ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо-материалистической философии.Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Философия Мелье. Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист: не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога); не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души; считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи; материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению; материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи; познание – отражение материи самой материей; источником большинства знаний являются чувства; причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам. Философия Ламетри. Жюльен Ламерти (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций: полностью отвергал идеализм и теологию; считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность; душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств; был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье; считал частную собственность гарантией свободы человека; идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм». Философия Дидро. Дени Дидро (1713 – 1784) – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет. Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению); отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|