Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Органы государственной власти субъектов РФ.




 

Закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей предполагает два уровня государственной власти – федеральный и региональный, на каждом из которых устанавливается система органов государственной власти.

Поэтому вслед за рассмотрением системы федеральных государственных органов вполне логичным представляется раскрыть систему государственных органов субъектов РФ, которые являются важнейшим элементом правового статуса субъектов РФ, что прямо связано с тематикой федеративных отношений, которые рассмотрены в лекциях 7 и 8.

Вместе с тем в современных федеративных отношениях ощутимо возрастает роль региональных органов, активно участвующих в решении общефедеральных вопросов (формирование верхней палаты парламента, создание органов при Президенте РФ и т.д.). При этом нельзя согласиться с мнением о том, что в субъектах РФ существует не государственная, а публичная власть территориального объединения. В любом случае исполнительные органы власти в соответствии со ст. 77 Конституции РФ в рамках федеральной и совместной компетенции входят в единую систему государственной власти России и, следовательно, не могут не быть государственными.

Конституция РФ не содержит конкретного указания в отношении порядка организации государственной власти в субъектах, устанавливая, что «государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти» (ч.2 ст.11), а общие вопросы организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч.1 ст.72). По этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними региональные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Поскольку учредительные акты, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам (п. «а» ч.1 ст.72 Конституции РФ), порядок организации государственной власти в субъектах Федерации должен соответствовать принципам, закрепленным федеральной Конституцией и федеральными законами.

В силу ст.77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему собственных органов государственной власти. Однако их самостоятельность ограничена двумя весьма важными группами факторов: основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ и законом деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

б) распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единства системы государственной власти;

д) разделения государственной власти как по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную, так и по вертикали на федеральную и региональную;

е) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами;

ж) самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Система и принципы деятельности органов власти субъектов РФ нашли отражение не только в федеральном, но в региональном законодательстве, а также во многом обусловлены судебной практикой.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет особенности организации и деятельности судов субъектов РФ. В частности, к судам субъектов он относит конституционные (уставные) суды и мировых судей. Кроме того, вопросы построения системы государственной власти получили разрешение в ряде постановлений федерального Конституционного Суда.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении от 30 апреля 1996 г., отсутствие федерального закона об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов РФ, не препятствовало субъектам РФ принимать законы, регулирующие вопросы организации власти в данном субъекте, что вытекает из природы совместной компетенции Федерации и ее субъектов. В постановлении по «тамбовскому» делу Суд подтвердил данную позицию, подчеркнув, что структура, компетенция и порядок формирования органов власти субъектов могут устанавливаться не только федеральным, но и областными законодательством, при условии обеспечения принципа разделения властей и самостоятельности органов законодательной и исполнительной власти.

В решении по «алтайскому» делу ряд положений Устава Алтайского края были признаны неконституционными. Речь идет о положении Устава, в соответствии с которым Председатель Законодательного Собрания края подписывает краевые законы, а глава администрации края избирается представительным органом края и т.д. При этом Суд подчеркнул: «Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеративной системы взаимоотношений исполнительной и законодательной властей».

В решении по «читинскому» делу Конституционный Суд признал противоречащими Конституции России нормы, предусматривающие подотчетность областной администрации представительному органу области, отсутствие у главы региона права подписи областных законов, согласование назначения на должность Председателей областного суда и областного Арбитражного суда и др.

После длительной паузы в направлении проверки уставов регионов Конституционный Суд в постановлении по «курскому» делу признал ряд положений Устава Курской области не соответствующими Конституции РФ, в частности положения, допускающие передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий не законом, а решением органа государственной власти района; положения, допускающих встречную передачу собственных полномочий местного самоуправления и населения муниципального образования, которые должны осуществляться только последними. Конституционный Суд также ограничил возможность «произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления по решению ими вопросов местного значения».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных