Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура Казахстана в XYIII -первой половине XIX вв.




Культура казахов Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, является автором героической поэмы "Есим". Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру. Письменная литература Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма "Жахан-Наме". Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд "Чингис-наме". Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы. Песни В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Народные празднества Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьба, рождение ребенка, поминки (ас) и др. На праздниках устраивались различные игры: скачки (байга), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников. День нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс). Каждому большому празднику сопутствовали спортивные народные игры "кок 6epi" (серый волк) и "кыз 6epi" (волк-дева), генетически восходящие к древним тотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра - жарыс (конное состязание) и большая облавная охота (аба камаргы). Религия Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от ана).

. Шокан Валиханов.

2. Искусство и музыкальная культура.

3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы.

4. Абай Кунанбай-улы.

 

 

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ

 

 

Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырым-бете. Это были красивые места, широко известные в степи. Духов-ные качества будущего учёного складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать свои мысли, хорошо и образ-но говорить и писать. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей. Поз-же, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в послед-ний путь.

Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и пред-ставители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк, декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.

Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца при-был в Омск и с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением в Си-бири. Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского наро-да. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в ка-детском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И. Березиным, труды которого побудили его заняться изучением вос-точных средневековых хроник.

Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана. Шокан на память знал многие стихи своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских писателей, много времени отво-дил на изучение трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П. Семёнов-Тян-Шанский, учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его образо-ванность, широкую эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.

Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, вла-дея рядом восточных и европейских языков, Шокан занимается на-учными исследованиями. Приняв участие в 1855 году в поездке ге-нерала Г. Х. Гасфорта, он совершил большое путешествие по Цен-тральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Се-мипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.

Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, ис-торические предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществляет съёмку бас-сейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру кыргызского на-рода, пишет ''Дневник поездки на Иссык-Куль'' и ''Записки о кирги-зах''. Во время экспедиции знакомится с П. П. Семёновым-Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шо-кан посещает Кульджу, ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами.

Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много откры-тий. Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет вни-мание и такому сочинению кыргызской народной литературы, как эпос ''Манас''. Им записан большой отрывок этого огромного эпи-ческого цикла.

В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой ''белое пятно'' в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточ-ного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд '' О состоянии Алтыша-ра…'' давал анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.

В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями. Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П., Васильевым, В. В. Велья-миновым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И. Захаровым, кри-тиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П. Полонским и другими яркими именами русской литературы.

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоев-ский. Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продол-жена и в Петербурге.

В 1865 году в газете ''Русский инвалид'' публикуется последний труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.

Научное наследие великого казахского учёного многообразно. Работы ''Аблай'', ''Казахское родословие'', ''Мусульманстве в степи'', ''Следы шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов'' и другие послу-жили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии.

 

ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

 

 

Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессив-ного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров и другие предста-вители изобразительного искусства в ряде своих произведений ото-бражали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была осо-бенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края.

Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведе-ния создал на казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.

Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавлов-ске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах. Приёмы и тех-нология изготовления изделий передавались из поколения в поколе-ние. Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные вой-лочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочис-ленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гар-монично применялся казахский орнамент, который богато использо-вался во всех его основных видах – зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусст-ва, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными на-кладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход каза-хов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изде-лия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую ин-крустацию, резьбу по кости.

Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовле-нии женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продол-жало уделяться внимание внутреннему художественному оформле-нию юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производст-ва. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслу-женным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелир-ных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

Предметы казахского народного прикладного искусства станови-лись известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казах-ские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими му-зыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

 

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдаю-щиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классиче-ские произведения. В произведениях талантливых казахских компо-зиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Тат-тимбет, Биржан-сал Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

 

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ

 

 

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные даро-вания. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а глав-ным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народ-ных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произ-ведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй ''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера в буду-щее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.

 

АБАЙ КУНАНБАЙ-УЛЫ

 

 

Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и ком-позитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах се-мипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.

Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Со-стоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические даро-вания. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая при-влечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца.

Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познако-мился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоз-зрение поэта. В формировании его поэтического творчества в демо-кратическом направлении известно влияние политических ссыль-ных, представителей русского освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал изу-чать язык и культуру этого великого народа.

Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократи-ческой культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.

Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культу-ре, сами создавали поэтические произведения.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных ин-тересов великим казахским поэтом. Давление губернатора, устано-вившего полицейский надзор за ним, является тому подтверждени-ем.

Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с близкими людьми и распространению его твор-чества. Дело доходило до оскорблений великого поэта. В своей сре-де Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, яр-ких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Прежде-временная смерть его талантливых сыновей – Абдрахмана в 1985 году и Магауи в 1904 году – надломили сердце поэта. Он умер спус-тя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году.

Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким фило-софским мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам вос-точных, западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы – ''Гаклию''. Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое народом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных