Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменения в российском законодательстве в период правления Ивана IV




Большие сдвиги происходят в развитии права. Создаются крупнейшие законодательные сборники, активно развивается текущее законодательство.

Важным источником права в этот период является Судебник 1550 г. (в истории он также получил название «Царского судебника»). Он представлял собой редакцию Судебника 1497 г. В нём отразились изменения в российском законодательстве в период с 1497 – по 1550 года.

К источникам, содержавшим главным образом нормы церковного права, а также некоторые нормы гражданского, семейного, уголовного права, относился, так называемый, Стоглав 1551 г. – собрание постановлений Стоглавого Собора[11].

Значительный интерес представляет в этот период такой источник права, как уставные книги приказов[12]. Институт землевладения характеризуется сближением правового режима вотчин и поместий. Поместье, как форма землевладения, приобретает черты земельной собственности, поскольку право распоряжения им расширяется.

Существенно расширяется система преступлений и система наказаний. На первое место всё более выступают террористические формы процесса. По мере развития государства, всё разнообразнее становились меры наказания, одновременно они всё более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания являлось устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни считались: отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе наказаний занимала квалифицированная смертная казнь. Одной из самых тяжких мер наказания являлось закапывание живьём в землю. Применялось оно к жене, совершившей умышленное убийство мужа. К квалифицированным видам смертной казни также относились: сожжение, заливание в горло расплавленного олова или свинца, четвертование, колесование. Широко применялись членовредительские болезненные наказания – отрезание носа, уха, руки, избивание кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка. Штраф, который ранее применялся часто, занимал уже незначительное место среди мер наказания.

Процессуальное право: В законодательстве того времени всё ещё отсутствовало чёткое разграничение между гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным правом. Однако различались две формы процесса – состязательный (Суд) и следственный (розыск), причём последний приобретает всё большее значение.

По делам о религиозных преступлениях, а также по многим имущественным преступлениям против личности, процесс был розыскным. По этим делам велось предварительное следствие, которое, однако, не получило в то время чёткого выражения в правовых нормах. Расследование большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов по доносам (особенно по политическим делам), жалобам потерпевших (разбой, кражи и др.). По наиболее важным государственным преступлениям расследование начиналось непосредственно по указанию Царя.

Предварительное следствие сводилось главным образом к производству неотложных действий (задержанию подозреваемого, аресту и др.). При розыске широко применялись повальный обыск и пытка.

В январе 1555 г. Боярская Дума приняла законодательный акт о разбойных делах (такие законодательные акты тогда назывались «Приговорами Боярской Думы»)[13]. В нём подчёркивалось то, что основные доказательства по разбойным делам должны добываться при помощи пытки и повального обыска. Под повальным обыском понимался опрос окольных людей (не свидетелей) о личности подозреваемого или обвиняемого, они давали оценку личности (хороший или плохой человек, преступник или нет). Особое значение это имело при признании подозреваемого «известным лихим человеком», т.е., наиболее опасным преступником, систематически совершавшим преступления. Устанавливалось правило, при котором данные повального обыска имели конкретные юридические последствия. Если большинство опрошенных признавали лицо «известным лихим человеком», то дополнительных доказательств не требовалось. К нему применялось пожизненное тюремное заключение. Если при тех же условиях так высказывалось квалифицированное большинство (две трети), то применялась смертная казнь.

В августе 1556 г. Боярская Дума приняла Приговор о губных делах[14]. В нём определялся исчерпывающий перечень лиц, подлежавших опросу. К ним относились только добрые люди: светские и духовные феодалы, зажиточная часть посадского населения и чёрно-тяглового крестьянства. Число участников повального обыска увеличилось до 100 человек (раньше в законодательных актах предусматривалось вначале 5-6 человек, а позднее 10-20 человек).

В законодательстве регламентировались основания и порядок применения пытки по религиозным, государственным и другим преступлениям. Большинство гражданских дел и некоторые уголовные, главным образом частного обвинения, рассматривались в состязательном процессе. Он начинался и прекращался по воле сторон, которые представляли доказательства в обоснование своих требований.

Продолжается развитие системы формальных доказательств, характерной для феодального права. В законодательстве определялись значение и сила конкретных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные, на полные и неполные. Суд при оценке доказательств был связан требованиями закона. Царицей доказательств считалось признание обвиняемого или ответчика.

В состязательном процессе большое значение имели такие доказательства, как «ссылка из виноватых» и «общая ссылка». При «ссылке из виноватых» стороны по договорённости ссылались на группу свидетелей. Если хотя бы один из свидетелей давал показания, противоречащие утверждениям стороны, то последняя автоматически проигрывала дело. При «общей ссылке» обе стороны ссылались на одного свидетеля, условливаясь, что его показания будут решающими для дела. В качестве доказательства сохранялась присяга.

Интересно заметить, что борьба с должностными злоупотреблениями с коррупцией занимала огромное место на протяжении всей деятельности правления Ивана IV. Применение термина «коррупция» в данном случае достаточно уместно. Сам термин, как явление им обозначаемое, был широко распространён в Древнем Риме. Коррупция – это буквально порча. Но не просто порча – это порча государственного аппарата, когда государственные чиновники используют своё положение во вред интересам общества и правам отдельных людей и делают это из личных, корыстных побуждений. Два основных проявления коррупции – это прямые взятки и круговая порука должностных лиц, то есть система, когда господа управленцы оказывают друг другу взаимные услуги, прикрывают друг друга. Прикрывают друг друга, чаще всего, высшие должностные чины, как в центре, так и в регионах[15].

Иван IV хорошо представлял себе механизм коррупции, не случайно, Судебник 1550 года[16] содержит статьи, предусматривающие наказания несправедливым судьям и лихоимцам-чиновникам.

В первые годы правления Ивана IV были созданы постоянные органы управления каким-то определённым видом государственной деятельности – приказы. Эти приказы в начале XVIII века, при Петре I, будут реорганизованы в коллегии, а вначале XIX века, при Александре I, последние будут реорганизованы в министерства. Но сам принцип государственных ведомств восходит к Ивану IV.

Функции высшего государственного органа, своего рода Госсовета или Сената, выполняет Боярская Дума, в которую входили представители знатных родов. Следует заметить, что этот орган существовал до Ивана IV, и в первые годы правления Ивана Васильевича, роль Думы была достаточно значительной. В определённом смысле Боярскую думу можно сравнить с Верхней Палатой Английского Парламента – Палатой Лордов, представителей высшей родовой аристократии Англии. Но в Английском Парламенте ко времени правления Ивана IV всё большую роль играла Нижняя Палата Парламента – Палата Общин, в которую входили избранные представители сословий - дворянство, купечество, духовенство – то есть основных незнатных сословий. На Руси этой традиции не было. Можно вспомнить Новгородское Вече, и Вече других городов, но не было представительного органа, собираемого со всей Русской земли. А при Иване IV было положено начало такому органу. Речь идёт о Земских Соборах, первый из которых был созван Иваном Васильевичем в 1549 г. Земские Соборы достаточно регулярно будут проводиться в XVII веке, и в этом же веке многие участники этих соборов действительно будут избираться от разных городов и регионов России. На Земском Соборе 1549 г. представители были не избраны своими сословиями, а отобраны, приглашены от имени Царя. Но всё же в Соборе участвовали представители помещиков, духовенства и купечества. Сам факт приглашения Царём представителей незнатных сословий для совета по важнейшим государственным делам можно посчитать важнейшей социальной реформой в сфере внутренних социальных преобразований, проведённых Иваном IV в первые годы его правления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных