Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 6. Абсолютные и относительные величины в статистике.




 

В результате изучения этой темы Вы будете

иметь представление:

· о статистических показателях и их применении для изучения социально-экономических явлений;

знать:

· сущность и виды абсолютных величин, единицы измерения;

· сущность и виды относительных величин, формы их выражения;

уметь:

· анализировать абсолютные показатели;

· рассчитывать основные виды относительных величин;

· правильно указывать единицы измерения абсолютных и относительных величин в расчетах;

понимать:

· взаимосвязь абсолютных и относительных величин.

В результате статистического наблюдения получают некоторые цифры, характеризующие различные явления. Исходные (первичные) данные представлены абсолютными величинами, то есть конкретными числами, показывающими вес, размер, стоимость, объем и т.п. 32 миллиона рублей, 14 тонн, 140 тысяч штук - все это абсолютные величины. Абсолютные величины обязательно имеют какую-либо единицу измерения - килограммы, метры, доллары, штуки и т.п. Единицы измерения бывают натуральные (тонны, штуки, литры и т.п.), стоимостные (рубли, доллары, марки и т.п.) и трудовые, с помощью которых учитываются затраты труда (например, человеко-часы - трудовые затраты в 12 человеко-часов означает, что данную работу сделает 1 человек за 12 часов, или 3 человека за 4 часа, или 6 человек за 2 часа и т.п.).

Но пользоваться только абсолютными показателями неудобно. Например, если мы скажем, что цена на некоторый товар увеличилась на 5 рублей за штуку - можно ли сделать вывод, много это или мало? Если до повышения цены товар стоил 10 рублей, то много, если 1000 рублей - то не очень. Но данный пример еще достаточно простой, и результат виден "невооруженным глазом", а вот как Вы сравните, одинаково ли подорожали товары, если один стоил 173 рубля, и его цена увеличилась на 13 рублей, а другой стоил 842 рубля и подорожал на 64 рубля? Или как сравнить производительность труда на разных предприятиях?

Для решения таких задач существует другой тип статистических величин - относительные, то есть показывающие отношение между различными абсолютными величинами. Наиболее известный и распространенный вид относительных величин - безусловно знакомые Вам проценты (напомним, что 1 процент - это одна сотая доля некоторой общей совокупности, обозначается %). При помощи процентного соотношения предыдущая задачка о подорожании товаров легко решается:

 

Товар 1 Товар 2 Вывод
Стоил 173 рубля, подорожал на 13 рублей, или на 7,5% (13 делим на 173, получаем округленно 0,075, умножаем на 100% и получаем 7,5%) Стоил 842 рубля, подорожал на 64 рубля, или на 7,6% (64 делим на 842, получаем округлено 0,076, умножаем на 100% и получаем 7,5%) Так как 7,5% не сильно отличается от 7,6%, можно сделать вывод, что товары подорожали приблизительно одинаково.

 

Сопоставляемые величины могут иметь как одинаковые единицы измерения (как в приведенном примере, где и в числителе, и в знаменателе были рубли), так и различные (например, стоимость ткани может измеряться в рублях за квадратный метр - соответственно, обозначается "руб/м2").

Приведем еще один пример, показывающий возможности использования относительных величин. Вспомните наше "исследование" посетителей магазина в предыдущих темах. Сейчас нас интересует, сколько посетителей магазина совершают покупку, а сколько - нет (назовем, соответственно, группу тех, кто совершил покупку, "покупателями", а всех, кто посетил магазин не зависимо от того сделал он покупки или нет - просто "посетителями"). Очевидно, что магазину выгодно, чтобы покупки совершало как можно больше посетителей - ведь доход идет с каждой покупки, а расходы на аренду помещения магазина и склада, зарплату персонала постоянны и практически не зависят от количества проданного товара. Путем подсчета в течение недели количества "посетителей" и "покупателей" в трех наших магазинах, расположенных в разных районах города, мы получили следующие цифры (условные):

 

"Центральный" "Первомайский" "Заводской"
"посетителей" "покупателей" "посетителей" "покупателей" "посетителей" "покупателей"
4280 чел. 3090 чел. 3630 чел. 2710 чел. 2170 чел. 1020 чел.

 

Обратите внимание - прежде чем получить этот результат, мы проделали следующую работу:

1. собрали первичные данные в каждом магазине;

2. определили основной группировочный признак (совершение посетителем покупки);

3. провели комбинационную группировку (сначала по магазинам, затем по признак "совершение покупки");

4. представили данные в табличной форме.

 

Таким образом, мы уже применили некоторые знания и навыки, полученные в результате изучения предыдущих тем.

Но пока из этих данных сложно делать какие-то выводы, значит, их надо преобразовать и рассчитать относительную величину - долю совершивших покупки из всех посетителей магазина. Делим количество "покупателей" в каждом магазине на количество "посетителей" и получаем следующую таблицу (для удобства расчетов доли лучше представлять в процентах):

 

"Центральный" "Первомайский" "Заводской"
доля "покупателей" среди "посетителей" доля "покупателей" среди "посетителей" доля "покупателей" среди "посетителей"
0,723 72,3% 0,747 74,7% 0,47 47%
           

 

Эта таблица уже может служить инструментом анализа ситуации в магазинах и принятия определенных решений. Что же мы видим? В "Центральном" и "Первомайском" доли "покупателей" приблизительно одинаковы, и без покупки из магазина уходит около четверти (25%) всех посетителей. В "Заводском" же ситуация принципиально другая - там, как Вы видите, "покупателей" меньше половины (47%)! Это уже повод для более серьезного анализа причин такого состояния дел. Возможно, в "Заводском" не очень хорошо подобран ассортимент товара, или завышены цены в сравнении с расположенными рядом магазинами, или не очень квалифицированный персонал, или, поскольку помещение небольшое, входящие видят сразу большое количество народа в магазине и выходят, даже не обратив внимания на предлагаемый товар, и т.п. В любом случае, если Вы хотите, чтобы отдача от магазина была выше, ситуацию в "Заводском" надо изучать более детально - и в сравнении с "Центральным" и "Первомайским" с точки зрения ассортимента и персонала, и в сравнении с другими магазинами того же района с точки зрения цен, и т.п.

Вот так достаточно простой расчет относительных статистических показателей может дать грамотному менеджеру большой объем информации для принятия решений.

Кроме описанных выше процентов при характеристике различных совокупностей используется такой показатель, как промилле (одна тысячная часть, обозначается %о). Также широко применяются такие относительные показатели, как число единиц одной части совокупности на 100 (1000, 1С 000) единиц другой части.

Например, такойважный показатель состояния экономики, как уровень безработицы может быть представлен как в абсолютном виде - " в республике 9909 зарегистрированных безработных", так и в относительном - "уровень безработицы в республике составил 13,5 человека на 1000 человек трудоспособного возраста". Чтобы перевести этот относительный показатель в абсолютный, достаточно знать количество населения трудоспособного возраста. Если в республике всего 734 тысячи человек трудоспособного возраста, то общее количество безработных легко посчитать: 13,5 (безработных на тысячу населения трудоспособного возраста) умножаем на 734 (тысячи человек трудоспособного возраста) и получаем 9909 безработных.

 

Задание 3.

 

Посчитайте, пожалуйста, сами, пользуясь приведенными в примере данными, сколько процентов населения трудоспособного возраста составляют безработные.

При количестве заболевших гриппом более 5% всего населения врачи считают, что необходимо принимать дополнительные меры по предотвращению эпидемии. Сейчас уровень заболеваемости гриппом в городе составляет 35 человек на 1000 населения. Определите, пора ли уже предпринимать дополнительные меры по предотвращению эпидемии или нет. Свои выводы подтвердите расчетами.

 

Так же характеризуются заболеваемость (п заболевших на 1000 человек населения), рождаемость и смертность (п родившихся или умерших на 1000 человек населения) и многие другие статистические и демографические показатели. Таким образом, относительные величины значительно облегчают сравнение и анализ различных данных.

 

Ниже, в таблице представлены виды и расчет наиболее часто используемых относительных величин.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных