Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ




Как известно, основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, а значит, и стремление к самоутверждению. Каждый подросток и юноша хочет проявить себя, сделать что-то такое, где он заявит о себе как личность. Потребность в персонализации, т. е. потребность быть личностью, является источником социальной активности человека. В ходе осуществления этой потребности может возникнуть несоответствие между содержанием и формой реализованной потребности в персонализации, с одной стороны, и требованиями соответствующей социальной среды – с другой. Отсюда возникает проблема адекватной и неадекватной реализации потребности индивида в персонализации. Неадекватная персонализация наблюдается в том случае, когда ее форма и содержание входят в противоречие с требованиями социальной среды. Это противоречие может быть осознано человеком и исправлено, но может и стать причиной осуществления им асоциальных действий.

Неадекватная персонализация – это вариант неадекватного проявления активности личности, выступающего как непродуктивное, защитное.

Человек выявляет и утверждает свою личность, с одной стороны, содержанием собственной активности (т. е. самореализацией) и, с другой – содержанием своих отношений с другими людьми. Может ли современный подросток утвердить себя в содержательной, социально-необходимой деятельности? Можем ли мы ему предложить дело, где он удовлетворил бы потребность в творчестве, в самореализации? Для тех детей, у которых сформировались устойчивые познавательные потребности, это возможно в научных школьных объединениях, кружках технического творчества, литературных, музыкальных кружках и т. п. Такая возможность есть у детей, родители которых так организовали жизнь семьи, что помощь подростка, его инициатива (творчество) в хозяйственных делах семьи стали жизненно необходимыми. Но, как показывает практика, указанные варианты социальной ситуации развития скорее исключение, чем правило. Таким образом получается, что возрастание внутренних возможностей и притязаний подростка сталкивается с бедностью реального содержания его деятельности и общения. А отсюда – невозможность определить смысл своей жизни, своего рода вакуум в душе подростка.

Но, как говорится, «святому месту пусту не быть». Вакуум должен чем-то наполняться. Поскольку у детей удовлетворение витальных потребностей, как правило, обеспечивается родителями и идет своим чередом, этот повторяющийся процесс удовлетворения естественных потребностей не вызывает положительных эмоций, а отражается в эмоционально-нейтральном состоянии подростка. Естественно, такая духовная спячка вступает в противоречие с потребностями в самореализации, творчестве, с потребностью быть личностью. Возникшее противоречие выражается в общей напряженности мотивационной сферы, недовольстве, поисковом состоянии психики, подспудном желании к наиболее полному самовыражению. Поскольку потребность в персонализации, в творческой самостоятельной деятельности не удовлетворяется (кстати, не только у подростка, но и в силу объективных и субъективных условий и у многих взрослых), интересы человека все более перемещаются в сферу нетрудовой деятельности, которая становится все более важным полем «опредмечивания» духовных потребностей.

Развлечения становятся самодовлеющей активностью. Комфорт, бездумные удовольствия рассматриваются как высшая ценность жизни. Внутренняя неудовлетворенность, напряженность, о которой говорилось выше, здесь снимается чувственными удовольствиями. Иными словами, материально обеспеченный образ жизни без развития духовности не дает возможности удовлетворения потребности в персонализа-ции. Человек, не постигший смысла своей жизни, целью дальнейших действий видит только перспективу удовольствий, минутных радостей, расслабления и наслаждения. Так формируется новый тип мотивационной стратегии – стратегии удовлетворения сиюминутных ситуационных потребностей. Эта стратегия культивирует поведение, не обремененное никакими принципами, целями, ответственностью, кроме принципа чувственного удовольствия и иррациональности поступков. Вот такой образ «развлекающегося человека» выдвигается сейчас как престижный в центр современного общества. Духовные потребности искажаются, сводятся к примитивным импульсам, удовлетворяемым на «рынке наслаждений». Это приводит к моральной распущенности, культу насилия и секса, пропаганде всякого рода извращений, употреблению психотропных веществ.

Итак, беспрепятственное удовлетворение естественных потребностей при отсутствии возможности удовлетворения потребности в персонализации приводит к бездуховности, к различным отклонениям в личностном развитии: потребительству, псевдопотребностям, извращенным способам удовлетворения витальных потребностей. Однако это не значит, что полнота духовной жизни, достижение высоких нравственных идеалов быстрее возникнет там, где нет возможности удовлетворять естественные потребности без особых затрат физических или духовных сил. Напротив, если активность человека направлена, прежде всего, на то, чтобы добыть себе пищу, жилье, одежду, то потребности более высокого порядка (в творчестве, самореализации) угасают, даже не сформировавшись в полной мере. В этом случае человек, по сути, так и остается витальным существом, не достигшим личностного уровня развития. Поскольку его мотивация не выходит за рамки физиологических потребностей, необходимость проявить себя, утвердить как личность

осознается им неадекватно, искаженно. Чаще всего потребность в персонализации тогда подменяется желанием утвердить себя путем подавления личности другого. И чем меньше возможности у человека самореализоваться в социально одобряемой деятельности, тем с большей вероятностью он будет искать возможности добиться успеха в деятельности асоциальной.

Поскольку в нашей практике образования и воспитания так сложилось, что учебная успеваемость является аналогом социально одобряемой деятельности ученика (в глазах учеников, учителей и большинства родителей, во всяком случае), то подростки, которые плохо учатся, неизбежно чувствуют себя неполноценными. Не имея возможности удовлетворить свою потребность в персонализации в этом виде деятельности, т. е. учебе, такой подросток ищет иные возможности. И тогда ранняя профессиональная ориентация является спасительным путем, позволяющим обойти «пропасть» асоциальной ориентации.

Как правило, слабоуспевающие подростки и сами стремятся поскорее уйти из школы и начать работать, даже если бюджет семьи не нуждается в их деньгах. Родители же, напротив, обычно настаивают на продолжении учебы в школе и после девятого класса. Не понимая всей серьезности причин, детерминирующих желание подростка сменить свой социальный статус (из ребенка-иждивенца превратиться во взрослого, самостоятельного человека), родители хотят удержать его в рамках прежних детских отношений, оправдывая свою позицию стремлением дать полное среднее образование своему ребенку. Такая ситуация возникает в школах каждый год, после окончания девятого класса. Школьный психолог должен уметь правильно сориентировать подростка и его родителей в решении проблемы выбора девятиклассником своего дальнейшего жизненного пути.

Вопросы конкретного выбора профессии подростками без каких-либо отклонений в психическом развитии относятся к профессиональной ориентации. Поэтому на этом мы останавливаться не будем. Однако следует учесть, что уже подростки -акцентуанты (т. е. отличающиеся только своеобразием характера, но не имеющие патологических особенностей), помимо общеизвестных требований к той или иной

профессии, должны знать ограничения и противопоказания, связанные с их особенностями характерологического развития. Например, для подростка с неустойчивой акцентуацией характера в ходе работы нужны постоянный контроль, требовательность, дисциплина. Речь идет именно о внешнем контроле, о четкой регламентации поведения, где подросток будет вынужден подчиняться режиму. Например, в учебном заведении армейского типа подросток с неустойчивой акцентуацией будет подчиняться требованиям порядка не столько из страха наказания, а уже в силу присущей ему внушаемости, вследствие действия механизма подражания, т. е. просто потому, что окружающие его сверстники тоже так делают. Кроме того, военная дисциплина будет постоянно подстегивать его, тренировать волевые качества, которые у него не развиты. Иными словами, в благоприятной социальной среде, где примером для подражания являются положительные лидеры и нормы поведения не противоречат социально одобряемым нормам, подросток с неустойчивой акцентуацией будет мало чем отличаться от окружающих. При условии контроля сначала со стороны родителей, а потом вышестоящих взрослых он может хорошо учиться и выполнять предъявляемые ему требования. В дальнейшем, если он попадает в хороший трудовой коллектив, где тоже преобладают социально направленные стереотипы поведения, выберет себе в жены нежную, но все же лидирующую и тактично, правильно руководящую им спутницу жизни, то его судьба сложится вполне благополучно.

Гипертимный подросток, напротив, не выдержит четкой регламентации поведения и постоянного контроля. Для него такие условия будут губительны, поскольку необходимость подчиняться, подавлять свою активность выступает здесь психотравмирующим фактором. Надо искать иной путь: повернуть энергию гипертима в правильное русло. Таким подросткам следует выбирать трудовую деятельность, требующую находчивости, решительности, напористости. Ему больше всего подойдет профессия, связанная с организацией всевозможных мероприятий, где нужно проявлять активность, уметь быстро ориентироваться, где можно удовлетворить стремление к лидерству, новым впечатлениям. Это может быть, например, работа менеджера, предпринимательская деятельность и т. п. Главное – разнообразие деятельности, столкновение с новыми задачами, которые он будет решать добровольно и самостоятельно.

Эпилептоидам, в силу инертности их психических процессов и педантичности, очень подходят занятия, требующие монотонности, точности, усидчивости. Это, прежде всего, различные поделки, мозаики, граверные работы. Следует приобщать таких подростков к этим видам деятельности, ориентируя на обучение соответствующей их характерологическим особенностям специальности.

Подросткам с истероидным типом акцентуации характера следует порекомендовать такие виды трудовой деятельности, где они смогут удовлетворить свою потребность быть в центре внимания. Если у такого ученика или ученицы есть артистические способности, если они достаточно развиты интеллектуально и художественно, тс, конечно, им больше всего подойдет профессия актера, артиста эстрады и т. п.

Удачным выбором для истероидных подростков будут и такие специальности, как экскурсовод, администратор. Среди профессий, не требующих высшего образования, подросткам с этим типом акцентуации можно порекомендовать работу официанта, манекенщицы, стюардессы и т. п.

Если для подростка с акцентуацией характера правильный выбор профессии во многом определяет степень социальной адаптации во взрослой жизни, то для подростка с отклонениями в развитии психики такой выбор является решающим, определяющим всю его дальнейшую судьбу. Дело в том, что при нарушениях психического развития имеются ограничения в отношении определенных видов работ, а при тяжелых нарушениях возникает необходимость в установлении инвалидности. Психолог, проводящий профессиональную ориентацию и консультацию подростков, должен учитывать эти ограничения в работе с учащимися, имеющими отклонения в развитии психики. При эпилепсии (даже однократных приступах с потерей сознания) полностью противопоказаны работы, связанные с пребыванием у огня, воды, на высоте, у движущихся механизмов, с током высокого напряжения, оружием, режущими инструментами. Таким больным запрещается работать водителями, машинистами электропоездов, диспетчерами и т. п. При редких приступах (не чаще 1 раза в месяц), помимо вышеперечисленного, не рекомендуются еще и специальности, связанные с командировками, длительными поездками. При частых (более 5 раз в месяц) приступах обычно устанавливается инвалидность II–III группы. Для решения вопроса об инвалидности назначается трудовая экспертиза. Нарушения эмоциональной сферы личности – обидчивость, злопамятность, мстительность и злобность – существенно нарушают способность больных эпилепсией к общению. Такие больные, даже после трудоустройства в соответствии с их знаниями и навыками, могут дезорганизовывать всю работу в коллективе. Например, в связи с излишним чувством педантичности и недостаточной критичностью к своим действиям, они способны к агрессивным проявлениям. Так, сторож, дворник или уборщица могут применить физическое насилие к лицам, нарушающим порядок и чистоту в учреждении или около него.

При психоорганическом синдроме с пограничной интеллектуальной недостаточностью ограничена возможность выполнения тех видов работ, которые требуют быстрой ориентировки, переключения и распределения внимания, высокого темпа работ. К этим специальностям относятся, например, вальцовщики, электрики у щита, диспетчер и т. п. Поэтому таким подросткам целесообразно рекомендовать виды деятельности, которые требуют небольшого объема внимания, выполняются без регламентированной скорости, усваиваются без длительного специального обучения (грузчик, штамповщик, растениевод и т. п.).

При органическом поражении ЦНС с выраженными астеническими проявлениями трудоспособность ограничена при выполнении работ, требующих пристального внимания, значительного физического напряжения, продолжительных однообразных усилий, а также связанных с пребыванием в шумном помещении (прокатный, штамповальный цех и т. д.). Рекомендуются виды труда, допускающие перерывы и переключение внимания с одного объекта на другой, не связанные с большим физическим и интеллектуальным напряжением (слесарь-сборщик, столяр, плотник, мастер по ремонту бытовых электроприборов, переплетчик, фотограф, швея и т. д.). В сельской местности таким больным противопоказана тудовая деятельность, связанная с длительным пребыванием на солнце, шумом и вибрацией (работа на тракторе, комбайне). Рекомендуется работа кладовщика, весовщика, агронома, зоотехника, ремонтника.

При психопатии и психопатоподобном синдроме трудоспособность ограничена при таких видах работ, где требуется устойчивая концентрация внимания (водители, операторы пультов управления, авиадиспетчеры и т. п.), а также связанные с постоянным межличностным общением (воспитатель, педагог, психолог, мастер ПТУ и т. п.). Рекомендуется работа в небольшом коллективе, где нет постоянного общения с людьми и индивидуальной ответственности за жизнь и безопасность окружающих (архивариус, лаборант, машинистка, работа в саду, огороде, на пасеке).

При психическом недоразвитии (олигофрении) трудоспособность зависит от тяжести интеллектуального дефекта и особенностей поведения больных. Больные с идиотией и имбецильностью являются инвалидами детства, а больные с дебильностью могут быть трудоспособными. При правильном решении вопроса о месте обучения (обучение по специальной программе) эти дети осваивают к окончанию школы какую-либо специальность и в дальнейшем трудоустраиваются на работу либо на предприятия, либо в специальные лечебно-трудовые мастерские (столярные, картонажные и т. д.). Вопросы определения степени трудоспособности относятся к компетенции врачебно-трудовой экспертизы.

Вопрос о возможности послешкольного образования и трудоустройства подростков, перенесших психотическое состояние (маниакально-депрессивный психоз, шизофрению, периодический психоз), обязательно должен решаться врачом-психиатром, исходя из особенностей течения и прогноза заболевания.

Довольно часто перед практическим психологом возникает задача проведения судебно-психологической экспертизы (СПЭ) несовершеннолетних. Судебно-психологическая экспертиза детей и подростков входит в компетенцию психолога с базовым психологическим образованием. Экспертиза проводится по постановлению суда или прокуратуры. Психолог обязан провести экспертизу, ответить на поставленные вопросы и составить акт судебно-психологической экспертизы. При необходимости психолог может быть вызван в суд для решения вопросов в ходе судебного заседания. В компетенцию судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних включается следующий круг вопросов:

• соответствует ли психическое развитие ребенка его возрасту;

• какие личностные особенности имеются у подростка и могли ли они существенно повлиять на характер его действий;

• отмечается ли у данного испытуемого повышенная внушаемость и склонность к фантазированию;

• могла ли потерпевшая (от сексуального насилия или развратных действий) понимать и осознавать смысл и значение совершаемых действий и оказывать сопротивление;

• может ли данный ребенок (или подросток) участвовать в судебном заседании и выступать в зале суда;

• мог ли подэкспертный при наличии установленных у него личностных особенностей, психического состояния, процессов восприятия, сохранения, переработки и воспроизведения информации правильно воспринимать обстоятельства (указать какие) и давать о них показания.

При комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог проводит обычное дифференциально-диагностическое обследование и отвечает на вопросы, которые поставлены перед ним. Если в ходе судебно-психологической экспертизы у психолога возникает сомнение в состоянии психического здоровья испытуемого, он обязан отразить это в своем акте и потребовать проведения судебно-психиатри-ческой экспертизы.

Источниками информации при проведении экспертизы выступают материалы уголовного дела (протоколы допроса, свидетельские показания и т. д.) и экспериментальные данные, полученные непосредственно при обследовании испытуемого в экспертном учреждении (кабинете следователя, следственном изоляторе, приемнике-распределителе или суде). Следует специально подчеркнуть, что всю информацию, имеющую важное значение для СПЭ, эксперты могут получить только в виде соответствующих материалов уголовного

дела, через следователя или суд. В законе оговорено право эксперта ходатайствовать о предоставлении необходимых ему дополнительных материалов (показаний родителей, учителей и т. д.), но эксперт не имеет право самостоятельно опрашивать кого-либо, кроме своего испытуемого, направленного на экспертизу. В ходе судебного заседания эксперт имеет право задавать уточняющие вопросы, выяснять те или иные обстоятельства.

Рассмотрим (коротко и схематично) сугь вопросов, которые могут быть поставлены перед психологом.

Определение психологического возраста. Закон устанавливает лишь одно понятие возраста – паспортный, т. е. число прожитых лет. Вместе с тем предусмотрены обстоятельства, когда ход психического развития несовершеннолетних существенно отличается от возрастных закономерностей. Под «психологическим возрастом» понимают качественно определенный возрастной период развития человека как индивида и личности: младенчество, раннее детство, дошкольный и младший школьный возраст, младший подростковый и старший подростковый возраст. Определение возрастного периода, которому соответствует психическое развитие испытуемого, не является самоцелью, а способствует ответу на вопрос о том, мог ли, например, подросток в ситуации инкриминируемого ему преступления в полной мере понимать и осознавать смысл и значение своих действий. В этом случае основным направлением психологического исследования является определение способности испытуемого к прогнозу, планированию и контролю выполняемых им действий и поступков. В основном, вопрос о несоответствии паспортному возрасту решается в отношении испытуемых с инфантилизмом. Игровой характер, си-туативность мотивов не позволяют такому подростку создать систему внутренних ориентиров оценки, критериев регуляции поведения.

Если же у подростка определяется диагноз – олигофрения, то вопрос о его вменяемости входит в компетенцию врача-психиатра. Следует помнить, что развитие подростка-дебила не соответствует уровню развитию ребенка более младшего возраста, поскольку подчинено своим закономерностям, т. е. нельзя приравнивать 13-летнего дебила, например, к 8–9-летнему нормальному ребенку (основываясь на том, что дебил отстает в умственном развитии).

Личностные особенности подростка могут существенно влиять на его способность понимать смысл своих действий и руководить ими. Так, у подростков с органическими поражениями ЦНС способность к осмыслению ситуации частично сохранена, но расторможенность влечений (сексуальных, агрессивных), проявления которых имеют импульсивный характер и не контролируются сознанием, практически лишает таких несовершеннолетних возможности руководить своими действиями.

Многие виды психопатий существенно влияют на мотивацию подростка, его поведение в криминальной ситуации. Например, при истероидной и неустойчивой психопатии большую значимость для подростка приобретает мнение группы. При этом высокая внушаемость несовершеннолетнего может спровоцировать его участие в групповых правонарушениях. Возбудимая психопатия может выступать де-терминантой совершения хулиганских действий, нанесения телесных повреждений обидчику, однако не бывает причиной совершения таких преступлений, как, например, квартирная кража. При шизоидной психопатии преступные действия часто совершаются в одиночку, их мотивация может быть непонятна окружающим.

Вопросы о повышенной внушаемости и склонности к фантазированию обычно ставят перед экспертом-психологом в отношении свидетелей. Такие вопросы могут возникать и при подозрении обвиняемых в самооговоре. В этих случаях, помимо обычного патопсихологического обследования, необходимо проводить пробы на внушаемость (см. Приложение), обязательно также применение проективных тестов (ТАТ, неоконченные ситуации), ассоциативных методов.

Психологическая экспертиза потерпевших от изнасилования или развратных действий крайне необходима, поскольку одним из квалифицирующих признаков этого преступления является использование виновным беспомощного состояния потерпевшей. Здесь задача психологической экспертизы состоит в определении актуального состояния и выявлении тех психологических особенностей личности потерпевшей, которые могли привести ее к состоянию беспомощности. При этом категория понимания потерпевшей «характера действий виновного» подразумевает, прежде всего, наличие у нее информации о половых отношениях между мужчиной и женщиной, социально одобряемых условиях начала половой жизни (совершеннолетие, вступление в брак), о зачатии, деторождении. Категория понимания «значение действий виновного» включает: 1) понимание мотивов, намерений и действий преступника; 2) понимание происшедшего и его влияния на реальную жизнь потерпевшей; 3) понимание неэтичного и противоправного характера его действий.

Для осознанного отношения к случившемуся необходимо наличие соответствующей информированности у девочки, а также ее способность к прогнозу, пониманию намерений другого человека. Следует учесть, что формальная осведомленность потерпевшей о внешней стороне половых отклонений еще не означает наличия у нее правильного и полного осознания значения этого лично для нее и ее ближайшего окружения. Если у испытуемой отсутствует понимание смысла и значения действий преступника, то она не способна оказывать адекватного сопротивления. Но в некоторых случаях, при достаточном понимании, девочка в силу иных причин лишена возможности оказывать сопротивление насильнику. Например, при высокой тревожности, низкой самооценке девочки, она может быть охвачена чувством сильного страха, паники.

Отвечая на вопросы следствия или суда, психолог должен всегда помнить, что если нарушение познавательных или мо-тивационных функций обследуемого достигает уровня психического заболевания (олигофрении, психопатии и т. д.), то решение экспертного вопроса входит в компетенцию комплексной судебно-психиатрической экспертизы.

Контрольные вопросы

1. Каковы критерии явного неблагополучия социальной ситуации развития ребенка?

2. В чем психологические и юридические проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка?

3. Что такое «система многостороннего оценивания»?

4. Что является критериями неблагоприятной ситуации развития для данного ребенка в школе?

5. Какие имеются особенности профориентации для детей с нарушениями психического развития?

6. Какая минимальная компетенция нужна психологу для проведения судебно-психологической экспертизы и какие вопросы на ней могут быть поставлены?

7. Что может сделать психолог для улучшения социальной ситуации развития ребенка?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Алеша Н., 9 лет. Ребенок направлен в психолого-медико-педагогическую консультацию по инициативе классного руководителя с целью решения вопроса о переводе его во вспомогательную школу. Алеша ходит в 3-й класс. Школьная характеристика крайне лаконична: «На уроках невнимателен, работает медленно, отвлекается, ленив, программу не усваивает. Дерется с одноклассниками, грубит учительнице». В выписке из истории развития ребенка отмечено, что он в течение полугода не посещал школу, так как находился на лечении по поводу сложного перелома костей голени, перенес две операции под общим наркозом. В настоящий момент перелом сросся, однако мальчик заметно хромает, быстро устает при физической нагрузке. При психологическом обследовании отмечаются неравномерная работоспособность, кратковременные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание неравномерно: 7, 8, 3, 10. Смысловое запоминание успешно. Мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. IQ = 101 балл. Запас знаний, умений и навыков соответствует приблизительно 2-му классу. Эмоции лабильны. Выражена школьная тревожность, низкая самооценка, уверенность в негативной оценке своей личности со стороны учительницы и одноклассников. Развиты познавательные интересы: мальчик много самостоятельно читает, конструирует.

1. Нуждается ли ребенок в переводе на другую программу обучения?

2. Какие можно дать рекомендации по изменению социальной ситуации развития Алеши?

Задача 2. Андрей М., 12 лет. Мальчик направлен на консультацию к психологу по инициативе классного руководителя. Андрей

учится в 4-м классе, так как пошел в первый класс в 8 лет, дублировал программу 1-го и 2-го класса. В настоящий момент навыки чтения, письма и счета усвоил пока недостаточно: слоговое чтение с неполным пониманием прочитанного, письмо под диктовку недоступно, при списывании – утраты слогов, перестановки букв, счет – в пределах 10, «на пальцах». Матери неоднократно было предложено повести сына на обследование в психолого-медико-педагогическую консультацию с целью решения вопроса о месте и форме обучения, но она категорически отказывается. В настоящее время у Андрея появились нарушения поведения: он прогуливает уроки, грубит учителям, дерется с одноклассниками, которые значительно младше его. При психологическом обследовании у мальчика отмечается недостаточность объема и концентрации внимания. Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 4, 5. Осмысление заучиваемого материала не улучшает результаты. Мышление конкретное. Доступны простые обобщения, установление связи и последовательности событий в серии из 3 картинок. Более сложные задания недоступны. «Исключения» и «классификация» – по конкретно-ситуативным признакам. IQ = 60 баллов, с равномерно низким уровнем достижений по всем субтестам. Самооценка недифференцирована. Познавательная мотивация не развита, отношение к учебе в школе отрицательное: «Скучно, непонятно».

1. С чем связаны нарушения поведения?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

3. Какие меры следует предпринять школьной администрации?

Задача 3. Аня Б., 8 лет. К психологу обратилась учительница младших классов с просьбой помочь в воспитании Ани. Девочка пришла в школу с низким запасом знаний, сразу была направлена в класс повышенного педагогического внимания. Во время учебы в 1-м классе освоила навыки чтения, счета, письма. Однако Аня дома почти не готовит домашних заданий, приходит в школу в грязном платье, иногда одета не по сезону. Несколько раз лицо было со следами побоев. Настроение у ребенка подавленное, часто плачет, не хочет идти домой. Родители по вызову в школу и на родительские собрания не приходят, а когда учительница попыталась прийти к ним домой, они дверь не открыли и ответили ей нецензурной бранью. При психологическом обследовании девочки отмечается незначительная педагогическая запущенность, других нарушений развития не обнаружено. Выражена резко заниженная самооценка,

уверенность в негативном к себе отношении со стороны родителей («бьют, выгоняют из дома») и сверстников («смеются надо мной»), при адекватной оценке отношения учительницы и психолога. Отмечается выраженная эмоциональная лабильность с преобладанием депрессивного фона настроения. На переданное психологом письменное приглашение родителям зайти в школу они не отреагировали.

1. В чем возможная причина состояния девочки7

2. Какие меры должны принять психолог и школьная администрация?

Задача 4. Таня С, 17 лет. Девушка состоит на учете в психоневрологическом диспансере по поводу олигофрении в степени дебиль-ности. Появилась на приеме у психолога в связи с необходимостью решения вопроса об изменении места работы. Из беседы с девушкой выяснилось, что она окончила вспомогательную школу-интернат, в которой освоила специальность раскройщика верха обуви. При патопсихологическом обследовании у испытуемой отмечается равномерная работоспособность. Объем внимания несколько недостаточен. Механическое запоминание успешно: 6, 7, 10. Мышление конкретное, доступны простые обобщения; более сложный уровень –• по конкретно-ситуативным признакам. Крайне затруднено понимание переносного смысла пословиц. Самооценка адекватная, уровень притязаний равномерно низкий. Отмечается хороший зрительный анализ и синтез. Девушка работает по специальности на обувной фабрике, однако по настоянию матери хочет перейти работать на более «чистую» работу– контролером ОТК на конвейере. Таня отмечает, что работать раскройщиком обуви ей нравится, однако работа контролера более престижна. Девушка просит совета: менять ли ей работу?

Что должен ответить психолог Тане?

Задача 5. Николай В., 14 лет. Подросток направлен на судебно-психологическую экспертизу постановлением районной прокуратуры. В постановлении был указан состав преступления: взлом склада, хищение 10 кг грецких орехов. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? 2. Мог ли он в полной мере понимать смысл своих действий и руководить ими? Из истории развития ребенка известно, что Коля родился недоношенным с весом 1 кг 800 г.

Ходить научился к полутора годам, говорить фразами – к 3 годам. В школу пошел в 7 лет, но с программой справлялся слабо, дублировал 1-й и 4-й классы. В настоящее время учится в основном на «3». Из школьной характеристики известно, что на уроке мальчик не внимателен, с трудом понимает объяснения учителя. Авторитетом в классе не пользуется, но стремится его завоевать, приносит в школу игрушки, жвачки и раздает детям. Похищенные орехи Николай приносил в школу, угощал одноклассников, а также ел сам. При психологическом обследовании отмечается неустойчивая работоспособность. Произвольная концентрация внимания не развита. Механическое запоминание в пределах нормы: 5, 6, 7, 10. Мышление в целом логично, доступны «Исключения», «Обобщения», понимает связь и последовательность событий. Запас знаний и школьных навыков ниже возрастной нормы. Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения поверхностные, с опорой на мнение окружающих. Локус контроля – экстернальный. Преобладает игровая мотивация и потребность в общении. Понимание правовых норм незрелое, способность прогнозировать результаты своих действий недостаточна.

Какие ответы можно дать на вопросы экспертизы?

Задача 6. Дмитрий Ю., 15 лет. Направлен на психологическую экспертизу по постановлению работников прокуратуры. Из материалов уголовного дела и постановления известно, что Дмитрий совершил кражу государственного имущества: взломал киоск «Союзпечать» и похитил находившиеся там блоки жевательной резинки, игрушки, деньги, сигареты. Психологу был задан вопрос: соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? Из беседы с матерью Дмитрия стало известно, что мальчик родился в асфиксии, отставал в развитии: навыки ходьбы сформировались к 2 годам, речь – к 5-ти. В школе программу не усваивал, в 9 лет был направлен во вспомогательную школу, однако родители отказались его переводить туда. В настоящее время Дмитрий школу не посещает, нигде не работает. При патопсихологическом обследовании испытуемый доступен контакту, понимает и выполняет инструкции. Работоспособность равномерная. Объем и переключае-мость внимания недостаточна. Механическое запоминание затруднено: 3, 3, 4, 5. Темп речемыслительной деятельности медленный. При исследовании по методике Векслера Ю = 62 балла. «Исключения» и «обобщения» Дмитрий проводит по конкретно-наглядным и

конкретно-ситуативным признакам Понимание переносного смысла пословиц, скрытого содержания рассказа ему недоступно. Самооценка недифференцирована. Критичность к результатам своей деятельности недостаточна.

1. Может ли психолог дать заключение по экспертизе Дмитрия?

2. На какой вид экспертизы следует направить испытуемого для решения вопроса о возрасте и вменяемости? В связи с чем?

Задача 7. Леля Ч., 13 лет. Девочка направлена на психологическую экспертизу по постановлению прокуратуры как потерпевшая от изнасилования. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Могла ли потерпевшая в полной мере понимать и осознавать характер и значение совершаемых с ней действий? 2. Могла ли она в силу своих психологических особенностей оказывать сопротивление? Из материалов уголовного дела известно, что девочка росла и развивалась нормально, перенесла множество соматических забо-■ леваний. В настоящее время страдает вегето-сосудистой дистони-ей, миокардиодистрофией. В школе Леля успевает на «4» и «5». В характеристике из школы описывается как спокойная, исполнительная, малообщительная, подруг в классе не имеет. Состав преступления заключается в следующем. Когда Леля возвращалась в 21 час от бабушки и вошла в подъезд своего дома, ее встретили двое подростков (15 и 16 лет) и, угрожая ножом, повели в подвал, где и совершили групповое изнасилование. Девочка в процессе совершаемых действий плакала, но существенного сопротивления не оказывала, не кричала. В связи с таким ее поведением возникла необходимость в психологической экспертизе.

При психологическом обследовании отмечается выраженная истощаемость по гипостеническому типу. Нарушений со стороны памяти, внимания и мышления не обнаружено. Отмечается эмоциональная лабильность, высокая тревожность и нейротизм. Интра-пунитивно-самозащитный тип реакций в состоянии фрустрации. При обследовании по ПДО отмечается астено-невротический тип акцентуации, высокий уровень лабильности, сенситивности, конформности.

Девочка осведомлена о смысле сексуальных взаимоотношений, имеет устойчивую семейную мотивацию, не стремится к установлению ранних половых связей. Изнасилование воспринимает как серьезную угрозу своему здоровью и будущей жизни. Свое состояние в момент происшествия описывает как панический страх за

свою жизнь, так как из бесед с одноклассницами, телепередач она знала о нападении «маньяков», которые убивают свои жертвы. Как следует ответить на вопросы СПЭ?

Задача 8. ОлегЗ., 8 лет. К школьному психологу обратилась учительница с просьбой принять участие в решении вопроса о необходимости изменения места обучения Олега, ученика 2-го класса. Два месяца назад родители Олега погибли в автокатастрофе. Мальчик остался проживать с сестрой 14 лет, которая учится на 1-м курсе медицинского училища. Близких родственников (бабушки, дедушки) у детей нет, а дальние проживают в других городах и не имеют возможности взять детей к себе. Поэтому, в соответствии с законодательством, Олега начали оформлять в школу-интернат для детей-сирот. Однако мальчик и его сестра просят оставить его обучаться в прежней школе и проживать дома, а соседка, квартира которой находится на этой же лестничной площадке, согласна оформить над детьми опекунство.

1. Какая дополнительная информация необходима психологу для того, чтобы занять ту или иную позицию в решении этого вопроса7

2. Какие действия, в зависимости от принятого решения, должен предпринять психолог?

Задача 9. Саша У., 15 лет. К школьному психологу обратилась мать с тревогой по поводу изменений в поведении сына. В течение последнего года Саша все реже бывает дома. Стал более скрытным, все меньше рассказывает о своих делах, хотя раньше, как говорит мать, они были «одно целое» (отец Саши погиб 10 лет назад). У сына появились новые друзья, гораздо старше его. Саша стал хуже учиться: если раньше по всем предметам были «4» и «5», то теперь он учит уроки «избирательно» – только те предметы, какие он считает нужными. Особенно мать беспокоит то, что сын стремится к деньгам: сначала продавал газеты, потом полиэтиленовые кульки, теперь сувениры иностранным туристам. Заработанные деньги, в основном, тратит на свои нужды (приобрел калькулятор, куртку), а часть отдает матери. При психологическом обследовании у Саши отмечается высокий уровень развития интеллекта, экстраверсия. При обследовании по ПДО выражен гипертимный тип акцентуации, стремление к эмансипации. Низкий уровень склонности к делинк-вентности и алкоголизации. Самооценка у подростка адекватная, дифференцированная, уровень притязаний высокий, устойчивый.

Жизненные планы соответствуют ранней профессионализации – подросток стремится к поступлению в бизнес-лицей.

1. Как объяснить изменения в поведении Саши?

2 Какие рекомендации можно дать матери?

Задача 10. Ваня Р., 5 лет. К психологу детского сада обратились родители в связи с непонятными особенностями поведения ребенка. В течение последних двух недель Ваня боится оставаться один в комнате, говорит, что видит там «черного дядю», иногда застывает, глядя в одну точку. Мальчик был усыновлен в 2-летнем возрасте из Дома ребенка, где находился потому, что был оставлен матерью еще в родильном доме. Приемные родители перед усыновлением познакомились с материалами истории развития ребенка, где было указано, что мать страдала параноидным синдромом, отец неизвестен. Но усыновители (инженеры по образованию) не придали этому значения, тем более, что ребенок был достаточно общительным, не отставал в психическом развитии от других детей. При психологическом обследовании у ребенка отмечаются нарушения процесса мышления, периодические застывания, отвлечения от игры и выполнения заданий, внезапные состояния страха.

1. В консультации какого специалиста нуждается ребенок?

2. Какие ошибки были допущены при усыновлении ребенка?

3. Как психолог должен вести беседу с родителями?

Задача 11. Анфиса 3., 16 лет. К психологу педагогического училища обратилась куратор группы, где учится Анфиса. Девочка занимается на 2-м курсе, готовится стать воспитательницей детского сада. Куратора группы беспокоит эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость девочки. Во время педагогической практики она быстро раздражается, кричит на детей и подруг, не может проводить занятия, если кто-то из детей отвлекается, не слушает. При психологическом обследовании у испытуемой отмечались недостаточность объема и концентрации внимания, явления пресыщаемости. Нарушений со стороны мышления не обнаружено, запас знаний соответствует возрастной норме. При исследовании личности отмечается экстрапунитивно-самозащитный характер реакций в ситуациях фрустрации, завышенная слабо дифференцированная самооценка, завышенный неустойчивый уровень притязаний. При обследовании по ПДО отмечаются выраженные черты эпилептоидного и истероидного типа, высокий риск формирования психопатии.

Свои выбор учебного заведения девочка объясняет тем, что сюда пошла учиться ее подружка, что училище находится близко от ее дома, и мама тоже советовала ей стать воспитательницей, так как с маленькими детьми «легче справиться».

1. Правильно ли выбрала девочка профессию, учитывая особенности ее личности?

2. Что можно предпринять для коррекции сложившейся ситуации?

Рекомендуемая литература

Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М., 1991.

Виленскип О.Г. Врачебно-трудовая экспертиза при психических заболеваниях. Киев, 1979.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1984. Т. 4.

Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

Макова-Томова B.C., Пиръов Г.Д., Пекушлиева Р.Д. Психологичная реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

Максимова Н.Ю. Формирование адекватной самооценки как условие профилактики нарушений в поведении учащихся // Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся. Киев, 1989.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ. М., 1993.

Социальная педагогика. Свердловск, 1989.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г.М. Дуль-кевича, А.Р. Лурии. М., 1973.

Тингрей-Михаэлис К. Дети с недостатками в развитии /Пер. с англ. М., 1988.

14. ВАРИАНТЫ ТРЕНИНГОВ,

ПОВЫШАЮЩИХ СПОСОБНОСТЬ

К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Нарушения адаптации не являются индивидуальной проблемой человека, а возникают в процессе взаимодействия личности с окружающими людьми. Диагностика и коррекция этих нарушений может осуществляться также при взаимодействии в группе.

Группа – модель мира с ускоренным проживанием отношений. Для достижения такой степени открытости и интенсивности взаимодействия, как в группе, в «природных» условиях обычно требуются месяцы и годы. Группа с ее правилами, традициями, ведущим создает чувство безопасности, являясь своеобразной микросредой, в которой можно потренировать новые варианты поведения и узнать ответную реакцию.

Схемы проведения тренинг-семинаров, число участников и ведущих могут значительно изменяться в зависимости от поставленной задачи, но есть некоторые правила и ограничения, которых мы обычно придерживаемся. Они касаются в большей степени поведения ведущих, чем группы.

1. Профессионализм и ресурсное состояние. Тренер, ведущий группу, помимо психологического образования, должен иметь опыт участия в аналогичных группах и работы под наблюдением более знающего тренера. Желательно осуществление видео- и аудиозаписей, чтобы, отдохнув пару дней после работы с группой, можно было посмотреть на себя со стороны и/или посоветоваться по поводу интересных и трудных моментов с коллегами. В момент ведения группы тренер должен находиться в ресурсном состоянии (здоров физически и психически, внимание полностью поглощено группой). На собственном опыте мы убедились, что состояние тренера (особенно негативное) мгновенно влияет на участников – повышая агрессию, скуку и т. д., и т. п.

Все личные проблемы стараемся оставить за дверями тре-нингового зала...

2. Фиксация результата. В начале семинара, а также по мере его проведения звучат традиционные вопросы: «Что хотели получить?», «Что получили?», «Чего мало показалось и нужно еще?» Это организует как работу ведущих, так и активность участников группы, позволяя каждому использовать пространство и обстоятельства тренинга для достижения желаемых результатов, служит существенным элементом «техники безопасности», особенно в тренингах, изменяющих восприятие культурных норм, и трансформационных тренингах.

3. Внимание к обратной связи! Мы обычно поощряем высказывания участников о происходящем в группе, фиксируем свое и их внимание на изменениях в настроении, физических ощущениях, убеждениях. Какими бы странными или неприятными не были высказывания участников – это информация о том, что происходит с их личностью. Для ведущих – это материал, с которым необходимо работать, изменяясь самим и помогая изменяться группе.

4. Наличие особого контекста семинара. К «технике безопасности» относится и создание особого контекста семинара, отличающегося от обычного времяпрепровождения участников. Это принятие «семинарского имени», написанного на бейджике; особые для каждого семинара правила поведения на группе; метафоры, которые использует ведущий. Это дает возможность ощутить себя вне привычной среды, позволяет себе исследовать новые способы своего поведения и (если возникнет необходимость) вернуться к старому стилю жизни после семинара.

5. Распределение ответственности. Ведущий группы несет ответственность за все происходящее в группе (помогая участникам получить именно то, что они хотят), но не за всю предыдущую и последующую жизнь участников.

Приведенные в данной главе упражнения, игры и задания – это записи реально проведенных тренингов, поэтому необходимо учесть, что все, что здесь написано – это то, что происходило, а не то, что должно происходить в ваших группах. Наилучшим употреблением этой главы было бы ее внимательное чтение (не обязательно последовательное), использование активного воображения, чтобы представить себя участниками и ведущими этих групп, а потом создание своих тренингов, работа со своим собственным опытом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных