Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды, значения, функции морфем. Морфологические и неморфологические способы образования слов в русском языке. Соотношение принципов морфемного и словообразовательного анализа.




Основная единица морфологического яруса - морфема - представляет собой более высокое по своей организации явление, чем фонема. Главная особенность морфемы заключается в том, что она является первой двусторонней единицей языка или полноценным знаком. Понятие морфемы ввел И.А. Бодуэн де Куртене. Он объединил в этом понятии понятия корня, суффикса, приставки, окончания. Морфема - это минимальная значащая часть слова.

Условием для выделения морфемы является ее повторяемость в составе разных слов. Иными словами, для того, чтобы выделить морфему, мы должны обнаружить ее в разных словах. Например, при сравнении слов печник, дворник, охотник, лавочник, лыжник мы приходим к выводу о том, что в русском языке существует морфема - ник со значением «лицо, признак которого назван в соседней, предыдущей морфеме».

Функции разных типов морфем

Морфемы - значимые части слова. Они могут выполнять внутри слова разные функции. В русской грамматической традиции принято выделять три вида морфем в соответствии с их ролью: корневые, словообразовательные и словоизменительные.

1) Корневые морфемы а) несут на себе основную часть смысловой нагрузки слова. Корень указывает на б) связь слова с родственными словами, в) на его происхождение. Так, в составе слов трава, травка, травушка, травянистый, травниклегко и отчетливо выделяется морфематрав.Наличие в слове корня является обязательным условием. Если в слове всего одна морфема это и есть корень. Например:там, очень, шоссе, нет, хлоп.

2) Словообразовательные морфемы (префиксы и суффиксы) служат для формирования новых слов. Корень вместе со словообразовательными морфемами составляет морфологическую основу слова. Основа слова уже целиком содержит лексическое значение и остается неизменной при образовании форм слова.

3) Словоизменительные морфемы выполняют грамматические функции:

а) относят слово к тому или иному грамматическому классу, например, части речи;

б) придают слову необходимую в данном контексте форму, с помощью них образуется словоформа - стол; стола; столом

в) связывают слово с другими словами - высокое дерево.

Морфологические и неморфологические способы словообразования

Неморфемный называется способ образования новых слов, в котором в качестве словообразовательных средств используются ударение, порядок компонентов, сращения, изменения значения и др. К неморфемным способам образования относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический.

Морфемным называется способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательных средств используются морфемы- суффиксы, приставки, постфиксы, основы. Морфемный способ словообразования вкл.в себя несколько разновидностей: 1-приставочный способ-образ.нов.слова путем присоединения приставки; 2-суффиксальный способ-присоединения суффикс; 3-приставочно-суффиксальный способ; 4-постфиксальный способ –присоединения к производящей основе постфикса; 5-приставочно-постфиксальный способ; 6-бессуффиксный способ.

Морфологические способы:

I.Аффиксация

1)Суффиксация:

а) материально выраженная суффиксация (каменный, записка, обедать); б) нулевая суффиксация (бег, бездарь, дичь, синь, перелет).

2) Префиксация (переделать, пригород, некрасивый).

3) Постфиксация (где-нибудь, мыться, целоваться, запасите).

4) Префиксация в сочетании с суффиксацией, в том числе и нулевой (пасынок, подстаканник, проседь, безволосый).

5) Префиксация в сочетании с постфиксацией (разбежаться, нагуляться).

6) Суффиксация в сочетании с постфиксацией (гордиться, нуждаться).

7) Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией (осмелиться, перешучивагься, проштрафиться).

II. Сложение

8) Чистое сложение (домохозяйка, первоисточник, слепоглухонемой).

III. Сложение с аффиксацией

9) Сложение в сочетании с а) материально выраженной суффиксацией (четверостиши[j]е, пятилетка, сельскохозяйственный), б) нулевой суффиксацией (длиннорукий, пароход, небоскрёб).

10) Префиксально-сложный (оплодотворить, умиротворить).

11) Префиксально-суффиксально-сложный (повсеместный, втридорога).

12) Сложносоставные слова занимают промежуточное положение между производным словом и словосочетанием (плащ-палатка, Иван Сергеевич Тургенев, сто двадцать пять).

 

Неморфологические способы

1) Морфолого-синтаксический способ (конверсия, транспозиция)— образование нового слова путём смены принадлежности к части речи. Это может быть субстантивация (столовая, больной, командировочные), адъективация (первые номера сборной), прономинализация (в данной ситуации) и т.д. В некоторых случаях здесь затруднительно провести грань между синхронным и диахроническим словообразованием. Так, например, адвербиализацию обычно рассматривают как морфологический способ (сначала, боком).

2) Лексико-синтаксический способ (сращение, слияние)— образование главным образом адъективных дериватов на базе сочетания слов (вечнозеленый /вечно зелёный/, вышеуказанный /выше указанный/, фосфорсодержащий /фосфор содержащий/). Сращение в сочетании с суффиксацией (немогузнайка /не могу знать, никчемный, сногсшибательный) представляет собой смешение морфологического и неморфологического способа.

3) Аббревиация— образование аббревиатур (ит.abbreviatura сокращать ← лат.brevisкраткий) и сложносокращенных слов:

а) инициальный тип с подтипами (БГПУ, ДТП — буквенный; ГОСТ, вуз — звуковой; ЦСКА — буквенно-звуковой);

б) слоговой тип с подтипами (спецфак, завлаб — чистослоговой; зарплата, сберкасса — слог + слово; завуч, сельпо — инициально-слоговой); в) начально-конечный тип (телескопический) — первая часть слова представляет собой инициальный или слоговой тип, а вторая конец (иногда начало + конец) второго (третьего) мотивирующего слова (мэрон — малоэластичный капрон, эсминец —эскадренныйминоносец)1;г) усечение — так называемые усеченные слова образуются путем усечения производящей основы независимо от границ морфем (универ, зам, видик, бесхозный).

4) Лексико-семантический способ — образование слов путем распада полисеманта на омонимы (боров «самец свиньи» и боров «горизонтальная часть дымохода у печи», колода, пионер). Последний способ всецело принадлежит к области диахронического словообразования, поэтому рассматривать его в рамках синхронии нецелесообразно.

Способы словообразования можно структурировать и другими способами. Например, словообразование делят на словопроизводство (используются аффиксы), словосложение (участвует две и более полнозначные единицы), транспозицию (переход слов из одной части речи в другую) и аббревиацию (сокращение исходного словосочетания).

Морфемный анализ слова имеет своей целью установить морфемный состав слова, выявить его морфонологическое строение на современном этапе развития языка. Чтобы правильно проанализировать строение слова, нужно установить значение и роль морфем. Это позволит преодолеть так называемую этимологическую рефлексию – стремление выделить в слове такие элементы, которых в нем нет, но которые прежде существовали. При морфемном разборе должны соблюдаться следующие правила: 1) слово рассматривается с учетом его семантики и, следовательно, связи с родственными словами (семантический фактор), 2) слово рассматривается как единица, способная изменяться (грамматический фактор), 3) при вычленении морфем привлекаются для сравнения одноструктурные слова, имеющие ту же модель, что и анализируемое слово, 4) выделив основу и вычленив все морфемы, определяют формо-словообразующие и словоизменительные аффиксы, алломорфы и варианты морфем. Основные принципы морфемного членения являются общими для всех типов слов. Они могут варьироваться, конкретизироваться в зависимости от структурного типа слов. В частности, полностью не совпадает анализ чисто суффиксальных слов и префиксально-суффиксальных образований, изменяемых и неизменяемых слов, простых и сложных слов; слов, имеющих связанный корень. Некоторые различия в морфемном анализе объясняются спецификой строения слов, относящихся к различным частям речи.

 

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке. Различают минимальный и полный словообразовательный анализ. При минимальном анализе в слове выделяется производящая основа и средство словообразования. При полном анализе выделяются все предшествующие звенья словообразовательной цепочки до установления исходного слова с непроизводной основой. Полный словообразовательный анализ, может проводиться по следующей схеме: 1) определить часть речи, к которой относится анализируемое слово, 2) выделить основу слова, 3) охарактеризовать вид основы: производная или непроизводная, 4) найти слово с производящей основой, которая мотивирует значение производной основы, 5) выявить, с помощью каких морфем образуется производная основа слова; указать значение словообразующих аффиксов, 6) определить способ образования слова, 7) указать особенности (если есть) исторических изменения в структуре слова, 8) указать (если есть) морфонологические особенности (явления морфемного шва), 9) указать, какие из аффиксальный морфем являются регулярными/нерегулярными, продуктивными/непродуктивными.

Словообразовательный анализ требует одинаково внимательного отношения к смыслу и к форме анализируемых слов. Часто внешне похожие образования имеют разное словообразовательное значение, разную словообразовательную структуру и относятся к разным словообразовательным типам (ср.: бунтовЩИК от глагола бунтовать и ковровЩИК от сущ. ковер с использованием интерфикса -ОВ-).

При словообразовательном анализе некоторых типов производных

слов необходимо учесть, что в системе русского словообразования значительное место занимают полимотивированные слова, обладающие несколькими словообразовательными структурами.

Морфемный и словообразовательный анализ слова необходимо различать, но следует помнить, что они связаны друг с другом. Их можно рассматривать как две ступени анализа структуры слова, где морфемный анализ – это первая, начальная ступень.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных