Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стракционизм, поп-арт).




Постмодернизм.

 

Модернизм (общая характеристика). Истоки модернизма некоторые исследователи ищут в импрессионизме, некоторые – в постимпрессионизме. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и направлений, иные художники в течение своей творческой биографии примыкали к нескольким объединениям. Их объединяло подчеркнутое стремление к выражению своей индивидуальности, этим продиктованы поиски новых средств и материалов. Искусство эпохи все более и более коммерциализируется.

Фовизм. После первой посмертной выставки Ван Гога в 1901 г. в Париже группа молодых живописцев во главе с Анри Матиссом объединилась под названием «фовисты» (от слова «хищник»). Главное средство выражения – цвет, отсюда – размашистые мазки и порывисто брошенные на холст пятна краски. Члены группы: Андре Дерен, Морис де Вламинк, Рауль Дюфи, Альбер Марке, Жорж Руо и Анри Матисс – лидер течения, проявивший себя также в дизайне, скульптуре и иллюстрировании книг.

Экспрессионизм. Искусство, ставящее своей целью выражение чувств и настроений художника, наибольшее распространение получило в Германии. Это было социальнонаправленное течение, подпитываемое надеждами решить противоречия эпохи. Экспрессионисты использовали либо кричащие краски, либо, напротив, мрачные тона. Объединения немецких художников «Мост» и «Синий всадник» критиковали существующие порядки, изображая ужасы войны, притонов, дна жизни. Члены: Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Отто Дикс, Кете Кольвиц.

 

Кубизм. В первом 10-летии XX в. появилось одно из наиболее самобытных течений – кубизм. Для него характерны деформации, ограниченный круг сюжетов (человеческие фигуры, лица, музыкальные инструменты, натюрморты). Просуществовал он до 60-х гг. XX в. Создатели течения – испанец Пабло Пикассо и француз Жорж Барак, их последователи: испанский художник Хуан Грис и французские художники Робер Делоне и Фернан Леже. У постимпрессиониста Поля Сезанна кубисты переняли прием упрощения предметов до геометрических форм – шара, цилиндра, куба. Главный принцип кубизма – художник не должен следовать реальности, он может творить ее сам по законам искусства. Тона использовались неяркие, все внимание – игре линий и плоскостей. Кубисты стали родоначальниками искусства коллажа – использования в картинах фрагментов газет, тканей. Кубизм явил себя не только в живописи, Пабло Пикассо, например, работал в области скульптуры, книжной графики, сценографии.

Футуризм. Итальянское течение, объединившее молодых художников, которым надоело преклонение перед старыми итальянскими мастерами. «Искусство будущего» отвергало достижения прошлого, возвеличивая роль техники и культивируя промышленный дух Нового времени. В фокусе их произведений было движение. Представители: итальянские художники Джакомо Балла и Джино Северини. Нашлись последователи и в других европейских странах, даже в России, где футуризм представлен в наиболее яркой форме в литературе (В.В. Маяковский, В. Хлебников).

Сюрреализм. Название возникло от французского слова «сверхреальность». Реальные существа и предметы предстают перед зрителем в нереальных сочетаниях, напоминая сны. Недаром апологет сюрреализма испанский художник Сальвадор Дали был так увлечен теорией сновидений австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда, чье учение оказало огромное влияние на всю модернистскую культуру. В известном смысле предшественниками сюрреализма можно считать дадаистов, движение которых возникло в Швейцарии во время первой мировой войны. Француз Марсель Дюшан первым начал выставлять промышленные изделия под видом художественных произведений. Независимо от дадаизма сюрреалитические мотивы можно найти у итальянского художника Джорджа Де Кирико и Марка Шагала (белоруса, жившего во Франции). Окончательно сюрреализм сложился к 20-м годам XX в. и ассоциируется с именами испанца Сальвадора Дали, француза Рене Магритта, итальянцев Ива Танги и Хоана Миро, швейцарца Пауля. В России конца XX века сюрреализм представлен в работах Никаса Сафронова.

Абстракционизм. Абстрактная живопись наименее популярна у широких масс, она не стремится изобразить что-либо существующее, а экспериментирует с сочетанием цветов, с геометрическими фигурами. Существует много разновидностей абстрактного искусства, это не единое движение, часто его называют «беспредметным». У истоков течения в 10-х гг. XX в. одновременно стояли художники в России – Василий Кандинский и Казимир Малевич, в Голландии – Пит Мондриан. В дальнейшем абстракционизм развивался по двум основным направлениям. Первое – оп-арт, возникший в 60-х гг. и направленный на создание оптических иллюзий, самый известный представитель этого течения – венгр Виктор Вазарели. Второе направление вызывает самое большое неприятие обывателей – картины состоят из цветовых пятен и небрежных мазков (его апологеты: француз Пьер Сулаж, немец Ханс Хартунг, американец Джексон Поллок).

Поп-арт. Возник в сер. 50-х гг. XX в. Родина – США, цель – приблизить искусство к народным массам, отсюда в центре внимания художника – изображение повседневных предметов, современной городской среды. Часто в работах нет границ между живописью и скульптурой, произведения демонстрируются в виде «хэппенингов» – спонтанных представлений с использованием музыки и танцев. Часто используются коллажи. Классики поп-арта – американцы: Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Клас Ольденбург, Джордж Сигел.

Наивное искусство. Стоит особняком от модернистских течений. Это творчество художников-любителей, имеющее еще название примитивизм. Первым наивистом, принятым всерьез, был Анри Руссо, француз, живший в начале XX века и начавший писать после выхода на пенсию. Его поддержал Пабло Пикассо и другие кубисты. Другой наивист, не признанный при жизни, – грузин Нико Пиросманашвили. Ценно это направление той свежестью чувств, к которой стремятся художники. Особенно популярен примитивизм в Америке, где было мало художественных школ и отсутствовали глубокие корни художественной деятельности.

Архитектура эпохи модерна. Принципиально новые приемы строительства и материалы – основная черта новой архитектуры. Еще в XIX веке появились металлические решетчатые конструкции (мосты, вокзалы, выставочные

павильоны), в 1851 г. в Лондоне был построен «Хрустальный дворец» из железа и стекла, в 1889 в Париже соорудили Эйфелеву башню (вызвавшую бурю гнева со стороны ревнителей старины и парижского стиля) и Павильон машин – здание из стекла и стали длиной 420 метров, напоминающее перевернутую лодку. В США в конце позапрошлого века стали строить небоскребы. Главный принцип новой архитектуры – функционализм, соответствие внешнего вида назначению. После первой мировой войны, однако, возникло экспрессионистическое направление, сторонники которого относились к зданию почти как к скульптуре, ценя выразительность больше, чем целесообразность. Здесь стоит отметить творчество гениального испанца Антонио Гауди, чьи здания, парки, а особенно Собор Святого семейства, придают такое очарование Барселоне. Функционализм

как направление сформировался в Германии, его центром стала школа «Баухауз» (основатель – Вальтер Гропиус), прекратившая свою деятельность из-за нацистского режима. Знаменит и француз швейцарского происхождения Ле Корбюзье, функционалист, в своих работах подчеркивающий красоту и гармоничность геометрических форм. К нефункциональному направлению можно отнести творчество американца Фрэнка Ллойда Райта (в Нью-Йорке есть Музей Гуггенхейма с подымающимся спиралью выставочным залом по его проекту), итальянца Пьера Луиджи Нерви (его проект – гигантский бетонный купол Олимпийского дворца спорта в Риме), бразильца Оскара Нимейера, финна Алвара Аалто.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных