Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие психологии как самостоятельной науки




 

Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются крупными достижениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга (Л. М. Галлер, И. Прохазка).

На основе концептуальных обобщений Прохазки нейрофизиологи XIX века направили свои усилия на изучение «рефлекторной дуги». Английский невролог Ч. Белл и независимо от него французский физиолог Ф. Мажанди уже в начале XIX века открывают явление перехода нервного импульса с афферентных (центростремительных) нервных путей на эфферентные (центробежные) нервные пути (закон Белла - Мажанди).

В 30-х годах XIX века нейрофизиология рефлекторной дуги была широко исследована немецким физиологом И. Мюллером («Учебник физиологии человека», 1833). Однако понимание рефлекса оставалось еще механистическим: рефлекторная дуга понималась лишь как анатомический механизм, замыкающий внешнее воздействие на ответную реакцию. Физиологи еще не интересовались тем, что объединяет различные «дуги» в целостный поведенческий акт. Однако даже такое ограниченное изучение рефлекса активизировало исследование человеческой чувствительности и привело к открытию первых психофизиологических закономерностей. Открытие этих закономерностей мы и считаем началом возникновения научной экспериментальной психологии.

В 40-х годах XIX века немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795 - 1878) установил существование зависимости между величиной (силой) внешнего раздражителя и вызываемым им ощущением. Было выявлено, что не всякое увеличение или уменьшение силы воздействия ведет к соответствующему изменению интенсивности ощущения. Для того чтобы интенсивность данного ощущения изменялась, сила соответствующего раздражителя должна увеличиваться или уменьшаться на определенную постоянную величину. Так, освещенность экрана в 1000 люксов должна быть уменьшена или увеличена, как минимум, на 10 люксов, чтобы человек почувствовал изменение яркости этого объекта. Это обстоятельство было обнаружено французским физиком Бугером еще в 30-х годах XVIII века. Вебер же установил аналогичные закономерности применительно к осязательным и двигательным ощущениям. Так возник первый психофизический закон - закон Бугера - Вебера.

Современник Вебера немецкий физик Густав Фехнер установил логарифмическую зависимость изменения силы ощущения от физической интенсивности раздражителя - возник закон Вебера-Фехнера.

Первоначально психофизиология органов чувств ограничивалась механистической детерминацией - силой внешнего воздействия. Однако по мере перехода к изучению зрительного образа возникали принципиально новые проблемы. Первые предположения о связи зрительной и двигательной деятельности вызвали длительную дискуссию о природе видения. Одни исследователи считали способность видеть прирожденным механизмом (нативисты), другие - приобретаемым в процессе упражнений, в которых двигательные и зрительные образы вступают в связь (эмпиристы). Возникала необходимость прояснения самого понятия прирожденной обусловленности психической функции.

В разрешение этих проблем выдающийся вклад внес немецкий естествоиспытатель, ученик Мюллера Герман Гельмгольц (1821 - 1894), исследования которого кардинально преобразовали психофизиологические представления. Фундаментальное исследование Германа Гельмгольца по физиологии органов чувств («Физиологическая оптика», 1867) заложило основы современной психофизиологии, основы психологии пространственного восприятия, раскрыли механизм константности (устойчивости) восприятия. Гельмгольц установил, что построение психического (зрительного) образа обусловлено целью. Было выявлено, что при введении оптических помех (призмы) через некоторое время восстанавливается адекватность восприятия. Это доказывало, что образы восприятия строятся не только на основе сенсорных данных, но и на базе понятий о воспринимаемом предмете, на основе отнесения предмета к определенной категории объектов, на основе предшествующего опыта. Формируются, по выражению Гельмгольца, «умозаключения глазом» (бессознательные умозаключения) об объективных свойствах и взаимосвязях реальных объектов. Каждый новый психический акт включается в сферу имеющихся представлений.Исследования Гельмгольца позволили преодолеть существовавший до тех пор разрыв между чувственными и интеллектуальными компонентами познавательного процесса. Объективные экспериментальные методы, применявшиеся в исследованиях Гельмгольца, сильно потеснили метод интроспекции. Его исследования свели до минимума роль врожденных механизмов психики, придав решающую роль действиям, упражнениям, индивидуальному опыту.

Естествоиспытатели - физиологи, физики, медики обеспечивали открытие психофизиологических закономерностей. Однако само естествознание первой половины XIX века требовало перехода на новые, объяснительные принципы.

Эти принципы были сформулированы Чарльзом Дарвином (1809 -1882). В «Происхождении видов» (1859) он провозгласил: биологическое развитие обусловлено приспособительными механизмами, развитие видов происходит за счет выживания особей, наиболее приспособленных к среде. Дарвинизм привнес в психологию понятие взаимодействия организма со средой, понятие соответствия внешнего и внутреннего. Дарвинизм сформировал новую теоретическую модель поведения, включив в нее нервно-психологический компонент. Принципы эволюционной теории Дарвина были распространены на изучение сознания человека. В рамках дарвинизма возникла основная категория психологии - категория поведения. Дарвинизм стимулировал возникновение новых отраслей психологии - зоопсихологии, сравнительной и генетической психологии. На основе дарвиновского учения началось изучение предыстории человеческой психики. Значительную часть своих работ Чарльз Дарвин посвятил психологии человека («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872).

В середине XIX века и особенно во второй его половине произошли существенные усовершенствования в методах физиологических и нейрофизиологических исследований. Возникает методика графической регистрации физиологических (а затем и психических) явлений. Появилась возможность измерять и фиксировать изменение интенсивности психических процессов под влиянием различных воздействий. На основе изучения электрических потенциалов в мышцах и нервном волокне (Э. Дюбуа-Реймон, Н.Е. Введенский) возникает представление о нервном импульсе. Открытие Мажанди раздельного существования чувствительных и двигательных нервных волокон (1822) активизировало исследование соотношений между структурой и функциями различных мозговых образований. Стала широко изучаться проблема мозговой локализации психических функций.

Французский анатом и антрополог Поль Брок обнаружил, что поражение третьей лобной извилины левого полушария мозга вызывает нарушение речепроизнесения - был открыт моторный центр речи - центр Брока (1866) Фрич и Гитциг открывают центры движения (1870).

Естественнонаучные достижения содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, психология становилась научно-экспериментальной дисциплиной.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, языковед, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 - 1920). В. Вундт создал план широкой разработки всей психологии экспериментальными методами; он поставил задачу - экспериментально выявить структуру сознания. В 1879 году Вундт создал в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований.

В лаборатории Вундта изучались ощущения, сенсомоторные реакции, ассоциации и эмоции («Основание физиологической психологии», 1881). По мнению Вундта, эти явления образуют структуру сознания. Высшие психические процессы, по Вундту, могли изучаться только культурно-историческим (кросскультурным) методом. Также, как и Гельмгольц, Вундт был учеником известного физиолога Мюллера. Занимаясь как физиолог ощущениями и мышечными движениями, Вундт столкнулся с влиянием на физиологические процессы психических факторов. Универсальным объяснительным принципом он считал апперцепцию - некий центр сферы сознания, расположенный в лобных долях мозга («Введение в психологию», 1912).

Первый выдающийся психолог - экспериментатор Вильгельм Вундт стоял на позициях психофизиологического параллелизма - психофизиологической парадигмы, созданной еще Р. Декартом (который считал, что «тело движется, а душа мыслит»): психика рассматривалась как особая субстанция, противопоставленная психофизиологическим процессам.

Однако благодаря исследованиям Вильгельма Вундта к концу XIX века экспериментальная психология получила интенсивное развитие во многих странах мира.

Основные направления экспериментально-психологических исследований были нацелены на изучение формирования чувственного образа, изучение психической стороны действия - действие стало рассматриваться не только как работа мышечного аппарата, но и как регуляционно-приспособительный акт, побуждаемый внешней обстановкой - задачей; изучение психоэнергетики - мотивационных побуждений. Формируются национальные психологические школы. Так, основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857 - 1911) создал первую во Франции психологическую лабораторию (1889), заложил основы патопсихологии, педагогической психологии и дефектологии, разработал методы экспериментального изучения высших психических функций - мышления и речи, разработал тесты интеллектуального развития, внедрил в психологию метод естественного эксперимента, значительно расширив возможность объективного исследования психических явлений («Психология умозаключения», 1886; «Введение в экспериментальную психологию», 1894; «Методика исследования умственного развития», 1922).

В американской психологии на рубеже веков большую известность приобрел психолог и философ Уильям Джемс (1842 - 1910), разработавший моторно-биологическую концепцию психики («Принципы психологии», 1890). Джемс отвергал вундтовское членение сознания на отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство) и выдвинул постулат о целостности и динамичности сознания, введя термин «поток сознания», направленность которого он связывал с нуждами индивида. Дальнейшие психологические исследования в США стали базироваться на этом основоположении. Джемс соотносил сознание не только с его внешними, двигательно-практическими проявлениями, но и с природой личности, с тем, что «человек считает своим». В человеке Джеме различал три сферы: материальную, социальную и духовную. Психология перешла к поуровневой трактовке личности, к системному анализу ее внешних и внутренних проявлений. Джемс разработал теорию эмоций (одновременно с датским анатомом К. Ланге), согласно которой эмоциональные состояния связывались с физиологическими изменениями в организме. Причем последние рассматривались не как следствие, а как первопричина эмоций («мы смеемся не потому, что нам весело, а нам весело потому, что мы смеемся»). Перу Джемса принадлежит систематический курс «Психология», многократно переиздававшийся в России и служивший учебником психологии для российских гимназий.

Под влиянием эмоциональной теории Джемса сформировалось мощное физиологическое учение о телесных механизмах эмоций, которое возглавил профессор Гарвардской медицинской школы Уолтер Кеннон (1871 - 1945). Кеннон выявил влияние эмоциональных (психических) процессов на гормональную активность внутренних органов. Используя постулат Дарвина о преднастройке организма к взаимодействию с соответствующей ситуацией, Кеннон экспериментально выявил проявление этой преднастройки в изменении состояния внутренних органов. Он, в частности, выявил так называемый «адреналиновый фактор» в энергетизации организма в эмоционально напряженных ситуациях. Произошел существенный сдвиг в теоретическом осмыслении механизма эмоций. Периферической теории Джемса-Ланге была противопоставлена нерогуморальная теория эмоций. Кеннон установил, что эмоция является функцией подкоркового центра - таламуса. Исследование эмоций привело Кеннона к открытию основного принципа саморегуляции организмов - принципа гомеостаза, механизма автоматического поддержания постоянства внутренней среды организма («Мудрость тела», 1932).

В конце XIX века возникают первые проблемные лаборатории, в которых отдельные психические функции начали исследоваться экспериментальными и математическими методами. Так, немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 - 1909) создал лабораторию изучения памяти, открыл ряд закономерностей памяти («кривая забывания Эббингауза»). Американский психолог Эдуард Торндайк (1874 - 1949) предложил объективные методы исследования формирования навыков у животных и человека («Ум животных», 1898). Используя «проблемные ящики» (лабиринты), Торндайк установил ряд зависимостей между действиями и отдельными практическими ситуациями, подготовив тем самым возникновение бихевиоризма.

В XIX веке интенсивно развивается дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая индивидуальные психические различия между людьми и группами людей. Значительные исследования по выявлению индивидуальных различий были осуществлены Бине, Штерном, Лазурским. Исследуются генетические основы индивидуальных различий, используются математические методы исследования. В известной книге «Наследственный гений» (1869) Ф. Гальтон дал убедительный статистический анализ распределения способностей в зависимости от наследственных факторов. В 1984 году Гальтон организовал в Лондоне первую антропометрическую лабораторию. (Он вооружил криминалистику методом дактилоскопии, а психологию - методом исчисления коэффициента корреляции между переменными.) Сотрудник Гальтона Кеттел осуществил первые тестовые обследования (1890), широко подхваченные затем американскими психологами.

Начав применять экспериментальные, математические, статистические и клинические методы, психология окончательно освободилась от своего многовекового симбиоза с философией, продолжая взаимодействовать с ней, Но психологии еще предстояла война за независимость от физиологии.

В 1889 году в Париже состоялся первый психологический конгресс. На нем наряду с психофизиологическими проблемами обсуждалась проблема детерминации человеческого поведения - психологическая наука выдвигала свои специфические проблемы. Началось движение психологии по собственному пути. Однако на этом пути ее вскоре вновь догнала биология со своей концепцией поведения как уравновешивания организма с внешней средой. Под давлением этой биологической парадигмы в психологии утверждается концепция функционализма (от лат. functio - исполнение). В рамках функционализма сознание стало исследоваться лишь в плане его приспособительной функции.

В начале XX в. ученик Вундта Освальд Кюльпе (1862 - 1915) основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую мышление и волю. Объектом научного анализа здесь стало выполнение интеллектуальных заданий. В Вюрцбургской школе было установлено, что мышление как психический процесс не сводимо ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи. Вюрцбургская школа постулировала наличие несенсорных (безобразных) компонентов мышления - умственных действий - и несенсорных системо-образующих компонентов сознания - значений и смыслов.

Исследования функционалистов в области отдельных психических функций - восприятия, мышления, памяти внимания и воли - нанесли окончательный удар по трехвековому господству в психологии ассоцианизма, трактовавшего сознание как сцепление чувственных элементов. Но вместе с ассоцианизмом психология лишилась и своего единственного объяснительного принципа. Психология стала распадаться на отдельные школы и направления.

В первой половине XX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим пониманием предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.

Наибольшую известность получили:

- психоанализ, представителями которого являлись: 3. Фрейд (1856-1939), А. Адлер (1870-1937), К. Юнг (1875-1961), Э. Фромм (1900-1980);

- гешталътпсихология: М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К. Кофка (1886-1941)];

- бихевиоризм: Дж. Уотсон (1878-1958), Э. Торндайк (1874-1949), Э. Толмен (1886-1959), К. Халл (1884-1952)];

- школа К. Левина (1890-1947).

В начале XX в. формируется новая отрасль психологии - социальная психология, представителями ее являлись: В. Вундт (1832-1920), Г. Тард (1843-1904), Г. Лебон (1841-1931), Э. Дюркгейм (1858-1917), У. Мак-Даугалл (1871-1938), Дж. Мид (1863-1931), В.М. Бехтерев (1857-1927).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных