ включал в себя и чисто полицейские функции. Московский и Владимирский приказы – исключительно сословные учреждения. В Московском приказе судилась элита, «Московских чинов люди», во Владимирском – все остальные. Челобитный приказ (первое упоминание – 1571 г.) также являлся судебным приказом. Он являлся необходимой инстанцией перед Верховной Апелляционной инстанцией, которой была Боярская Дума. Нередко челобитья из него разбирал сам Царь. Челобитный приказ, также, являлся Высшим Административным Судом России, т.е. – это высшая отраслевая судебная инстанция, до него, тяжущийся должен был пройти Суд в низших инстанциях.

3) Полицейские приказы: Полиция – забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ (первое упоминание – 1516 г.), приказ Житны, Аптекарский и ряд других.

4) Приказы по военному делу: Разрядный приказ (первое упоминание – 1535 г.) – аналог генштаба, Стрелецкий приказ, Рейтарский, Иноземный ведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный (первое упоминание – 1511 г.) ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный приказ (первое упоминание – 1573 г.) отвечал за изготовление конской сбруи, доспехов, луков и стрел. Казачий приказ.

5) Приказы иностранных дел: Посольский приказ (первое упоминание – 1567 г.) – в его ведении состояли иностранцы. Этот приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским Патриархом. Также он ведал некоторыми городами: Касимов, Романов, уезд Великая Пермь. Печатный приказ отвечал за хранение государственной печати, которую прикладывали к государственным актам, посылаемым за границу. Полоняночный приказ состоял в подчинении посольского приказа, ведал всех военнопленных, равно как и денежный сбор на их выкуп (существовал с 1663 г. по 1678 г.). Панский приказ.

6) Областные приказы: Это чети и четверти, появившиеся в результате проведения централизации. При этой реформе, уделы начали дробить, сначала на уезды, потом волости, станы, вплоть до отдельных общин и деревень. Наследники получают уже не уделы, а части бывших территорий уделов. Из остатков этих уделов составляются особые территориально-податные единицы – чети и трети. Чети именуются по именам дьяков, позже (с упразднением наместничеств) появляются территориальные чети: Костромская, Устюжская, Новгородская и др. Наряду с четями существовали дворцы: Казанский дворец, Мещерский и т.д. Их отличие от четей в том, что они были инкорпорированы силою оружия или общим согласием, как например Малороссийский приказ.

7) Приказы государственно-церковного управления: Патриарший разряд, Приказ Церковных дел, Патриарший Двор, Монастырский приказ - ведал судом над церковными властями.

8) Группа приказов, выделенная а отдельную группу – приказы, созданные по случаю решения какой-то одной проблемы: Панихидный приказ, ведавший отправлением панихид по умершим Царям. Также существовали Приказ Немецких кормов, Приказ Государя Тайных дел (первое упоминание – 1658 г.) – был лично подчинён Царю, занимался слежкой за высшими должностными лицами государства, также ведал многочисленными церковными делами. В Приказе Тайных дел служили дьяки «в государеве имени», имевшие право подписывать указы за Царя. Но это не означало что они могли издавать законы, просто, таким образом, они оформляли частную волю Царя, облекая её в письменную форму. Во многом Приказ Тайных дел можно считать органом эпохи абсолютизма. Монастырский приказ (первое упоминание – 1649 г.) - ведал управлением церковных земель, являлся первым шагом к постепенной секуляризации церковных земель.

Также, классификация делила приказы на постоянные (Посольский, Большия Казны, Разряд) и временные (Доимочный и Тайных дел, упразднёные после смерти Алексея Михайловича, Даточный).

Во внешней политике Избранная Рада ориентировалась, в первую очередь на восток. К Московскому царству были присоединены Астраханское и Казанское ханства. На западе в зону государственных интересов попала Прибалтика. 17 января 1558 г. началась Ливонская война. Некоторые члены неофициального правительства выступили против неё. Но война, всё же, затянулась на долгих 25 лет, что послужило причиной тяжелейшего экономического кризиса (1570-1580 гг..), который получил название «Порухи».

В 1560 г. неофициальное правительство было расформировано. Причиной стали разногласия между его членами и Иваном Грозным. Копились они долго, а их начало лежит в непомерном властолюбии и амбициях Московского Царя.

Ивана IV стало тяготить присутствие рядом с ним людей, имеющих самостоятельные и независимые взгляды. Пока власть Царя была слабой, он терпел реформаторов и во всём их слушался. Но благодаря грамотным преобразованиям, центральный аппарат очень сильно укрепился, Иван Грозный вознёсся над боярами и стал настоящим самодержцем. Избранная Рада начала ему мешать.

Реформы Избранной Рады сделали своё дело – больше она была не нужна. Царь стал искать повод, чтобы отдалить от себя бывших друзей и преданных помощников, а так как отношения Сильвестра и Адашева с ближайшими родственниками первой и любимой царской жены – Анастасии Захаровой-Юрьевой были напряжёнными, когда она умерла, Иван IV обвинил бывших любимцев в пренебрежительном к ней отношении.

Внешнеполитические разногласия, обострённые Ливонской войной, усилили эту конфронтацию между Царём и Избранной Радой. Но самыми серьёзными стали внутриполитические конфликты. Реформы Избранная Рада проводила очень глубокие, рассчитанные на десятилетия, но Царю же были нужны немедленные результаты. А так как государственный аппарат был ещё слабо развит, он не умел быстро и эффективно работать.

По этому Царь посчитал, что на данном этапе развития все недостатки и недоработки центральной власти мог «исправить» только террор. Иван Грозный и пошёл этим путём, а реформы Избранной Рады стали казаться ему отсталыми и неэффективными.

В 1560 г. был сослан в Соловецкий монастырь Сильвестр. Адашев с братом Даниилом отправились по Царскому указу воеводами в Ливонию, где вскоре и были арестованы. Адашев умер в тюрьме, а его брата казнили. Так как князь Курбский, возглавлявший русские войска в Ливонии, находился в дружеских отношениях с Адашевым, то понимал, что его тоже ждут опала и казнь. И в 1564 г. он бежал в Великое Княжество Литовское, а затем завязал гневно-обличительную переписку с Иваном Грозным[4].

Таким образом, падение Избранной Рады послужило началом одному из самых жутких периодов русской истории – Опричнины.

Если подвести итог второму периоду реформ «Избранной Рады», то придётся отметить, что в 1550-1560 годах правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельный вопрос, за счёт ликвидации монастырского землевладения, поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовый аппарат власти с Боярской Думой во главе вынужден был уступить свои позиции Дьяческой Приказной Администрации. Уложением о службе и другими военными реформами строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окружённая дворянством.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных