Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурно-образовательная деятельность музея-усадьбы А.М. Герасимова. Отдельных слов заслуживает культурно-образовательная деятельность музея-усадьбы А.М




Отдельных слов заслуживает культурно-образовательная деятельность музея-усадьбы А.М. Герасимова. Так как в своей экспозиционно-выставочной работе главным является способствование преумножению художественного наследия Мичуринска, то музеем была взята функция опеки над всеми художественными школами города, а особенно над той, которой, в целях увековечивания памяти Александра Михайловича Герасимова, было присвоено его имя. Дом-музей активно способствует продвижению юных талантов, выставляя их работы на своих выставках. Стоит отметить, что и директор данной школы Платицын Илья Васильевич является именитым художником, который регулярно участвуют в выставках в музее-усадьбе А.М. Герасимова. И у музея-усадьбы и у художественно школы имеется понимание важности сохранения художественных традиций. И в этом достигнуты немалые успехи. Так, в 1992 году работы учеников данной художественной школы выставлялись с успехом в городе Мунстере ФРГ. И немецкую сторону заинтересовала именно невероятная преемственность живописи наших художников.

Ровно также дом-музей А.М. Герасимова служит и удобной площадкой для собраний представителей интеллигенции, интерес которых к искусству неподделен. Удовлетворяет дом-музей не только их потребность в эстетическом наслаждении и общении друг с другом, но и помогает приобрести полотна молодых художников. Именно с этой целью был открыт художественный салон при доме-музее.

 

 

3.Муниципальные музеи города Мичуринска

3.1.Мичуринский литературно-музыкальный музей

3.1.1. История создания

Отсчёт истории музея начинается в 1987 году. В 1991 году начинаются ремонтно-реставрационные работы в особняке, а параллельно с этим активно начинается комплектование фондов будущего музея. Полностью открывает литературно-музыкальный музей лишь в 1995 году.

Находится он в здании, более известном как «дом князей Голицыных». Стоит отметить, что сам дома решением Облисполкома № 513 от 5 декабря 1979 года был признан памятником архитектуры. Сооружение это достаточное монументально: портик с фонтаном, неглубокий балкон и белые колонны. История же самого дома началась в первой четверти 19 столетия – в 1823 году. Дом был возведён в стиле русского классицизма по указания князя Н.Б. Голицына, знаменитого своим участием в Отечественной войне 1812 года. Также он писал и переводил стихи, любил играть на виолончели и восхищался творчеством Людвига ванн Бетховена, с которым состоял в переписке. Один из представителей рода Голицыных был талантливым дирижёром и автор интересных «Записок».

Поэтому дом Голицыных приобрёл славу культурного центра Козлова. Значимость этого дома в данной роли нисколько не снизилась и поныне. В течение года музей посещает не менее 10 тысяч посетителей. Экспозицию литературно-музыкального музея повествуют о роде князей Голицыных, о музыкальной истории города Козлова (ныне Мичуринска). Значительное внимание уделяется и литературной истории Тамбовского края.

В 1995 году в фондах музея насчитывалось экспонатов общим числом около пяти тысяч, размещённых в четырёх залах. Два из них были отведены под экспозиции посвящённые литераторам, а другие два – личностям, непосредственно связанным с музыкальным искусством, проживавших в городе Козлове. На сегодняшний день фонды музея насчитывают порядка семи тысяч экспонатов.

В настоящее время музей состоит из шести выставочных залов: 2 зала «Литературные традиции города Козлова», ещё два зала «Музыкальные традиции города Козлова», кроме них также зал с экспозицией «История музыкальных инструментов» и «Портретная галерея рода Голицыных».

Подавляющая часть предметов была передана в дар семьями Дёминых-Кожевниковых, Шмерлингов, Харьковых, Голиковых, Бахаревых. Передали книги и рукописи А.В. Стрыгин, журналист и краевед Б.И. Илёшин. В 1996 году появился зал декоративно-прикладного искусства. Связано это прежде всего с тем, что при музее стала работать Изостудия с 1994 года, где опытные педагоги обучают детей азам художественных ремёсел.

3.1.2.Экспозиции литературно-музыкального музея.

Экспозиционная площадь мичуринского литературно-музыкального музея состоят из семи тематических разделов:

«Род князей Голицыных»

«Н.Б. Голицын-музыкант, аранжировщик, писатель и переводчик»

«Н.Б. Голицын и русские композиторы»

«Н.Б. Голицын – участник трёх военных кампаний»

«Ю.Н. Голицыны – музыкант, композитор, дирижёр»

«Ю.Н. Голицын и Рахманиновы»

Голицыны – один из наиболее знатных дворянских родов России. Основатель рода, князь Патрикей, прибыл в Московское государство из Великого Княжества Литовского в 1408 году вместе с детьми и внуками. Фамилия Голицыны произошла от «Голища», что на старо-русском означало «кожаная рукавица». Данное прозвище получил уже внук Патрикея, Михаил. Далее, в пятом поколении род разделился на четыре линии, три из которых существуют и поныне. Более подробно ознакомиться с генеалогией Голицыных помогает стенд с родословной, из которой можно черпать интересные подробности этого знатного рода. Также интересен и герб семейства Голицыных.

Важной частью экспозиции являются портреты самых известных представителей рода Голицыных. Одним из таковых был князь Николай Борисович Голицын (1794-1866), окончивший Пажеский корпус в 1810 году. В этом заведении преподавались как профилирующие военные дисциплины, так и общеобразовательные, в том числе музыкальные. После окончания учёбы Николай Голицын служил в армии. Однако военная карьера не прельщала его, и, сославшись на плохое здоровье он подаёт в отставку и занимается изучением искусств и гуманитарных наук. Но в 1812 году, во время вторжения армии Наполеона Боннапарата в Россию, князь Н.Б. Голицын добровольно вернулся в армию. Во время военных действий 1812-1815 годов храбро сражался, был несколько раз ранен. За военные заслуги был награждён орденами св. Анны и св. Владимира четвёртой степени, шпагой с золотым эфесом. Жизнь князя сложилась не совсем удачно: в 1822 году умирает отец, в 1823 году – сын-первенец Александр, а в 1824 году – мать, кроме того он разоряется. После этого его сестра покупает для него село Богородское Новоосколького уезда Курской губернии и это место становится его пристанищем. С 1826 года он проходит службу на Кавказе. Затем он переходит на гражданскую службу и в 1831-1836 годах является чиновником министерства финансов. После отставки селится в селе, выкупленной сестрой, где занимается музыкой и литературной деятельностью.

Н.Б. Голицын был большим патриотом своего Отечества. Поэтому во время Крымской войны он, в возрасте шестидесяти лет, организовывает отряд из крестьян-добровольцев, получивший название «Новоскольская 45-ая дружина», который в отправился в Севастополь в составе Курского ополчения. После в Крым отправляются его сын Юрий и внук Георгий десяти лет.

В 1858 году в Берлине он издаёт крамольную работу «О возможном соединении Российской церкви с Западной без изменения обрядов православного богослужения». За идеи, высказанные в ней он подвергается домашнему аресту. Исключительно благодаря прошению друзей и общественному мнению данное наказание отменили, однако негласное наблюдение осталось. Осенью 1866 года он простужается и вскоре умирает.

Его жизнь была пронизана любовью к музыке, к которой он пристрастился, находясь на обучении в Пажеском корпусе. Н.Б. Голицын был одним из основателей русской школы виолончелистов. Известный на весь мир музыкант М.И. Глинка очень благостно отзывался о его игре на виолончели. Николай Борисович неоднократно выступал на концертах, а доходы от них направлял на благотворительность. Кроме того, он и сам прославился как музыкальный критик, написавший множество критических статей. Из всех музыкантов современности он больше всего был впечатлён Людвигом ванн Бетховеном. С ним он вёл переписку на протяжении четырёх лет. В своем последнем письме к Николаю Борисовичу Бетховен писал: «…Аполлон и музы еще не отдадут меня костлявой…У меня такое чувство, что я написал всего лишь несколько нот. Благородный князь! Желаю Вам хороших успехов в ваших радениях и искусстве». Сам Бетховен уважительно относился к Н.Б. Голицыну, в котором видел прославителя его творчества в России, а также очень ценил его материальную поддержку. В знак почтения Бетховен посвятил Н.Б. Голицыну несколько сочинений. Пропаганда творчества Бетховена в России Н.Б. Голицыным не прошла даром: музыка Бетховена заполонила концертный залы страны. Многие исследователи музыкального творчества Людвига ванн Бетховена единогласны во мнении, что Н.Б. Голицын сыграл почётную, одну из главных, ролей в жизни Бетховена.

Из литературных произведение Н.Б. Голицына известны, прежде всего: исторические статьи и мемуарные очерки о войне 1812-1815 годов, Крымской войне 1853-1856 годов, переводами А.С. Пушкина на франзучкий язык и изучением богословия по проблемам взаимоотношения православной и католических церквей.

О музыкальных традициях города Козлова мы можем узнать, посетив один из выставочных залов литературно-музыкального музея. В данном зале представлена великолепная коллекция, состоящая из уникальных музыкальных инструментов: Рояль «Offenberg», Вена 1845 год; форте-пиано «J. Becker», Санкт-Петербург, предположительно середина 20 века; пианино Wilhelm Biese, Берлин, 1771 года; скрипка Mattas 1819 года. Уникальность данных музыкальных инструментов служит не только хорошим фоном зала, посвящённого козловским музыкантам, но и позволяет ознакомиться с историей развития производства музыкальных инструментов. Среди уникальных инструментов представлены стенды, посвящённые материалам о жизни и творчестве известных музыкантов города Козлова: Н. Верстовский, Н.Чичерин (отец известного композитора Софьи Чичериной и родственника народного комиссара иностранных дел СССР Г.В.Чичерина). Значительная часть экспозиции данного выставочного зала посвящена педагогам Мичуринского музыкального училища – Константину Верещагину (автору симфонических, камерно-инструментальных и вокальных сочинений) и А. Харькову – создателю оперной студии в учебном заведении. Также весьма интересно будет ознакомиться с фотографиями выпускников училища 1939 года.

В связи со значительной востребованностью профессионального музыкального образования в городе Козлове в 1909 году открывается музыкальная школа с шестилетним образованием, а в 1919 году она преобразуется в консерваторию. Интересен тот факт, что директором музыкального учебного заведения в дореволюционные годы являлся отец прославленного артиста Владимира Михайловича Зельдина, военный капельмейстер Михаил Евгеньевич Зельдин. Преподаватели данного учреждения были достаточно имениты – Василий Петрович Рахманинов (племянник знаменитого композитора). Среди же выпускников наибольшую известность получили: народный артисти России М.Г. Киселёв, солистка Всесоюзного радио и телевидения К.Л. Константинова, народный артист Украины В.А. Мызников, педагог и дирижёр института имени Гнесиных. А.Б. Поздняков.

Нельзя не упомянуть и о деятельности сына Николая Борисовича Голицына, Юрия Николаевича Голицына, на музыкальном поприще. Сначала его вдохновил на занятие музыкой пример его отца, однако потом и он увлёкся музыкой. Будучи в Санкт-Петербурге, Ю.Н. Голицын часто бывал на концертах. Когда же он оказывается вдалеке от столичной жизни, то он решает создать в своём имении свой хор. С этой целью он начинает обучать музыке одарённых детей из крестьянских семей. Его чаяния поддержал его сосед по имению Аркадий Александрович Рахманинов, являвшийся дедом величайшего композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Затея оказалась весьма удачной и хор был не чужд импровизации. А 1858 году Ю.Н. Голицын даёт концерт за границей и параллельно знакомится с газетой «Колокол», выпускаемая Герценом. За связь с опальным Герценом и либеральные идеи его высылают обратно в Козлов, где ООН находится под надзором полиции. Однако он в 1860 году незаконно покидает Козлов и сбегает за границу, где несколько лет проводит выступления со своим оркестром и хором в различных городах-столицах многих европейских государств. Его имя становится знаменитым и он пользуется большой популярностью в Европе. Вопреки устроенной жизни и славе за границей, Ю.Н. Голицын тосковал по Родине и Император всё же разрешил ему вернуться в страну. Остаток своих дней он провёл на гастролях и в Ярославле. Российской знати его концерты также пришлись по нраву и он стал популярным и в России.

Среди выставочных залов литературно-музыкального музея имеется и зал, посвящённый писателям и поэтам Тамбовского края. Среди которых такие значимые величины как: Гавриил Романович Державин – инициатор создания в городе народного училища; издатель Иван Рахманинов – издававший труды Вольтера на русском языке; Константин Федин, учившийся в Козлове(автор трилогии «Первые радости», «Необыкновенное чудо», «Костёр»), В. Шмерлинг и многие другие – всего в литературно экспозиции размещены материалы, посвящённые более 40 поэтов и писателей, жизнь и творчество которых связаны с городом Козловом либо с Козловским уездом. Первый взгляд при рассмотрении экспозиции выпадает на Петра Михайловича Захарьина, уроженца села Никольское. Он известен авторством книги «Арфаксада», «Нового синопсиса», поэмы «Пожарский» и других произведение. Наиболее значительны в количественном и качественном отношении экспозиционные материалы, посвящённые известному писателю, переводчику и просветителю Ивану Герасимовичу Рахманинову, который будучи владельцем села Казинка Козловского уезда, открыл типографию, в которой печатались книг и журналы, в том числе и собрание сочинений просветителя Вольтера. И.Г. Рахманинов вёл переписку со многим авторами, в том числе с Вальтером и И.А. Крыловым. Известен факт посещения усадьбы И. Г. Рахманинова в Казинке известным баснописцем. Особо интересно и следующее, письмо от А.С. Пушкина, присланное им за 2 месяца до дуэли:

[За два месяца до гибели на дуэли (ноябрь 1836 года) А. С. Пушкин писал Голицыну в крымское имение его сестры Т. Б. Потёмкиной «Артек»:
Тысячу раз благодарю вас, милый князь, за ваш несравненный перевод моего стихотворения, направленного против недругов нашей страны. Я видел уже три перевода, из которых один сделан высокопоставленным лицом из числа моих друзей, но ни один не сто́ит вашего. Отчего вы не перевели этой пьесы в свое время,— я бы послал ее во Францию, чтобы щелкнуть по носу всех крикунов из Палаты депутатов.
Как я завидую вашему прекрасному крымскому климату: письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего «Онегина», и вы, конечно, узнали некоторых лиц. Вы обещаете перевод в стихах моего «Бахчисарайского фонтана». Уверен, что он вам удастся, как всё, что выходит из-под вашего пера, хотя тот род литературы, которому вы предаетесь, самый трудный и неблагодарный из всех, какие я знаю.

По-моему, нет ничего труднее, как переводить русские стихи французскими, ибо, при сжатости нашего языка, никогда нельзя быть столь же кратким. Итак, честь и слава тому, кто справляется с этим так удачно, как вы.
Прощайте, я еще не отчаялся скоро увидеть вас в нашей столице, ибо знаю, как вы легки на подъем. ] – [https://www.livelib.ru/author/465805]

Неподдельным интересом пользуется экспозиционные материалы, посвящённые изучению связей семейства Пушкиных с городом Козловом а также Козловским уездом. В настоящее время известны такие подробности: в 17 веке козловским воеводой был пращур Алесандра Сергеевича Пушкина – Пётр Желтоух. В городе Козлове служил старший сын поэта – Александр, полковник Нарвского гусарского полка. Дочь А.С. Пушкина, Мария нашла в Козлове своего мужа, который, к слову говоря, являся племянником Николая Васильевича Гоголя. Сегодня в городе Мичуринске проживает четвёртое-пятое поколение Пушкиных. Также было выявлено, что материалы решения судебной тяжбы, проходившего в 1832 году в Козловском уезде, легли в основу написания Пушкины во второй половине «Дубровского». С городом Козловом и Козловским уездом также связаны имена Сергея Николаевича Терпигорева, писавшего под псевдонимом С. Атава, Сергей-Ценский, который черпал материалы для своих произведение во время пребывания в городе Козлове и посвятил городу повесть «Печаль полей». Детский писатель Владимир Шмерлинг родился в 1909 году также в этом городе в семье аптечного провизора и окончил Козловское коммерческое училище (ныне Мичуринский Государственный аграрный университет). В экспозиции охвачены факты пребывания в городе И.А. Бунина, С.Я. Алымова, А.С. Новикова-Прибоя, С.Я. Маршака. Не остался и без внимания факт пребывания Александра Исаевича Солженицына, в рассказе которого «Случай на станции Кречетовка», легко узнаётся узловая железнодорожная станция Кочетовка, являвшаяся в период описываемых событий пригородом Мичуринска, а ныне, с 1996 года, является одним из районов города Мичуринска. О факте переписке работников музея с А.И. Солженицыным осталось документально свидетельство в виде письма, подписанного им собственноручно. Текст письма гласит следующее:

[«Уважаемая Наталья Георгиевна!

Я, действительно, был тесно связан с Тамбовым и Тамбовской областью с 1965 по 1972 год, бывал в и в Тамбове и в местах Тамбовского восстания 1920-1921 года. Однако – не в Козлове.

Занятость не даёт мне возможности дать Вам большую информацию. Если будете читать «Красное Колесо» - то там не раз будете встречать разные тамбовские места.

Всего Вам доброго

И успеха Вашему музею.»] – [http://www.zhais.ru/R-tambov-michurinsk-golicin.htm]

 

3.1.3.Научно-фондовая деятельность литературно-музыкального музея.

Данным музеем постоянно ведётся деятельность по формированию фондов музея. С этой целью осуществляется взаимодействие с другими музеями города, области и других регионов. Также регулярно происходит организация фондово-закупочных комиссий с целью обогащения фондов музея свежими экспозиционными материалами. Кроме того налажена связь с потомками Голицыных, родственниками поэтов и писателей, которые активно участвуют в наполнении музейных фондов.

Кроме того, сотрудниками музея во время поисковых работ проводится значительная научная работа по выяснению всех обстоятельств жизни писателей, поэтов и музыкантов, непосредственно связанных с городом Козловом и Козловским уездом. Результатом данных исследований является нахождение дополнительных обстоятельств, связывающих их между собой.

В результате данных видов деятельности происходит рост численности экспонатов: если в 2000 году их число достигало пяти тысяч, то сегодня более семи тысяч. Рост численности экспонатов приводит к открытию новых выставочных залов и пополнению информативными экспонатами уже существующих. Стоит отметить, что число выставочных залов, в последние годы, также возросло с четырёх до шести.

Нельзя не заметить того, факта, что для провинциального музея, такого масштаба, в Мичуринском литературно-музыкальном музее сформирована достаточно значительна фондовая коллекция, делающая экспозиции музея довольно привлекательными в глазах посетителей. Это выражается в немалом количестве посетителей музея за год – порядка десяти-двенадцати тысяч человек. Что было отмечено на пятой областной музейное биеннале «Риритеты провинциальных музеев» с темой персональной выставочной экспозиции «Музыкальные традиции провинциальной семьи», за участие в которой литературно-музыкальный музей стал обладателем Диплома.

 

3.1.4. Культурно-просветительская деятельность Мичуринского литературно-музыкального музея.

Данным музеем уделяется немалое значение вопросам культурно-просветительской деятельности музея: регулярно проводятся экскурсии, концерты, мастер-классы. Постоянно проводятся литературные и музыкальные вечера, на которых встречаются, чтобы пообщаться, представители мичуринской интеллигенции. Не остаётся без внимания ни одна юбилейная дата, связанная с любым поэтом и писателем, связанным с городом Козловом.

Особо стоит отметить налаженные связи с представителями рода Голицыных, которые регулярно приезжают в музей, помогают словом и делом, а также лично участвуют в различных мероприятиях музея, что приводит к ажиотажу среди посетителей. Так, в минувшем, 2015, году на 20-летие литературно-музыкального музея приехал Александр Голицын, являющийся членом Союза Международного Совета дворян. Он самолично провёл лекцию, повествуя о родословной Голицыных, начиная с 9 века, также он передал несколько предметов, которые вскоре пополнили фонд музея.

Но самым главным обстоятельством, помогающим культурно-просветительской деятельности, является максимальное сохранение исторического облика, который позволяет как более значительно проникнуться в эпоху минувших веков способствует формированию общего положительного впечатления о музее у посетителей. И обстоятельство максимальной стилевой сохранности здания не осталось без внимания Александром Голицыным, которым после встречи были высказаны слова благодарности.

Вопрос сохранения архитектурного облика как музея, так улиц города Мичуринска становится тем более важным, что неподалёку от музея, в зоне прямой видимости, находится здание 16й щколы, в настоящее время, являющейся филиалом 18й школы, которое находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта. Между тем, в нём прежде находилось здание музыкальной консерватории, директором которой являлся отец известнейшего актёра театра и кино Владимира Михайловича Зельдина. Кроме того, несколько личностей, которым посвящены экспозиционные материалы литературно-музыкального музея, непосредственно связаны с данной консерваторией. Данное здание выстроено в стиле барокко и, при должной бережной реставрации могло бы стать детской школой искусств, в котором будут преподаваться иконопись и музыка. А также, в свете прошедшего столетнего юбилея М.В. Зельдина, становится актуальной тема создания музея, посвящённого его личности именно в этом здании. Тем самым будет сохранены историческая преемственность, архитектурный облик города, достигнется цель просвещения подрастающего поколения и приобщения его к искусству для преумножения культурного наследия города Мичуринска. Кроме того возникнет взаимодополняющая сеть из трёх музеев на небольшом удалении друг от друга, посвящённых искусству, включающих в себя музей-усадьбу А.М. Герасимова, Мичуринский литературно-музыкальный музей и новый предполагаемый, что, несомненно, приведет к росту общего числа посетителей во всех музеях. Без данного мероприятия успех литературно-музыкального музея останется скромным и богатство фондов не будет оценено посетителями по достоинство.

Стоит отметить, что решение данного вопроса лежит в административной плоскости. Совершенно ясно, что здание школы искусств, находящееся напротив 18й школы гораздо лучше подходит под роль филиала нежели здание в стиле барокко. Соответственно, необходимо осуществить реставрацию здания 16й школы, переселение оборудования и учебных пособий из здания школы искусств в здание 16й школы и наоборот.

 

 

3.2.Мичуринский краеведческий музей

3.2.1. История создания музея

История Мичуринского краеведческого музея начинается в 1919 году, когда он являлся естественнонаучным музеем имени Тимирязева, открытого ещё в городе Козлове. В тот период музей включал два отдела – физический и естественно-исторический. В 1930-е музей, как и все краеведческие музеи, стал важным звеном в идеологическом воспитании подрастающего поколения. И такое идеологически выверенное воспитание сыграло положительную роль во время Великой Отечественной Войны. Во время же самой войны учреждению пришлось потесниться, так как в городе все возможные помещения учреждений образования, культуры и медицины использовались в качестве военных госпиталей.

В 1960-е в СССР, как и во всём мире, пробуждается интерес к музеям и развитие музея получает новый виток. В 1965 году краеведческий музей размещается в здании бывшей Ильинской церкви, где стал занимать два этажа. На первом находился отдел дореволюционной истории и отдел природы. На втором разместился отдел, посвящённый изобразительному искусству а также отдел, повествующий о социалистическом городском строительстве.

В 1991 году здание церкви было передано Православной епархии и стало использоваться по прямому назначению, а краеведческий музей переместился в бывший Дом политического просвещения. Двухэтажное здание построено в конце 19 века и ранее принадлежало купцу Стрельникову, который после Революции подвергся экспроприации. На настоящее время в музее существует три больших раздела: художественный, природы и исторический. Последний имеет множество подразделов: доисторический период (археологические находки), экспозиционные материалы, касающиеся основания города, дореволюционный период(«Козлов купеческий»), период становления советской власти, период Великой Отечественной Войны, История мичуринской науки и современная история. Также можно выделить небольшой подраздел нумизматики и бонистики. В экспозиции музея выставляются предметы, ранее принадлежавшие прославленным деятелям культуры, истории и науки города Мичуринска(ранее Козлов). Общее же число экспонатов равняется четырнадцати тысячам, но каждый год пополняется новыми экспонатами изобразительного искусства, различными документами и аутентичными предметами. В год музей посещает порядка десяти тысяч человек.

3.2.2.Экспозиции Мичуринского краеведческого музея.

Экспозиционная площадь музея состоит из нескольких залов общей площадью 804 квадратных метра на двух этажах, логически она разделена таким образом, что исторический отдел и зоологическая коллекция занимает первый этаж, а материалы, посвящённые мичуринской науке и художественный на втором этаже. Технико-экспозиционный план предусматривает движение в историческом разделе слева направо в возрастающем временном хронологическом порядке.

Наибольшую площадь занимает исторический раздел. Начинается он с археологической коллекции. Она представлена довольно бедно. Имеются некоторые материалы по раскопкам поздненеолитической стоянки в Подзорово – близ села Старое Тарбеево Мичуринского района.

За ней следует раздел зоологической коллекции, в котором представлена флора и фауна региона. Интерес коллекция представляет с той точки зрения, что регион находится в промежуточном положение между лесной и степной природно-ландшафтных зон. Кроме того, общеизвестно, что в 17-18 века лесистость региона значительно превышала современную и составляла порядка 40-45%. Сегодня же, в результате подсечно-огневого земледелия в минувшие века резко сократилась площадь лесных угодий. Что не замедлило сказаться на сокращении популяций многих животных ввиду сокращения ареала обитания, а подчас и полного исчезновения. Как это произошло с медведями, последний из которых был убит в 1961 году.

Далее следует экспозиции, посвящённая основанию города. Переход к ней знаменует чучело козла. Это обеспечивает плавный переход с зоологической тематике к тематике основания города Козлова. Данная экспозиция представляет большой интерес для посетителей всех возрастов, а главным образом жителей Мичуринска. В силу естественных физических законов крепость износилась и разрушилась временем. Жители и гости города не могут сегодня увидеть каковы были пропорции крепости города Козлова в прошлом. И самый действенный способ осознать масштабность тогдашний строений это взглянуть на макет крепости, составленный в результате реконструкции многих специалистов, на основе имеющихся исторических данных. Также предлагается вниманию посетителей рассмотреть каменные строения религиозного назначения – храмы, соборы, церкви, часовни, давно разрушенные после революционных событий в период становления Советской власти. Стоит отметить, что дореволюционный Козлов, равно как и Тамбов, имел большое множество церквей, значительно превышающее сегодняшнюю численность – более двух десятков, особенно если учитывать значительно более скромный размер площади города. Многие из церквей имели неповторимый архитектурный облик. Часть из них возможно рассмотреть на старинных фотографиях, а значительную часть кроме макета уже не увидеть нигде.

Помимо всего прочего, экспозиция, посвящённая основанию города включает в себя стенд, в котором представлено облачение и оружие первых поселенцев города-крепости: кафтан, бердыш, пищали и арбалет со стрелами. Интерес представляют также подлинные пушки и картечи. Ими были стрельцы, прибывшие из соседних городов – Ельца, Данкова, Шацкова(ныне Шацк).

В связи с изменением военно-политической ситуации и по мере уменьшения напряжённости на южных рубежах страны и смещение пограничья в сторону юга, снижается оборонное значение Белгородской

Засечной линии, равно как и города-крепости Козлова. Следствием данных процессов является изменение рода занятий его жителей и окрестных местностей. Находясь на пересечение важных сухопутных путей, связывающих центр и юг страны, а также водных путей – водораздел великих рек Волги и Дона. На протяжении двух столетий бурно растёт число купцов в Козлове. В силу характера местности – исключительно плодородные земли и относительная отсталость страны выразилась в сортименте товаров, продаваемых на ярмарках и торгах. Преобладала продукция сельского хозяйства и, связанная с её переработкой, продукция. В экспозиции, относящейся к данной странице истории города Козлова, представлены как одежда городского люда, так и сельских жителей: шуба, кафтан, сарафан, рубаха, сапоги, лапти, онучи, платки и войлочная шляпа. Точно также широко в данной экспозиции представлена тематика рабочего инвентаря крестьянина Тамбовского края тех лет. Одним из них является, ныне вышедший из обихода, в связи с научно-техническим прогрессом, плуг. Заслуженный интерес вызывают фотографии улиц Козлова конца 19- начала 20 веков, который позволяют представить как выглядел город в минувшие века: как располагались улицы, какую площадь занимал городской базар, где находились разрушенные церкви, так как город с тех пор претерпел значительные изменения.

Затем следует экспозиция, посвящённая теме Революции, Гражданской войны и периоду становления Советской власти. Важно подчеркнуть, что Тамбовский край отнюдь не находился на перефирии данных событий. В здании нынешней 18й школы, а в прошлом женской гимназии, находился в период Гражданской войны штаб Южного фронта. Кроме того, Тамбовская губерния известна произошедшим здесь крестьянским восстанием под предводительством А.С. Антонова, на подавление которого было выслано в губернию свыше тридцати тысяч красноармейцев во главе с М.Н.Тухачевским и Г.И. Котовским. В данном разделе широко представлены фотографии первых партийных деятелей города (горисполком), фотографии

репортажи с мест разрушенных церквей, Красное знамя. Данный период российской истории непосредственно касается Мичуринского краеведческого музея, так как здание, в котором сейчас находит муниципальный музей, ранее принадлежало купцу Стрельникову, у которого было экспроприировано.

Не могла быть не затронута тема Великой Отечественной Войны. Мичуринск и Мичуринский район оказался широко прославлен героями своего Отечества. На сегодняшний день известны такие цифры: более 45 тысяч человек ушло из Мичуринска и Мичуринского района на фронт (одна треть всего взрослого населения). Из них более 37 тысяч награждены орденами и медалями, 35 человек получили звание Героя Советского Союза, а 4 стали полными кавалерам ордена Славы. Именно подвигу славного мичуринского воина, подвиг которого бессмертен, посвящена данная экспозиция. В ней размещены фронтовые фотографии, письма воспоминания ветеранов. Наибольшее количество материалов касаются Героев Советского Союза Потапова Эдуарда Дмитриевича, имя которого носит школа №18 и Филиппова Николая Антоновича, которому установлен обелиск в сквере между площадями Ленина и Мичурина, и, в честь которого названа, прилегающая к памятнику, улица. Весьма примечательно, что они оба были самыми юными мичуринцами, которым было присвоено звание Героя Советского Союза – всего по 19 лет. Так, имеется стенд, в котором выставляется подлинные личные вещи матроса – полосатая рубаха, китель, фуражка и фотографии.

[Филиппов Николай Анатонович родился 20 февраля 1923 года в г. Козлове в семье рабочих. Учился в Кочетовской железнодорожной школе и Мичуринской железнодорожной школе № 49 (ныне № 12). В предвоенные годы работал шофёром на консервном комбинате. С ноября 1941 г. на фронте. Под Смоленском получил тяжёлое ранение. Для лечения переведён в Мичуринск. По рекомендации горвоенкомата был направлен на учёбу в Объединённую школу Волжской военной флотилии. Участник Сталинградской битвы. С 1944 г. воевал в Бобруйско-Берлинской бригаде речных кораблей Краснознамённой Днепровской флотилии, 1-й бригаде речных кораблей Днепровской военной флотилии. Отличился в ходе Берлинской операции 23 апреля 1945 г. На катере под огнём врага переправлял технику и бойцов на левый берег реки Шпрее. Вместе с десантниками захватив плацдарм и отбивая атаки противника, 24 апреля 1945 г. был смертельно ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 31 мая 1945 года. Похоронен в г. Костшин (Польша). В 1950 г. приказом командующего ВМФ СССР навечно зачислен в списки своей воинской части. Имя героя носит одна из улиц в Мичуринске, в городском сквере в 1965 г. в память о земляке-герое установили обелиск. В 1989 г. на его месте был сооружён бюст.] – [газета «Мичуринская правда», статья «Вспомним всех поимённо», 15 апреля 2015 года]

Большой интерес вызывает интерьер экспозиции, выполненный, на котором представлены подлинные фотографии участников военных событий ВОВ. Дополняют экспозицию картины А.В. Платицына, написанные под впечатлениям от происходящих событий на войне, так как он являлся непосредственным участником ВОВ. Не так давно, в прошлом году, к 70-летию Великой Победы был издан альбом, на страницах которого были помещены изображения всех полотен А.В. Платицына, посвящённых Войне 1941-1945 годов. Альбом получил название «Военная графика художника Аркадия Васильевича Платицына».

Современная же история города Мичуринска также не осталась без внимания. В данной экспозиции представлена материалы, касаемо присвоению городу звания наукограда Российской Федерации.

Один из наиболее важных отделов краеведческого музея – посвящённый мичуринской науке, в котором представлены различные книги Ивана Владимировича Мичурина, его восковые поделки фруктов – стоит отметить, что он являлся исключительно искусным мастером этого дела и многие люди, приходя к нему домой пытались угоститься ими и ломали зубы. Немало и подлинных личных вещей Ивана Владимировича Мичурина экпонируется в данном отделе. Неподдельный интерес вызывают и живописные полотна И.В. Мичурина, которые он также искусно писал. Обрамляют данную экспозицию портреты знаменитого на весь мир учёного местных художников, в том числе и, написанный Александром Михайловичем Герасимовым.

Нельзя не заметить и наличие экспозиционных материалов, посвящённых другим именам прославленных учёных Мичуринска. Одним из них является друг, ученик, соратник и последователь И.В. Мичурина – Павел Никанорович Яковлев. В 2014-2015 годах при доме-музее И.В. Мичурина открылся музей посвящённый прославленному академику. Сам факт существования данных двух музеев и обуславливает относительную бедность экспозиций, так как у них априори значительно больше выставочная площадь и возможности к наглядному показу достижений их труда – неподалёку имеется сад. А число подлинных предметов не бесконечно. Соответственно, приходится выбирать между аттрактивностью экспозиции и принципом научности в музейно-выставочной деятельности.

Художественный экспозиционный отдел также характеризуется относительной бедностью по той же причине, что наиболее аттрактивные и экспрессивные экспонаты сосредоточил в своих руках дом-музея А.М. Герасимова. Данное обстоятельство несколько снижается тем, что в данном экспозиционном зале сосредоточена немалая коллекция достаточно редких музыкальных инструментов, конечно уступающая коллекции литературно-музыкального музея, а также предметов старинной мебели. Однако коллекцией это назвать едва ли возможно, так как нет никаких признаков системности сбора данных экспонатов. Кроме того, они никак не связаны с каким-либо прославленными личностями города Мичуринска/Козлова, а собраны для создания интерьера старины.

3.2.3. Научно-фондовая работа Мичуринского краеведческого музея.

Данным музеем проводится постоянная работа по сбору экспонатов: регулярно организовываются фондово-закупочные комиссии, на которых выкупаются у населения, интересующие музей предметы в соответствии с их планом. Нельзя забывать и про специфику краеведческих музеев, экспозиции которых должны повествовать посетителями о различных сферах жизни и истории края: от зоологии и палеонтологии до традиций изобразительного искусства местного края. Так, в 2015 году в краеведческом музее появилась экспозиция, посвящённая проведению Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году. Также проводится значительная работа по изучению деятельности известных людей Мичуринска – писателям, поэтам, живописцам, учёным и героям военных событий и, по мере выполнения данной, происходит пополнение фондовых коллекций.

Кроме того, по размеру площадей и масштабам коллекции фондов музей является самым крупным в городе Мичуринске. Его фонды располагают более 14-ю тысячами экспонатов. Однако, сказать о том, что музей умеет ими грамотно распорядиться, никак не представляется возможным. Самым наглядным образом об этом говорят то, что по количеству посещений и размеру доходов Мичуринский краеведческий музей и Мичуринский литературно-музыкальный музей являются вполне сопоставимы, несмотря на явное превосходство краеведческого как по размеру экспозиционных площадей, так и по числу музейных экспонатов. Стоит отметить, что самым негативным образом на проведении научно-фондовой работы сказывается недостаток персонала. В результате чего 112 предметам требуется реставрация.

 

3.2.4. Культурно-просветительская деятельность Мичуринского краеведческого музея.

Данным муниципальным учреждением культуры проводится солидный объём культурно-образовательных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения, пробуждение интереса у людей всех возрастов к изобразительному искусству и презентация результатов творчества мичуринских поэтов, писателей и живописцев. Сотрудники музея внимательно следят за наступлением памятных дат и юбилеев, не пропуская ни одно из знаменательных событий, стараясь проводить различные мероприятия. Так, к 70-летнему юбилею Великой Победы краеведческий музей презентовал альманах А.В. Платицына «Военная графика художника Аркадия Васильевича Платицына». Он представляет собой сборник графического изображения всех полотен художника, посвящённый тематике Великой Отечественной Войны 1941-1945 года.

Регулярно проводятся выставки начинающих и совсем юных художников Мичуринска, равно как и демонстрируются результаты труда в сфере декоративно-прикладного искусства. Наиболее уникальные работы включаются в состав экспозиций и экспонируются на постоянной основе, как это произошло с макетами церквей города Козлова и города-крепости Козлова.

В краеведческом музее регулярно проводятся презентации книг мичуринских писателей, ровно также и книг краеведческой литературы по истории и науке.

Важно заметить, что музей пользуется довольно слабой популярностью и в количественном выражении большинство посетителей составляют участники групповых посещений. Поэтому для увеличения посещаемости применяют административные меры воздействия, а подавляющая часть посетителей составляют школьники, студенты и находящиеся на лечении в санатории «Ласточка». Самостоятельные же посещения крайне редки. Данное обстоятельство является следствием проведения неудовлетворительной экспозиционно-выставочной работы, вопреки богатству музейных фондов. Негативно сказывается на работе музея и слабая материально-техническая база вкупе с жёстким дефицитом квалифицированных кадров. Несмотря на довольно выгодное месторасположение – улица Советская, рядом с мэрией, вблизи двух общеобразовательных школ и нескольких школ искусств, далеко не все жители подозревают о существовании краеведческого музея и уж тем более о его местонахождении. Данное обстоятельство является результатом отсутствия наружной рекламой и информационного указателя.

Нельзя не упомянуть и о проведении непрофильных мероприятий в здании краеведческого музея, прямо противоречащих музейным правилам эксплуатации здания и хранения музейных экспонатов. К таковым относится проведение выставок змей, обезьян, птиц. Данные мероприятия проводятся ежегодно и неоднократно на протяжении каждого из годов. Их проведение можно трактовать как жест отчаяния, так как, судя по всему, от проведения подобных мероприятий значительно пополняется касса музея. Однако в результате них происходит порча напольного покрытия, нарушение температурно-влажностного режима в здании музея после проветривания после таких выставок. Также резко возрастает риск заражения музейных предметов различными микроорганизмами и насекомыми. Не говоря уже о том, насколько страдает имидж учреждения культуры.

Суммируя положительные и отрицательные стороны работы Мичуринского краеведческого музея, культурно-образовательной работе муниципального учреждения возможно дать удовлетворительную оценку.

 

 

4. Школьные музеи города Мичуринска.

4.1.Музей имени Э.Д. Потапова МОУ СОШ №18 города Мичуринска

4.1.1 История музея.

Музей расположен на одной из центральных улиц Мичуринска, в здании являющемся памятником истории и архитектуры. Оно примечательно не только своим годом постройки – вторая половина 90-х годов позапрошлого столетия, но и тем, что в годы Гражданской Войны в нём располагался штаб Южного фронта. Упоминание о данных фактах имеется на памятной гранитной доске на входе в здание. Само здание неоднократно меняло своё предназначения, но с 1965 года и по настоящее время является средней школой №18 города Мичуринска.

История самого музея начинается с 1985 года и его открытие было приурочено к памятной дате – 40-летию Победы в Великой Отечественной Войны. Оформление экспозиции и само функционирование музея с тех пор не претерпело существенных изменений. Однако в 2015 году Городским отделом Народного Образования города Мичуринска было принято решение заложить финансовые средства на капитальный ремонт, реэкспозицию и замену стендов музея на 2016 год. На этот год также запланирована каталогизация и оцифровка музейных экспонатов с целью создания в сети Internet своего информационного ресурса.

4.1.2. Характеристика фондовой коллекции и экспозиции музея.

Экспозиция располагается на третьем этаже в одном из кабинетов школы. Оформление является типичным для эпохи Развитого Социализма – преобладает плоскостной материал при одновременном обилии цветов красных оттенков и атрибутов коммунизма – бюст В.И. Ленина. Центральным местом экспозиции является стенд с изображением Вечного Огня, на котором написаны имена, павших в боях с фашистским неприятелем, героев. Основной материал экспозиции посвящён учителям школы, которые были участниками боевых действий на фронте. А таковых было немало, учитывая, что треть всего взрослого населения города ушла на фронт. Немалую часть экспозиционного пространства занимают подлинные документы военного времени и письма с фронта.

Почётное место в экспозиции среди педагогов-героев Великой Отечественной Войны занимает Эдуард Васильевич Потапов, который после Войны, уйдя в запас, окончил институт физической культуры и спорта и, с 1958 года долгие годы являлся преподавателем физической культуры сначала в Мичуринском техникуме, а с 1965 года в школе №18. В честь памяти об Э.В. Потапове в Мичуринске проводятся различные спортивные соревнования

[Окончил курсы младших лейтенантов. В действующей армии с июля 1943. Командир пулеметного взвода 50-го гвардейского стрелкового полка (15-я гвардейская стрелковая дивизия, 5-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт) гвардии лейтенант Потапов одним из первых в полку 23.01.1945 форсировал р. Одер в р-не пос. Фаундорф под г.Кебен (Хобеня, ПНР). Взвод успешно вел бой на занятом рубеже до подхода стрелковых подразделений.
Звание Героя Советского Союза присвоено 27.6.1945. После войны капитан Потапов — в запасе. Награжден орденом Ленина, Отечественной войны 1 ст., Красной Звезды, медалями.]-

[http://azlibr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0008/d3071160]

Стоит отметить очень незначительное число вещественных экспонатов, что делает экспозицию трудной для восприятия. Несколько снижают напряжение зрения фоновые изображения героев-полководцев России – Александра Невского, Дмитрия Донского, И.В. Суворова, М.И. Кутузова, Ф.Ф.Ушакова и Г.К. Жукова. Однако, учитывая малую экспозиционную площадь музея – порядка 40-50 квадратных метров, достижение аттрактивности является трудновыполнимой задачей. Важно отметить, стремление руководства школы, музея и Городского отдела Народного Образования к улучшению материально-технической базы музея.

 

 

4.1.3Культурно-образовательная деятельность музея.

Учитывая важность тематики экспозиции и месторасположение – в здании школы № 18 – данного музея в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения, становится возможным чёткое определение характера культурно-образовательной деятельности данного школьного музея. Данным учреждением ежегодно проводятся часы патриотического воспитания, приуроченные к праздничным датам 23 февраля и 9 мая, в которых принимают участие школьники среднего и старшего возраста. Необходимо отметить, что данный музей не является общедоступным, однако регулярно проводит экскурсии для учащихся и других школ города Мичуринска, расположенных поблизости. Ввиду слабой материально-технической базы, данный музей не может использовать потенциал своих возможностей в полную силу.

Важно заметить, что данным музеем принимается активное участие в городских конкурсах школьных музеев, проводимыми силами Городским отделом Народного Образования. По итогам, которых, данный музей неоднократно занимал призовые места – второе место в 2013 и третье место в 2014 годах. В данных мероприятиях принимают участия и учащиеся средних и старших классов данной школы, тем самым проводится столько необходимое пробуждение у подрастающего поколения интереса к истории своей страны и своей малой родины. Учащиеся школы принимают участие в оформлении выставок, а также проводят поисковые работы, опрашивая ветеранов города, и рассказывают об участниках войны в своих семьях.

Касаемо возможностей улучшения культурно-образовательной деятельности данного музея, стоит упомянуть некоторые упускаемые из вида возможности. На мой взгляд, музею школы № 18 необходимо стать музеем, состоящим из двух экспозиционных залов, один из которых будет повествовать о событиях Гражданской Войны в нашем регионе. Потому как данная тематика в недостаточной мере раскрыта в Мичуринском краеведческом музее, а здание данной школы непосредственно относится к событиям Гражданской войны – в нём располагался Штаба Южного фронта. Таким образом, музей будет раскрывать наиболее полно историю данного здания в контексте событий отечественной истории.

4.2. Музей военно-исторической славы 161-й Станиславской Богдана Хмельницкого Стрелковой Дивизии МОУ СОШ №17 города Мичуринска.

4.2.1. История музея.

Музей расположен в здании кадетской школы №17 «Юнармеец» города Мичуринска, построенном в 1957 году и данным учреждением среднего образования изначально ставилась задача создания наилучших условий для воспитания несовершеннолетних граждан профессиональному служения Родине. В решении данной задачи важным подспорьем могло стать создание музея, посвящённого военно-патриотической тематике. Поэтому в 1973 году организуется гайдаровский отряд «Поиск» из учащихся пятого класса, которые наладили связь с 200 бойцами и командирами. С этой целью они объездили все окрёстные сёла Мичуринска, откуда производился набор в полки дивизии, провели беседы со старожилами. Результатом этого взаимодействия стало получение в дар музеем документов, фотографий, подлинных предметов войны и наград. В создании музея приняли участие не только юные следопыты, но, также, ветераны Великой Отечественной Войны и рабочие завода «Прогресс». После такой существенной самоотверженной работы, фонды музея накопили уникальную коллекцию и смогли создать наилучшую экспозицию в городе Мичуринске, посвящённую событиям ВОВ. Об этом красноречиво говорят внушительный список наград музея.

Музей школы сегодня – это центр воспитания подрастающего поколения в духе верного служения своему Отечеству. Данную миссию музей несёт через проводимые экскурсии, беседы с интересными людьми, а также путём приобщения учащихся к оформлению выставок. Именно поэтому, данный школьный музей является одним из бессменных лидеров среди всех музеев школ города Мичуринска. Также активно музей участвует и во Всероссийских конкурсах школьных музеев, несомненно, показывая и там такой же впечатляющий результат.

 

4.2.2. Экспозиция музея

Экспозиция данного школьного музея повествует об истории подвигов и участниках 161-я Краснознаменная, ордена Богдана Хмельницкого Станиславская стрелковая дивизия (сноска потом прошла с боями более семи тысяч километров, участвуя в освобождении Воронежа, Харькова, Киева, Прикарпатья и территории государств Польши и Чехословакии.)

территории Польши и Чехословакии, освободив от ненавистного врага свыше 700 населенных пунктов)в годы Великой Отечественной Войны.

Экспозиция, отвечая тематике событий, которым она посвящена, имеет красно окрашенный фон. Также одним из фонов является изображение георгиевской ленты, подчёркивающая героизм бойцов стрелковой дивизии.

Экспозиционный материал логически разделён на 3 части:

1)плоскостной материал, представленный подлинными документами и фотографиями участников сражений;

2)вещественные музейные предметы, представленные образцами одежды и оружия и предметами быта солдат;

3)инсталляция, на которой наглядно показана вся драматичность и ожесточённых боёв Великой Отечественной Войны.

В экспозиции представлены подлинные личные вещи, документы, фотографии и письма, повествующие об участниках стрелковой дивизии. Среди подлинных вещей имеются: подлинная военная одежда, немецкая каска, бинокль, винтовка Мусина и фляжка. Также имеется экспозиционный отдел, посвящённый быту солдат на фронте – полевой кухне и бане.

Неподдельный интерес посетителей вызывает и умело сделанная инсталляция, на которой изображена, сожжённая немцами, русская деревня. В которой в одном из уцелевших домов засели солдаты фашистских войск. Но сквозь пламя и пепел освобождают деревню советские войска. Данная инсталляция обращена, прежде всего, на детей младшего и среднего школьного возраста, чтобы они смогли своими глазами увидеть всю трагичность событий минувших дней и понять всю глубину подвига и героизма советских солдат.

4.2.3. Культурно-образовательная деятельность музея.

Данный школьный музей, отвечая концепции военно-патриотического воспитания, обучающихся МОУ СОШ №17 «Юнармеец», проводит различные мероприятия: конкурсы сочинений, конкурс чтецов, конкурс рисунков, торжественная линейка, «» Всероссийская Димитриевская суббота», вечер «Память храня», фестивали военных песен, круглый стол «Патриотами не рождаются», праздник к Дню Победы.

Школьный музей также участвует в различных муниципальных, областных и всероссийских конкурсах школьных музеев. Ко всем данным

мероприятиям привлекаются учащиеся школы. При МОУ СОШ №17 существует поисковый отряд «Поиск», который активно взаимодействуют с ветеранами ВОВ. Осуществляется взаимодействие с Мичуринской местной организацией Тамбовского регионального отделения «Российский Союз ветеранов Афганистана», совместно с которыми проводятся мероприятия, приуроченные к памятным датам военных событий в Афганистане и Чечне.

Важно заметить, что к памяти о погибших воинах в данных военных событиях музей относится также трепетно. Дабы почтить имя героя и отдать

дань памяти, была установлена в мае 2014 года памятная доска на фасаде школы Митронину Михаилу, погибшему в боевых действиях при исполнении специального задания на территории Чеченской республики.

Несмотря на все усилия по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, забывается об одном: героизм советского солдата – это достояние всей страны, в том числе и всех граждан Мичуринска. Однако проводится незаслуженно малое количество экскурсий для учащихся других средних школ города, которым также было бы интересно узнать имена героев-земляков, но они не имеют такой возможности, так как далеко не во всех школах города имеются музеи данного профиля.

 

4.3. Музей Воинской Памяти МОУ СОШ №7 города Мичуринска

4.3.1. История музея

Полное название музея звучит так: музей воинской памяти, посвящённый 25-ти солдатам и офицерам Мичуринска и Мичуринского района, павшим в Афганистане, Чечне, Дагестане. Его открытие состоялось в 2004года при активном участии Мичуринского отделения Тамбовской области Общероссийской организации «Российский Союз ветеранов Афганистана». Школьный музей располагается на третьем этаже одного из бывших классных кабинетов.

Музей воинской памяти посвящен памяти 25-ти солдат и офицеров, погибших в боевых действиях в Афганистане, Чечне и Дагестане, а потому является мемориальным. Основная масса экспозиционных материалов была накоплена в 2003-2004 годах, позднее же осуществлялось лишь незначительное пополнение коллекции. Основная масса экспонатов была передана в дар музею родственниками погибших, либо ветеранами Афганской и Чеченских военных кампаний, взявших шефство над музеем. Все поступления экспонатов проходят учёт, о поступлении каждого

из них имеется запись в инвентарной книге.

Музей боевой славы МОУ СОШ №7 сегодня – это единственный в городе Мичуринске музей, посвящённый памяти воинам, павших в боях во время Афганской и Чеченской кампаний, а потому является уникальным. Хотя его история совсем непродолжительна, он сумел достичь немалых успехов. И заслуга в этом мичуринских ветеранов Чечни и Афганистана, которые всячески помогают музею. Увековечивание памяти о погибших боевых товарищей для них – дело чести. Благодаря материальной поддержке ветеранов Чечни и Афганистана, музей получил достаточную материально-техническую базу, включающую в себе кинозал документальных и художественных фильмов, который даёт возможность показывать кинохроники минувших дней. В результате чего достигается эффект аттрактивности и экспрессивности.

4.3.2. Экспозиции музея боевой славы.

В экспозиции музея имеются 25 стендов, в которых размещены экспонаты, посвящённые памяти каждого погибшего солдата и офицера. Среди экспонатов имеются личные дела и вещи погибших, а также фотографии, водительские права, грамоты, ордена и медали воинов-интернационалистов, удостоверения участников локальных войн, школьные аттестаты и дипломы, отличительные знаки рядового, сержантского и офицерского составов, погоны, головные уборы, письма солдат и личные дневники. Большинство экспонатов – подлинные (408 из 592). Однако некоторые были подарены музею участниками локальных войн: рация, портфель штурмана, три каски, пулемётная лента, книги и газеты об Афганской войне, пластинки с песнями и видеоматериалы.

Центральное место экспозиции занимает прямоугольного вида стенд, на котором, на котором красными буквами вписаны имена всех погибших солдат и офицеров.

Экспозиционный материал музея боевой славы позволяется проводить экскурсии по следующим темам:

«Подвиг воина-интернационалиста»

«Награды афганской юности»

«Боевым награждается орденом»

«Он учился в нашей школе»

«Подвига нашего земляка»

«Его портрет на Стене Скорби»

«Память о нём живёт»

«Подвиг, воспетый в стихах и прозе»

«Фотохроника афганской войны»

«Хроника афганской войны (документальный фильм)»

4.3.3. Культурно-образовательная деятельность музея боевой славы.

Данным школьным музеем проводится очень значительные усилия в данной сфере. Самой главной задачей они видят патриотическое воспитание подрастающего поколения, но не только учащихся школы №7, но и других школ, равно как и студентов Мичуринского Государственного Аграрного университета и учебных заведения среднего специального образования.

С этой целью для учащихся регулярно проводятся экскурсии и встречи с интересными людьми – непосредственными участниками боевых действий в Чечне, Афганистане и Дагестане. В ходе этих встреч они рассказывают о боевых трудностях, значении дружбы в бою, важности готовности служить Родине чтобы стать настоящим мужчиной. А также они предоставляют видеоматериалы о боевых действиях, которые показывают в кинозале музея учащимся и студентам.

При музее вот уже несколько лет существует поисковый отряд, который собирает информацию обо всех участниках боевых действий и регулярно навещает семьи погибших офицеров и солдат.

Музей боевой славы часто выступает площадкой для презентации новых книг и сотрудничает с такими газетами города, как: Мичуринская мысль, Мичуринская правда, Мичуринская жизнь. В данных газетах регулярно публикуются материалы о музее боевой славы и интервью директора музея, а также проводит музей и активное взаимодействие со многими учреждениями культуры и образования.

Музей боевой славы уделяет немалое внимание и вопросам увековечивания памяти о погибших. Так, в 2014 году, на входах в здания учебных заведений, где учились все погибшие, были установлены памятные доски. В 2008 году была издана Книга Памяти, в которой была размещена вся информация об участниках локальных войн, воспоминания о погибших одноклассников и друзей, а также письма и стихи, посвящённые памяти погибших. Более того, данные книги были не только выпущены, но ещё и вручены родственникам погибших.

4.4. Школьный музей в селе Старая Казинка.

4.4.1. История создания музея.

Данный музей расположен в здании школы села Старая Казинка Мичуринского района, в 30 км от Мичуринска по дороге на Липецк. Здание школы было возведено в 1977 году, но уже в 1978 было внесено в «Свод памятников культуры РСФСР», а сама школа была взята под государственную охрану как памятник культуры, так как здание школы было построено на месте усадьбы И. Рахманинова. Ежегодно, 24 мая, в честь памяти И.Г. Рахманинова проводится литературно-музыкальный праздник, приуроченный к Международному дню славянской письменности и культуры. Кроме того в Старой Казинке традиционно проводят концерты в рамках Международного Рахманиновского музыкального фестиваля.

История самого же музей начинается в 1995 году, когда при содействии администрации района и по инициативе педагогов Коновых и известных мичуринских краеведов Н.Сухоруков и В. Михеев, был открыт мемориальный музей И.Г. Рахманинова. Постепенно, добивался экспозиционный зал «Русская изба», а позднее и зал Боевой Славы.

Таким образом, был создан уникальный для всей Тамбовщины комплексный школьный музей, включающий в себя сразу три выставочных зала: музей Ивана Герасимовича Рахманинова, зал Боевой Славы и этнографический музей «Русская изба».

Важность музея состоит в том, что он не только является комплексным, но и в том, что он взаимно дополняет сеть государственных музеев города Мичуринска. Так, значительный в Мичуринском литературно-музыкальном музее немалый объём экспозиции посвящён И.Г. Рахманинову, и, школьный музей в Старой Казинке является логическим продолжением литературно-музыкального музея. Точно также и музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка» не сможет полностью раскрыть всю именитость рода Рахманиновых, что для ценителей литературы и искусства является крайне важным.

4.4.2. Экспозиции музея.

Стоит несколько слов сказать про фоновое оформление зала, посвящённого И.Г. Рахманинову. Оформителем данной экспозиции являлся мичуринский музейный художник В. Швейкин. Ему удалось подобрать, соответствующий минувшим векам, антураж. С этой же целью была включена в состав экспозиции отреставрированная старинная мебель. В итоге, благодаря обилию старинной мебели и предметам домашнего обихода минувших веков– шкаф с книгами, зеркала, подсвечники, настенные часы, самовар, рояль – удалось наиболее полно воссоздать атмосферу ушедших времён. Один из стендов данного выставочного зала посвящён родословной Рахманиновых, которая начинается от молдавского рода Драгошей (Драгоши – молдавские господари, управлявши Молдавией и Валахией с 1350 по 1552 год.- Н.М. Менькова

РАХМАНИНОВЫ «КОРНИ И ВЕТВИ К 130-летию со дня рождения С.В. Рахманинова)

 

Другой стенд посвящён переписке И.Г. Рахманинова с известным просветителем Вольтером. Об этом свидетельствуют вещественные источники – подлинные письма. Данному разделу посвящено немало место в экспозиции ещё и потому, что И.Г. Рахманинов переводил и публиковал его труды с тем, чтобы продвигать идеи великого просветителя в России. Своими стараниями И.Г. Рахманинов снискал огромное уважения Вольтера. Важно также заметить, что публиковал он не только его труды, но и многие другие художественные произведения и труды зарубежных авторов. При этом переводил собственноручно и печатал в своей типографии, расположенной в Старой Казинке. Само себе такое месторасположение типографии, по тем временам, являлось чем-то очень фантастичным.

Следующий экспозиционный зал посвящён памяти павшим воинам Великой Отечественной Войны. Зал этот расположен в коридоре между экспозицией, посвящённой И.Г. Рахманинову и экспозиционным залом «Русская изба».

Данный экспозиционный зал посвящён русской народной культуре и является по своему профилю этнографическим. Название «Русская изба» не случайно, так как данный экспозиционный зал стилизован под русскую избу. В этой экспозиции представлена самая широкая коллекция русских народных костюмов(шали, платки, лапти, сарафаны, рубахи); предметов народного быта (самовары, утюги, шкаф из морёного дуба, обеденный стол, деревянная посуда, старинный безмен, ножницы, маслобойка, кочерга, деревянная лопата для выпечки, чапельник, рогачи, корыто, самопряха, ткацкий стан, кочедык, коромысло, толкач, серп, снопы, половики, люлька, свистульки, бутыли). Данные экспонаты размещены в интерьере экспозиции так, как это было в обычной крестьянской избе.

Стоит заметить, что сочетание экспозиционных залов «Русская изба», посвящённый русской народной культуре и «И.Г.Рахманинов», посвящённый высшему сословию царской России, являются довольно удачными. Данные экспозиции нисколько не контрастируют друг с другом, а гармонируют и взаимодополняют, так как только именно так возможно представить жизнь минувших веков, где обычный крестьянин обеспечивал беззаботную жизнь дворянского сословия. Только в результате этого у них появилось много свободного времени, которое они смогли уделять творчеству.

Данное сочетание народной, крестьянской, культуры и дворянской культуры вкупе с грамотно оформленным интерьером экспозиционных залов создают дополнительную уникальность музея, делая его привлекательным в глазах посетителя.

Нельзя забывать и том, что, в настоящее время, данный школьный музея является единственным школьным музеем в Тамбовской области, располагающим в своём составе тремя экспозиционными залами, каждый из которых по сути является самостоятельным музеем. Фондовая коллекция «Русская изба» сосредоточила редкие предметы домашнего обихода, технология производства которых почти утеряна. Ценность предметов состоит и в том, что даже за минувший век-полтора кардинально изменился быт даже сельских жителей России и узнать как жили русские крестьяне интересно не только городским, но и сельским жителям.

4.4.3.Культурно-образовательная деятельность музея.

Данным школьным музеем проводится значительная деятельность в данной сфере, так как он посвящён русскому переводчику, писателю и просветителю

И.Г. Рахманинову. Он был тесно связан с литературой и не чужд любому виду искусства. Поэтому ежегодно, в конце мая, проводятся литературно-музыкальные праздники, посвящённые С.В. Рахманинову. Данное событие приурочено к Международному дню славянской письменности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных