Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема психологической помощи отцу и ребенку




Экспериментальные исследования семьи и семейных взаимо­действий с ребенком (во время беременности, матери с детьми, лонгитюдное исследование женщин с начала беременности до второго полугодия жизни ребенка, матерей с детьми и отказниц, с детьми разного возраста) чаще всего ориентированы на изучение динамики изменения основных показателей содержания материнской сферы. Сам тип взаимодействия и начальная ценность ребенка изучаются в основном относительно матери как формирующиеся в онтогенезе на всех предыдущих этапах развития личности матери и во время бере­менности, а также после рождения ребенка. Считается, что связь этих содержаний с личностными особенностями матери и содержанием ее социально-комфортной сферы обусловливает ситуативное развитие ценности ребенка. Психологические особенности формирования бондинга по отношению к ребенку у мужчины почти не изучены экспериментально как в нашей стране, так и за рубежом. Понятие «психологическая помощь отцу (семье) и ребенку» не встречается в литературе.

Вспомним, что в содержание понятия «психологическая по­мощь» включается обеспечение эмоциональной, смысловой и экзи­стенциальной поддержки семье и ее отдельным членам (Олифирович Н.И. идр.,2005).

Выделяются следующие функции психолога в рамках психологи­ческой помощи семье: поддерживающая функция (психологическая поддержка, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях); посредническая функция (психолог выполняет функцию посредника, содействующего восстановлению нарушенных связей семьи с миром); обучающая (способствующая развитию навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания); развивающая (помощь членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, например, навыки внимательного слушания, уме­ние оказывать поддержку и решать конфликтные ситуации, умение выражать свои чувства и понимать чувства других людей); информа­ционная (включает в себя изложение (например, лекционное или в рамках беседы) информации о психическом здоровье и нездоровье, норме развития и ее вариантах).

Виды психологической помощи семье можно классифицировать следующим образом:

1)информирование (предоставление информации об особенно­стях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психологических особенностях развития личности);

2)индивидуальное психологическое консультирование, т.к. ра­бота с одним из членов семьи, по мнению М. Боуэна, может привести к изменениям всей системы внутрисемейных отношений;

3)консультирование (психотерапия) супружеской пары;

4)групповая тренинговая работа (психотерапия) супружеских пар (участвуют несколько семейных пар);

5)семейное консультирование (работа с нуклеарной семьей);

6)групповое семейное консультирование (психотерапия).

Одним из вариантов работы с семьей может быть командная рабо­та специалистов (2-4 человека). По мнению Н.И. Олифирович и кол­лег, работа в команде позволяет избежать ряда «ловушек», связанных со спецификой работы с семейной системой, например, соблазна присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи. Они выделяют несколько способов работы в команде: 1) с семьей взаимодействует вся команда; 2) с семьей работает один член коман­ды, остальные по типу супервизорства, не включаясь в непосредствен­ное взаимодействие с семьей, наблюдают за процессом и дают психо­логу обратную связь после работы либо после завершения работы они обсуждают возникшие у них предположения в присутствии членов семьи. Все эти виды работ могут быть использованы в работе с семьей, отцом и ребенком.

На основе изучения онтогенеза и динамики преобразования всех компонентов комплекса отцовства выявилось, что базовыми содержа­ниями ценности ребенка, как и для материнства, являются эмоцио­нальная ценность и замена ценности ребенка на ценности «социаль­но-комфортной» сферы (Филиппова ГГ., 2002).

Если для женщины динамика стиля переживания беременности отражает взаимодействие ценности ребенка с другими значимыми для женщины ценностями и является прогностическим для выявления особенностей материнского отношения и динамики ценности ребен­ка после родов, то нечто подобное характерно и для мужчин, хоть и не столь явно. Отношения мужчины — будущего отца с беременной женщиной, особенно во второй половине беременности, запускают особые переживания, перестройку ценностей, апеллируя к детским пе­реживаниям мужчины, отношениям с собственными матерью и отцом. Как показывает наше исследование, переживание беременности жены (партнерши) мужчиной во многом зависит от поведения и от­ношений с женщиной. Согласно мнению В.И. Брутмана, А.Я. Варга, М.С. Радионовой, Г.Г. Филипповой, И.Ю. Хамитовой, изучавших психологические состояния женщин во время вынашивания ребенка, в беременности есть собственная динамика обострения и ослабления имеющихся у женщин проблем. Например, в первом триместре у жен­щин актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Для мужчины - это период рационального принятия факта беременности и актуализации множественных социальных проблем: материальных, проблем принятия ответственности и др. Во втором и третьем триместрах у женщин появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра ослабляются, актуальным становятся страх перед родами и своей некомпетент­ностью в послеродовой период, появляется «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. В это время направление актив­ности на подготовку к родам и послеродовый период свидетельствует о благоприятной динамике течения беременности; тогда как актив­ность, не связанная с ребенком, - неблагоприятный показатель. Для мужчины это период первичного осознания факта существования и скорого рождения ребенка. Большинство исследователей полагают, что появление физического свидетельства беременности — увеличение живота - приводит к новому эмоциональному переживанию, иррацио­нальному пониманию существования будущего ребенка. Однако, не­смотря на то, что поведение мужчины в этот период может быть весьма диагаостичным, четкого определения влияния типов отношения муж­чины к беременности жены на последующие отношения с ребенком на настоящий момент не выявлено. Известны наиболее общие законо­мерности: отрицательное, враждебное отношение к будущему ребенку коррелирует с несформированностыо ценностно-смысловой сферы личности, различными сложностями в родительской семье, серьезны­ми материальными проблемами. Однако Г. Дик-Рид (Дик-Рид Г., 1997) полагает, что отношение мужа к беременной женщине в этот период, как правило, меняется: усиливается любовь и желание заботиться. Л.Л. Баз и Т.А. Баландина полагают, что гордость и переживание соб­ственной причастности мужчины при появлении физических призна­ков беременности являются показателем появления ценности ребенка в структуре ценностно-смыслового блока отцовства.

У женщин к концу беременности чаще всего ослабляется страх ро­дов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Тогда как противоположная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка. В этот период принимается решение об участии отца в родах.

Особенности проявления отцовства являются относительно устойчивыми, однако могут варьировать относительно каждого кон­кретного ребенка. Многое зависит от возраста мужчины в момент рождения ребенка, и зачастую от пола ребенка, особенно в семьях с патриархальными традициями.

Проблема принятия ребенка, восприятия его как продолжения себя, особенно в период беременности, подготовляющий последую­щие отношения с ребенком, и в первый год жизни ребенка, актуальна для мужчин в силу гораздо меньшей, чем у женщин, выраженности «гештальта младенчества», который запускает эмоциональные, смыс­ловые и другие реакции, облегчающие формирование привязанности матери во время первичного взаимодействия с ребенком. И именно этим осложнена любая психологическая работа с отцом и ребенком.

Таким образом, в рамках работы с отцовством, по мнению Во-пег1у, сложность составления программ психологического сопро­вождения семьи, с одной стороны, обусловлена тем, что широкое распространение таких программ невозможно без соответствующих политических программ по улучшению демографической ситуации, а с другой — основной акцент в этих программах должен быть поставлен на то, чтобы отражать множественные области отцовства, различные бытовые и брачные обстоятельства отцов, и множество личных отно­шений и экологических факторов, которые влияют на то, каким отцом является мужчина. Такая программа должна:

• вовлекать матерей, особенно для не состоящих в браке отцов;

• пропагандировать совместное родительство внутри и вне брака;

• обратить внимание на критические периоды в семейной жизни,
например, на рождение ребенка и развод родителей;

• обеспечить возможность отцов учиться у других отцов;

• пропагандировать жизнеспособность браков, построенных на совместной заботе, преданности и взаимодействии.

 

Содержание психологического консультирования. Проблема диагностики и коррекции проблем отцовства

Проблемы отцовства могут решаться в рамках общей семейной и индивидуальной консультационной и психотерапевтической рабо­ты. Может применяться психоаналитический подход к консульти­рованию и терапии, ориентированный на проработку личностных проблем, а также клиентоцентрированная и семейная терапия и консультирование.

В зарубежной традиции нередко используются комплексные ме­тоды оказания помощи, включающие услуги врачей, психологов, пси­хиатров, педиатров и т.д. Часто применяется групповая работа, при­чем существуют специальные группы отцов, которые делятся своим опытом, что также стимулирует родителей к поискам дополнительных форм решения своих проблем.

В нашей стране участие отцов в работе с семьей ограничивает­ся либо рамками семейной терапии, либо курсами по подготовке к совместным родам, которые посещают далеко не все. Различная помощь для родителей с детьми раннего возраста оказывается психо­логами детских дошкольных учреждений или в специализированных центрах, иногда — в психологических консультациях. В основном в такой работе задействованы матери. Но консультирование для матерей с младенцами, новорожденными, также как и в пренатальный период, практически не проводится.

При оказании такого рода психологической помощи семье хо­рошо разработаны и широко используются методы диагностики раз­вития ребенка, его эмоционального благополучия, диагностика роди­тельского отношения и взаимодействия матери с ребенком. Этот род психологической практики традиционно ориентирован на проблемы ребенка. Мать и ее психологические проблемы рассматриваются с по­зиций оптимизации условий развития ребенка, отец и его отношение изучается крайне редко. Чаще всего это детско-родительское или семейное консультирование, которое проводят специалисты в об­ласти психического развития ребенка. Нередко в этих случаях откры­вающиеся проблемы семьи побуждают мать обращаться к другим специалистам.

Таким образом, в настоящее время работы с отцовством психоло­гическими службами почти не ведется. Следовательно, все проблемы взаимодействия отца и ребенка игнорируются психологическими службами, также, как и государственным, политическим и обществен­ным мнением.

Наиболее приемлемым представляется организация комплексной психологической помощи в местных центрах, связанных с медицин­скими (женскими консультациями, родильными домами, детскими поликлиниками) и детскими дошкольными учреждениями, возмож­но, и образовательными учреждениями с участием обоих родителей. Возможно также включение элементов просвещения и пропаганды ценности отцовства в воспитательный процесс в образовательных про­граммах для учащихся средних учебных заведений.

Однако в настоящее время речь может идти только о перспекти­вах организации подобной психологической службы. Содержанием такого психологического консультирования могут быть: диагности­ка индивидуальных особенностей материнской и отцовской сфер; психологическая помощь в планировании семьи, беременности и взаимодействии отца и матери с ребенком; диагностика родительской компетентности; помощь в решении семейных психологических проб­лем; подготовка родителей к родам; организация групповых занятий в беременности и для родителей, и для детей; индивидуальное консуль­тирование; работа специалистов-психологов и врачей с семьей в кри­зисные периоды, например, сразу после рождения ребенка, в период рождения второго ребенка.

Индивидуальное и семейное консультирование по проблемам родительства хорошо сочетается с групповой работой (подготовка к родам, школа для родителей и т.п.). Психологическая помощь в этом случае включает в себя не только консультирование, психотерапию, но и коррекционные мероприятия, специфика которых зависит от особенностей каждого конкретного случая.

В работе с отцом или семьей в целом целесообразно использовать следующие диагностические методы: клиническая беседа в форме полуструктурированного или структурированного интервью; генограмма с проработкой родительских отношений в нескольких поко­лениях (Шерман Р., Фредман Н., 1997); анкетирование для уточнения формальных данных и оптимизации сбора информации (например, анкеты представленные в приложении); определение особенностей самооценки себя как отца с помощью опросника «Личностный диф­ференциал», с помощью модифицированного метода Дембо—Рубин­штейн, включающего набор из пяти шкал (качеств идеального отца или матери) для оценки себя (Евсеенкова Ю.В., Суханова К.Н., 2002); методика диагностики межличностных отношений (модифицирован­ный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири); тест смысло-жизненных ориентации (СЖО) ДА. Леонтьева; методика «Мое пись­мо супруге» С.А. Белорусова; сочинение о своем ребенке (или моди­фикация «Письмо своему ребенку»), как для матери, так и для отца, с использованием контент-анализа; методика РАRI; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса; диагностика уровня тревожности (Спилберга Ч.Д. - Ханина Ю.Л., Люшер и др.); диагностика уровня агрессии (Розенцвейг); различные проективные рисуночные тесты: «Кинетический рисунок семьи», «Я и мой ребенок», «Я — ребенок и моя мама» (Г.Г. Филиппова) и другие в зависимости от ситуации; проективные методики: тест «Фигуры», «Психогеометрический тест», тест «Эпитеты» (В.И. Брутман, Г.Г. Фи­липпова, И.Ю. Хамитова) и др.

По результатам диагностики и предварительной беседы опреде­ляются содержание и формы психологического воздействия, которые зависят от возраста ребенка, особенностей развития ребенка и вы­явленных особенностей семейных взаимоотношений. Однако опыт показывает, что в современных условиях обращаются к специалисту в подавляющем большинстве матери, и в рамках работы с проблемами материнства выявляется необходимость работы с отцом. Ввиду множественных социальных и личностных барьеров, таких, как стесне­ние, неумение выразить свои эмоции, большая занятость мужчины, особенно в период младенчества ребенка, меньшая представленность осознаваемых ценностей отцовства в общественном мнении, важней­шей задачей психологов, работающих с семьей и материнством, стано­вится привлечение мужчин к процессу продуктивного взаимодействия в семье, в том числе и в рамках психокоррекционной и психотерапевтической работы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных