Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ведущие мотивы к здоровому образy жизни у учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата




Необходимостью реализации педагогического процесса, отличающегося целенаправленностью, по формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию посвящен этот раздел.

Было проведено исследование, целью которого узнать мнение специалистов в исследуемой нами области, чтобы определить современное состояние изучаемого нами вопроса. Использовался метод опроса, который позволил выявить:

1) Необходимо формировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию. Искать эффективные пути решения вопроса, т. к. эта тема хоть и актуальна, на в научной литературе недостаточно освещена. Использовать необходимые средства и методы, которые учитывают психофизические особенности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

2) Необходимо найти причины, почему на сегодняшний день в специальных (коррекционных) школах дети не могут заниматься самостоятельно физической культурой, хотя, как отметили специалисты, материально-техническая база дает возможность для занятий и сами дети четко понимают, что занятия им необходимы.

3) На сегодняшний день действительно существует проблема по формированию мотивации к здоровому образа жизни у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Для того, чтобы определить основные мотивы, направленные на здоровый образ жизни, а также уровень сформированности школьников и их отношение к физическому самовоспитанию, мы использовали методы тестирования и беседы.

Основные мотивы на здоровый образ жизни базируется на двух основных принципах. Первый принцип это деятельностный, т. е. мотив на здоровье создается через оздоровительную деятельность, формируются новые качества путем выполнения упражнений различной направленности, второй принцип возрастной, т.е. мотивацию на здоровый образ жизни следует начинать с самого детства.

У детей 13-14 лет чаще (в 88 % случаев) преобладает внутренняя сформированная мотивация на здоровый образ жизни, т. е. у 12 % школьников эта мотивация до сих пор не сформировалась. Скорее всего, это можно объяснить следующим. Дети, входящие в эту группу и посещающие специальную (коррекционную) школу в течение года, по состоянию здоровья освобождены от посещения уроков физической культуры.

Специалисты по физической культуре (78 %) правильно оценили знания учащихся в направлении здорового образа жизни и занятий физической культуры, они необходимы для здоровья. Но что касается дополнительных самостоятельных занятий после уроков, здесь мнение специалистов и детей отличаются друг от друга. Специалисты (76 %) считают, что дополнительные занятия необходимы, но только 58 % школьников хотят заниматься дополнительно (самостоятельно) после окончания уроков. Почему возникает такое несоответствие. Здесь, скорее всего, играет свою роль неустойчивая у учащихся мотивации к здоровому образу жизни, к физическому самовоспитанию. Также играет роль и отсутствие реальной государственной системы по вовлечению лиц, которые имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата, в дополнительную оздоровительную деятельность за пределами школы.

Из 35 детей (84 %), как занимающихся в системе дополнительного физкультурного образования (n=14), так и тех, кто только посещает уроки физической культуры (n=21) видят назначение здорового образа жизни и физического самовоспитания в приобретении и сохранении здоровья, овладении различными двигательными умениями и навыками, которые необходимы в течении жизни.

 

В начале учебного года

 

В конце учебного года

 

 

 

Рисунок 2.1 – Динамика ведущих мотивов у детей 13-14 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, не занимающихся дополнительно в секциях (n=21) в течение учебного года

 

Динамика ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся 13-14 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в течение учебного года представлена на рисунках 1 и 2.

В начале года основным мотивом занятий было получение удовольствия (66 %), в конце года он остался основным, но снизился до 58 %. Также в начале года мотив долженствования составил 14 %, к концу года этот процент практически не изменился (11 %). Мотив общения в начале и конце года составил соответственно 15 % и 14 %. Правда к концу года появился мотивы на результат и здоровье, но всего 8 % и 9 % соответственно.

У учащихся, посещающих в течение учебного года дополнительные секционные занятия и кружок ЗОЖ, мотивы занятий физкультурно-спортивной отличались своим разнообразием.

В начале года основными мотивами были удовольствие (51 %), общение (23 %), результат (11 %), здоровье (10 %) и мотив долженствования (5 %).

Картина изменилась к концу учебного года. Снизился процент детей, которые занимаются физкультурной и кружковой деятельностью только в удовольствие до 43 %, мотив общения практически не изменился и остался на уровне 22 %. Не было выявлен мотив долженствования. Мы это связываем с тем, дети в начале года пришли заниматься по решению родителей, а к концу года они стали получать удовольствие от занятий и общения. Зато увеличился с 10 % до 22 % мотив на укрепление здоровья, значит, дети в процессе обучения укрепили свою мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

 

 

Начало учебного года

 

Конец учебного года

 

Рисунок 2.2 – Динамика ведущих мотивов у детей у детей 13-14 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, занимающихся дополнительно в секциях (n=14) в течение учебного года

 

Таким образом, дети, которые посещали дополнительные секционные занятия, показали лучшую динамику ведущих мотивов по сравнению с детьми, которые посещали только школьные занятия. На наш взгляд это результат работы учителей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности.


Теоретическое и экспериментальное обоснование методики формирования мотивации к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию у детей 13-14 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

 

Управление движениями осуществляются под контролем центральной нервной системы и обеспечиваются физиологической активностью других систем организма, действующих согласованно в сложном взаимодействии друг с другом. Вообще это сложный процесс, состоящий из различных сложных уровней, где главная роль отведена аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системе [28, с. 45]. Признать действие соответствующим можно в том случае, когда возможным его последствием будут явления или состояния, из-за которых это действие человеку представляется желательным.

Процесс формирования мотивов и потребностей к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию предусматривает создание в специальном (коррекционном) учреждении необходимых условий, которые смогут побудить школьников к занятиям, помогут им осознать необходимость их дальнейшего саморазвития. Ключевым моментом процессов формирования мотивов является положение о создании для учащихся педагогических условий активизации мотивационной сферы любого ребенка, независимо от его способностей и физического [18, с. 52].

Мы предлагаем методику, которая опирается на основные положения системы воспитания: гуманизм, сотрудничество, личностно-ориентированное образование. В ней сделан на удовлетворение основных социальных потребностей детей: потребность в социальных связях, признание, самоуважение, учет индивидуальных психофизических особенности детей, связанныe с их oсновным заболеванием.

Наша методика направлена на здоровый образ жизни и физическое самовоспитание учащихся 13-14 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Основной составляющей представленной методики является деятельность учителей основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры по созданию педагогических условий, которые смогут удовлетворить желания детей 13-14 лет в укреплении социальных связей и их признания. Следует также отметить, что учителя по основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре всегда должны постоянно являть собой пример физически культурного человека, жизнерадостного и активного, достойного для подражания в одежде, в манере разговаривать, в поведении, в реакции на различные ситуации.

В основу методики положены четыре блока, каждый из них ранжированы по признаку степени самостоятельной активности ученика в осуществлении создания необходимых условий самостоятельной деятельности.

Компоненты методики:

1) Блок методических приемов по созданию для учащихся ситуаций успеха в процессе учебных занятий [2, 68]. Формирует мотивы достижения результата через удовлетворение потребностей учащихся в признании и в самоуважении.

2) Блок методических приемов по активизации межличностных взаимодействий учащихся внутри класса и по созданию условий формирования у учащихся навыков уверенного поведения [4, 82]. Формирует у учащихся мотивы общения, через удовлетворение потребностей в социальных связях и самоуважении.

3) Блок методических приемов по формированию мотиваций к здоровому образу жизни учащихся, их физическому самовоспитанию.

4) Блок методических приемов по созданию условий, направленных на выработку у учащихся умений самостоятельной организации занятий физической культурой. Формирует мотивы общения и достижения результата деятельности через удовлетворение потребностей учащихся в социальных связях и самоутверждении.

 

 
 

 


Рисунок 2.3 – Основные компоненты методики формирования мотивации к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию у учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

 

Каждому блоку соответствуют свои критерии, оценивающие деятельность ученика, которые обеспечивают учителей по основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре необходимой информацией о происходящих изменениях в поведении ученика на занятиях и также его реакции на предлагаемые педагогические воздействия. В процессе консультирования с учителями по основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, тренерами-преподавателями, работающими с лицами, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата и психологами специальных (коррекционных) учреждений были определены критерии оценки деятельности учащихся, которые представлены в таблице 1.

Для экспериментальной группы был разработан специальный курс «Основы здорового образа жизни», который проводился после основных занятий. В курсе выделили пять основных блоков для последовательного ознакомления учащихся с сущностью изучаемых явлений.

 

Таблица 2.1 – Критерии оценки деятельности учащегося, отражающие

процесс формирования у него навыков уверенного поведения

 

Отрицательные факторы Баллы Положительные факторы Баллы
Отказывается от выполнения нового задания   Соглашается выполнить новое задание  
Отказывается от роли направляющего   Соглашается выступать в роли направляющего  
При обращении учителя за помощью к классу, остается в стороне   При обращении учителя за помощью к классу, проявляет инициативу  
При разговоре не смотрит в глаза собеседнику, речь тихая и невнятная   При разговоре смотрит в глаза собеседнику, речь четкая  
Не признает собственные ошибки в выполнении задания   Признает собственные ошибки в выполнении задания и обсуждает их с учителем  
Сумма   Сумма  

 

За факт совершения действия засчитывается 1 балл. За отсутствие – 0 баллов.

 

 

Первый блок – вводный, позволяет ознакомить учащихся с новыми направлениями, изучающим здоровье и способы его укрепления и сохранения.

Второй блок – информация о здоровье. В нем раскрываются понятие здоровья; определяются факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье; акцентируется внимание на ценностную составляющую данного понятия.

Третий блок – информация о здоровом образе жизни,; выделяются структурные компоненты здорового образа жизни; формулируются принципы индивидуального здорового образа жизни.

Четвертый блок – информация о средствах, методах и технологиях формирования физического, психического, духовного, социального здоровья как структурных компонентов здорового образа жизни.

Пятый блок – практический, предусматривает освоение учащимися на уроках физической культуры комплекса физических упражнений для оптимизации умственной работоспособности, профилактики утомления, повышения стрессоустойчивости. Данный блок ориентирован на приобретение учащимися личного опыта направленного использования разнообразных средств в собственном оздоровлении.

На этапе ориентирования учащихся на ЗОЖ используются методы совместного обучения, которые направленны на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающие взаимодействие учителя и ученика, учеников между собой (лекции-беседы, встречи с людьми, ведущими ЗОЖ и т.д.). Таким образом, реализация спецкурса «Основы здорового образа жизни» обеспечивает информационно-ценностное ориентирование учащихся на здоровье, осознание ими важности и необходимости организации собственного здорового образа жизни в течении всей жизни.

После проведения педагогического эксперимента, в ходе которого учителями по основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре в педагогический процесс уроков внедрялись компоненты предложенной методики, было проведено тестирование на выявление их ведущих мотивов к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию. Результаты выявления динамики ведущих мотивов у учащихся 13-14 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунках 4 и 5.

В начале года у учащихся контрольной и экспериментальной группы ведущие мотивы были одинаковыми. Отличалось только их процентное соотношение. Так в контрольной и экспериментальной группе на начало года основным мотивом было удовольствие, которое составляло 57 % и 62 % соответственно. На второй позиции был мотив общение, который составил в контрольной группе 22 %, а в экспериментальной 24 %. Что касается третьего мотива на начало года, то это был мотив долженствования и в контрольной группе он составлял 21 %, а в экспериментальной 14 %.

Сравнивая полученные результаты в конце года в контрольной группе можно отметить, что сами мотивы не сменились, изменились лишь их процентное отношение. Процент мотивации на удовольствие снизился с 57 % до 54%, значение мотива на общение увеличился с 22% до 25%, тогда как мотив долженствования снизился с 21% до 18%, но в целом можно сказать, что динамика практически не изменилась, новых мотивов выявлено не было.

 

 

Начало учебного года

 

Конец учебного года

 

Рисунок 2. 4 – Ведущие мотивы к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию у учащихся контрольной группы (КГ) (n=11) в начале и в конце учебного года

 

Начало учебного года

 

 

 

Конец учебного года

 

 

 

Рисунок 2.5 – Ведущие мотивы к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию у учащихся экспериментальной группы (ЭГ) (n=11) в начале и в конце учебного года

 

Тогда как в экспериментальной группе картина выглядела совсем иначе. Если в начале года основными мотивами являлись удовольствие от занятий, интересное общение и мотив долженствования, то к концу года, как видно из рисунка 2.5, определились новые мотивы ‒ здоровье и результат. Значительно снизился мотив на удовольствие с 62 % до 48 %, мотив на общение остался примерно на одном уровне 22 % и 24 % соответственно. А вот на укрепление здоровья были смотивированы 21 %, а на результат 9 % респондентов. Мотив долженствования не был выявлен ни у одного учащегося.

Также были проведены исследования психомоторных способностей учащихся по тестам по предложенным нами тестам: воспроизведение времени, время реакции, реакция на движущийся объект, максимальный темп движений, оптимальный темп движений, динамометрия. Результаты полученных исследований представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.2 – Показатели психомоторного развития в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

 

  Показатели Группа
Контрольная (n=12) Экспериментальная (n=12)
до после p-value стат. вывод до после p-value стат. вывод
 
«Воспр. времени» (с) 6,6±0,6 6,4±0,3 0,454   p>0,05 5,9±0,5 5,8±0,2 0,526 p>0,05
Время реакции (с) 0,36± 0,07 0,30± 0,04 0,517 p>0,05 0,34± ±0,08 0,24± ±0,04 0,389 p>0,05
РДО (с) 0,070±0,02 0,061± ±0,04 0,533   p>0,05 0,069± ±0,02 0,057± ±0,03 0,393 p>0,05
Темп макс (к-во раз/10 с) 44,8±2 49,6±3 0,135   p>0,05 52,5±3 50,3±2 0,625   p>0,05
Темп опт (к-во раз/10 с) 34,9±2 30,03±0,2 0,883   p>0,05 46±3,0 41±3,0 0,998   p>0,05
Динамометрия (кг) 19,2±2 16,3±3,0 0,894   p>0,05 18,8±2,0 19,2±1,0 0,545 p>0,05

 

 

В таблице темным шрифтом отмечены значения данных, по которым в результате математической обработки проявилась положительная динамика.

На момент окончания эксперимента, после тщательной обработки всех полученных значений, не было определено достоверных изменений улучшения показателей психомоторного развития.

Здесь, на наш взгляд, сыграли роль несколько факторов. Во-первых, достаточно короткий срок длительности самого эксперимента, во-вторых, объем выборки был недостаточным, в-третьих, к окончанию года у школьников отмечается сильное утомление нервной системы, что отметили учителя и психолог школы. В то же время необходимо отметить, что не было выявлено и достоверной динамики к снижению данных в психомоторном развитии детей.

Была выявлена в процессе сравнения показателей тестирования по величине среднего арифметического положительная динамика (28%) показателей психомоторного развития у респондентов контрольной группы, занимающихся по стандартной учебной программе специальной (коррекционной) школы.

Что касается показателей экспериментальной группы, которые обучались в течение года по той же программе, что и контрольная, но в их учебный процесс были применены компоненты разработанной нами методики, то здесь проявилась положительная динамика по 58% показателей психомоторного развития: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии.

Следовательно, на основании полученных данных и согласно гипотезе, что разработанная нами методика формирования мотивации к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию у детей 13-14 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата положительно влияет на мотивацию ребенка и активизацию их психомоторного развития.

Методика может быть рекомендована для внедрения в образовательный процесс в специальных (коррекционных) школах для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Было определено, что ведущими мотивами к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию у детей 13-14 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата являются мотивы, которые направлены на получение удовольствия от процесса двигательной активности и на положительное общение.

В соответствии с особенностями проявлений психофизического развития учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, разработана методика, направленная на формирование у них ведущих мотивов к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию в процессе: мотивов достижения результата деятельности, проявляющихся в стремлении к общению с другими людьми, приобретению новых двигательных умений, к укреплению и поддержанию здоровья в течение всей жизни.

Формирование мотивов осуществляется в кружке по основам безопасности жизнедеятельности и на занятиях по физической культуре. Учителями в процессе осуществления педагогической деятельности создаются необходимые условия для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в социальном общении, активизировать межличностное взаимодействие с педагогами и учениками, сформировать навыки уверенного поведения.

Применение в кружке по основам безопасности жизнедеятельности и занятиям по физической культуре разработанной методики вызывает положительные изменения в структуре ведущих мотивов учащихся и активизирует также их психомоторное развитие.

В экспериментальной группе в начале года основными мотивами являлись удовольствие от занятий, интересное общение и мотив долженствования, а в конце года определились новые мотивы ‒ здоровье и результат. На укрепление здоровья были смотивированы 21 %, а на результат 9 % респондентов. Мотив долженствования не был выявлен ни у одного учащегося.

В экспериментальной группе, которые обучались в течение года по той же программе, что и контрольная, но в их учебный процесс были применены компоненты разработанной нами методики, по показателям психомоторного развития учащихся достоверно значимых изменений не выявлено, но зафиксировалась положительная динамика по 58% показателей психомоторного развития: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии.

Полученные данные подтверждают, что разработанная нами методика формирования мотивации к здоровому образу жизни и физическому самовоспитанию у детей 13-14 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата эффективна и положительно влияет на мотивацию ребенка и активизацию их психомоторного развития и может быть рекомендована к внедрению в образовательный процесс специальных (коррекционных) школах для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных