Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическая мысль в эпоху Просвещения




 

Мощное движение научного сознания против теологического мировоззрения (получившее название просвещения), зарождение нового социально-экономического строя сопровождалось тягой человеческого ума к детерминизму - первопричинному объяснению физических и духовных явлений.

К этому времени механическая модель мира была сконструирована Исааком Ньютоном, а внутренняя модель сознания – Джоном Локком. Машинообразное сочетание телесных процессов постулировал Декарт. Сложилась предпосылка для возникновения концептуального, всеобщего объяснительного принципа человеческой психики. Таким всеобщим объяснительным принципом стал ассоцианизм, который на протяжении двух последующих веков оставался в качестве основного объяснительного принципа психологии.

Термин «ассоциация», понимаемый как сочетание идей, был введен в науку Локком. Но в качестве универсальной объяснительной категории в психологии понятие ассоциации было разработано английским врачом Дейвидом Гартли (1705 - 1757). Гартли полагал, что вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие реакции в органах чувств, в мышцах и мозге («Наблюдение над человеком», 1749). Внутренний порядок при этом создается параллельно внешнему порядку. В модифицированном виде эта идея выступала объяснительным принципом психологии вплоть до начала XX века. В XVIII веке ассоцианизм был шагом вперед: он объяснял психику реальными связями объективного мира. Установленные Гартли закономерности образования ассоциаций - смежность воздействия и частота их повторения - стали, по существу, первыми закономерностями психологии.

Установив три элемента нервно-мышечной системы (орган чувств - мозг - мышцы), Гартли открыл путь для дальнейшей конвергенции нейрофизиологии и психологии.

Гартли обогатил психологию многими основоположениями. Так, он отделил память от всех других познавательных процессов, считая ее общим свойством нервной системы, на основе которого совершаются все психические явления. Он прозорливо увидел в волевом акте взаимодействие сенсомоторных и речевых процессов. Гартли первым понял, что волевое действие ребенка - это его самокоманда, которой он овладевает в общении со взрослыми. Исходными побуждениями человеческого поведения Гартли считал чувство удовольствия и чувство страдания. Формирование человека зависит от того, с какими социально значимыми воздействиями сочетаются эти базовые чувства человека.

Благодаря исследованиям Дейвида Гартли мы считаем XVIII век - веком зарождения современной научной психологии. Идеи Гартли оказали решающее влияние на последующее развитие психологии. Но взятие главных вершин психологии (разрешение проблемы соответствия образа внешнему объекту, понимание механизма образования психического образа) было еще впереди.

В XVIII веке немецкий ученый Христиан Вольф (1679 - 1754) издал первые крупные научно-психологические труды: «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). В качестве объяснительной основы психологических явлений X. Вольф предложил понятие способности. Активность души (в метафорическом смысле это понятие сохранялось очень долго) Вольф связывал со способностью человека иметь представления. Осуществив классификацию психических явлений на различные группы, Вольф усматривал в основании каждой из них определенные способности. X. Вольф ввел в научный оборот термин «психология».

Крупные достижения в развитии психологии неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, философском осмыслении бытия.

До XVIII века философы представляли мир как конгломерат отдельных личностей, взаимодействующих в соответствии со своими индивидуальными потребностями и интересами. В XVIII веке возникают концепции историзма - жизнь людей соотносится с жизнью общества, а жизнедеятельность общества осознается как закономерный исторический процесс. Возникает идея надиндивидуальности народа. Возникают первые ростки понимания культурно-исторической детерминированности индивидуальной психики. «Людьми правят законы, которые сами зависят от условий жизни общества» - провозглашает Шарль Мотескье в трактате «О духе законов» (1748). Духовная активность народа обусловлена его культурно-историческим развитием - провозглашают мыслители того времени. Психика человека соотносилась уже не только с телом и мозгом и не только с окружающей его средой, но и с культурно-историческими факторами формирования общества.

Другой знаменитый французский просветитель - Ж. Кондорсе (1743-1794) в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) изобразил историческое развитие в виде бесконечного прогресса, обусловленного как внешней природой, культурными достижениями (открытия, изобретения), так и взаимодействием людей. Он не отрицал роли внутренних побуждений человека, но в качестве двигателя истории у него выступали не отдельные личности, а массы. Чтобы избежать гильотины, он покончил жизнь самоубийством.

В Германии философ И. Гердер (1744-1803), отстаивая в четырехтомной работе «Идеи философии истории человечества» (1789-1791) мысль о том, что общественные явления изменяются закономерно, трактовал эти изменения как необходимые ступени в общем становлении народной жизни. При этом в качестве определяющего начала выдвигалось развитие не одного только разума, но широко понятой гуманности, человечности, достигнутой благодаря взаимному влиянию людей друг на друга.

Бытовавший до тех пор структурный, поэлементный, по существу, механический анализ сознания человека был переведен на более адекватный структурно-функционально-генетический путь исследования. Возникла теория «естественной истории» человека. Усилился интерес и к физиологии человека.

Труд швейцарского ученого Альберта Галлера (1708 - 1777) «Основы физиологии», опубликованный в 1758 году, ознаменовал возникновение современной физиологии. Используя экспериментальный метод, Галлер установил способность одиночной мышцы реагировать на непосредственное ее раздражение. Это обстоятельство актуализировало исходные понятия физиологии и психологии: понятие раздражения, возбуждения и чувствительности.

Кардинальное значение имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749 - 1820). Он впервые дал классическое определение рефлекса. Прохазка отметил, что рефлекс возникает в ответ лишь на определенные раздражители - на те, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка предвосхитил в общем виде и концепцию И.П. Павлова об аналитико-синтетической деятельности мозга.«... Впечатления, произведенные на органы чувств, должны ощущаться, одно от другого отличаться, сравниваться с прошлым ощущением и оцениваться. Нужно также решать, чего следует избегать, а что искать и удерживать. Эти необходимые для самосохранения животного и его потомства функции называют душевными, а орган, служащий для этого, есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций'. Йиржи Прохазка впервые установил, что по рефлекторному принципу функционируют не только низшие, но и высшие отделы нервной системы, что все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела».

Уже в XVIII веке человечество в лице Прохазки вплотную подошло к пониманию сущности психики - психика понималась Прохазкой как способность дифференцировать (категориально классифицировать) внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия.

Многие мыслители эпохи Просвещения жестоко преследовались. Их сочинения сжигались. Но идея прогрессивного исторического развития народа и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укреплялась и обогащалась в следующую эпоху (наиболее развитую философскую форму она получила у Гегеля), оказав глубокое влияние на искания и в области психологии.

Итак, век Просвещения подготовил два направления в разработке проблем психологического познания:

а) трактовка психики как функции высокоорганизованной материи -головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом души;

б) учение, согласно которому индивидуальная психика коренится в социальных формах, нравах, обычаях, духе народа, которым движет собственная энергия культурного творчества, а не Божественный промысел, вело к позитивному изучению фактов, запечатлевших психологическое своеобразие исторического бытия этого народа (в языке, мифологии, быте и др.).

Особое место в философии XVIII столетия оказавшей влияние на последующее развитие научной психологии, принадлежит немецкому профессору из Кенигсберга И. Канту (1724-1804).

В первый период творчества он, восприняв идею развития, выдвинул гипотезу об образовании солнечной системы из первоначальной туманности. Затем от космогонии (учения о происхождении космических объектов) он перешел к «Критике чистого разума» (1781). Так называлось одно из его главных произведений. В нем он разработал новаторское учение об источниках и принципах научного знания. Это знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты - это «вещи в себе». Они непознаваемы. Он назвал их ноуменами - умопостигаемыми сущностями в отличие от феноменов - чувственно созерцаемых явлений. Эти явления осознаются субъектом благодаря тому, что он обладает от рождения особыми орудиями - априорными (предшествующими всякому опыту и независимыми от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. Помыслить о чем бы то ни было, значит обобщить, синтезировать чувственные представления посредством категорий (таких, как причинность, время, пространство). Они фильтруют и структурируют данные нашего опыта, который без этих категорий был бы бессмысленным хаосом.

Учение Канта, доказывая априорную целостность, интегральность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм (считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям). Кантова идея о том, что сознание изначально организованно, изначально обладает структурой и способами построения своего материала, прочно вошла во многие психологические концепции XX столетия.

Таким образом, крупные достижения в психологии в XVIII в. связаны с развитием естествознания, изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляется представление о культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики. Психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, с внешней средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных