Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Судебное разрешение международных споров. Разрешение споров в рамках международных организаций




 

Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждают­ся на основе договоров при международных организациях как уни­версального (Международный Суд ООН), так и регионального ха­рактера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Эконо­мический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обя­зательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров между­народные суды делятся на суды по разрешению: межгосударствен­ных споров (Международный СудООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физи­ческими и юридическими лицами против государств и междуна­родных организаций (Европейский суд по правам человека); тру­довых споров в рамках международных организаций (Администра­тивный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физи­ческих лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибу­нал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участника­ми Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морско­го дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юри­дическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответ­ственность за ущерб этим субъектам.

В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

В последнее время в практике международных отношений полу­чил широкое распространение способ решения разногласий в орга­нах международных организаций.

Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и си­туаций, которые могут привести к международным трениям или вы­звать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо поло­жений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвраще­нию и разрешению споров руководствуются резолюциями Генераль­ной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предот­вращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объеди­ненных Наций в области поддержания международного мира и без­опасности 1991 г. и др.

Государства — участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирова­ния разногласия.

Любому государству — стороне в споре или государству, которо­го непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.

Совет Безопасности учитывает возможность проведения перио­дических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения.

В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкрет­ных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имею­щиеся в его распоряжении различные средства, например, назначе­ние Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо оп­ределенному вопросу.

Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.

В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возмож­ность:

напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу;

обращения к заинтересованным государствам с призывом воздер­живаться от любых действий, которые могли бы привести к возник­новению спора или к обострению спора или ситуации;

обращения к заинтересованным государствам с призывом при­нять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.

Совет Безопасности вправе направить на ранней стадии миссии по установлению фактов или миссии добрых услуг или обеспечения присутствия ООН в соответствующих формах, включая наблюдате­лей и операции по поддержанию мира, в качестве средства предот­вращения дальнейшего обострения спора или ситуации в соответст­вующих областях.

С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосред­ственно заинтересованными государствами, Совет Безопасности рас­сматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.

Генеральная АссамблеяООН рассматривает возможность ис­пользования положений Устава для обсуждения споров или ситуа­ций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.

Генеральный секретарьООН, если к нему обратились государст­ва, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными сред­ствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

На основании ст. V Пакта Лиги арабских государств 1945 г. при возникновении спора между двумя государствами — членами Лиги и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет являться обязательным и окон­чательным. Совет также вправе предложить свои услуги в любом споре, который может привести к войне между членами Лиги или между членом Лиги и третьей стороной.

Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит раз­решение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий дел.

 

23. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

 

Международный договор – это соглашение субъектов международного права, регулируемое международным правом. Участниками такого соглашения могут быть государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, государственно-подобные образования и межгосударственные организации и оно должно соответствовать нормам Венских конвенций 1969 г. и 1986 г. На основании положений этих конвенций международный договор должен быть заключен в письменной форме.

Международные договоры могут состоять из одного документа и более. Например, международный договор может быть заключен посредством обмена нотами.

В международном праве существует множество видов международных договоров. Их классификацию можно провести по следующим основаниям:

1. По объекту регулирования:

- экономические (например, Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве 1999 г.);

- военно-политические (например, Договор между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 г.);

- культурные (например, Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 г.);

- социальные (например, Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении 1994 г.);

- и т.п.

2. По сфере регулирования:

- общие (например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.);

- специальные (например, Рамочная конвенция Организации объединенных наций об изменении климата);

3. по сфере действия:

- универсальные (например, Устав ООН);

- региональные (например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семенным и уголовным делам 1993 г.);

- двусторонние (например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой 2001 г.);

4. По сроку действия:

- срочные договоры (например, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.);

- бессрочные (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.);

5. По возможности присоединения:

- открытые (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.);

- закрытые (например, Договор об учреждении Европейского союза 1992 г.).

Кроме того, в практике встречаются многосторонние договоры, в которых наряду с государствами и другими субъектами участвуют несубъекты международного права. Такие многосторонние договоры можно условно назвать «смешанными», или сложными, по своей юридической природе. Примером может служить Эксплуатационное соглашение о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г. Участниками этого многостороннего соглашения кроме государств являются национальные организации публичного или частного характера, назначаемые правительствами государств для подписания соглашения. Такая организация называется участником (signatory) соглашения и находится под юрисдикцией государства, ее назначившего.

Комиссия международного права считает, что если в соглашении наряду с одним или несколькими частными юридическими лицами участвует несколько государств, то такое соглашение может действовать как международный договор, лишь поскольку это касается взаимоотношений между участвующими в нем государствами.

Таким образом, в такого рода «смешанных» договорах могут содержаться два вида обязательств:

1) между государствами (и другими субъектами международного права) – международно-правовые обязательства;

2) между государствами и несубъектами международного права – гражданско-правовые и другие не международно-правовые обязательства.

В теории международного права также выделяют и международные соглашения, не обладающие юридической силой. К таким соглашениям, как правило, относят резолюции международных организаций и политические соглашения между государствами. Не будучи юридически обязательными, эти акты обладают морально-политической силой, например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Достаточно широко в международной практике встречаются двусторонние и многосторонние политические соглашения. Такие соглашения именуются «договоренностями». Они могут иметь письменную и устную форму («джентльменские соглашения»).

Наиболее распространенными письменными формами являются совместные коммюнике, декларации, заявления. Такие соглашения могут выступать в качестве программ, либо посылкой к дальнейшему заключению международного договора. Например, в Совместном заявлении Российской Федерации и Европейским союзом о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерацию. Во-первых, п. 4 данного заявления указывает, что действия его субъектов и данный акт основывается на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1994 г., во-вторых, заявление не содержит правовых норм, а только намерения по осуществлению мер для свободного транзита, в-третьих, в п. 11 подтверждается намерение РФ заключить межправительственное соглашение с Литовской Республикой о реадмиссии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных