Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эволюция основных школ и направлений психологии




В первой половине XX века в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США - бихевиоризм и школа Курта Левина.

В 1895 году австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939), работая над «Проектом программы научной психологии», пришел к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невролога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Широко применяя в своей врачебной практике метод свободных ассоциаций, прослеживая ход мыслей своих пациентов, Фрейд обнаружил личностное содержание этих ассоциаций, скрытое от самих пациентов. Подсознательные ассоциации указывали на устойчивые мотивационные установки личности, на психические травмы, перенесенные личностью. Свой метод и учение в целом 3. Фрейд назвал психоанализом («Толкование сновидений», 1900).

Для исследования сферы бессознательного Фрейд обратился к сновидениям («Толкование сновидений» и является его основным трудом). В итоге Фрейд пришел к следующим выводам. Психическая жизнь человека имеет различные уровни. Бессознательный ее уровень является источником инстинктивно-мотивационной, преимущественно сексуально направленной, энергии. Эти явления не осознаются. Но сознательная сфера постоянно озабочена подавлением этих темных инстинктов.

Фрейд выступил против отождествления личности с ее сознанием. В структуре личности он выделил три сферы: Оно, Я, и Сверх-Я. Оно - средоточение слепых инстинктов (сексуальных и агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению вне зависимости от отношения данной личности к внешней ситуации. Я (Эго) стремится к приличествующему реальным обстоятельствам самосохранению. Сверх-Я (Супер-эго) - моральные установки личности. От внутриличностных конфликтов индивид спасается с помощью защитных механизмов: вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии.

Фрейд ввел в психологию ряд существенных категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности. Заслуга Фрейда состоит также в соединении психологической теории с психотерапевтической практикой. Поставив вопрос о естественной природе человека, он, однако, абсолютизировал эту природу и предал забвению социальную сущность человека.

В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Вертгеймера (1880 - 1943) возникла новая психологическая школа - гештальтпсихология (от немецкого «Gestalt» - форма, структура). В нее входили известные психологи Вольфганг Келер (1887 - 1967) и Курт Коффка (1886 - 1941). В опытах Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы. Психические образы - это не комплексы ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур.

Вертгеймер покинул Вюрцбургскую школу, порвав, таким образом, и с концепцией имманентного содержания сознания. Под влиянием концепции, выдвинутой в свое время Брентано, он стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определенных действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры - гештальты. Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии - представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений.

В исследованиях гештальтпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия: апперцепция, взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, прегнантность - стремление восприятия к «хорошей» форме (простой и упорядоченнрой), константность восприятия - постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия, феномен «близости» -тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве, феноме «замыкания» - тенденция к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры. Многие явления психологии мышления гештальтисты также пытались объяснить в контексте вышеуказанных закономерностей.

Адаптивные формы поведения после опытов Келера на шимпанзе гештальтисты объясняли своим универсальным понятием «инсайт» (англ. «insight» - озарение) - внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Однако в целом гештальтисты были далеки от детерминистского объяснения психических явлений. Они пытались объяснить сознание, исходя из него самого.

В это время в американской психологии возникает ее ведущее направление - бихевиоризм (от англ. «behavior» - поведение). Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы биохевиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Это хорошо увязывалось с прагматическим направлением всей американской науки того времени. Одним из основателей бихевиоризма был известный психолог и педагог Эдвард Торндайк (1874 - 1949). (Термин бихевиоризм был введен в научный обиход в 1913 г. Уотсоном.) Будучи приверженцем объективных методов исследования, Торндайк использовал в опытах над животными «проблемный ящик» (лабиринт) и изложил обширный экспериментальный материал по проблеме научения в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898).

Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривает как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S). S à R - такова формула бихевиоризма. Достижением бихевиоризма была разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихевиоризму человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы - «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению («закон эффекта»). Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» - в результате многократного повторения они автоматизируются.

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Однако в целом категориальная система бихевиоризма осталась крайне ограниченной. Бихевиоризм игнорировал важнейшие компоненты действия - мотивацию и психический образ действия как ориентировочную основу его реализации. Из психологии людей полностью исключался социальный фактор. Мозг животного и человека рассматривался бихевиаристами как «черный ящик».

В 30 - 60-х годах XX века в зарубежной психологии возникают различные направления классического психоанализа. Эти направления возглавлялись двумя бывшими сотрудниками 3. Фрейда, отмежевавшимися от него еще при его жизни. Одно из них возглавил Карл Густав Юнг (1875 -1961) - швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической (глубинной) психологии.

Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Он разработал учение о двух видах бессознательного: личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые травмировавшие впечатления) формируется в жизни индивида. Коллективное бессознательное - это сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика индивида, сформированная в процессе исторического развития человечества. Формой проявления коллективного бессознательного являются инстинкты и архетипы - национальные и расовые, а также общечеловеческие верования, мифы, архетипические образы и символы. (Основанием для введения понятия «архетипы» послужила психиатрическая практика Юнга - он обнаружил некоторое общее содержание в фантазиях разных больных и одинаковую последовательность в их чередовании.) Становление личности - процесс индивидуации - Юнг рассматривал как процесс постепенного снятия изначального конфликта между сознательным и бессознательным. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида.

Юнг считал, что под влиянием врожденных программ, архетипов находятся все сферы человеческой психики. Он полагал, что различие в культурах изначально определяет психическое своеобразие индивидуальных представителей этих культур. (Так все европейцы были отнесены им к экстравертам, а все индусы - к интровертам, наиболее зависимым от своего коллективного бессознательного). Юнг считал, что и на современном уровне цивилизации человеческое сознание не достигло приемлемой степени целостности (самости) и остается все еще подвержено фрагментации. Так, например, интуиция является относительно автономной сферой психики человека. Значительная часть содержания психики человека находится в подавленном состоянии. Но коллективное бессознательное не склад прошлого; оно полно зародышей различных форм спонтанного поведения в будущем. Безмерное древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела возводится к общей анатомической структуре млекопитающих.

Человек, по Юнгу, не волен контролировать свои настроения и эмоции, мириады скрытых путей, по которым бессознательные факторы вкрадываются в его решения и мероприятия. Культурные символы создают специфическую энергию человеческого сознания. Их подавление активизирует сферу подсознательного, актуализирует первобытные черты поведения.

Юнг выделил два типа личности - экстравертированный и интровертированный («extra» - вне и «intro» - внутрь). Экстравертированный тип личности отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя, пониженной значимостью для него собственного субъективного мира. Этот тип личности отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, адекватным отражением своих социальных связей, оптимальным уровнем притязаний. Интровертированный тип личности характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на свой внутренний мир, приданием ему высшей ценности, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде. Система взглядов Юнга получила название аналитической психологии в отличие от психоаналитической теории Фрейда. Наиболее интенсивную разработку получила концепция экстраверсии – интраверсии. В исследованиях Дж. Гилфорда, Г. Айзенка, Р. Кеттела эта дихотомия вошла в факторную теорию личности, в которой экстраверсия - интраверсия была включена в единую шкалу личностных свойств.

Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870 - 1937), австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии, концепции внутреннего единства психической организации личности, обусловленного ее стремлением к успеху, самореализации, социальной идентификации. Осознавая свои дефекты, личность стремится, по Адлеру, компенсировать их, прибегая иногда к гиперкомпенсации. Все это и образует «психические комплексы» индивида, сферу его подсознания, стиль его жизнедеятельности. Развивающийся у личности «комплекс неполноценности» (термин, введенный Адлером) может быть причиной невроза. Адлер связал подсознание не с сексуальными, а с социальными факторами. Патологию личности Адлер связал с ее неспособностью к социальной кооперации.

Позднее Адлер ввел в свою концепцию понятие «образа меня совершенного». По его мнению, в глубинах бессознательного у каждого человека живет образное представление о себе, как об актуализированной, развитой личности. Разительное отличие этого образа от действительного облика индивидуума грозит последнему неврозом или даже патологией личности.

Наряду с рассмотренными направлениями классического психоанализа в 30-х годах возникает широкое направление - неофрейдизм. К этому времени появилось значительное количество людей, страдающих новыми «болезнями века» от воздействия сложных социально-средовых условий. Экономическая депрессия и войны обострили у многих людей чувство одиночества, незащищенности и тревожности. При выяснении причин этих заболеваний было уже недостаточно анализа личной биографии пациента, его семейных драм и личностных конфликтов. Неофрейдизм возник как новое направление психоанализа, ориентированное на социальное обусловливание индивидуальной психологии.

Наиболее крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900 - 1980) - немецко-американский психолог, основатель гуманистической психологии. Фромм пытается понять психологию человека в свете социальных условий его существования. Трагизм человеческого рода Фромм усматривает в его освобожденности от инстинктивной предопределенности поведения.

Мы должны понимать два взаимосвязанных условия существования человека - постоянно уменьшающуюся детерминацию его поведения инстинктами и все более возрастающую детерминацию прижизненно приобретаемыми программами поведения, которые становятся возможными благодаря колоссальным потенциям развивающегося человеческого мозга. «Но возмещают ли эти возможности человеческого мозга дефицит инстинктивного поведения?» - так формулируется Фроммом основная проблема его научного поиска.

Человек изначально не вооружен адаптивными программами поведения. Принятие правильных решений обусловлено интеллектом. Но всем известно, насколько может быть слабым и ненадежным этот поведенческий инструмент. Внезапно нахлынувшие желания и страсти могут легко его подавить. Более того, одаренность человека разумом, самосознанием, осознание им самого себя как существа, обособленного от природы и от других людей, разрушает в нем естественную гармонию, присущую поведению животных. Оставаясь частью природы, человек в то же время вытеснен за ее пределы. Осознавая себя, он вынужден признать ограниченность своего существования. Ум человека и его естественная природа дихотомичны, двойственны.

Человек не может прожить спокойно, лишь повторяя образцы поведения своего вида, он должен жить сам. Существование человека -нескончаемая цепь решаемых им жизненных проблем. Эта экзистенциальная, сушностная противоречивость порождает у него постоянное чувство неустойчивости, напряженности. У человека нет своей экологической ниши. Его «ниша» - общечеловеческая культура.

В.более ранней своей работе «Escape from Freedom» («Бегство от свободы») Эрих Фромм показал зависимость типических характеров от социального строя, особенности характеров, обусловленные тоталитарным строем. В условиях систематического подавления свободы и независимости возникает такое негативное свойство личности, как автоматический конформизм. Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, каким они его ожидают видеть.

Фромм выступил как гуманизатор психологии, придал ей социокультурную направленность. Методику неофрейдизма он использовал для анализа социально-исторической динамики. Человек, по Фромму, является пленником не своих инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологом. Сам по себе человек не является ни плохим, ни хорошим. Инстинкты человека ослабленны, они уже не гарантируют ему биологического существования. Разум же его еще недостаточно развит и тверд, чтобы гармонизировать его отношение со средой обитания. Человек - единственное животное, для которого собственное существование является проблемой.

Само существование человека выступает, по Фромму, в двух модусах - быть или иметь. Самосуществование в модусе «иметь» заглушает коллизию человеческого бытия, обеспечивает ему иллюзорную самодостаточность. Тенденция «иметь» стимулируется его биологической природой. Тенденция «быть» черпает свои силы в человеческой духовности, обусловлена глубинными, подлинно человеческими потребностями. Таковы вкратце взгляды основоположника гуманистического психоанализа Эриха Фромма.

Значительный вклад в системный анализ человеческого поведения внес необихевиоризм и его лидеры Эдуард Толмен (1886 - 1959) и Кларк Халл (1884 - 1952). Большую известность среди психологов приобрело исследование Э. Толмена «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932).

Концепция Толмена о внутренних переменных была поддержана и развита Кларком Халлом, экспериментально исследовавшим формирование понятий и навыков («Система поведения», 1952). Еще в 40-х годах в работе «Principes of behaviour» («Принципы поведения», 1943) Халл выявил многие механизмы саморегуляции организмов. Для приспособительного действия, постулирует Халл, необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие среды, которые должны совпасть, чтобы вызвать реакцию эффекторных органов. Халл выдвинул плодотворную идею «афферентного нервного взаимодействия», согласно которой реакции организмов осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом.

В развитии общей теории регуляции человеческого поведения значительную роль сыграла теория «поля» немецкого психолога, эмигрировавшего в США, Курта Левина (1890- 1947). Будучи руководителем центра по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте и контактируя с Винером, разрабатывавшим в то же время в том же институте основы кибернетики, К. Левин исследовал проблему групповой динамики. Используя физическое понятие поля, Левин вывел понятие психологического пространства. Жизненное пространство индивида Курт Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют некие психологическое силы: стремления, уровни притязания, лидерские проявления, конфликты. Эти силы имеют определенную величину, направленность и точки приложения (которые Левин предложил обозначать математическими знаками). Одни районы поля притягивают индивида, другие его отталкивают, то есть имеют отрицательную или положительную валентность. Указанные силы организуют мотивационную структуру индивида. Для ее исследования Левином была разработана специальная экспериментальная методика. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. В связи с этим им были разносторонне исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов.

Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе стал швейцарский психолог Жан Пиаже, основатель генетической психологической школы. Если в традиционной психологии мышление и речь ребенка изучались лишь с точки зрения их «изъянов», то Пиаже первым исследовал качественные особенности детского мышления («Речь и мышление ребенка», 1923). Развитие психики ребенка Пиаже рассматривал как внутреннюю трансформацию совершаемых им внешних действий, как процесс интериоризации, имеющий определенную стадиальность. Концепция интериоризации - перехода внешних предметных действий во внутренние умственные действия стала фундаментальной методологической концепцией современной психологии. Созданная Жаном Пиаже Женевская школа психологии стала крупнейшим мировым центром исследования психического развития человека.

Пиаже создал особое направление в психологии - генетическую эпистемологию - (от гр. «episteme» - знание) - психосоциальную теорию развития познания («Психология интеллекта», 1946). Исследования Пиаже содействовали разработке проблемы соотношения между логикой и психологией мышления, между биологическими и психологическими факторами интеллектуального развития.

Сенсомоторный интеллект ребенка предшествует его логическому интеллекту - к такому выводу пришел Жан Пиаже. Только опираясь на множество конкретных практических операций, человек переходит на уровень формально-логических операций, завершающийся лишь к 15 годам («Психология интеллекта», 1946).

В «Теории Пиаже» Жан Пиаже писал: для того, чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними и поэтому трансформировать их - перемещать, связывать, комбинировать... Источник знания лежит не в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии...

В продолжение многих столетий психология имела лишь две сферы своего практического приложения - педагогику и медицину. В начале XX века технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственной деятельности, торговли, рекламного дела - менеджмента и маркетинга, как потом стала называться вся сфера производства и обмена. Введенный В.Штерном термин «психотехника» первоначально и охватывал психологические аспекты профессиональной деятельности.

Еще в 80-х годах XIX века американский инженер Фредерик Тейлор (1856 - 1915) разработал систему мер рационализации труда. Все рациональные приемы организации труда Тейлор обосновывал своими эмпирическими психологическими представлениями. Все это резко повысило престиж психологических знаний в среде организаторов производства, вызвало интерес общества к проблеме нервно-психологического потенциала работников в различных сферах производства. Делаются попытки определить оптимальную продолжительность и структуру рабочего времени, исследуется проблема утомляемости, разрабатываются методы анализа профессий (профессиограммы) и профессиональной пригодности (В США выходит книга Парсона «Выбор профессии» и еще раньше книга Мюнстерберга «Психология промышленной производительности», 1913). Все это резко повысило практическую значимость психологии, выдвинуло на передний план проблему психологических возможностей человека в различных сферах деятельности. Резко увеличились ассигнования на производство лабораторно-психологических исследований.

Активизировались тестовые исследования различных психических функций: памяти, интеллекта, внимания, скорости сенсомоторных реакций. Определялся необходимый уровень развития этих психических функций для успешного овладения различными профессиями. Экспериментальная психология покидала академические лаборатории и внедрялась в различные практические сферы жизнедеятельности людей. Усовершенствовались методы психологической диагностики. Расширялась сфера психологического консультирования. Психический потенциал человека становился объектом точных измерений. Во всех сферах человеческой деятельности стал четко усматриваться психологический фактор.

В начале XX века окончательно формируется новая отрасль психологии - социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы. Оформление социальной психологии в самостоятельную науку связывают с появлением в 1859 году в Германии «Журнала по этнической психологии и языкознанию», издателями которого были Г. Штейнталь и М. Лацарус. Этот журнал поставил своей задачей изучение психологии народов, «духа народа», проявляющегося в его языке и культуре. Крупными ее представителями были Габриель Тард («Законы подражания», «Личность и толпа»), Г. Лебон («Психология народов и масс»), У. Мак-Даугалл («Основные проблемы социальной психологии»).

Возникают первые социально-психологические концепции. Французский социолог и криминолог Габриель Тард (1843 - 1904) выступил основоположником психологического направления в социологии. По концепции Г. Тарда, общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно явлением подражания, обычаями и модой. Благодаря подражанию возникают групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды социализируются - приспосабливаются к условиям общественной жизни. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности («Законы подражания», «Личность и толпа», «Социальные законы»).

Французский социолог и социальный психолог Густав Лебон (1841 - 1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов («Психология народов и масс», СПб, 1896).

Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Э. Дюркгейм выдвинул феномен «коллективных представлений» («Индивидуальные коллективные представления», 1898), которые и определяют видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется рядом социальных факторов - в том числе духовными факторами, коллективным сознанием.

Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии, утвердив первичность социального в формировании личности. На рубеже XIX и XX веков английский психолог У. Мак-Даугалл предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания («Основные проблемы социальной психологии») на основе понятия «социальные инстинкты». В 1908 году была издана книга Мак-Даугалла «Введение в социальную психологию». Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки. В период между 1910 и 1920 годами выходит десятитомная «Психология народов» В. Вундта.

В 20-х годах XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде, применившего математические методы, начинается новый этап развития социальной психологии - зарождается экспериментальная социальная психология. Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, в устойчивости их внимания и т.п. в группе и в одиночку. При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Менее заметно это влияние в познавательной сфере.

Вслед за Меде американский психолог Ф. Олпорт детализировал методику массового социально-психологического эксперимента. По его методике были проведены широкие эксперименты и на их основе разработаны эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, военного дела, политической пропаганды и т.п. В разработке методики социально-психологических исследований известную роль сыграл американский психиатр и социолог Д. Морено - основатель метода социометрии. Морено считал, что структура социальных групп определяется синтонностью, то есть симпатией или антипатией между отдельными членами группы. Он разработал графические способы фиксации этих взаимоотношений - социограмм.

Особенно интенсивно социальная психология развивалась в США. Основным ее направлением стала психология социального взаимодействия - интеракция (от англ. «interaction» - взаимодействие). В основу этого интеракционистского направления американской социальной психологии были положены идеи Джорджа Мида (1863 - 1931), выдвинутые в 20-х годах.

Под социальным взаимодействием Мид понимал непосредственную межличностную коммуникацию («обмен символами»). Введя понятие социальной роли, Мид рассматривал социальное взаимодействие как взаимодействие личностей, овладевших определенными социальными ролями. Высшей стадией социализации личности он считал формирование социально-рефлексивного «Я», способность индивида понимать и принимать роль другого («генерализированный другой») и в соответствии с этим конструировать собственные действия.

В рамках интеракционизма разносторонне исследованы социальные установки личности, ее ролевое поведение, влияние на личность референтных для нее социальных групп. Социально зрелая личность становится, по Миду, объектом для самого себя. Социальный контроль приобретает при этом форму внутреннего самоконтроля. Мид ввел в научный оборот многие понятия современной социальной психологии.

 

1.8. Современное состояние и направления развития зарубежной психологии

 

В настоящее время в зарубежной психологии происходят существенные, концептуальные преобразования - различные психические явления получают интегративную интерпретацию. Концептуализируется проблема психической саморегуляции. Наряду с понятием «потока сознания» в научный оборот вводится понятие «поток поведения», исследуется проблема стратегии жизни, влияние на поведение человека критических обстоятельств его жизни. Значительное внимание уделяется представленности в осознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности.

На передний план выходят исследования стратегии и тактики межличностного взаимодействия, причин конфликтов и способов их предотвращения (Р. Фишер, У. Юри). Изучаются стратегии поведения, системообразующие качества личности.

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная психология (от лат. «cognitio» - познание), которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Дж. Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзенк), психология личности (Дж. Келли).

В связи с развитием кибернетики, актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого поведения. Уже отмеченные ранее исследования Халла позволили перейти к количественным описаниям отдельных звеньев поведения. В молярном (целостном) плане психологическая структура поведения широко исследуется американскими психологами и нейрофизиологами. Миллер, Галлантер, Прибрам исследовали те промежуточные переменные, которые связывают стимул и реакцию. Они и приходят к выводу, что этими внутренними инстанциями поведения являются «Образ» и «План». Под «Образом» имеется в виду информативное обеспечение действия, под «Планом» - его алгоритмическая структура. Стратегия «Плана» строится на основе проб, осуществляемых в условиях, созданных «Образом». Проба (test) предшествует каждой из операций, (operate), которые, видоизменяясь на основе обратной связи, приводят в конце концов к желаемому конечному результату (exist). Единица поведения осуществляется, таким образом, по схеме: Т - О - Т - Е. Психологией и нейрофизиологией в своих целях начинают интересоваться и инженеры.

Однако до сих пор большинство психологических направлений остаются концептуально обособленными. Претендуя на всеобщность, они, по существу, охватывают лишь отдельные проявления человеческой психики. Так, в последнее время в США широкое распространение получили работы психотерапевта Эрика Берна, опубликовавшего еще в 1964 году книгу «Игры, в которые играют люди», основавшего «школу» трансактного анализа. За единичный акт человеческих отношений Э. Берн принимает так называемый «обмен ходами» - систему побуждающих и ответных акций, «ходов» общающихся партнеров. (Этот «обмен ходами» напоминает, по мнению Берна и его последователей' торговую операцию-сделку - transaktion - отсюда и происходит название данного социально-психологического направления - «трансактный анализ»). Трансактный анализ - анализ обмена ходами, приводит Берна к мысли, что каждый человек может самопроявляться в трех символических образах: в образе «Родителя», «Взрослого» и «Ребенка». В этих трех типичных психических состояниях люди как бы проигрывают старые записи, в которых запечатлены различные возрастные периоды развития данного человека, реальные события его прошлой жизни и соответствующие им оценки и чувства. Вся гамма человеческих отношений трансакционистами сводится к взаимодействию РВР («Родитель», «Взрослый», Ребенок»).

Одно из направлений современного бихевиоризма - оперантный бихевиоризм - возглавляется в настоящее время Беррес Фредериком Скинером (род. 1904). По теории оперантного бихевиоризма научение организма происходит благодаря самоподкреплению. На этой основе возникло программированное обучение.

Концептуальную значимость в последнее время приобретают не отдельные психологические направления, а системы взглядов наиболее крупных психологически ориентированных философов. Так, большой известностью стали пользоваться идеи Карла Ясперса (1883 -1969) - немецкого психиатра и психолога, исследовавшего проблемы психологического развития личности, выступавшего в качестве политического моралиста.

Фундаментальным понятием в системе взглядов Ясперса является понятие «коммуникации». Основой морального и социального зла, по Ясперсу, является неспособность людей к «дискуссии», обезличенность массового общения. Для выхода из общечеловеческого кризиса, по мнению Ясперса, необходимо развитие коммуникации между странами. Идея глобальной интеграции человечества, организация поведения человека на основе общечеловеческих ценностей становится основополагающей психологической идеей.

Двадцатый век начинался для психологов открытием IV Международного психологического конфесса. В своих вступительных речах известные психологи Г. Эбингауз и Т. Рибо ратовали за будущий союз психологии с естествознанием. Но физиолог И.П. Павлов еще не развернул свои опыты по условным рефлексам, а менталитет многих психологов был еще занят сообщениями П. Каруса о необходимости исследования бессмертия души.

К концу XX века психология стала ключевой дисциплиной в системе гуманитарных наук, а ее прикладные отрасли стали определять эффективность всех отраслей человеческой жизнедеятельности. Достижения психологии столь значительны, что это выдвинуло ее на одно из первых мест в системе наук о человеке.

Психологи все более плодотворно работают в школе и клинике, на производстве и военной лаборатории, в центрах подготовки космонавтов и в управленческих структурах, в системе правоохранения и аналитических центрах социального развития. Психологические знания необходимы везде, где возникает необходимость научной организации труда, необходимость эффективного использования ресурсов человеческой психики. В настоящее время эффективно развиваются прикладные отрасли психологии: экономическая, педагогическая, юридическая, военная, спортивная, психология искусства, космическая и др.

Современная психология все более интегрируется с нейрофизиологией, постулируя обусловленность психических явлений как внешними воздействиями, так и закономерностями работы мозга. Психология становится наукой, устанавливающей связи между индивидуальным и социальным, между органическими и социальными явлениями, между природой и исторической стороной сущности человека.

Историческая цепочка психологических учений - это не набор «взглядов», а восходящее развитие представлений человека о своей сущности. Научно-психологические завоевания каждой эпохи были прорывом на пути формирования системных представлений о психике человека.

Категориальный аппарат психологии формировался в русле отдельных школ и направлений: категория действия - в русле функционализма и бихевиоризма, категория образа - в русле гештальтпсихологии и структурализма, категория мотивации - в русле психоанализа, категория межличностного взаимодействия - в русле интеракционализма. Знаковая и деятельностная концепция развивалась школой Выготского. Достижения этих направлений содействовали формированию общепсихологической теории, а их недостатки вели к поиску новых психологических парадигм. В настоящее время психология стоит перед необходимостью своей общетеоретической интеграции. Система четко определенных категорий должна образовать единую систему психологии, ее тезаурус.

Не менее интересным представляется рассмотрение вопроса – истории становления и развития психологических идей в России.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных