Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие подозреваемого и его место в системе субъектов уголовного процесса




 

Если говорить вообще, то институт подозреваемого представляет собой сложный правовой механизм, по отношению к которому до сих пор не утихают дискуссии, поскольку взгляды учёных-процессуалистов разделились на тех, кто полностью поддерживает введение самостоятельного субъекта уголовного процесса со стороны защиты, а другие считают его крайне специфическим, неоднозначным и нуждающимся дополнительного обсуждения.

Так, мысли, которые высказываются в науке уголовного процессуального права относительно института подозреваемого, сводятся к тому, что некоторые считают процессуальный статус подозреваемого некорректным, другие считают, что статус подозреваемого нарушает права человека, ведь в случае осуществления следственных действий может быть оказано отрицательное влияние на его репутацию, и последние говорят о том, что введение этого статуса фактически предоставляет безграничные полномочия следователям для наделения любого лица статусом подозреваемого, не имея достаточных для этого юридически обоснованных оснований.

В этих высказываниях есть «зерно истины», но мы полностью не согласны с мнениями относительно некорректного термина, несколько согласны с другими двумя. Однако институт подозреваемого в современном уголовном процессуальном законодательстве, должен в обязательном порядке существовать. Это можно объяснить следующим: во-первых благодаря этому институту были заполнены пробелы в досудебном расследовании, во-вторых значительно расширены полномочия следователя в части осуществления процессуальных действий по выявлению и определению круга лиц, которые могут быть причастны к учинению уголовного правонарушения; в-третьих, позволит четко проверить и установить факт совершения или не совершение подозреваемым лицом уголовного правонарушения с целью недопущения нарушения прав и свобод человека и привлечения невиновного лица к ответственности.

Исходя из общепринятого понятия института подозреваемого, следует отметить, что по мнению М.С. Строговича, подозреваемым следует считать только того, в отношении которого во время производства уголовного дела применялось задержание или иная мера пресечения [20, с. 11]. Данное определение нашло свое отражение во многих научных публикациях советского прошлого. Разделяя его мнение и внося различные предложения по совершенствованию процессуального статуса подозреваемого, они выпустили из виду главное - подозрение, то есть то, что порождает появление подозреваемого в уголовном процессе.

Как считал Л.В. Франк, подозрение – это мнение следователя о взаимоотношении, взаимосвязи и соответствии между известными обстоятельствами дела и соответствующим лицом, основанное на достоверных фактах, опытно-научных положениях и выводах, а также на непроверенных еще данных, разоблачающих это лицо в совершении преступления, с той или иной степенью вероятности [8, с. 64].

Л. Карнеева рассматривала подозрение по трем значениям: как психологическую характеристику состояния сознания следователя, что определяет его субъективное отношение к исследуемому факту; как криминалистическое понятие, употребляемое при выборе оснований для выполнения задач расследования и для построения версий; как процессуальную категорию [11, с. 35].

А.В. Каплина обращает внимание на многозначительность термина «подозрение» и считает, что под термином «подозрение» может называться процессуальный документ - сообщение о подозрении, который составляется и вручается лицу. Кроме того, им может оказаться институт уголовного процессуального права, который представляет собой олицетворенную группу правовых норм, которые регулируют однородные уголовные процессуальные отношения, возникающие в связи с привлечением лица к уголовной ответственности, составлением и вручением лицу уведомления о подозрении и одновременным предоставлением подозреваемому возможности защищать свои права и законные интересы. Подозрение является предпосылкой к приобретению лицом процессуального статуса подозреваемого в случае сочетания первичных известных обстоятельств дела с соответствующим лицом на основе достоверности и вероятности.

Действительно, отрицать факт того, что именно подозрение порождает появление подозреваемого в уголовном производстве, причин нет, поскольку существование института подозреваемого начинается с процессуального действия, которое называется сообщением о подозрении с последующим осуществлением соответствующих процессуальных действий. То есть с этого времени лицо, которому было сообщено в установленном УПК порядке, становится подозреваемым и получает возможность всеми правовыми средствами обеспечивать защиту своих прав и свобод при осуществлении досудебного расследования в уголовном производстве.

Итак, в соответствии с нормами ч. 1 ст. 42 КПК подозреваемым является лицо, которому в порядке, предусмотренном ст 276-279 настоящего Кодекса, сообщается о подозрении, или лицо, которое задержано по подозрению в совершении уголовного преступления [14]. Учитывая то, что указанная норма этой статьи УПК содержит отсылочную норму, поэтому возникает необходимость в первую очередь рассмотреть вопрос о сообщении о подозрении.

Согласно нормам ст. 276 УПК определённые случаи сообщения о подозрении такие, как задержание лица на месте учинения уголовного преступления или непосредственно после его совершения; избрания относительно лица одной из предусмотренных настоящим Кодексом мер; наличия достаточных доказательств для подозрения лица в совершении уголовного правонарушения. Исходя из указанных оснований для предъявления уведомления о подозрения, следует отметить, что данный перечень является исчерпывающим и при наличии этих обстоятельств следователь или прокурор обязаны в обязательном порядке письменно сообщить о подозрении в совершении лицом уголовного правонарушения.

Письменное уведомление о подозрении в обязательном порядке вручается соответствующему лицу, которое задержали на месте учинения уголовного преступления или непосредственно после его совершения без определения следователя, судьи, суда. Основываясь на нормах ст. 207 УПК необходимо отметить, что каждое лицо, которое не является уполномоченным должностным лицом имеет право на осуществление задержания, а соответственно ст. 208 УПК такое задержание могут осуществлять также уполномоченные лица. Однако, согласно положениям ст. 278 УПК письменное уведомление о подозрении вручается в день его составления следователем или прокурором не позднее двадцати четырех часов с момента его задержания [14].

Особенностью данной статьи УПК является то, что в случае, если лицу не вручено сообщение о подозрении после двадцати четырёх часов с момента задержания, такое лицо подлежит немедленному освобождению. То есть в случае, если в установленный срок следователем или прокурором не было осуществлено соответствующих процессуальных действий относительно этого лица, оно может считать себя свободным и вправе требовать возмещения за нарушение своих прав и свобод путём обжалования незаконных действий.

При осуществлении досудебного расследования в уголовном производстве к подозреваемому лицу могут быть применены меры предупредительного характера, одним из оснований, применения которых является наличие обоснованного подозрения в совершении соответствующим лицом уголовного правонарушения, а также наличие рисков, которые дают достаточные основания следователю, судье, суду считать, что подозреваемый может осуществить действия, предусмотренные ч. 1 ст. 177 УПК, в частности препятствовать уголовному производству, совершать препятствия производству, совершить другое уголовное правонарушения или продолжить уголовное правонарушения, в котором подозревается [14]. Однако следственный судья, суд может отказать в применении предохранительных мероприятий, если следователь, прокурор не докажет, что установленные при рассмотрении ходатайства о применении предохранительных мер обстоятельства, являются достаточными для убеждения.

Согласно ст. 276 УПК четко установлено, что сообщение о подозрении осуществляется при наличии достаточных доказательств для подозрения лица в совершении уголовного правонарушения [14].

Итак, из этого следует, что уполномоченные лица обязаны вручить в письменной форме сообщение о подозрении, а также в случае необходимости применить меры по одной похожей процедуре, а именно: только при наличии достаточных доказательств, как в части подозрения лица, так и наличия соответствующих рисков относительно возможных дальнейших противоправных действий подозреваемого лица.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных